Обобщение педагогического опыта
статья по химии (11 класс) по теме

В данной работе изложены возможности использования программы прфильного курса "Основы химического анализа" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.rar12.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                   

Авторская программа

«Основы химического анализа»

в рамках реализации профильного обучения.

                                         Из опыта работы учителя химии
                                        ГУ «СШ № 2» г.Тайынша СКО
                                        Рапацевич Людмилы Васильевны.
                                                                                         

                                                                                           Два мира есть у человека:
                                                                                                                  Один – который нас творил,
                                                                                                                  Другой – который мы от века
                                                                                                                  Творим по мере наших сил.

Цель - Совершенствование структуры и содержания прикладного курса
              химии «Основы химического анализа» в  профильном классе.

Химическое направление в образовании сейчас особенно актуально, так как Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев 9 октября 2008 года сделал заявление о том, что в Казахстане будет развиваться кластер химической промышленности. На самом совещании по вопросам развития химической промышленности глава государства отметил, что использование потенциала отрасли в полной мере позволит не только создать экспортное производство, но и заложить основу повышения производства сельскохозяйственной продукции. Президент подчеркнул: «Думаю, мы провели очень важную работу по возрождению химии. Это такой же огромный кластер, такой же огромный объём, как нефтегазовая, горнометаллургическая, аграрная отрасли. Теперь четвёртая отрасль, она нам очень необходима».

Отечественное образование сегодня претерпевает радикальные измене ния, позволяющие обучающимся адаптироваться к условиям быстро меняю щегося мира, творчески реализовывать себя в жизни и будущей профессио нальной деятельности.   Этого требует и развивающийся рынок труда, характеризующийся бы строй сменой спроса на умения, квалификации и опыт. Необходимость использования углубленного изучения предметов в школьном курсе возникает потому, что одной из важнейших закономерностей развития общества является тесная взаимосвязь социально-экономического прогресса и постоянного совершенствования системы образования. Особенно эта закономерность про является в переходные периоды, в периоды крупных цивилизованных и соци альных сдвигов, экономических кризисов, вынуждающие общество реформировать и преобразовывать все стороны своей жизни.

Учитывая это, содержание и структура среднего образования подвергаются существенной модернизации в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государ ственной службы и др. В связи с резко возрастающей потребностью народно го хозяйства в высококвалифицированных  специалистах. На этом уровне содержание образования существенно актуализируется и повышается качество подготовки с ориентацией ее на международные стан дарты качества.

Поэтому главной задачей образовательных учреждений является целе направленное формирование у обучающихся умения учиться, в котором скрыт огромный потенциал совершенствования качества образования. Уме ние учиться применимо в различных сферах: при освоении общеобразова тельных дисциплин, изучении курсов, направленных на овладение професси ей, в процессе осуществления профессиональной деятель ности. Его формирование предполагает значительное развитие логического мышления, способов управления собственной деятельностью и, прежде всего, процессами самообразования и саморазвития.

При создании программы прикладного курса должны быть:

-   учтены особенности процессов восприятия, мышления, памяти,  
   воображения учащихся физико-математического профиля;
- определены на основе диагностики, проведенной школьным психологом,    
   способности учащихся к изучению  химии.

На основе научных данных о способности к изучению физики, математики и химии (по Е.А.Дьяковой, В.А.Крутецкому, Ю.В.Шапиро, Л.А.Коробейникову и Г.В.Лисичкину) при планировании учебных занятий учитывается, что у учащихся естественно–математического профиля имеются способности, необходимые для изучения химии: аналитико– синтетические качества ума, подвижность мыслительных процессов, пространственное воображение, способность к абстрагированию, оперированию символами и числами.

…Аналитическая химия приучает химически думать. Достижение последнего представляется самым важным при практических занятиях аналитической химией.

Н. А. Меншуткин, 1897 г.

  В школьном курсе неорганической химии знакомство с основами аналитической химии сводится к работам по определению наличия отдельных ионов в растворах веществ при изучении темы “Теория электролитической диссоциации”, а также к рассмотрению качественных реакций на отдельные анионы и катионы при изучении химии металлов и неметаллов. Эти знания являются минимальными, эпизодическими, недостаточно систематизированными. В то же время задания  олимпиад по химии обязательно включают задачи и эксперимент, основанные на качественном анализе смеси веществ.

