Кристаллические решётки
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Разработка урока в 8 классе с сообщениями учащихся и презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kristallicheskie_reshyotki_8_kl.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кристаллические решётки»
Задачи. Обучающие. Изучить новое понятие «кристаллические решётки», их типы, их взаимосвязь с видами химической связи и влиянием на физические свойства веществ; дать понятие о законе постоянства состава веществ.
Развивающие. Продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные. Совершенствовать умение работать в парах, расширять кругозор.
Форма работы. Частично-поисковая работа в парах
Методы и приёмы. Демонстрационный опыт, самостоятельная работа.
Оборудование. Модели кристаллических решёток, таблица, схема, вещества и реактивы, лупы, чаша с кристаллами, репродукции картин, книги.
ХОД УРОКА
Эпиграф. «В мире этом – я знаю –
нет счёта сокровищам,
Но весьма поучительно
для очей заглянуть
повнимательнее в нутро
вещам, прямо в нутро вещей».
Л. Мартынов
I. Организационный момент
- Каково настроение на начало урока?
- Хочу, чтобы вы поприветствовали меня по - химически, т.е.: я называю каждому из вас химический элемент, а вы выходите к доске и записываете его символ. (Калий, барий, фосфор, сера, натрий, хлор, кислород, углерод, водород)
II. Актуализация знаний учащихся
- Скажите, пожалуйста, чаще всего химические элементы существуют в каком виде?
- А если есть соединение, значит между атомами элементов в этом соединении существует какая-то связь. Существует?
- Какие виды химической связи вам известны? ( На доску – листы с записями)
- Давайте проверим, на сколько хорошо вы их помните
( Тест «Виды химической связи»)
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
- Выберите правильный ответ:
1. В молекуле Н2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле НС1 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие :
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
7. В металлах возникает связь: а) ионная, б) ковалентная неполярная, в) металлическая
Итог выполнения работы - взаимопроверка по парам
III. Новый материал
( Чтение эпиграфа на доске)
-Да множество вещей окружает нас, и все они имеют разное внутреннее строение.
- Очень часто, сами того не замечая, мы встречаемся и с веществами-кристаллами. Кристаллы окружают нас повсюду. Мы ходим по кристаллам, строим из кристаллов, создаём приборы и изделия из кристаллов, широко применяем кристаллы в науке и технике, едим кристаллы, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог с помощью кристаллов…
- Так что же такое кристаллы?
- Ответ на этот вопрос и есть тема нашего сегодняшнего урока. Задачи его: понять, что такое кристаллическое и аморфное состояние твёрдых веществ, познакомиться с типами кристаллических решёток.
- Какие агрегатные состояния веществ вам известны?
Схема 1
В Е Щ Е С Т В А
Газы
(азот, кислород, сероводород)
Жидкости (вода, спирт, ацетон)
Твёрдые тела
аморфные
(жевательная резинка, пластмассы, пластилин, воск, шоколад, стекло, канифоль, битум)
кристаллические
(металл, уголь, NaCl)
- Посмотрите на вещества на ваших столах и распределите их на две группы.
- Какие вещества вы отнесли в 1-ю группу? (пластилин, мука, пластмасса)
- Это аморфные вещества. У них нет постоянной температуры плавления, наблюдается текучесть, нет кристаллической решётки.
- Какие вещества отнесли ко 2-й группе? (соль, сахар, графит)
- Это кристаллические вещества. Для них характерны чёткие температуры плавления, симметрия, чёткие правильные формы.
- Применение находят и аморфные, и кристаллические вещества. Мир веществ велик и разнообразен. Они обладают самыми разными свойствами. Различают физические и химические свойства веществ. Какие свойства мы отнесём к физическим?
- Давайте используя эти свойства дадим характеристику веществам: О2, Н2О, NaCl, С графит. Результаты занесём в таблицу.
Таблица 1
Физические свойства | Вещества | |||
О2 | Н2 О | NaCl | С | |
Агрегатное состояние | газ | жидкость | твёрдое | твёрдое |
плотность | 1,429(г/л) | 1,000 | 2,165 | 2,265 |
цвет | бесцветный | Бесцвет. | белый | чёрный |
Tпл , С | -218,8 | 0 | +801 | - |
Tкип, С | -182,97 | +100 | +1465 | +3700 |
Растворимость в воде | Малораств. | - | Раств. | Нераств. |
электропроводность | Неэлектр. | слабая | проводник | Провод. |
Тип химической связи | Ков. непол. | Ков. пол. | ионная | Атом. |
- По физическим свойствам веществ можно определить их строение
Схема 2 на доске
Строение атома химическая связь кристаллическая решётка свойства вещества |
- Что же такое кристаллическая решётка? Как вы это понимаете?
