Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления знаний применяются тестовые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmetzyanova_z.b.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Беркет – Ключевская средняя общеобразовательная  школа»

 Черемшанского района РТ.

Предмет – химия

Класс – 9

Тема урока – Изучение свойств азотной кислоты

Урок изучения нового материала

 Ахметзянова Завагира Багдануровна, учитель химии и биологии.

Цели урока:

Личностные: Воспитание  интереса к знаниям;

Чувство ответственности за результаты своего труда;

Культуры общения;

Рефлексивных качеств.

Регулятивные, 

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.  

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации для изучения свойств азотной кислоты,  моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

 

 

    

 

 

 

 

Методы и методические приемы:  словесный метод,   видеометод, наглядный метод, аналитический, сравнительный, обобщающий метод, самостоятельная работа, лабораторная работа

 

Тип урока:  урок изучения нового материала.

 

Вид урока: урок  изучения новых знаний, закрепления и систематизации  знаний  

 

Оборудование: интерактивный комплекс, ПСХЭ, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов,  видеоролик, классная доска, карточки с заданиями, таблицы заполнения, листы самооценки

 

Литература для учителя:

  • Журналы «Химия в школе»,Дрофа»
  • Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 9 класс» Издательство «Просвещение» Москва 2011 г

 

  • Ресурсы Интернет:    http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единая коллекция цифровых ресурсов  http://school-collection.edu.ru.

 

Литература для учащихся:

  • Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 9 класс» Издательство «Просвещение» Москва 2011 г

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный

Готовность класса к уроку.

 

Слайд №  3

«“…“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы “луна” опять взошла, прокаливай “адский камень” в печи”...»

 (из высказываний древних 

                        алхимиков)

Ребята, сформулируйте цели нашего урока..

Слайд № 2 – цели и задачи урока.

Учитель ставит задачи урока.

Учитель раздает учащимся листы самооценки. 

Приветствие учителя (дети встали)

 

Учащиеся прочитывают

 

 

 

 

 

Учащиеся называют  

 серебро – Луна, Лисий хвост – оксид азота (IV)? Значит, речь идет об азотной кислоте. 

Учащиеся называют цели (Изучить  физические и химические свойства, применение азотной кислоты)

Учащиеся его просматривают и будут заполнять в ходе выполнения заданий.

 

ІІ. Актуализация знаний.

Л       Вопрос учителя:

-   -По какому плану мы сегодня будем работать? Слайд № 4

      Ло г и к а  р а с с у ж д е н и я:

1. Многообразие неорганических соединений. Кислоты – один из классов неорганических веществ. Особенности кислот. (Общие знания о кислотах.)

2. Азотная кислота. Общие с другими кислотами свойства. (От общих знаний - к частному конкретному веществу.)

3. Специфические свойства азотной кислоты. (Исключение из общего правила).

4. Применение азотной кислоты. Первая медицинская помощь при кислотном химическом ожоге. (Знание химических азов во имя сохранения собственного здоровья).
Слайд № 5. – ключ проверочной работе

 Учащиеся называют пункты плана работы.

Самопроверка

1.  Ребята называют общие свойства кислот:

- меняют окраску индикаторов

- в воде диссоциируют образованием катионов водорода и анионов кислотных остатков.

2. Кислоты реагируют с металлами, оксидами металлов, с гидроксидами.

Ученики работают с листом самооценки. Приложение № 1.

 Проверяют свою работу и оценивают по КЛЮЧУ

ІІІ.

 Изучение новых знаний.

Строение молекулы, физические и химические свойства азотной кислоты

 

Какая связь  в  молекуле азотной кислоты?

Слайд № 6. – Строение молекулы азотной кислоты

В лабораторных штативах в склянках  - азотная кислота. Какие физические свойства вы видите?

 Слайд № 7 – физические свойства азотной кислоты.

Как доказать, что  азотная кислота – кислота?

Какие химические свойства можно предположить для азотной кислоты?

Слайд № 8. – химические свойства азотной кислоты.

Но азотная кислота имеет и специфические свойства.

