Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабатывает "чувство локтя", помогает расширить кругозор ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kvn.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра КВН (8класс).

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов».

Девиз урока (написан на доске):

 «Делу - время, потехе - час».

Цели: 

  1. повторить периодическую систему

химических  элементов;

  1. развить умение учащихся ориентироваться в таблице; расширить кругозор учащихся;
  2. развить мыслительные операции по систематизации знаний, а также логику.

Гимн КВН: 

                 «Нам суждено пролить все то, что льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить.

Наш кабинет химическим зовется,

Мы рождены, чтоб химию любить!

Все выше, и выше, и выше

Летит рыжий бром к небесам.

И кто этим бромом подышит,

Тот рыжим становится сам!»

 

 

Ход игры:

  1. Встречаются две команды, каждая заранее готовит название, эмблему, домашнее задание-загадку о химическом элементе.
  2. Приветствие команд (название, девиз, эмблема).

Конкурс «Пятый – лишний».

        Четыре элемента в каждом столбце принадлежат к одной группе, пятый элемент – лишний.

Найдите лишний элемент в каждой группе, из начальных букв, которых составьте название химического элемента:

(на доске записаны 4 столбца хим. элементов)

               углерод         литий       олово           хлор

               натрий           натрий     барий            иод

               кремний        европий   магний         фтор

   германий       калий       кальций        бром

      олово             цезий        стронций      никель

(ответ дать с пояснением: неон)

Конкурс « Отгадай ребусы и назови химические элементы, указав их порядковые номера».

Конкурс « Домашнее задание».

  1. 1 команда загадывает свою загадку:

В 13й квартире живу, известный в мире

Как проводник прекрасный: пластичен, серебрист.

Еще по части сплавов завоевал я славу

И в этом деле я специалист.

Вот мчусь я словно ветер, в космической ракете,

Спускаюсь в бездну моря – там знают все меня.

По внешности я видный, хоть пленкою оксидной покрыт – она мне прочная броня.

Я мягкий, легкий, ковкий. Сверкаю в упаковке:

Обернуты конфеты блестящею фольгой.

Для плиток шоколада меня немного надо.

А раньше я был очень дорогой.

( ответ: алюминий, в память о встрече дарят соперникам алюминиевую ложку, снежинки из фольги).

  1. 2 команда загадывает свою загадку:

В космическом пространстве я скитальцем вечным странствую,

Вселенная исследована мной.

Я знал вулканы грозные

И все скопления звездные,

А недра Солнца мне как дом родной.

Там превращаюсь в гелий я,

Чтоб Солнце нам дарило яркий свет

Моря и реки быстрые,

Туманы, росы чистые

Содержат этот элемент.

(ответ: водород, дарят соперникам опыт «Получение водорода»).

Рекламная пауза.

Группа артистов исполняет зажигательную песенку щелочных металлов на мотив

« Как теперь не веселиться…»:

Электрон на внешнем слое

Еле держится у нас

И себя не беспокоя

Отдаем его тот час,

Становясь активным ионом,

Щелочь мы с тобой даем

С фтором, хлором, иодом, бромом

Дружно мы в солях живем.

Припев: пап, пап….

Натрий, калий, цезий, франций.

А рубидий? Все равно!

Нас активней нету, братцы

Это знают все давно!

Нас ножом нарезать можно,

А расплавить – ерунда

Будьте с нами осторожны,

Пригодимся мы тогда!

Припев: пап, пап…

Серебро, и медь, и злато

Вроде с нами заодно,

Но в них жизни маловато-

Благородство им дано.

А валентность проявляют снами сходную вполне,

Тоже электрон теряют,

Если их тряхнуть извне.

Припев: пап, пап… .

Конкурс «Узнай меня»

Командам поочередно задаются вопросы, за каждый правильный ответ-балл.

Вопросы:

  1. Этот элемент проживает на 2 этаже. Он очень деятельный, активный и без него нельзя обойтись (кислород).
  2. Этот элемент проживает тоже на 2 этаже.У него много друзей – соединений. Да и сам он очень переменчивый: то весь сверкающий, то серый, невзрачный, то чернее тучи? (углерод).
  3. Этот элемент поселился на третьем этаже. Он образует, во-первых, газ ядовитый и опасный, во-вторых, входит в состав соединения, без которого мы не захотим есть пищу (хлор, поваренная соль).
  4. Этот элемент проживает в одноэтажном доме. Он образует легкий и веселый газ, который очень любят ребята (водород).
  5. Этот элемент поселился на 3 этаже. Главный девиз его проживания «Я никого не трогаю и меня никто не трогает». А еще им заполняют лампочки (аргон).

Конкурс капитанов « Не ошибись».

Капитаны команд с указками у таблицы Менделеева. Учитель на карточках показывает знаки хим. элементов. Капитаны поочередно называют элементы, находят и показывают их в таблице, определяют принадлежность к металлам, неметаллам или переходным элементам (каждый правильный ответ – балл).

Конкурс « Гуляю по таблице».

Каждой команде выдается задание на карточке (работают 3 минуты):

Карточка:

  1. назовите хим. элементы, которые:  начинаются на «а»;
  2. составьте названия элементов из букв: б, л, м, р, о, х.
  3. составьте названия элементов из слогов: ра, маг, лит, ний, ий, дий.

 Пока команды выполняют задание, учитель загадывает загадки болельщикам:

1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе? (водород).

2.Какой газ утверждает, что он – это не он? (неон).

3.Какой неметалл является лесом? (бор)

4.Какой элемент вращается вокруг Солнца? (уран).

5.Какой элемент является настоящим гигантом? (титан).

6.Ни огня, ни света, а огнем блестит?(золото).

Конкурс «Разгадай загадку».

Поочередно каждой команде учитель задает загадки, правильный ответ – балл.

  1. в состав названия какого элемента входит дерево? (никель).
  2. какой благородный металл состоит из водорослей? (платина).
  3. какой химический элемент входит в название сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (забор).
  4. название, какой дороги связано с названием металла? (железная).
  5. давно известна человеку,

                           она тягуча и красна,

                            еще и бронзовому веку

                                     знакома в сплавах всем была. (медь)

  1. иду в воду красен, выйду черен (железо).
  2. уберите три буквы в середине названия крупного хищного млекопитающего с длинной шерстью, и получите название металла красновато-желтого цвета, вязкого и ковкого (медведь-медь).
  3. добавьте к названию кресла – место монарха во время торжественных церемоний- впереди одну букву и три в конце слова, и вы получите название легкого серебристо-белого металла (трон-стронций).

Подведение итогов.

Выводы учителя: играя, мы с вами повторили некоторые вопросы, касающиеся положения химических элементов в периодической системе, строения атомов и свойств элементов. Все это поможет нам в дальнейшем изучении химии.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии по теме: Периодическая система химических элементов

Данный урок разработан с использованием модульной технологии по теме: "Периодическая система химических элементов". Может использоваться при проведении уроков как 8 классах, так и 11....

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

Компьютерный тест по химии 8 класса на тему: "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома"

Тест состоит из 20 вопросов, предложены 4 варианта ответа, из которых выбирает 1 правильный ответ. Результат выводится моментально, автоматически. Рекомендую выводить результат в конце выполнения всех...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".

Название работы:  Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

Готовые карточки по теме "ПСХЭ Д.И.Менделеева" 10 вариантов...

Урок- игра КВН по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделева»

обобщить знания учащихся по теме;стимулировать познавательную активность ребят;развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение логически рассуждать, применять свои знания на практике;воспитыв...