Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре.   Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические элементы. Простые и сложные вещества.", "Химическая формула" и "Валентность" предназначены, с одной стороны, снизить долю письменной формы работы ослабленным детям, а с другой -  помочь ребенку  (в ходе его непосредственной деятельности) создать краткий конспект по изучаемой теме, которым он сможет пользоваться в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_s_nepolnymi_dannymi_po_t_1.docx210.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Анна Валерьевна Дзенис

Бланки конспектов с неполными данными

 к урокам

 «Химические элементы. Простые и сложные вещества»,

«Химическая формула»  и  

«Валентность. Названия бинарных соединений»

 предназначены

для организации обучения восьмиклассников,

находящихся на длительном лечении в стационаре.

Способ применения  :

-  как при  групповой, так и при индивидуальной  форме работы;

-  раздаются учителем на уроке, заполняются учеником в ходе

     беседы с  учителем, работы с учебным текстом (в том числе с

     электронным учебником), иллюстративным материалом.

Использование подобных конспектов в условиях обучения в больнице дает возможность:

а) сформировать у каждого ученика минимальную, но  логичную

   систему  представлений по теме конкретного урока;

б) учитывая повышенную утомляемость детей, снизить долю

   письменной  формы работы во время урока, не уменьшая при

   этом информационную   составляющую урока;

в)  помогает выстраивать индивидуальную образовательную

     траекторию конкретного ученика, так как:

  • на одном листе (А4), как правило,  представлен материал одного урока, поэтому ребенку легко "включиться в работу", даже если он не был на предыдущем  уроке;
  • выполняя составленные в определенной системе задания,

ученик  принимает участие в создании краткого структурного конспекта по изучаемой теме урока;

  •  этот конспект останется у ученика после урока, а, значит, ребенок сможет им воспользоваться при самостоятельном повторении темы или решении упражнений (вместо учебника);
  • получившийся в ходе работы ученика структурный конспект помогает школьнику четко представить себе тот минимальный объем информации по изучаемой теме урока, который он должен усвоить.

Химические элементы. Простые и сложные вещества

  1. Допишите определения:

Вещество – это то, из чего    ………………………………………

          …………………………………………………………………………

      Молекула  –  это ……………..………………………………………

     …………………………………………………………………………

     …………………………………………………………………………

     Атом  – это  ………………….………………………………………

    ………………………………………………………………………….

Задание 1:  подпишите, на каком из рисунков изображены модели

                    молекул, а на каком -  атомов

         …………………………………                    …………………………………

2)  Химический элемент -  это определенный вид атомов.

Относительная атомная масса  (Ar) – величина, показывающая,

во сколько раз масса атома данного элемента больше 1/12 массы

         атома углерода.

         Задание 2: пользуясь периодической системой химических элементов

        Д. И. Менделеева, для каждого из элементов  сера, золото, бор, рений

        укажите:  порядковый номер элемента, номера периода и группы,

        главная  или побочная подгруппа, величину относительной атомной

        массы     

       Пример:   барий,  Ва              а) порядковый номер 56,

                                                                        б) Ar (Ва) = 137    

                                                                        в) 6 период,

                                                                        г) II  группа, главная подгруппа

3)  Обозначим         один атом элемента водорода (Н), тогда,

     если соединяются вместе два атома водорода, то образуется одна

     ……………………………….  водорода  -        .

     Обозначим         один атом элемента кислорода (О).

   

     Задание 3: рассмотрите приведенные ниже рисунки; на каком из них

     изображены модели молекул простого вещества, а на каком –

     сложного  (ответ обоснуйте)

     

А)                                                             Б)

     Простые вещества состоят из атомов     …………………………….

     ……………………………………………………………………………

     

     Сложные вещества   ……………………………………………………

     ……………………………………………………………………………..

     

    Задание 4: пользуясь словами-подсказками, опишите, что изображено

     на рисунках А)  и  Б) (см предыдущее задание)

    А) пять  ……………………….      …………………… вещества, каждая

                         (атомов/молекул)                               (простого/сложного) 

         из  которых состоит из двух  …………………….  водорода и одного

         ………………….   кислорода.

    Б) пять  ……………………….      ………………  вещества, …………….

       ……………………………………………………………………….. ……

       ……………………………………………………………………………..

Химическая формула. Индекс и коэффициент

1)  Обозначим         один атом элемента фтора (F),

     а       - один атом элемента водорода (Н).

     Учитывая эти обозначения, заполните пропуски в таблице

рисунок (модель)

описание модели

форма записи

один   …………………..   фтора

F

………………………………………

2 F

1  ……………….. простого вещества,

 состоящая из 2  …………..… …фтора

F2

1  ………………..    ………………………

 вещества, состоящая из 1 ……………….

водорода и 1   …………..… …     ………..

НF

…………………………………………..

…………………………………………..

…………………………………………..

…………………………………………..

…………………………………………..

………

2) Химическая формула -  это запись качественного и количественного

                                           состава вещества с помощью химических знаков

     Пример:        NH3                                         

                      химическая формула                         модель молекулы

      Цифра "3" в данной формуле - индекс  - показывает число атомов

   данного элемента (водорода) в 1 молекуле.                           

