Главные вкладки

    План-конспект открытого урока по химии на тему "Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты"
    план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

    Исетова Светлана Кабдрахимовна

    Тип урока комбинированный. На уроке применяются стихотворения по теме. Есть таблица с тривиальными названиями соединений углерода. На закрепление даются задания исследовательского характера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uglerod_i_ego_soed-ya.doc89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по химии

    в 9-м классе СОШ села Васильевка

    на тему «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты».

    Учитель: Исетова Светлана Кабдрахимовна.

    30. 01.2006 г.

    Открытый урок по химии на тему «Оксиды углерода (II) и (IV). Карбонаты».

    Задачи: 1) Образовательная – сформировать знания о строении молекул оксидов угле-рода (II) и (IV), их физических и химических свойствах, получении и при-менении, о важнейших карбонатах (кальцит, сода, поташ), их значении и применении, о распознавании карбонатов, переходе карбонатов в гидро-карбонаты и обратно.

    2) Развивающая – развивать навыки обращения с лабораторным оборудова-нием и химическими реактивами, знания о соединениях углерода.

    3) Воспитательная – воспитывать убеждённость в познаваемости мира ве-ществ, а также внимательность и наблюдательность.

    Форма организации: классный урок.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационный.

    Оборудование: школьный учебник, мел, штатив с пробирками, шпатели, трубочка, резиновые пробки, пробирка для собирания газов, лучинка, спички.

    Вещества: кусочки мела, раствор соляной кислоты, известковая вода, карбонат нат-рия, раствор хлорида кальция, вода.

    Ход урока.

    I. Организация начала урока. Приветствие, отметка присутствующих.

    II. Проверка домашнего задания.

    1) вопросы 1-5 на стр. 133-134 учебника.

    2) Заполните паспорт Господина Углерода (название, адрес, особенности внутрен-него мира, ближайшие родственники, география минералов).

    3) Доклад об алмазе – Мармалёв Олег (из книги для чтения).

    4) Доклад о графите – Сарсенбаев Асылбек (из книги для чтения).

    5) Что называют адсорбцией? Пропустите метилоранж через активированный уголь. Что вы наблюдаете? (один ученик проводит опыт).

    6) Какими химическими свойствами обладает углерод? (один ученик у доски).

    7) Как происходит круговорот углерода в природе?

    8) Что произойдёт, если вдруг на мгновение с лица Земли исчезнут атомы углеро-да?

    9) Что случилось бы с алмазными подвесками королевы Франции, если бы судно, на котором их вёз д′-Артаньян, подожгли?

    10) Стихотворение «Углерод» читает Нуралиев Сагит.

    Углерод.

    Из  элемента  углерода

    (В  таблице  он  шестым  стоит)

    И  были  созданы  природой

    Алмаз, и  уголь, и  графит.

    Алмаз – прозрачные  кристаллы.

    Он  самый  твёрдый  минерал.

    Алмазом  можно  резать  скалы,

    До  блеска  шлифовать  металл.

    Что  бриллиантом  называют?

    Бриллиант – шлифованный  алмаз.

    Так  ослепительно  сияет,

    Что  завораживает  нас.

    Графит – совсем  другое  дело,

    Другое  вещество, точней.

    Его  с  углём  сравним  мы  смело,

    Так  легче  суть  познать  вещей.

    Не  все  сравнения  удачны…

    Нам  повезло  на  этот  раз:

    Графит  и  уголь  не прозрачны

    И  не  сверкают, как  алмаз.

    Три  вещества  так  не похожи –

    Алмаз, и  уголь, и  графит.

    Но  что  в  них  общего? Но  что  же

    Три  этих  вещества  роднит?

    Все  вещества  одной  природы,

    И  формула  у  них  одна.

    Все  состоят  из  углерода,

    И  все – простые  вещества.

    Так  аллотропия  предстала,

    Родство  веществ  обосновала:

    Элементарный  углерод

    Три  вещества  простых  даёт.