- А теперь прочтите определение в учебнике на с. 79.
- Различают 4 типа кристаллических решёток
Схема 3 на доске
КРИСТАЛЛИЧЕСКИЕ РЕШЁТКИ
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ | ИОННЫЕ | АТОМНЫЕ | МОЛЕКУЛЯРНЫЕ |
В узлах или O ионы, или атомы, а в промежутках – электроны (металлы) | В узлах чередуются О и О; это соединения с ионной связью (оксиды, соли) |
В узлах – атомы, ковалентно связанные друг с другом (простые вещества – неметаллы) |
В узлах – молекулы; такие решётки образуют соединения неполярного (О2, Cl2) и полярного (Н2О, НCl) типов
|
Высокие tпл и твёрдость, металлический блеск, электропроводность |
Высокие твёрдость и тугоплавкость, малая летучесть |
Высокие tпл прочность и твёрдость, нерастворимость в жидкостях |
Малая твёрдость, низкие tпл,,нерастворимость в воде, не проводят ток, летучи |
- Какие кристаллические решётки у О2, Н2О, NaCl, С?
Демонстрация кристаллических решёток:NaCl, Сграфит, Mg, СО2
Физминутка
Изобразить какую-либо кристаллическую решётку.
- Обратите внимание на типы кристаллических решёток простых веществ в зависимости от их положения в периодической системе (с. 79 учебника)
- Вещества с молекулярным строением подчиняются закону постоянства состава вещества; вещества молекулярного строения имеют постоянный состав независимо от способа их получения. Закон был открыт Ж.Л. Прустом.
- Прочтите его формулировку на с. 81.
- Например, возьмём вещество СО2 . Что это за вещество?
- Простое или сложное?
- Почему? Из каких химических элементов состоит?
- Какую кристаллическую решётку имеет? (молек.)
- Чему равна его молярная масса?
- Молярный объём?
- Число молекул?
- Это справедливо и для других подобных молекул, а вот для веществ с ионным строением выполняется не всегда.
IV. Закрепление
Работа в парах.
- Кремний имеет атомную кристаллическую решётку. Каковы его физические свойства?
- Какой тип кристаллической решётки у Na2 SO4 ? (ионная)
- Оксид углерода (IV) имеет низкую температуру плавления, а кварц SiO3 - очень высокую (1725). Какие кристаллические решётки они должны иметь? (молек. и атом.)
- Давайте вернёмся к нашей схеме и рассмотрим вещество магний.
- Вещество при комнатной температуре находится в жидком агрегатном состоянии, легко летуче, растворимо в воде. Какой тип кристаллической решётки характерен для этого вещества? (молек.)
- Вещество при комнатной температуре находится в твёрдом состоянии, нелетучее, тугоплавкое, хорошо растворимо в воде. (ион.)
V. Обобщение, итог
- Мы заглянули в нутро вещей, не правда ли?
1. В заключение хочется упомянуть драгоценные камни: алмаз, сапфир, изумруд, александрит, аметист, жемчуг, опал и др. Драгоценным камням издавна приписывали целебные свойства. Считали, что кристалл аметиста предохраняет от пьянства и навевает счастливые сны. Изумруд спасает от бурь. Алмаз бережет от болезней. Топаз приносит счастье в ноябре, а гранат - в январе. (Жамбутаев Д.)
(Чтение отрывка из книги)
- Все вы знакомы с Хозяйкой медной горы из сказки П. Бажова «Малахитовая шкатулка». «Под землей у нее палаты каменные, а стены — из дорогих самоцветов. Деревья в горе каменные, каменные листья и сучки постукивают. На кустах зеленые колокольца малахитовые, и в каждом - сурьмяная звездочка».
(Краткие сообщения учащихся и показ репродукций)
2. Драгоценные камни служили мерой богатств князей и императоров. Иноземные послы, побывавшие в XVII в. в России, писали, что ими овладел «тихий ужас» при виде роскошных нарядов царской семьи, сплошь унизанных драгоценными камнями.