3)  Информация, которую дает химическая формула:

    а) простое или сложное вещество;

    б) качественный (из каких атомов) и количественный состав 

        вещества  (сколько атомов  каждого элемента);

    в) вычисление относительной молекулярной массы вещества (Мr);

    г) вычисление массовой доли элемента в веществе (w%(Э)).

    Пример:        NH3   (аммиак)

    а)  NH3 -  ………………………………  вещество

    б) кач. и колич. состав:  молекула данного вещества состоит из

        ……………………………………………………………………………

    в)  Мr(NH3) = 1 • Аr(N)  +  3 • Аr(Н) = 1 • …….   +  3 • ………  =

    г)  w%(N) = =  -----------------

         w%(Н) =

4)  Задание 1: что обозначает следующая запись 

         а) 17 СН4;        б)  4 Ag ;      в) 11 Fe;         г) 5 N2H4;        д) Br2 ?

        Пример:  а) 17 СН4  -  17 молекул сложного вещества, каждая из которых

                                                       состоит из 1 атома углерода и 4 атомов водорода;  

          б)  4 Ag  –  4 атома серебра.                

      Цифры "17"  и "4" в примерах а) и б) - коэффициенты  - показывают

    число молекул вещества или число отдельных атомов.

5)  Задание 2:  как обозначить с помощью химических знаков

       а)  девятнадцать атомов фтора  ………..

       б)  шесть молекул хлора  ………

       в)  одна молекула серной кислоты, в состав которой входят два атома

            водорода, один атом серы и четыре атома кислорода  ………………..

       г)  девять молекул углекислого газа, в состав каждой из которых входят

            один атом углерода  и два атома кислорода   …………….

Валентность.    Номенклатура бинарных соединений

1) Валентность – свойство атомов химического элемента присоединять

                             определенное число атомов другого химического элемента.    

Рисунок

Структурная формула

Химическая формула

           

                      I       II

                Н2О

Каждый атом водорода образует ………..     химическую связь.

Каждый атом кислорода образует ………..     химические  связи.

Валентности атомов

                             I                                         II

водорода (Н)  и кислорода (О)

                 постоянны.

     

2)  Определение валентности элемента по формуле

                         х   II

     Пример:    N2O      

                   х • 2 = II • 1

                      2х = II

                        х = I 

                         I   II

         Ответ:   N2O      

   Задание 1:  зная, что водород одновалентен, а кислород – двухвалентен,

        определите валентности других элементов в следующих соединениях:

        Cs2O;          NaH;         BaH2;        HF;        B2H6;        CaO;        K2O;    

                   MgH2;        BeO ;        Al2O3;    LiH;          SrO;         Rb2O;       ZnO

   Полученные значения валентностей постоянны для этих элементов.

   На основе результатов заполните таблицу:    

валентность

Элементы, проявляющие постоянную валентность

I

II

III

Другие элементы проявляют переменную валентность.

3) Названия бинарных соединений. Составление названий по формулам

              II

     Э О   -  оксид

               I

Э F   -  фторид

             I

Э I   -  иодид

             II

 Э S   -  сульфид

               I

Э Cl   -  хлорид

              I

Ме Н   -  гидрид

             III

Э N   -  нитрид

               I

Э Br   -  бромид

           III

Э P   -  фосфид

   

                          IV   I

     Пример:    SnCl 4  - хлорид олова (IV)     

     (олово проявляет переменную валентность, в данном соединении  – валентность IV,

      что и указывается в скобках римской цифрой)

4)  Составление формул по валентности

                          V   II

     Пример:    As O      

     а) находим наименьшее общее кратное (НОК) валентностей:

                для    V  и   II   НОК  = 10;

     б) делим  НОК  на значение валентности каждого элемента:

                10 : V = 2 (индекс)                          V       II

                10 : II = 5 (индекс)           Ответ:  As2 O5  

   

     Задание 2:  составьте формулы следующих соединений по валентности

                       VII                III                                                                     IV               VI                           

       AlCl        Re   O        In    S           SrBr         Mg   N          SiF           TeO         Na    S  

     Назовите каждое вещество.            

 

5) Составление формул по названиям

                                                              VI  II

      Пример:    оксид селена (VI)  -  SеО3  

      Задание 3:  составьте формулы следующих соединений по названиям

     оксид серебра (I),   хлорид кальция,   сульфид  сурьмы (V),  нитрид лития,

     фторид циркония (IV),   иодид калия,   оксид марганца (VII)   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные образовательные ресурсы в обучении детей, находящихся на длительном лечении

1.Дистанционное участие учащихся в уроке2.Мобильная электронная школаhttps://drive.google.com/open?id=0B2Ov7VI5SHaVbzhNTmUtZ2tNUDQ...

Презентация. Химия 8 класс. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения.

Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения....

Тема: « Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы» 8 класс

Тема: « Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы»    Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами сущес...

Проверочная работа на тему: «Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»

Проверочная работа на тему:«Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»...

Дидактические материалы "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"

Дидактические материалы  "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"...

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

ОГЭ Химия "Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества"

ОГЭ Химия "Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества"...