  Предлагаемый курс «Основы химического анализа» разработан для учащихся 11 класса, которые, с одной стороны, владеют программным материалом химии, а с другой стороны, проявляют определённый интерес к таким профессиям как провизор, лаборант-аналитик, криминалист, химик-технолог и др. (Приложение 1)

Целью курса является систематизация, расширение и углубление знаний об основах качественного анализа. Для реализации этой цели необходимо добиться решения следующих задач:

  1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания о качественных реакциях.
  2. Ознакомить учащихся с основными методами качественного и количественного анализа.
  3. Рассмотреть различные аналитические группы катионов и анионов, а также способы их определения.
  4. Приблизить содержание обучения химии в школе к вузовской программе.
  5. Развить умение научно анализировать химические явления и процессы.
  6. Расширить кругозор учащихся.

В основу изучения материала положена классификация катионов и анионов на отдельные аналитические группы. Это позволит более четко проводить характерные качественные реакции, использовать те или иные групповые реагенты для определения качественного состава смеси ионов. Также в этом курсе достаточно подробно изучаются методы количественного анализа, вопросы которого практически не освещены в основном курсе химии. Для формирования практических навыков и наиболее глубокого и осознанного понимания учащимися учебного материала использованы лабораторные опыты и практические работы. Учащиеся профильного класса, изучая курс «Основы химического анализа», учатся формулировать и решать аналитические задачи как следствие решения химических проблем. Также данный курс предполагает выполнение большого количества химических опытов, при организации которых учащиеся оказываются в условиях, требующих от них планировать эксперимент, грамотно проводить наблюдения, фиксировать и описывать результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Все эти умения будут необходимы при дальнейшем их обучении для получения профессии.

Курс рассчитан на 34 ч, 1 ч в неделю, и состоит из введения и 4 модулей:

          Введение

  1. модуль – теоретические основы химического анализа;
  2. модуль – качественный анализ;
  3. модуль – количественный анализ;
  4. модуль – обобщение знаний по курсу.

  В введении раскрывается предмет и задачи аналитической  химии, а также методы химического анализа. Модуль рассчитан на 2 часа. В первом модуле «Теоретические основы химического анализа» изучаются такие темы – свойства воды как растворителя, состояние ионов в водных растворах, кислотно-основные индикаторы, комплексообразование и др. Модуль рассчитан на 7 часов. Во втором  модуле «Качественный анализ» учащиеся достаточно подробно ознакомятся с классификацией катионов и анионов, с методами их качественного определения. В этом разделе большое количество химических опытов, которые способствуют развитию экспериментальных навыков учеников. Данный модуль рассчитан на 17 часов. Изучая третий модуль «Количественный анализ», учащиеся не только знакомятся, но самостоятельно используют при выполнении опытов некоторые методы количественного анализа: гравиметрический, титриметрический. Данный раздел изучается в течение 8 часов. Пятый модуль, который предусматривает  обобщение знаний по пройденному курсу, проводится в виде конференции. Где каждый ученик готовит доклад и презентацию по заранее данной теме.  При проведении занятий можно использовать в различном сочетании все традиционные методы обучения. Использовать различные формы самостоятельной работы учащихся: работу с книгой, в том числе со справочной литературой, подготовку рефератов и др. При изучении курса “Основы химического анализа” учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнять лабораторные и практические работы, в которые они могут внести элементы творчества. Также  необходимо введение в преподавание творческих заданий, содействующих повышению познавательной активности учащихся.

  Для удобства изучения данного курса можно воспользоваться  учебным пособием «Основы химического анализа». (Приложение 2) Данное пособие составлено строго по темам, изучаемым в этом прикладном курсе. Использование этого пособия позволит не писать с учащимися конспекты, что экономит время на уроке. Также оно удобно при выполнении опытов, так как весь лабораторный эксперимент полностью описан  в нём. Пособие составлено с учётом знаний, которые учащиеся уже получили к курсу 11 класса, и способствует более полному изучению аналитической химии. Оно развивает их интеллектуальные умения (умения анализировать, систематизировать и обобщать) на конкретном химическом материале. Настоящее пособие должно  в этом помочь учащимся.

   Данная программа и пособие были апробированы в течение трёх лет.

Методические подходы, разработанные при составлении данной программы и пособия к обучению прикладного курса в профильных естественно – математических классах, облегчают усвоение химии и показывают значимость химической науки для данного профиля.

Контрольные срезы знаний, результаты ЕНТ (2007г - 24 балла, 2008г – средний балл 21), поступление в университеты РК на химические факультеты, успешное участие в научных соревнованиях школьников в областном туре (III место, тема «Определение изменения содержания витамина С в различных сортах яблок в осеннее-весенний период», в данной работе был использован титриметрический метод анализа, 2007г) –это результат апробирования данного прикладного курса.

Опыт работы может быть использован каждым учителем при наличии  профессиональных компетенций, материально-технического оснащения профильного обучения.

Рапацевич Людмила Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...