Конспекты с неполной информацией к урокам "Химические элементы. Простые и сложные вещества", "Химическая формула" и "Валентность" для организации обучения восьмиклассников, находящихся на длительном стационарном лечении
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Данная методическая разработка может помочь учителю химии, работающему с длительно болеющими детьми в условиях обучения в стационаре. Предлагаемые бланки конспектов уроков по темам "Химические элементы. Простые и сложные вещества.", "Химическая формула" и "Валентность" предназначены, с одной стороны, снизить долю письменной формы работы ослабленным детям, а с другой - помочь ребенку (в ходе его непосредственной деятельности) создать краткий конспект по изучаемой теме, которым он сможет пользоваться в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_s_nepolnymi_dannymi_po_t_1.docx | 210.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Анна Валерьевна Дзенис
Бланки конспектов с неполными данными
к урокам
«Химические элементы. Простые и сложные вещества»,
«Химическая формула» и
«Валентность. Названия бинарных соединений»
предназначены
для организации обучения восьмиклассников,
находящихся на длительном лечении в стационаре.
Способ применения :
- как при групповой, так и при индивидуальной форме работы;
- раздаются учителем на уроке, заполняются учеником в ходе
беседы с учителем, работы с учебным текстом (в том числе с
электронным учебником), иллюстративным материалом.
Использование подобных конспектов в условиях обучения в больнице дает возможность:
а) сформировать у каждого ученика минимальную, но логичную
систему представлений по теме конкретного урока;
б) учитывая повышенную утомляемость детей, снизить долю
письменной формы работы во время урока, не уменьшая при
этом информационную составляющую урока;
в) помогает выстраивать индивидуальную образовательную
траекторию конкретного ученика, так как:
- на одном листе (А4), как правило, представлен материал одного урока, поэтому ребенку легко "включиться в работу", даже если он не был на предыдущем уроке;
- выполняя составленные в определенной системе задания,
ученик принимает участие в создании краткого структурного конспекта по изучаемой теме урока;
- этот конспект останется у ученика после урока, а, значит, ребенок сможет им воспользоваться при самостоятельном повторении темы или решении упражнений (вместо учебника);
- получившийся в ходе работы ученика структурный конспект помогает школьнику четко представить себе тот минимальный объем информации по изучаемой теме урока, который он должен усвоить.
Химические элементы. Простые и сложные вещества
- Допишите определения:
Вещество – это то, из чего ………………………………………
…………………………………………………………………………
Молекула – это ……………..………………………………………
…………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………
Атом – это ………………….………………………………………
………………………………………………………………………….
Задание 1: подпишите, на каком из рисунков изображены модели
молекул, а на каком - атомов
………………………………… …………………………………
2) Химический элемент - это определенный вид атомов.
Относительная атомная масса (Ar) – величина, показывающая,
во сколько раз масса атома данного элемента больше 1/12 массы
атома углерода.
Задание 2: пользуясь периодической системой химических элементов
Д. И. Менделеева, для каждого из элементов сера, золото, бор, рений
укажите: порядковый номер элемента, номера периода и группы,
главная или побочная подгруппа, величину относительной атомной
массы
Пример: барий, Ва а) порядковый номер 56,
б) Ar (Ва) = 137
в) 6 период,
г) II группа, главная подгруппа
3) Обозначим один атом элемента водорода (Н), тогда,
если соединяются вместе два атома водорода, то образуется одна
………………………………. водорода - .
Обозначим один атом элемента кислорода (О).
Задание 3: рассмотрите приведенные ниже рисунки; на каком из них
изображены модели молекул простого вещества, а на каком –
сложного (ответ обоснуйте)
А) Б)
Простые вещества состоят из атомов …………………………….
……………………………………………………………………………
Сложные вещества ……………………………………………………
……………………………………………………………………………..
Задание 4: пользуясь словами-подсказками, опишите, что изображено
на рисунках А) и Б) (см предыдущее задание)
А) пять ………………………. …………………… вещества, каждая
(атомов/молекул) (простого/сложного)
из которых состоит из двух ……………………. водорода и одного
…………………. кислорода.
Б) пять ………………………. ……………… вещества, …………….
……………………………………………………………………….. ……
……………………………………………………………………………..
Химическая формула. Индекс и коэффициент
1) Обозначим один атом элемента фтора (F),
а - один атом элемента водорода (Н).
Учитывая эти обозначения, заполните пропуски в таблице
рисунок (модель) | описание модели | форма записи |
один ………………….. фтора | F | |
……………………………………… | 2 F | |
1 ……………….. простого вещества, состоящая из 2 …………..… …фтора | F2 | |
1 ……………….. ……………………… вещества, состоящая из 1 ………………. водорода и 1 …………..… … ……….. | НF | |
………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. ………………………………………….. | ……… |
2) Химическая формула - это запись качественного и количественного
состава вещества с помощью химических знаков
Пример: NH3
химическая формула модель молекулы
Цифра "3" в данной формуле - индекс - показывает число атомов
данного элемента (водорода) в 1 молекуле.
