Главные вкладки

    Открытый урок по химии 9 класс "Углерод"
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Шутюк Юлия Андреевна

    Углерод известен с глубокой древности. Древесный уголь служил для восстановления металлов из руд, алмаз - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять графит для изготовления тиглей и карандашей. Углерод - важнейший биогенный элемент, составляющий основу жизни на Земле, структурная единица огромного числа органических соединений, участвующих в построении организмов и обеспечении их жизнедеятельности (биополимеры, а также многочисленные низкомолекулярные биологически активные вещества - витамины, гормоны, медиаторы и другие). Значительная часть необходимой организмам энергии образуется в клетках за счет окисления Углерода. Возникновение жизни на Земле рассматривается в современной науке как сложный процесс эволюции углеродистых соединений.

     

     

     Поэтому на уроках химии нужно уделить большее внимание этому химическому элементу.

     

    Данный урок разнообразен по формам и методам организации урока. Применяется связь химии и литературы, уделяется внимание сравнительной характеристики аллотропных модификаций углерода-графита и алмаза. Не возможен урок химии и без лабораторного практикума и решения химических задач. Обязателен контроль, он представлен тестом из 3 заданий.

    Урок проходит зря, если не подвести итог. Обязательна рефлексия урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шутюк Юлия Андреевна (287-023-421)

    Тема урока: «Углерод»

    Класс: 9

    Методическая цель: повторение материала с опорой на ранее полученные знания, закрепление, применение знаний в знакомой и новой учебной ситуации, использование полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

    Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Углерод»

    Развивающая цель: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (умение выделять главное сравнивать, анализировать); формировать умение владеть грамотной химической терминологией; развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;

    Воспитательная цель: поддерживать познавательный интерес к изучаемому материалу и к предмету в целом; использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях

    Тип урока: урок повторения и закрепления

    Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя

    План-структура урока.

    У-1. Организационный момент

    У-2. Актуализация опорных знаний

    1.«- Посмотрите, Габриэль, - сказала мисс Рэчель и поднесла сверкнувший алмаз к солнечному лучу, падавшему из окна. Господи, помилуй! Вот уж по истине алмаз! Величиной с яйцо ржанки! Блеск, струившийся из него, походил на сияние полной луны.

    Один мистер Годфри сохранил самообладание. Он обнял за талию своих сестер и, снисходительно посматривая то на алмаз, то на меня, сказал:

    - Уголь! Простой уголь, мои друзья!»

    Учитель: Как можно объяснить слова мистера Годфри? (Очевидно, мистер Годфри  хотел сказать, что алмаз - это аллотропное видоизменение углерода).

    Учитель: Какие аллотропные модификации углерода вы  знаете? (графит и алмаз)

    Учитель: Заполните таблицу «Сравнение графита и алмаза»

    Характеристика

    Графит

    Алмаз

    Цвет

    Твердость

    Кристаллическая решетка

    Применение

    2. Учитель: Какие  химические свойства углерода вы можете назвать?

    Ответ: углерод может проявлять себя как восстановитель, например, при взаимодействии с кислородом, серой, фтором, и как окислитель при взаимодействии с водородом, кремнием, алюминием.

    Шутюк Юлия Андреевна (287-023-421)

    Учитель: на доске написаны вещества, выберите те, с которыми взаимодействует оксид углерода. Запишите возможные реакции взаимодействия, назовите исходные и конечные продукты реакции, укажите тип реакции.

    Вещества:  гидроксид железа, оксид магния, оксид серы, вода, водород, гидроксид кальция, соляная кислота.

    У-3. Практическая работа.

    1.Лабораторный практикум.

    1.Учитель: в каком виде углерод встречается в природе? (углекислый газ СО2)

    Учитель: какую качественную реакцию по распознаванию углекислого газа вы знаете? (по помутнению известковой воды)

    Ребята, давайте сделаем небольшой эксперимент.

    В выданную пробирку с прозрачной известковой водой опустите стеклянную трубку и аккуратно продувайте через неё выдыхаемый воздух.

    Учитель: Что наблюдаете?

    Ученики: Раствор мутнеет.

    Учитель: Какой газ содержится в выдыхаемом воздухе?

    Ученики: СО2

    Учитель: (вызывает ученика к доске записать уравнение качественной реакции) СО2+Са(ОН)2=САСО3↓+Н2О

    2. Решение задачи: 

    Какая масса углерода (C) содержится в углекислом газе (CO2) массой 8,8 грамма?

    Рассчитаем молярную массу углекислого газа (CO2):

    M (CO2) = 12 + 16 ∙ 2 = 44 (г/моль).

    Учитывая, что молярные массы углекислого газа (CO2) и углерода (C) соответственно равны 44 г/моль и 12 г/моль, следовательно, по формуле, устанавливающей связь между массой и химическим количеством вещества:

    m =n*M

    найдем массы углекислого газа (CO2) и углерода (C):

    m (CO2) = 44 (г),

    m (C) = 12 (г).

    Вычислим, сколько углерода (C) (в г) содержится в 8,8 г углекислого газа (CO2). Составим соотношение:

    в CO2 массой 44 г содержится углерод массой 12 г

    Шутюк Юлия Андреевна (287-023-421)

    в CO2 массой 8,8 г содержится углерод массой http://himik.pro/wp-content/uploads/2011/06/0003.jpgг

    Откуда: ;   х=

    Ответ: масса углерода (C) равна 2,4 грамма.

    У-4.Контроль.

    Выберите один верный ответ:

    1.С каким веществом может взаимодействовать углерод:

    А) натрием

    Б) гидроксидом калия

    В) сульфатом натрия

    Г) раствором серной кислоты

    2.Количество электронов на внешнем энергетическом уровне у элемента углерода:

    А) 2                                   В) 4

    Б) 3                                    Г) 5

    3.При взаимодействии углерода и кремния углерод имеет степень окисления:

    А) -1

    Б) -4

    В) +1

    Г) +4

    Ответы: 1-а, 2-в,3-б

    У-5. Рефлексия.

    Учитель: Ребята, почему важно изучение темы «Углерод»

    Ученики: потому что углерод есть в органах и тканях всех организмов, углерод участвует в круговороте веществ в природе.

    Учитель: Ребята, что вам было не понятно на уроке?

    Какие вопросы у вас возникли?

    У-5.Домашнее задание:

    Выполнить самостоятельно цепочку превращений.

    С→ СаС2→С2Н2→СО2→СО


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка открытого урока по химии углерод

    презентация и конспект урока...

    Конспект открытого урока по химии "Самородные металлы" 8 класс.

    Открытый урок по химии "Самородные металлы" проведен в месячник естественно - математического цикла в 8 классе. На данном уроке учащиеся узнали много нового и интересного о самородных металлах. Образц...

    Открытый урок по химии "Самородные металлы" 8 класс

    Открытый урок "Самордные металлы " был проведен в 8 классе в месячник естественно - математического цикла в феврале 2010г....

    Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

    Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

    Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

    Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»

    Задачи урока:Образовательные: Þ  Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ  Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ  Про...

    Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

    Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....