Она в реакциях с металлами не выделяет водород.

http://chemistry-chemists.com/Video/Cu-HNO3.html

реакция меди с  конц. азотной кислотой

http://chemistry-chemists.com/Video/Mg-HNO3.html

Реакция магния с азотной кислотой


Во многих учебниках написано, что железо и алюминий не реагируют с концентрированной азотной кислотой. При контакте этих металлов с крепкой азотной кислотой на их поверхности образуется прочная оксидная пленка, которая предохраняет железо или алюминий от растворения. (см. статью 
ссылка) Но очень часто авторы учебников забывают уточнить, что все сказанное относится к комнатной температуре. А как ведут себя эти металлы по отношению к концентрированной азотной кислоте при нагревании?

http://chemistry-chemists.com/Video/aluminium-nitric-acid.html

Реакция алюминия с концентрированной азотной кислотой при нагревании 

Слайд № 9,10

 

Азотная кислота – сильный окислитель.

http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/reakciyaea.php

 видео опыт реакция азотной кислоты с фосфором

http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/reakciyaeo.php

реакция азотной кислоты со скипидаром

 Формирует знания , запись в тетрадях..

Ковалентная  полярная, молекула состоит из атомов разных неметаллов

Работают в тетрадях.

Называют  жидкое агрегатное состояние, желтоватый цвет

- С помощью индикаторов.

Выполняют лабораторную работу. Испытывают раствор кислоты лакмусом и метилоранжем. Делают вывод, что данное вещество – кислота.

-  Кислоты вступают в реакции с металлами, оксидами металлов, гидроксидами, солями.

Выполняют лабораторную работу:

Наблюдают за взаимодействием азотной кислоты с оксидом меди, с гидроксидом натрия, с карбонатом натрия. Пишут  уравнения реакций.

   Оформление проделанной работы в журнал лабораторных работ и запись химических уравнений

Ребята наблюдают за видеоопытами и записывают уравнения реакции.

Ученики наблюдают за видеоопытами, делают вывод об окислительных способностях азотной кислоты.

 

Физминутка   

 

Учащиеся выполняют упражнения для тела и глаз

Задание: Время выполнения 7+2 минуты. Как известно, кислоты являются едкими веществами. Азотная кислота – не исключение. В течение 7-ми минут предложите вариант оказания первой медицинской помощи при ожоге раствором азотной кислоты. (Вспомните знания из раздела «Организм человека» курса биологии.) Каким из веществ (раствором NaOH, раствором NaHCO3, кристаллами лимонной кислоты) вы нейтрализуете кислоту, чтобы не было сильного ожога? Как юный талантливый химик объясните правомерность ваших действий и составьте уравнение химической реакции, обеспечивающей нейтрализацию кислоты на кожных покровах.
Проверьте правильность вашего совета, используя информацию «Помоги себе сам» в кабинете химии. Исправьте ошибки, если они допущены.

 

Примерные ответы: 

Смыть поверхность кожи обильной струёй воды. 

Кислота реагирует с солями, значит, место ожога нужно обработать раствором питьевой соды, гидрокарбоната натрия, NaНСО3, который можно найти в домашней аптечке или кухонном шкафу. 

Приведено уравнение реакции между азотной кислотой и гидрокарбонатом натрия.

Нейтрализацию кислоты щёлочью проводить нельзя, т.к. щёлочь может вызвать дополнительный химический ожог. Лимонная кислота не только не смягчит ожог, а усилит его, т.к. кислота с кислотой не реагирует.

Получение азотной кислоты

Задание : Рассмотреть лабораторный и промышленные способы получения азотной кислоты.

Слайд № 11

1 вариант – лабораторный способ получения, определяют тип реакции и относится ли она к окислительно – восстановительным, доказывают это.

2 вариант – промышленный способ получения азотной кислоты. Доказывают, что  это окислительно – восстановительные реакции.

Применение азотной кислоты.

Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей.
Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.
Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).
Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта БИ – 1.
Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».


Слайд № 12
Применение азотной кислоты.

