Главные вкладки

    Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс
    методическая разработка по химии (8 класс) на тему

    Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабатывает "чувство локтя", помогает расширить кругозор ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_kvn.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-игра КВН (8класс).

    Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов».

    Девиз урока (написан на доске):

     «Делу - время, потехе - час».

    Цели: 

    1. повторить периодическую систему

    химических  элементов;

    1. развить умение учащихся ориентироваться в таблице; расширить кругозор учащихся;
    2. развить мыслительные операции по систематизации знаний, а также логику.

    Гимн КВН: 

                     «Нам суждено пролить все то, что льется,

    Просыпать то, чего нельзя пролить.

    Наш кабинет химическим зовется,

    Мы рождены, чтоб химию любить!

    Все выше, и выше, и выше

    Летит рыжий бром к небесам.

    И кто этим бромом подышит,

    Тот рыжим становится сам!»

     

     

    Ход игры:

    1. Встречаются две команды, каждая заранее готовит название, эмблему, домашнее задание-загадку о химическом элементе.
    2. Приветствие команд (название, девиз, эмблема).

    Конкурс «Пятый – лишний».

            Четыре элемента в каждом столбце принадлежат к одной группе, пятый элемент – лишний.

    Найдите лишний элемент в каждой группе, из начальных букв, которых составьте название химического элемента:

    (на доске записаны 4 столбца хим. элементов)

                   углерод         литий       олово           хлор

                   натрий           натрий     барий            иод

                   кремний        европий   магний         фтор

       германий       калий       кальций        бром

          олово             цезий        стронций      никель

    (ответ дать с пояснением: неон)

    Конкурс « Отгадай ребусы и назови химические элементы, указав их порядковые номера».

    Конкурс « Домашнее задание».

    1. 1 команда загадывает свою загадку:

    В 13й квартире живу, известный в мире

    Как проводник прекрасный: пластичен, серебрист.

    Еще по части сплавов завоевал я славу

    И в этом деле я специалист.

    Вот мчусь я словно ветер, в космической ракете,

    Спускаюсь в бездну моря – там знают все меня.

    По внешности я видный, хоть пленкою оксидной покрыт – она мне прочная броня.

    Я мягкий, легкий, ковкий. Сверкаю в упаковке:

    Обернуты конфеты блестящею фольгой.

    Для плиток шоколада меня немного надо.

    А раньше я был очень дорогой.

    ( ответ: алюминий, в память о встрече дарят соперникам алюминиевую ложку, снежинки из фольги).

    1. 2 команда загадывает свою загадку:

    В космическом пространстве я скитальцем вечным странствую,

    Вселенная исследована мной.

    Я знал вулканы грозные

    И все скопления звездные,

    А недра Солнца мне как дом родной.

    Там превращаюсь в гелий я,

    Чтоб Солнце нам дарило яркий свет

    Моря и реки быстрые,

    Туманы, росы чистые

    Содержат этот элемент.

    (ответ: водород, дарят соперникам опыт «Получение водорода»).

    Рекламная пауза.

    Группа артистов исполняет зажигательную песенку щелочных металлов на мотив

    « Как теперь не веселиться…»:

    Электрон на внешнем слое

    Еле держится у нас

    И себя не беспокоя

    Отдаем его тот час,

    Становясь активным ионом,

    Щелочь мы с тобой даем

    С фтором, хлором, иодом, бромом

    Дружно мы в солях живем.

    Припев: пап, пап….

    Натрий, калий, цезий, франций.

    А рубидий? Все равно!

    Нас активней нету, братцы

    Это знают все давно!

    Нас ножом нарезать можно,

    А расплавить – ерунда

    Будьте с нами осторожны,

    Пригодимся мы тогда!

    Припев: пап, пап…

    Серебро, и медь, и злато

    Вроде с нами заодно,

    Но в них жизни маловато-

    Благородство им дано.

    А валентность проявляют снами сходную вполне,

    Тоже электрон теряют,

    Если их тряхнуть извне.

