Урок химии по теме: Периодическая система химических элементов
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Данный урок разработан с использованием модульной технологии по теме: "Периодическая система химических элементов". Может использоваться при проведении уроков как 8 классах, так и 11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН  УРОКА

ТЕМА УРОКА.  «Периодическая система химических элементов»

ЦЕЛИ УРОКА: 

     Образовательные:

  1. Сформировать представления о строении периодической системы;
  2. Освоение на практическом уровне закономерности изменения свойств элементов

Развивающая:

  1. Развитие внимания, умения использовать изученный материал;
  2. Овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности

Воспитательная:

  1. Воспитание усидчивости, работы в парах.

ТИП УРОКА: комбинированный урок

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: словесный, наглядный, практический.

ВИД УРОКА: модульное обучение

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ: тестирование

КОМПЛЕКСНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

  1. Дидактический материал: Таблица « Периодическая система химических элементов»
  2. Компьютерная презентация урока
  3. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
  4. Вспомогательное оборудование: экран.

ХОД   УРОКА

№ учебного элемента

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Затраченное время

Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих и готовности обучающихся к уроку 

Приветствие. Староста предоставляет рапортичку с отметкой отсутствующих

1 мин.

УЭ - 0

Предлагает учащимся с помощью кроссворда разгадать тему урока:

«Периодическая система химических элементов» (Приложение)

Разгадывают тему урока и записывают ее в рабочий лист

3 мин

УЭ – 1

Актуализация

знаний

(тестирование)

Цель: Актуализация знаний и умений

Организует проверку опорных знаний методом тестирования по 2 вариантам (Приложение 1).

Обозначает время выполнения тестовой работы – 6 мин.

Предлагает провести взаимопроверку выполненной работы по эталону

Просит  поставить отметки, полученные за тестовую работу и сдать работы

Выполняют тестовое задание

Меняются работами со своими товарищами, проверяют её и оценивают.

Ставят отметки и сдают работу

10 мин

УЭ -2

Изучение новой темы

Цель: Сформировать представление о строении периодической системы:

Освоение на практическом уровне закономерностей изменения свойств элементов

Дает информацию о строении  периодической системы, а также о закономерностях изменения свойств элементов

Слушают объяснения учителя

Самостоятельно заполняют рабочий лист.

15 мин 

УЭ -3 Комплексное применение знаний, умений и навыков

Цель: Определить качество знаний по изученной теме.

Предлагает учащимся выполнить задание в рабочих листах.

Следит за самостоятельностью выполнения задания

Дает консультации по оцениванию работы.

Слушают учителя

Выполняют задание

Оценивают выполненную работу

 2 мин

УЭ – 4

Закрепляющий тренинг

Цель:  Совершенствовать умения характеризовать элементы по их положению в  периодической системе, объяснять изменения свойств элементов в периоде, группе

Выполнения тестового задания

Направляет работу учащихся.

Выполнение теста

Проверяют правильность выполнения и выставляют оценку в рабочий лист

10 мин 

УЭ - 5

Подведение итогов урока

Подводит итог и выставляет отметки

Подсчитывают количество заработанных баллов

Сообщают учителю результат

3 мин 

УЭ - 6

Домашнее задание

Выдает домашнее задание

Записывают домашнее задание

1 мин

Рабочий лист учащегося

Дата: ___________________________________________________________________________________________

ФИ _____________________________________________________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________________________________________

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Выполнение теста по теме: «Периодический закон» (Приложение 1)

УЭ-2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Строение периодической системы

Периодическая система

                                     

                                            __________________                                                   ______________________

         

_________________                        ________________                        ______________                ______________

Период - ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________

 Номер периода ___________________________________________________________________________________

величины

изменение

направление

Порядковый номер

Радиус атома

Число энергетических уровней

Число электронов на внешнем уровне

Металлический свойства

Неметаллические свойства

Группы - ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________

 Номер группы   __________________________________________________________________________________

величины

изменение

направление

Порядковый номер

Радиус атома

Число энергетических уровней

Число электронов на внешнем уровне

Металлический свойства

Неметаллические свойства

УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов

Кислород: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер ______

Азот: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______

Углерод: период _____________, группа ______________, подгруппа ________________, порядковый номер _______

Задание 2.   Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше.