3) Информация, которую дает химическая формула:
а) простое или сложное вещество;
б) качественный (из каких атомов) и количественный состав
вещества (сколько атомов каждого элемента);
в) вычисление относительной молекулярной массы вещества (Мr);
г) вычисление массовой доли элемента в веществе (w%(Э)).
Пример: NH3 (аммиак)
а) NH3 - ……………………………… вещество
б) кач. и колич. состав: молекула данного вещества состоит из
……………………………………………………………………………
в) Мr(NH3) = 1 • Аr(N) + 3 • Аr(Н) = 1 • ……. + 3 • ……… =
г) w%(N) = = -----------------
w%(Н) =
4) Задание 1: что обозначает следующая запись
а) 17 СН4; б) 4 Ag ; в) 11 Fe; г) 5 N2H4; д) Br2 ?
Пример: а) 17 СН4 - 17 молекул сложного вещества, каждая из которых
состоит из 1 атома углерода и 4 атомов водорода;
б) 4 Ag – 4 атома серебра.
Цифры "17" и "4" в примерах а) и б) - коэффициенты - показывают
число молекул вещества или число отдельных атомов.
5) Задание 2: как обозначить с помощью химических знаков
а) девятнадцать атомов фтора ………..
б) шесть молекул хлора ………
в) одна молекула серной кислоты, в состав которой входят два атома
водорода, один атом серы и четыре атома кислорода ………………..
г) девять молекул углекислого газа, в состав каждой из которых входят
один атом углерода и два атома кислорода …………….
Валентность. Номенклатура бинарных соединений
1) Валентность – свойство атомов химического элемента присоединять
определенное число атомов другого химического элемента.
Рисунок | Структурная формула | Химическая формула |
| I II Н2О | |
Каждый атом водорода образует ……….. химическую связь. Каждый атом кислорода образует ……….. химические связи. | Валентности атомов I II водорода (Н) и кислорода (О) постоянны. |
2) Определение валентности элемента по формуле
х II
Пример: N2O
х • 2 = II • 1
2х = II
х = I
I II
Ответ: N2O
Задание 1: зная, что водород одновалентен, а кислород – двухвалентен,
определите валентности других элементов в следующих соединениях:
Cs2O; NaH; BaH2; HF; B2H6; CaO; K2O;
MgH2; BeO ; Al2O3; LiH; SrO; Rb2O; ZnO
Полученные значения валентностей постоянны для этих элементов.
На основе результатов заполните таблицу:
валентность | Элементы, проявляющие постоянную валентность |
I | |
II | |
III |
Другие элементы проявляют переменную валентность.
3) Названия бинарных соединений. Составление названий по формулам
II Э О - оксид | I Э F - фторид | I Э I - иодид |
II Э S - сульфид | I Э Cl - хлорид | I Ме Н - гидрид |
III Э N - нитрид | I Э Br - бромид | III Э P - фосфид |
IV I
Пример: SnCl 4 - хлорид олова (IV)
(олово проявляет переменную валентность, в данном соединении – валентность IV,
что и указывается в скобках римской цифрой)
4) Составление формул по валентности
V II
Пример: As O
а) находим наименьшее общее кратное (НОК) валентностей:
для V и II НОК = 10;
б) делим НОК на значение валентности каждого элемента:
10 : V = 2 (индекс) V II
10 : II = 5 (индекс) Ответ: As2 O5
Задание 2: составьте формулы следующих соединений по валентности
VII III IV VI
AlCl Re O In S SrBr Mg N SiF TeO Na S
Назовите каждое вещество.
5) Составление формул по названиям
VI II
Пример: оксид селена (VI) - SеО3
Задание 3: составьте формулы следующих соединений по названиям
оксид серебра (I), хлорид кальция, сульфид сурьмы (V), нитрид лития,
фторид циркония (IV), иодид калия, оксид марганца (VII)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронные образовательные ресурсы в обучении детей, находящихся на длительном лечении
1.Дистанционное участие учащихся в уроке2.Мобильная электронная школаhttps://drive.google.com/open?id=0B2Ov7VI5SHaVbzhNTmUtZ2tNUDQ...
Презентация. Химия 8 класс. Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения.
Формы существования химических элементов. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения....
Тема: « Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы» 8 класс
Тема: « Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы» Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами сущес...
Проверочная работа на тему: «Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»
Проверочная работа на тему:«Физические и химические явления. Химические элементы. Простые и сложные вещества.»...
Дидактические материалы "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"
Дидактические материалы "Химические элементы. Простые и сложные вещества. Молекулы. Атомы"...
Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс
Технологическая карта по химии к уроку "Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы" 8 класс Рудзитис, Фельдман...
ОГЭ Химия "Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества"
ОГЭ Химия "Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества"...