    Припев: пап, пап… .

    Конкурс «Узнай меня»

    Командам поочередно задаются вопросы, за каждый правильный ответ-балл.

    Вопросы:

    1. Этот элемент проживает на 2 этаже. Он очень деятельный, активный и без него нельзя обойтись (кислород).
    2. Этот элемент проживает тоже на 2 этаже.У него много друзей – соединений. Да и сам он очень переменчивый: то весь сверкающий, то серый, невзрачный, то чернее тучи? (углерод).
    3. Этот элемент поселился на третьем этаже. Он образует, во-первых, газ ядовитый и опасный, во-вторых, входит в состав соединения, без которого мы не захотим есть пищу (хлор, поваренная соль).
    4. Этот элемент проживает в одноэтажном доме. Он образует легкий и веселый газ, который очень любят ребята (водород).
    5. Этот элемент поселился на 3 этаже. Главный девиз его проживания «Я никого не трогаю и меня никто не трогает». А еще им заполняют лампочки (аргон).

    Конкурс капитанов « Не ошибись».

    Капитаны команд с указками у таблицы Менделеева. Учитель на карточках показывает знаки хим. элементов. Капитаны поочередно называют элементы, находят и показывают их в таблице, определяют принадлежность к металлам, неметаллам или переходным элементам (каждый правильный ответ – балл).

    Конкурс « Гуляю по таблице».

    Каждой команде выдается задание на карточке (работают 3 минуты):

    Карточка:

    1. назовите хим. элементы, которые:  начинаются на «а»;
    2. составьте названия элементов из букв: б, л, м, р, о, х.
    3. составьте названия элементов из слогов: ра, маг, лит, ний, ий, дий.

     Пока команды выполняют задание, учитель загадывает загадки болельщикам:

    1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (водород).

    2.Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон).

    3.Какой неметалл является лесом? (бор)

    4.Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран).

    5.Какой элемент является настоящим гигантом? (титан).

    6.Ни огня, ни света, а огнем блестит?(золото).

    Конкурс «Разгадай загадку».

    Поочередно каждой команде учитель задает загадки, правильный ответ – балл.

    1. в состав названия какого элемента входит дерево? (никель).
    2. какой благородный металл состоит из водорослей? (платина).
    3. какой химический элемент входит в название сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор).
    4. название, какой дороги связано с названием металла? (железная).
    5. давно известна человеку,

                               она тягуча и красна,

                                еще и бронзовому веку

                                         знакома в сплавах всем была. (медь)

    1. иду в воду красен, выйду черен (железо).
    2. уберите три буквы в середине названия крупного хищного млекопитающего с длинной шерстью, и получите название металла красновато-желтого цвета, вязкого и ковкого (медведь-медь).
    3. добавьте к названию кресла – место монарха во время торжественных церемоний- впереди одну букву и три в конце слова, и вы получите название легкого серебристо-белого металла (трон-стронций).

    Подведение итогов.

    Выводы учителя: играя, мы с вами повторили некоторые вопросы, касающиеся положения химических элементов в периодической системе, строения атомов и свойств элементов. Все это поможет нам в дальнейшем изучении химии.      

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок химии по теме: Периодическая система химических элементов

    Данный урок разработан с использованием модульной технологии по теме: "Периодическая система химических элементов". Может использоваться при проведении уроков как 8 классах, так и 11....

    Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

    Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

    Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

    Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

    Компьютерный тест по химии 8 класса на тему: "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома"

    Тест состоит из 20 вопросов, предложены 4 варианта ответа, из которых выбирает 1 правильный ответ. Результат выводится моментально, автоматически. Рекомендую выводить результат в конце выполнения всех...

    Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".

    Название работы:  Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...

    Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

    Готовые карточки по теме "ПСХЭ Д.И.Менделеева" 10 вариантов...

    КВН по теме "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

    2019 год обозначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия Периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева. Данное мероприятие мо...