Модульный урок "Состав вещества. Химические знаки иформулы"
методическая разработка по химии (7 класс) по теме

Корнеева Раиса Николаевна

Обобщающий урок по теме "Состав вещества. Химические знаки и формулы" в 7 классе с использованием технологии модульного обучения. Учебник  О.С. Габриэлян, И.Г. Остроумов "Введение в химию. Вещества" 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7kl..doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

Николо-Погореловская средняя общеобразовательная школа

Открытый урок  по химии

проведенный в 7 классе

                                                Провела: Р.Н. Корнеева –

учитель математики  и химии

2008-2009 уч.год

Модульный урок на тему:                          

«Состав веществ. Химические знаки и формулы»

Интегрирующая цель урока:

  1. обобщить первоначальные химические понятия, уметь записывать химические знаки, сопоставлять химические знаки –  произношение – название, уметь записывать химические формулы по произношению и по составу их молекул;
  2. закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах;
  3. уметь работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы.

УЭ-1. Химические знаки

Цель: вспомнить  знаки химических элементов, отработать навык записи химических элементов на слух, уметь сопоставлять химические знаки – произношение – название химического элемента.

РАБОТАЕМ   ВМЕСТЕ

Задание1: Учитель показывает карточки с химическими знаками, нужно назвать произношение и название химического элемента.

Задание2: Под диктовку учителя запишите в строчку знаки химических элементов.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Задание3: Выполните задание по карточке: (Приложение 1)

Задание:1) Выявите соответствие сведений в 1, 2, 3 столбцах

2) Допишите недостающие цифры.

Например: 1 – 9 – 5

 УЭ-2. Простые и сложные вещества

Цель: вспомнить классы химических веществ, закрепить умение определять простые и сложные вещества.

РАБОТАЕМ   ВМЕСТЕ

Задание1: Ответьте на вопросы учителя и заполните таблицу.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Задание2: Выполните тест:

  1. Сколько простых и сложных веществ записаны формулами: Fe; NaNO3; S; O2; CuO; O3.

А) 4 и 2;    Б) 2 и 4;     В) 3 и3;      Г) 5 и 1 .

  1. Укажите формулы сложных веществ:

А) CuO         Б) Cu         В) CO2        Г) H2 

  1. Соотношение атомов серы и водорода в молекуле сернистого газа равно 1:2. Найдите его формулу:

А)  SO2        Б) SO3          В) H2S      Г) H2SO4

  1. Среди перечисленных веществ выберите формулы простых веществ металлов

      А) Cu         Б) N2           В) Al             Г) O2

  1. Молекула углекислого газа состоит из атома углерода и двух атомов кислорода. Выберите формулу:

А) NO2             Б) CO2              В) CO              Г) SO2

УЭ-3. Формулы веществ

Цель: Уметь записывать формулы веществ по их произношению, по данным о составе их молекул.

РАБОТАЕМ   ВМЕСТЕ

Задание1: Под диктовку учителя запишите в строчку формулы веществ по их произношению.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

Задание2: Напишите формулы веществ, соответствующие составу их молекул:

а) один атом фосфора и три атома водорода;

б) один атом азота и два атома кислорода;

в) два атома хлора и семь атомов кислорода;

г) один атом кремния и четыре атома фтора.

УЭ-4. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества.

Цель: Отработать умение вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовые доли элементов.

Задача: Вычислить относительную молекулярную массу оксида кремния SiO2 и массовые доли элементов в молекуле этого вещества:

Образец:

    Дано:                      Решение:

    SiO2               Мr(SiO2) = 28∙1 + 16∙2 = 60

Мr(SiO2)-?         W(Si) =

W(Si)-?               W(O)=

W(O)-?

Ответ: W(Si)=46,7%      W(O)=53,3%

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Решите самостоятельно задачу:

Вычислите относительную молекулярную  массу оксида серы(IV) SO3 и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

УЭ-5. Подведение итогов

Цель: Подвести итоги урока, выставить оценки

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  РАБОТА

Задание1: Проверьте правильность выполненных заданий по Приложению 2 . Если вы дрпустили шибки при выполнении заданий, исправьте их в соответствии с приложением.

  1. Внесите в таблицу протокола  оценки за выполнение каждого задания, пользуясь приложением 3

  1. Выведите средний балл.