    Графит  ли, уголь  ли  сжигают

    Или  сверкающий  алмаз,

    А  в  результате  получают

    Всё  тот  же  углекислый  газ:

    С + О2 = СО2 

    III. Формирование новых знаний.

    1) Отгадайте загадку: В минеральной воде я бурлю,

    В топочном газе летаю,

    Растениям пользу несу,

    Пожар затухать заставляю. (Углекислый газ)

    2) Незадолго до урока была обнаружена древняя рукопись, предназначенная уча-щимся 9-го класса. Давайте его прочтём.

    «Чада мои! Дозвольте  поведать вам о государстве нашем, ежели оно вам по сердцу. Государство наше таково, что формулы веществ нащих состоят только из двух элементов. И главным является Кислород. А теперь аз есмь желаю знати: ве-даете ли вы, как именуется оно? Огласите ваши примеры.

    К сему руку приложил Углекислый газ.»

    Прочитав рукопись, учащиеся приходят к выводу, что государство это именуется оксиды. Далее учащиеся записывают тему урока.

    3) Изучив новую тему, в конце урока ответьте на вопрос: «Какую воду можно за-мутить своим дыханием?»

    Угарный газ СО – бесцветный газ, малорастворим в воде, ядовит. СО + Hb = карбоксигемоглобин. 0,1 % СО в воздухе – человек теряет сознание и умирает. СО образуется при неполном сгорании топлива => опасно преждевременное закрыва-ние дымоходов. СО – несолеобразующий оксид, хороший восстановитель, сгорает в кислороде до СО2:       2СО + О2 = 2СО2↑          Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CO2↑  

    CO применяется в металлургии при выплавке чугуна.

    Углекислый газ СО2 – бесцветный газ, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, при обычных условиях в 1 объёме воды растворяется 1 объём углекислого газа. При давлении в 60 атмосфер CO2 превращается в бесцветную жидкость. При испа-рении жидкого СО2 образуется снегообразная масса, которую прессуют – «сухой лёд»  - для хранения пищевых продуктов. Вы уже знаете, что твёрдый СО2 имеет молекулярную решётку, способен к возгонке (что это такое?).

    СО2 – кислотный оксид (реагирует со щелочами, основными оксидами и водой).

    СО2 + NaOH = NaHCO3                       СО2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O

    СО2 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + H2O         СО2 + CaO = CaCO3        СО2 + H2O = H2CO3

    Угольная кислота H2CO3 – неустойчивая, равновесие смещается влево.

    СО2 не горит и не поддерживает горение, однако магний Mg горит в СО2:

    СО2 + 2Mg = 2MgO + С (сажа)

    Получение СО2: 1) в лаборатории  СаСО3 + 2HCl = CaCl2  + H2O + СО2

    Как распознают и собирают СО2?

    2) в промышленности обжигом известняка СаСО3 → СаО + СО2

    Угольная кислота H2CO3 – двухосновная кислота => 2 ряда солей: 1) средние – карбонаты и 2) кислые – гидрокарбонаты. Из карбонатов в воде растворимы только соли К+, Na+, NH4+. Кислые соли растворимы в воде.

    CaCO3 + H2O + СО2 (изб.) → Сa(HCO3)2.

    Временная (карбонатная) жёсткость – Жк : Сa(HCO3)2 и Mg(HCO3)2 удаляют кипячением:   Сa(HCO3)2 → CaCO3↓ + H2O + СО2↑                образуется накипь на стенках котлов, труб парового отопления и домашних чайников. В природе – в кар-стовых пещерах свисающие вниз сталактиты (в учебнике рис. 45 стр. 136).

    Постоянная (некарбонатная) жёсткость – Жн : CaCl2 , MgCl2 , CaSO4 ,MgSO4 устраняется содой:  CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3↓ + 2NaCl

    Соду можно использовать и для устранения временной жёсткости.

    CO32- + 2Н+ = H2O + СО2↑           качественная реакция на соли

    HCO3- + Н+ = H2O + СО2↑            угольной кислоты

    О применении важнейших карбонатов Na2CO3 , CaCO3 , К2CO3 , (NН4)2CO3 и гидрокарбонатов NaHCO3 и NН4HCO3 вы уже знаете.

