Биология
материал по химии по теме

Амелина Фаина Сергеевна

Доклад:
«Реализация принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soch._venery.doc32 КБ
Microsoft Office document icon doklad_po_biologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                          

Подготовила : Сагандыкова Венера

Ученица 8 класса

МОУ Астрахановкой школы

Тюльганского р-на

Оренбургской обл.

                                    2009 год

                                                                          Степь - чудесный уголок природы.

                Здесь огромные поля и огороды,

                                                                              И чудесных трав благоуханье,

                                                  Глушащее на мгновение сознанье.

В современном мире с каждым годом все меньше остается уголков природы, не тронутых деятельностью человека. Человек, вооруженный мощной техникой, проникает в самую глубь лесных чащ, вырубает их, уничтожает животных, растения. Совсем мало осталось таких мест, где могучие деревья-долгожители неподвижно, гордо стоят, отражаясь в зеркально чистой воде тихого гладкого озера. Каждый раз человек, находя такие уголки природы, окрашивает зеркально чистую воду нефтяными пятнами, вырубает деревья, а растения и животные использует в своих корыстных целях.

         Все человечество в глубине души понимает это. Понимает и снова погружается с головой в свои дела-заботы, не задумываясь об экологической проблеме.

         Проблема экологии очень важная. Но мне вначале  хотелось бы рассказать о нашей сельской местности, маленьком своеобразном уголке природы. От нашего села на юг тянется степь с распаханными полями. Несколько небольших заросших камышом озер можно увидеть, идя по сухой пыльной дороге. Ничего в природе не может быть лучше. Вся поверхность земли представляется голубыми, синими, лиловыми цветами, а дальше, словно подмигивая, стоят подсолнухи. Воздух наполнен птичьими свистами. Невдалеке видно небольшое, смешанное стадо коров, овец и коз. Животные тщательно выбирают из различных трав свою любимую и с аппетитом жуют ее.

         Вечером вся степь совершенно меняется. В сухие, жаркие дни, когда уже две-три недели не бывает дождей, пастух пригоняет в деревню стадо, поднимающее  ужасающую пыль, которая долго не рассеивается. Но вот спустя час последняя пыль исчезает. Все пестрое пространство степи охватывается последним ярким отблеском солнца и постепенно темнеет. Испарения поднимаются гуще. Каждый цветок, каждая травка испускает амбру, и вся степь курится благовонием. По небу голубовато- темному, как будто исполинской кистью наляпаны широкие полосы из рыжего золота, изредка белеют клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий обольстительный, как морские волны,  ветерок едва колыхается по верхушкам травы и чуть дотрагивается до щек. Вся музыка, звучавшая днем,  утихает и сменяется другой. Треск кузнечиков становится слышнее. Иногда слышится таинственный крик какой-то птицы.

 Степь прекрасна, но не каждый человек может почувствовать это, ощутить всю ее прелесть и постараться сохранить степь. Конечно же ,человечество предпринимает огромные усилия, чтобы спасти степи, но их недостаточно. Города растут с огромной скоростью, в степях распахивают земли, разрушая почву. Вследствие чего надвигаются пустыни. И не только степям грозит исчезновение, но и другим природным зонам. Человечество должно общими усилиями принять меры и, наконец-таки, остановить процесс вымирания и исчезновения природы на земле.

Мы, конечно, еще школьники, но мы тоже можем внести посильный вклад в дело защиты природы. Например, помогать  взрослым создавать  поле -защитные полосы, проводить закрепление оврагов, высаживать саженцы  в школе и принимать участие в закладке лесополос.

 Мы должны сохранить этот чудесный, заповедный мир, чтобы наши будущие поколения смогли насладиться им и вспоминали нас добрым словом.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у природы ,отбирая,

     Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же -живая!



Предварительный просмотр:

Доклад:
«Реализация принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания биологии»

Подготовила :
учитель биологии 1категории
Амелина Фаина Сергеевна
Астрахановская ООШ

2009 г

Биология занимает одно из ведущих мест в системе естественно-научных дисциплин. Именно оно призвано формировать у подрастающих поколений понимание жизни как величайшей ценности – основу гуманистического мировоззрения.

Биологическое образование играет важную роль в решении основной задачи школы – обучения и воспитания учащегося. Оно способствует развитию нравственного, психического и физического здоровья человека.

При изучении биологии закладываются основы экологической культуры, формируется экологический стиль мышления.

В сложных современных условиях, когда проблемы эко номики страны стоят так остро, решение их в значи тельной мере зависит от качества подготовки молоде жи к труду, в том числе и сельскохозяйственному. Эта проблема наиболее актуальна в сельской школе, кото рая должна быть активным участником и помощником в развитии села, источником пополнения хозяйств кад рами. Наша школа являются малокомплект ной, а в них, как известно, ввиду небольшой наполняемости классов в учебном процессе часто образует ся определенный резерв времени, который  можно использовать для сельскохозяйственной подготовки учащихся

 Сельские дети,  значительно ближе к природе, к сельскохозяйственному производству, труду людей. У них значительно шире жизненно-практи ческий опыт, они зачастую принимают са мое активное участие в сельскохозяйствен ном труде, и это нельзя не учитывать при проведении учебных занятий. Поэтому практическая направленность обучения должна осуществляться здесь на основе широкого использования жизненного опыта учащихся.

