Урок химии по теме "Оксиды их свойства и применение"
видеоурок по химии (8 класс) на тему

Данный урок проводиться в 8 классе по теме свойства оксидов и их применение. Этот урок усвоение новых знаний. Учащиеся знакомятся со свойства основных оксидов при проведении лабораторного опыта. Изучение применения оксидов учащиеся просматривают видеоролик.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадка № 1 Древний философ Фалес из Милета, еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Слайд 2

Н 2 О

Слайд 3

Загадка № 2 Этот газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый нами при выдохе .

Слайд 4

СО 2

Слайд 5

Загадка № 3 На рукомойнике моём позеленела медь, но так играет луч на нём , что весело глядеть.

Слайд 6

CuO

Слайд 7

Н 2 О, СО 2, CuO .

Слайд 8

Тема урока: «Оксиды их классификация. Химические свойства, получение, применение.»

Слайд 9

Дидактическая задача: Найти лишнее вещество и обосновать, почему это вещество вы считаете лишним. А) N 2 O 5 , CaO , CO 2 Б) SiO 3 , K 2 O , SO 3 В) BaO , P 2 O 5 , Cl 2 O 7

Слайд 10

CaO K 2 O BaO Основные оксиды.

Слайд 11

Оксид Ме Оксид Ме+ H 2 O → основание Оксид Ме+кислота →соль и вода Оксид Ме+оксид неМе →соль

Слайд 12

Напишите уравнения реакций: CaO+H 2 O → K 2 O+HCl→ BaO+CO 2 → 2CaO+H 2 O→Ca(OH) 2 K 2 O+2HCl→2KCl+H 2 O BaO+CO 2 →BaCO 3

Слайд 13

Критерии оценки. «5»-нет ошибок «4»-одна ошибка «3»-две ошибки

Слайд 14

Дидактическая задача: Из следующего перечня выписать оксиды у которых валентность элемента IV, VI, V. Fe 2 O 3 , P 2 O 5 , CO 2 , Na 2 O ,BaO ,SO 3 .

Слайд 15

P 2 O 5 CO 2 SO 3 Кислотные оксиды .

Слайд 16

Оксид неМе Оксид неМе + H 2 O → кислота Оксид неМе+ основание →соль и вода Оксид неМе+оксид Ме →соль

Слайд 17

Напишите уравнения реакций: P 2 O 5 +H 2 O → NaOH+CO 2 → CaO+SO 3 → P 2 O 5 +3H 2 O→ 2H 3 PO 4 2NaOH+CO 2 → Na 2 CO 3 +H 2 O CaO+SO 3 →CaSO 4

Слайд 18

Критерии оценки. «5»-нет ошибок «4»-одна ошибка «3»-две ошибки

Слайд 19

Из следующего перечня выписать основные и кислотные оксиды. SiO 2 ,MnO,FeO,SO 3 ,Cu 2 O,MgO,P 2 O 5 ,Cl 2 O 7

Слайд 20

Проверь Основные оксиды MnO,FeO , Cu 2 O,MgO Кислотные оксиды. SiO 2 , SO 3 , P 2 O 5 ,Cl 2 O 7

Слайд 21

Это упражнение было написано таинственными чернилами, они лежали на солнце и формулы их выгорели. Восстановите запись. C +…………. → CO 2 CH 4 + ……… → CO 2 + H 2 O Cu(OH) 2 →………+ H 2 O Na 2 CO 3 →………+ CO 2 ↑

Слайд 22

Математическая экспертиза. Определить процентное содержание кислорода в веществах: CO 2 , K 2 O

Слайд 23

Оксид металла Оксид неметалла Различие Сходство Различие



Предварительный просмотр:

Оксиды. Состав молекул, классификация, получение, значение. Оксиды в природе

Цели:

Образовательная: 

  1. Познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение;

Развивающая: 

  1. Развивать умения составлять уравнения химических реакций,
  2. Сформировать представления о физических и химических свойствах оксидов;

Воспитательная: 

  1. Воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу;

Любовь к предмету химии, заинтересованность процессами, происходящими вокруг в окружающем мире.

Оборудование и материалы: оксид кальция, вода, фенолфталеин, чашки Петри.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковые, специфические (лабораторная работа)

Форма организации: групповая, индивидуальная ,коллективная.

Ход урока

1. Организация класса

2. Актуализация познавательной деятельности.

Рассказ учителя

Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют минералы, руды, глины, жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.

Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете три загадки.

Загадка  №1.  слайд 1,2

Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.

Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед.

Что это за вещество?

(учащиеся дают ответ)

Ответ прост – это вода 

  1. Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км2
  2. Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3

Запишите формулу воды в тетрадь.

Загадка  №2 слайд 3,4

Подсказка №1

Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

Подсказка №2

Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Ответ готов?

(учащиеся дают ответ)

Верно, это углекислый газ 

  1. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%.
  2. Растения, благодаря фотосинтезу, усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.
  3. В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.

Запишите формулу углекислого газа.

И последняя  загадка слайд 5,6 . Для того, чтобы разобраться, что же в ней, послушайте отрывок из стихотворение А. Ахматовой:

На рукомойнике моем
позеленела медь,
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть

? Что произошло с медью? Она окислилась. Что означает - окислилась?

Напишите уравнение реакции окисления меди и получите ответ!

2Сu + O2 -> 2 CuO

Вы разгадали три загадки. Получили три разных вещества. Первое – вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.

Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.

Третье вещество твердое – оксид меди.

? Что же между ними общего?

Учащиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул

  1. Состоят из двух элементов
  2. В состав молекул обязательно входит оксиген

Такие соединения называют оксидами. Слайд 7

3. Объяснение нового материала

Объявление темы урока.

Запишите тему нашего урока: Оксиды, их классификация, получение, применение.  Слайд 8.

? Так что же такое оксиды?

(Учащиеся формулируют правило)

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Дидактическая задача. Определить лишнее вещество и обосновать, почему эти вещества вы считаете лишними. Слайд 9

А) N2O5 , CaO , CO2

Б) SiO3 , K2O , SO3

В) BaO , P2O5 , Cl2O7

Основные оксиды. Слайд 10.

CaO

K2O

BaO

А почему называют их основными? Для этого проведём опыт.

Т/б. При работе с оксидами выделяется теплота, поэтому воду приливаем понемногу!

Информация учителя.У вас на столах в чашках Петри оксид кальция, в стакане вода, приливайте по каплям воду, затем фенолфталеин ( индикатор).

Так, что образовалось при взаимодействии оксида кальция с водой.

-Основание. Добавили фенолфталеин, он стал малиновый.

Учитель : -С чем взаимодействуют основные оксиды? Слайд 11.

Напишите уравнения реакций. Слайд 12.

Выполним самопроверку  использую критерии оценки, и сами в оценочных листах выставите баллы. Слайд 13.

CaO+H2O→

K2O+HCl→

BaO+CO2→

Учитель:- Основные оксиды имеют не молекулярное строение, при н.у. твердые вещества.

Дидактическая задача: Из следующего перечня выписать оксиды у которых валентность элемента IV,VI,V. Слайд  14.

Fe2O3, P2O5, CO2, Na2O ,BaO ,SO3.

Кислотные оксиды.

P2O5

CO2

SO3

Потому-то им соответствуют кислоты.

Учитель: -Как вы думаете с чем взаимодействуют кислотные оксиды? Слайд 16.-17

P2O5+H2O→

NaOH+CO2→

CaO+SO3→

Запишите уравнения реакций. Осуществите взаимопроверку. выставите оценку в оценочный лист.

Учитель: -И третья группа оксидов, амфотерные которые мы рассмотрим на следующем уроке. А сейчас небольшая самостоятельная работа.

Дидактическая задача. Из следующего перечня выписать основные и кислотные оксиды.

SiO2,MnO,FeO,SO3,Cu2O,MgO,P2O5,Cl2O7

 ( у доски один ученик, остальные самостоятельно, затем проверка ) Слайд 19

Дидактическая задача. Это упражнение было написано таинственными чернилами, они лежали на солнце и формулы их выгорели восстановите запись. Слайд 21.

  1. C   +………….  →  CO2

  1. CH4 + ………  → CO2 + H2O
  2. Cu(OH)2 →………+ H2O
  3. Na2CO3 →………+  CO2↑

Учитель:- Так какими способами получают оксиды? При горении простых, сложных веществ, при разложении нерастворимых оснований, карбонатов. Оксиды, которые имеют переменную валентность, могут окисляться.

Дидактическая задача. Провести математическую экспертизу и вычислить процентное содержание кислорода в этих оксидах. CO2, K2O. Слайд 22.

Учитель:- Применение. Оксиды широко применяются в различных отраслях экономики. Особый интерес представляют оксиды, которые широко применяются для производства стекла, фарфора, фаянса. Посмотрим видео фильм о применении оксидов.

Учитель:- Так какие оксиды применяются в строительстве и силикатной промышленности.

4.Закрепление.

Кольца Венна. Найти сходство и различие между оксидом металла и оксидом неметалла.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

5.Итог урока

6.Д/з§ 44,45

Тема урока: «Оксиды их классификация, химические свойства, получение применение

Провела: Гаер И.А –учитель химии

                                                                                     средней школы № 3

г. Щучинск 2012год.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист________________________________________

1-задание.

CaO+H2O→

K2O+HCl→

BaO+CO2

Оценка:

                                                                                                 

2-задание.

H2O+P2O5

NaOH+CO2

CaO+SO3

Оценка:

                   

Диаграмма Венна.

Оценочный лист________________________________________

1-задание.

CaO+H2O→

K2O+HCl→

BaO+CO2

Оценка:

                                                                                                 

2-задание.

H2O+P2O5

NaOH+CO2

CaO+SO3

Оценка:

                   

Диаграмма Венна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства и применение фосфора».

Цель урока:Определить положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома фосфора, физические и химические свойства, области применения фосфора.Т...

Материаловедение, 5 класс. Урок "Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение"

Поурочный план. Урок №2 " Хлопчатобумажные и льняные ткани. Свойства и применение", 5 класс...

Урок химии "Вода - состав и свойства"

Методическая разработка урока химии "Вода - состав и свойства!. Урок - творческая мастерская"....

презентация урока химии по теме "Химические свойства оксигена"

Прзентация содержит в себе много иллюстраций, предусмотрено также наличие видеоопытов ....

Презентация к уроку по теме "Алканы. Строение, свойства, получение, применение"

Презентация к данному уроку позволяет учителю четко и полно раскрыть основные понятия темы,  а также помогает учащимся закрепить полученные знания...

Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"

В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...