а) Al        Na;                           б) O             S;                                в) P                 As;                               г) Ca        Mg

УЭ-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Выполнение тестового задания

УЭ-5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

УЭ-1

УЭ-3

УЭ-4

Итог

Приложение

п

р

о

б

и

р

к

а

м

о

л

е

к

у

л

а

у

р

а

в

н

е

н

и

е

х

и

м

и

я

о

к

с

и

д

ы

и

н

д

е

к

с

р

е

а

к

и

я

з

к

з

о

т

е

р

м

и

ч

е

с

к

и

е

в

е

щ

е

с

т

в

о

с

о

л

и

к

о

э

э

ф

и

ц

и

е

н

т

в

а

л

е

н

т

н

о

с

т

ь

я

в

л

е

н

и

я

с

в

о

й

с

т

в

а

к

и

с

л

о

т

ы

р

а

с

т

в

о

р

а

т

о

м

э

л

е

м

е

н

т

м

о

л

ь

ф

о

р

м

у

л

а

Приложение 1

Тест по теме: «Периодический закон  Д.И. Менделеева

Вариант 1.

  1. Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в:

А) 1861 году;           Б) 1864 году;                В) 1869 году;             Г) 1875 году  

  1. Какое свойство химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу их классификации?

А) относительную атомную массу;                           В) величину заряда ядра;

Б) строение внешних электронных слоев;                Г) валентность        

  1. Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов – это формулировка

А) закона сохранения масс;                  Б) закона постоянства состава вещества;                

В) периодического закона;                  Г) закона сохранения энергии

  1. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный оксид:

А) N;                            Б) K;                            В) S;                       Г) Zn

  1. В каком из числовых рядов наблюдается периодичность:

А) 8,2,10,4,6,12;         Б) 2,4,6,8,10,12;         В) 2,4,6,24,6;        Г) 12,2,10,4,6,8

  1. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами кальция:

А) калий;                      Б) барий;                       В) алюминий;              Г) свинец.

Вариант 2.

  1. К моменту открытия Периодического  число известных элементов составляло:

А) 52;                         Б) 63;                   В) 71;                    Г) 89  

  1. Формулировка периодического закона связана с

А) физическими и химическими свойствами элементов;                          

Б)  зарядом ядра;                                       В) порядковым номером элементов;                        

  1. С возрастанием порядкового номера периодически повторяется:

А) заряд ядра атома;                             Б) число энергетических уровней;                

В) общее число электронов;                Г) химические свойства элементов

  1. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный гидроксид:

А) Na;                            Б) Al;                            В) N;                       Г) S

  1. Валентность атома кислорода равна:

А) 1;                             Б) 2;                              В) 3;                       Г) 4

  1. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами алюминия:

А) калий;                      Б) барий;                       В) галий;              Г) свинец.

Приложение 2

Ответы

Алгоритм оценивания

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

 1 вариант: 1В,2А,3В, 4Г,5В,6Б

2 вариант: 1Б,2Б,3Г,4Б,5Б,6В

УЭ-1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

6 правильных ответов – «5»

5 правильных ответов – «4»

4 и ниже – «3»

УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов

Кислород: период - 2, группа- VI, подгруппа - главная, порядковый номер - 8

Азот: период - 2, группа -  V, подгруппа – главная, порядковый номер – 7

Углерод: период - 2, группа- IV, подгруппа – главная,  порядковый номер – 6

Задание 2.   Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше.

а) Al < Na; б) O < S; в) P < As; г) Ca > Mg

УЭ-3. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

За каждое правильное выполненное задание 1 балл. Суммарное число 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабат...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

Компьютерный тест по химии 8 класса на тему: "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома"

Тест состоит из 20 вопросов, предложены 4 варианта ответа, из которых выбирает 1 правильный ответ. Результат выводится моментально, автоматически. Рекомендую выводить результат в конце выполнения всех...

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов".

Название работы:  Конструкт урока химии «Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов». 8 классФ.И.О. автора, должность: Третьякова Вера Вениаминовна, учитель химии и би...

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева"

Готовые карточки по теме "ПСХЭ Д.И.Менделеева" 10 вариантов...

КВН по теме "Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

2019 год обозначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом Периодической таблицы химических элементов в честь 150-летия Периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева. Данное мероприятие мо...