На голове царицы Ирины Годуновой была корона, «как стена с зубцами», разделенная на 12 башенок, искусно выделанных из рубинов, топазов, алмазов и «скатных жемчугов», кругом корона была унизана огромными аметистами и сапфирами. (Альтергодт.О.)
ПОКАЗ РЕПРОДУКЦИИ
3. Известно, что шляпа князя Потемкина Таврического так была усеяна бриллиантами и из-за этого столь тяжела, что владелец не мог носить ее на голове; адъютант нес шляпу в руках за князем.
На одном из платьев императрицы Елизаветы было нашито столько драгоценных камней, что она, не выдержав их тяжести, упала на балу в обморок. Впрочем, еще раньше с супругой царя Александра Михайловича случилось более досадное происшествие: ей пришлось прервать обряд венчания, чтобы снять с себя усыпанный самоцветами наряд. (Сердюков В.)
4.Самые большие в мире алмазы известны каждый под своим названием: «Орлов», «Шах», «Конкур», «Регент» и др.
Кристаллы необходимы - в часах, эхолотах, микрофонах; алмаз - «работник» (в подшипниках, стеклорезах и др.). (Кошелев С.)
ПОКАЗ РЕПРУДУКЦИИ
- «Камень сейчас в руках человека - не забава и роскошь, а прекрасный материал, которому мы сумели вернуть его место, материал, среди которого прекраснее и веселее жить. Он не будет "драгоценным камнем " — его время прошло: это будет самоцвет, дающий красоту жизни. ...В нем человек будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы, к которым может прикоснуться только горящим огнем вдохновения художник», — писал академик А.Е.Ферсман.
IV. Домашнее задание «Выращивание кристаллов»
- Кристаллы можно вырастить даже в бытовых условиях. Попробуйте выполнить творческое домашнее задание по выращиванию кристаллов. Инструкция по выполнению этого задания у вас на партах.
- Параграф 22.
- Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что урок для всех был интересен. Благодарю вас за работу.
Оборудование и реактивы. Чистые стаканы, картон, карандаш, нитки; вода, соль (NaCl, или CuS04, или KN03.)
Ход работы
Первый способ. Приготовьте насыщенный раствор выбранной вами соли. Для этого в горячую воду насыпьте порциями соль и перемешивайте до растворения. Как только соль перестанет растворяться, раствор насыщен. Раствор профильтруйте через марлю. Этот раствор налейте в стакан, положите карандаш с ниткой и грузом (пуговичка, например). Через 2-3 дня груз должен обрасти кристалликами.
Второй способ. Банку с насыщенным раствором закройте картоном и подождите, пока при медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Обсушите кристаллы на салфетке, несколько самых привлекательных укрепите на нитке, привяжите к карандашу и опустите в насыщенный раствор, освобожденный от других кристаллов. Кристаллы могут расти 2-3 недели
Литература.
Энциклопедия «Эрудит»
Энциклопедия «Я познаю мир»
Сайт www.alhimik.ru
Сайт www.1september.ru
Поисковик yandex.ru
Книга «Всё о камнях и минералах»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок Кристаллические решётки
урок химии 9 класс...
Тестирование по теме "Кристаллические решётки веществ"
Тестирование для проверки знаний учащихся и подготовке по теме "Кристаллические решётки веществ"...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема: "Кристаллические решётки".
Вид урока: урок изучения нового материала, объяснительно-иллюстративный с элементами самостоятельной работыФорма урока: урок проблемно-поисковый.Цели урока: изучить типы кристаллических ре...
План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс
Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...
Интерактивный плакат «Кристаллические решётки»
Интерактивный тренажер "Кристаллические решётки" создан с помощью сервиса для создания форм Яндекс.Формы (28.03.2022):Ссылка на тренажер, созданный с помощью Яндекс.Формы: https://form...
Самостоятельная работа по теме «Химическая связь. Кристаллические решётки». 8 класс.
Самостоятельная работа для 8 класса. «Химическая связь. Кристаллические решётки»....
Атом, химическая связь, кристаллические решётки (самостоятельная работа, 11 класс)
Самостоятельная работа по химии для обучающихся 11 класса (базовый уровень) по темам: атом, химическая связь, кристаллические решётки....