УЭ-6. Задание на дом

Цель: Записать домашнее задание

Запишите домашнее задание в дневник.

Пов. §12-14 Упр.3 (K2CO3)

Подойдите к учителю с протоколом, чтобы выставить оценку в журнал и дневник.

Вам удалось большую часть заданий выполнить самостоятельно?!

Вы молодцы!

Протокол модульного урока

«Состав веществ. Химические знаки и формулы»

Дата ___________  класс ________ Фамилия, имя _________________________________

УЭ-1. Знаки химических элементов

Задание 2: __________________________________________________________________

Задание 3:

1 ____   ____

5 _____    ______

9 _______  ______

2 ____   _____

6 ______  _______

10 ______   ______

3 ____   _____

7 ______  ______

4 ____   _____

8 ______  ______

УЭ-2. Простые и сложные вещества

Задание1:

Задание 2: (тест)

1. ______   2. _____  3. ______  4. ______ 5._______

УЭ-3.Формулы веществ

Задание1. ________________________________________________________________________

Задание2. ________________________________________________________________________

УЭ-4.Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества.

Задача:

    Дано:                      Решение:

                   

       

УЭ-5.Подведение итогов урока

УЭ-1.

УЭ-2.

УЭ-3.

УЭ-4.

Средний балл

Приложение2.

УЭ-1. Знаки химических элементов

Задание 2: C,  H,  S,  Al,  Mg.

Задание 3:

1        9        5

5         8          1        

9         5            10      

2        6        7

6          3          2

10        7            4

3        1        6

7           10        3

4         2        8

8            4          9

УЭ-2. Простые и сложные вещества

Задание1:

вещества

простые

сложные

металлы

неметаллы

органические

неорганические

алюминий

железо

медь

водород

кислород

сахар

жиры

крахмал

вода

Поваренная

соль

Задание 2: (тест)

1. А    2.А, В     3.В      4. А,В     5. Б

УЭ-3.Формулы веществ

Задание1. ZnCl2; Na2SO4; HNO3; Ag2O

Задание2. PH3; NO3; Cl2O7; SiF4.

УЭ-4.Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества.

Задача:

    Дано:                      Решение:

    SO3             Mr(SO3) = 32∙1 + 16∙3 = 32 + 48 = 80

       

Mr(SO3)           W(S) =

W(S)                  W(O) =

W(O)

Ответ: W(S) = 40%   W(O) =

УЭ-5.Подведение итогов урока

УЭ-1.

УЭ-2.

УЭ-3.

УЭ-4.

Средний балл

Приложение 1.

Название

Химический элемент

Произношение химического знака

1.Гелий

1. O

1. Купрум

2. Азот

2. F

2. Алюминий

3. Кислород

3. Al

3. Аш

4.Фтор

4. Si

4. Магний

5. Медь

5. C

5. Гелий

6.Алюминий

6. N

6. О

7. Водород

7. Mg

7. Эн

8. Кремний

8. Cu

8. Фтор

9.Углерод

9. He

9.Силициум

10.Магний

10. H

10. Це

Приложение 3:

АЛГОРИТМ  ОЦЕНИВАНИЯ

УЭ-1. Знаки химических элементов

Нет ошибок или одна – оценка 5

Две-три                        - оценка 4

Четыре – пять              - оценка 3

Шесть и более             - оценка 2

УЭ-2. Простые и сложные вещества

Задание 2. Тест

Нет ошибок                 – оценка 5

Одна                             - оценка 4

Две                                - оценка 3

Три и более                  - оценка 2

УЭ-3.Формулы веществ

Нет ошибок                 – оценка 5

Одна - две                   - оценка 4

Три                               - оценка 3

Четыре и более             - оценка 2

УЭ-4.Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в молекуле вещества.

Расчеты верны – оценка 5, есть недочеты – оценка 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок. Атомы химических элементов.

Общая цель урока: обобщить сведения о строении атома, изотопах, дать современное определение понятия “химический элемент”, выявить причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе ст...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении

Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре.   Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические ...

Химические элементы и химические знаки

Химические элементы. Химические знаки...

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...

Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

Контрольная работа по темам: «Периодический закон и периоди¬ческая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»...