 Первостепенное значение здесь имеют вооружение учащихся теоретическими знаниями, относящимися к сельскохозяйственному производству, обогащение их жизненного опыта, органическая связь обучения с жизнью села, с практикой земледелия.

Работу эту нужно начинать с первых уроков био логии и проводить целенаправленно и систематически.

 Но, к сожалению в учебниках по которым мы учимся,  сельскохозяйственные понятия достаточно не раскрываются.

И для этого, прежде всего, необходимо спланировать свою работу — в каждой теме программы выделить си стему сельскохозяйственных понятий, которые необхо димо будет формировать на уроках.

 Так, содержание практически всех тем раздела «Растения»  и тем «Отдел Покрытосеменные растения»,  имеет прямой выход на сельскохозяйственную практику и позволяет осоз нанно, с опорой на научные знания объяснить все аг ротехнические приемы возделывания культурных ра стений, обосновать необходимость создания благопри ятных условий для их произрастания.

В качестве примера перечислю основные сельско хозяйственные понятия раздела «Растения».

Так, в теме «Корень»  форми рую  у школьников такие сельскохозяйственные по нятия,  как пикировка, прищипка, окучивание, пересад ка растений, рассада, орошение, почва, перегной, влаж ность почвы, плодородие, мелиорация, вспашка,  боро нование, охрана почв, удобрения, подкормка сухая и жидкая, рыхление.

В теме «Побег» — оранжерея, теплица, парник; под резка деревьев, кустарников.

В теме «Вегетативное размножение» — черенок стеб левой,  листовой, корневой; корневые отпрыски; отвод ки, прививка,  подвой, привой, дичок; вегетативное раз множение;  размножение клубнями, корневищем, луко вицами, корнями, листьями, глазками,  ростками, вер хушками.

В теме «Цветок и плод» — семенное размножение, искусственное опыление.

В теме  «Семя» — посев,  сроки посева семян,  глу бина заделки семян в почву; набухание семян,  прораста ние семян, всхожесть, элеватор.

В теме «Отдел Цветковые (Покрытосе менные) растения» —- культурные растения,лекарственные растения, пищевые растения сорняки., декоративные растения зерновые культуры, кормовые -травы ,плодовые, ягодные культуры,сельскохозяйственные растения, сорт, овощеводство, плодоводство, материнское растение, селекция, урожайность, государственное ис пытание, плантация, районирование, пшени ца твердая и мягкая, озимая и яровая пшеница и т.д.

Содержание тем «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие» раздела «Жи вотные» помогает учащимся понять важность соблюде ния зоотехнических приемов при разведении домашних животных и птиц, создания условий для повышения про дуктивности сельскохозяйственных животных.

Практическая направленность обучения должна осуществляться здесь на основе широкого использования жизненного опыта учащихся так, при изучении темы «Корень» ребята могут рассказать о том, как они делают прищипку корня и с какой целью производят пикировку рассады. Учащихся можно попросить ответить на вопросы: почему картофель нужно окучивать? Каков будет урожай картофеля, если растения не окучить? У кого в домесобирают золу? Зачем ее собирают? Как ее используют?  Зачем дома собирают птичий помет? Как его используют?

 Прочность и осознанность знаний во многом зависят от активного познания является решение биологических задач, содержание которых может иметь и сельскохозяйственную направленность

При веду в качестве примера несколько таких задач.

1 , Два звена картофелеводов соревно вались за получение большего урожая. На участке одного звена за месяц до уборки скосили всю ботву, а на другом — только ее верхнюю часть с цветками и завязывающимися плодами. Объясните, какое зве но поступило правильно и почему.

 Глубина посадки картофеля на легких песчаных почвах—-12—14 см, на средних суглинках -—В—10 см, на тяжелых — 6—7 см. Чем это объясняется?

 Капуста требует для своего развития большего количества воды, чем пшеница. Чем это можно объяснить?

Объясне ние агротехнических приемов с позиций биологической науки даст возможность показать учащимся ее значение в развитии сельскохозяйственного производства.

Для подготовки учащихся к сельскохозяй ственному труду особую значимость при обретает изучение вопросов жизнедеятель ности растений, без которых невозможно выявить оптимальные условия их выра щивания. Как показал мой многолетний опыт, вопросы физиологии растений наибо лее трудно усваиваются учащимися, и здесь большую помощь ,может оказать демонст рация опытов.. Важно, чтобы в подготовке демонстрацион ных опытов приняли активное участие все ребята.

Неоценимую помощь в подготовке уча щихся к сельскохозяйственному труду мо жет оказать связь с местным хозяйством. Она должна осуществляться в разных на правлениях и проводиться в  системе. Преж де всего необходимо отразить в оформле нии биологического кабинета местное сель скохозяйственное предприятие и показать результативность его работы.

С этой целью учащимся можно пору чить выполнить серию заданий по изуче нию направлений деятельности местного хозяйства, результаты которых будут использованы для оформления кабинета, в учебном процессе и при проведении вне классных мероприятий.

Важное место в работе сельской школы занимает летняя практика учащихся на УОУ, после уборке урожая в школе проводть праздник урожая с прглашением гостей, подведением итогов работы и награждением.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...