    Посмотрим таблицу «Тривиальные названия соединений углерода».

    Чтение стихотворения «Сказка о братьях Карбонатах»

    На Земле живут три брата

    Из семейства Карбонатов.

    Старший брат – красавец Мрамор,

    Славен именем Каррары,

    Превосходный зодчий. Он

    Строил Рим и Парфенон.

    Всем известен Известняк,

    Потому и назван так.

    Знаменит своим трудом,

    Возводя за домом дом.

    И способен и умел

    Младший мягкий братец Мел.

    Как рисует, посмотри,

    Этот СаСО3!

    Любят братья порезвиться,

    В жаркий печке прокалиться.

    СаО да СО2 образуются тогда.

    Это Углекислый газ,

    Каждый с ним знаком из вас,

    Выдыхаем мы его.

    Ну, а это СаО –

    Жарко обожжённая

    Известь негашеная.

    Добавляем к ней воды,

    Тщательно мешая,

    Чтобы не было беды,

    Руки защищаем.

    Круто замешённая

    Известь, но гашённая!

    Известковым молоком

    Стены белятся легко.

    Светлый дом повеселел,

    Превратив извёстку в мел.

    Фокус – покус для народа:

    Стоит лишь подуть сквозь воду,

    Как она легко-легко

    Превратится в молоко!

    А теперь довольно ловко

    Получаю газировку!

    Молоко плюс уксус. Ай!

    Льётся пена через край!

    Всё в заботах, всё в работе

    От зари и до зари –

    Эти братья Карбонаты,

    Эти СаСО3!

    IV. Закрепление изученного материала.

    1) Какую воду можно замутить своим дыханием?

    2) Угарный газ может замещать кислород в кровеносной системе человека. Как это происходит? К чему это может привести?

    3) Как скажется на концентрации углекислого газа в крови задержка дыхания?

    4) Почему горящий магний нельзя тушить углекислым газом?

    5) В Италии, близ Неаполя, имеется «собачья пещера», в которую из расщелин в горных породах поступает углекислый газ. Почему при входе в эту пещеру лю-дей с собаками животные гибнут, а люди остаются невредимыми?

    6) Рядом с аптечкой стоит бутыль с раствором соды. Кто может объяснить зачем?

    7) Докажите опытным путём, что скорлупа куриного яйца содержит карбонат каль-ция?

    8) Об удивительном свойстве некоторых минералов растворяться в кислотах знала, очевидно, и египетская царица Клеопатра, которая, по преданию, выпила во вре-мя пира кубок вина с растворённой жемчужиной. А жемчуг – это минерал араго-нит СаСО3.

    Впрочем, знание азов химии необходимо не только великим, но и простым смер-тным. На одной из железнодорожных станций в 80-е годы произошла авария, при которой на рельсы из повреждённых цистерн вылилась серная кислота. За двое су-ток руководство станции так и не решило проблемы нейтрализации кислоты, кото-рая за это время «съела» рельсы, не считая экономического ущерба, который был нанесён остановкой движения.

    Каково же решение проблемы, если учесть, что рядом со станцией работали два карьера – песчаный и меловой?

    9) Чем обусловлена жёсткость воды? Как её устранить? Какие неудобства в домаш-нем хозяйстве вызывает жёсткость воды? Сказывается ли на состоянии внутрен-них органов употребление жёсткой воды?

    10) Как человек использует карбонаты в своей жизни?

    V. Итоги урока.

    Домашнее задание: § 29, вопросы 1-7 стр. 137-138

    Тривиальные  названия  соединений  углерода.

    Химическая  формула  вещества

    Условия, при  которых  веще-ство  имеет  тривиальное  название

    Тривиальное  (историческое)  название

    Современное  название

    Применение  вещества

    СО2

    p = 0,6 МПа

    t = -80°C

    «Сухой  лёд»

    Оксид  углерода  (IV)

    Охлаждение  скоропортящихся продуктов, сохранение  мороженого.

    СО

    обычные

    Угарный  газ

    Оксид  углерода  (II)

    Компонент  синтез-газа, действует  удушающе  на  живые организмы.

    ZnCO3

    обычные

    Галмей

    Карбонат  цинка

    Производство  красок.

    Na2CO3

    обычные

    Кальцинированная  сода

    Карбонат  натрия

    Умягчение  во-ды, производство  стекла.

    NaHCO3

    обычные

    Питьевая  сода

    Гидрокарбонат  натрия

    В  пищевой  про-мышленности, в  медицине.

    Na2CO3·10H2O

    обычные

    Кристаллическая  сода

    Десятиводный  гидрат карбоната  натрия

    Для  умягчения  воды  при  стирке  белья.

    MgCO3

    обычные

    Жжённая  магнезия

    Карбонат  магния

    В  медицине.

     Смесь  MgCO3 и  CaCO3 (1:1)

    обычные

    Доломит

    Смесь карбонатов  магния  и  кальция

    В  строительстве.

    (CuOH)2CO3

    обычные

    Малахит

    Основной карбонат  меди  (II)

    Поделки, юве-лирные  украше-ния.

    K2CO3

    обычные

    Поташ

    Карбонат  калия

    Производство  стекла, керамики, цемента, удобре-ние.

    CaCO3

    В  зависимости  от  условий  образования  вещества

    Мел, мрамор, известняк

    Карбонат  кальция

    Производство  строительных  материалов.

           

          Чада  мои! Дозвольте  поведать  вам  о  госу-дарстве  нашем, ежели  оно  вам  по  сердцу. Госу-дарство  наше  таково, что  формулы  веществ  на-ших  состоят  только  из  двух  элементов. И  глав-ным  является  Кислород. А  теперь  аз  есмь  же-лаю  знати: ведаете  ли  вы, как  именуется  оно? Огласите  ваши  примеры.

    К  сему  руку

    приложил  Углекислый  газ.


            Углерод.

    Из  элемента  углерода

    (В  таблице  он  шестым  стоит)

    И  были  созданы  природой

    Алмаз, и  уголь, и  графит.

    Алмаз – прозрачные  кристаллы.

    Он  самый  твёрдый  минерал.

    Алмазом  можно  резать  скалы,

    До  блеска  шлифовать  металл.

    Что  бриллиантом  называют?

    Бриллиант – шлифованный  алмаз.

    Так  ослепительно  сияет,

    Что  завораживает  нас.

    Графит – совсем  другое  дело,

    Другое  вещество, точней.

    Его  с  углём  сравним  мы  смело,

    Так  легче  суть  познать  вещей.

    Не  все  сравнения  удачны…

    Нам  повезло  на  этот  раз:

    Графит  и  уголь  непрозрачны

    И  не  сверкают, как  алмаз.

    Три  вещества  так  непохожи –

    Алмаз, и  уголь, и  графит.

    Но  что  в  них  общего? Но  что  же

    Три  этих  вещества  роднит?

    Все  вещества  одной  природы,

    И  формула  у  них  одна.

    Все  состоят  из  углерода,

    И  все – простые  вещества.

    Так  аллотропия  предстала,

    Родство  веществ  обосновала:

    Элементарный  углерод

    Три  вещества  простых  даёт.

    Графит  ли, уголь  ли  сжигают

    Или  сверкающий  алмаз,

    А  в  результате  получают

    Всё  тот  же  углекислый  газ:

    С + О2 = СО2 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект к открытому уроку

    В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

    План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

    Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

    План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

    Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

    Открытый урок по химии 9 класс "Углерод"

    Углерод известен с глубокой древности. Древесный уголь служил для восстановления металлов из руд, алмаз - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять графит для изготовления тиглей и к...

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

    План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

    Открытый урок по химии Тема «Оксид углерода (IV). Углекислый газ»

    Тип урока – комбинированный.Цель урока: создание условий для формирования знаний об углекислом газе, который играет важную роль в  природе и жизни человека.Задачи урока:Образовательная:- продолжи...

    План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

    Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....