 III. Закрепление изученного материала.

 Составление опорного блока «Азотная кислота и её свойства»

http://politova.ucoz.ru/load/khimija/khimija_9_klass/opornyj_blok_quot_azotnaja_kislota_quot/11-1-0-51

Приложение № 2.

 

 Ученики работают в парах. 5 минут.

Самопроверка. На экране – опорный блок. 

 http://politova.ucoz.ru/load/khimija/khimija_9_klass/opornyj_blok_quot_azotnaja_kislota_quot/11-1-0-51

 

Работа на доске:

HNO3 =

NH3 + O2 =

NO + O2 =

Cu + HNO(конц.) →

  Cu +  HNO3 (разбавл.) =

 

Учащиеся по одному выходят к доске и записывают уравнения реакций до конца. Называют продукты реакций и уравнивают.

4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2.

4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O.

2NO + O2 = 2NO2.

Cu + 4HNO(конц.) →Cu(NO3)2   +2 NO2 +2 H2O
 3Cu + 8 HNO3 (разбавл.) = 3 Cu(NO3)2 + 2 NO + 4 H2

 

 

 

 

ІV. Подведение итогов.

Учитель сопоставляет поставленные задачи и результат выполнения.

 

 

Учитель выставляет оценки ученикам с учетом их оценки и комментирует каждую.

Учащиеся высказываются о том, что они узнали нового.

 

Учащиеся подводят итоги по листам самооценки.

V. Домашнее задание.

 Слайд № 13.  Изучить текст «Азотная кислота», тестовые задания (приложение № 4),

Творческое задание – написать сочинение о свойствах азотной кислоты.(Выдуманная история)

 

VІ. Рефлексия.

Учитель раздает карточки:

А – получил прочные знания, усвоил весь материал.

Б – усвоил материал частично.

В – мало, что понял, необходимо еще поработать.

 

 

Ученики отмечают на них и сдают учителю.

 

Приложение № 1.

Лист  для самооценки.

«Кислоты как класс неорганических веществ»

1. Кислотой является вещество с формулой:

1) Na3PO4

2) Са(ОН)2

3) Fe2O3

4) HNO3.

2. При взаимодействии раствора кислоты с оксидом металла образуются:

1) соль и металл, 

2) соль и водород, 

3) соль и оксид водорода, 

4) металл и вода.

3. Взаимодействие кислоты и гидроксида металла является реакцией:

1) соединения, 

2) разложения, 

3) замещения, 

4) обмена (нейтрализации).

4. В растворе кислоты индикаторы лакмус и метиловый оранжевый приобретают окраску:

1) синюю, 

2) красную, 

3) жёлтую. 

4) бесцветную.

5. Кислота – это электролит, молекула которого в водном растворе диссоциирует на ионы:

1) водорода Н+ и металла,

2) водорода Н+ и гидроксид-ионы ОН-,

3) металла, водорода Н+ , кислотного остатка,

4) водорода Н+ и кислотного остатка.

6. В схеме реакции: ? HNO3 + ? Ca(OH)2 → ?Ca(NO3)2 + ? H2O вместо знаков «?» нужно поставить последовательно коэффициенты:

1) 2; 1; 1; 2 

2) 2; 2; 1; 2

3) 4; 1; 1; 2 

4) 2; 1; 1; 1.

7. Молекула азотной кислоты в водном растворе диссоциирует на ионы:

1) H+ и 3 NO-

2) H+ и NO3-

3) H+ и NO2

4) ОH- и NO2+

8. При взаимодействии раствора азотной кислоты и гидрокарбоната натрия NaНСО3образуются: 

1) NaNO3 + H2O + CO2 

2) NaNO3 + CO

3) NH4NO3 + NaNO3 + CO2

4) Na2CO3 + NO2 + H2O.

Ключ к тесту.

1 – 4                   Без ошибок - 5

2 – 3                   1 ошибка - 4

3 – 4                   2 – 3 ошибки - 3

4 – 2                  4 и более ошибок - 2

5 – 4

6 – 1

7 – 2

8 - 1

Приложение № 2. Опорный блок.

Азотная кислота

HNO3

 

+5              IV

HNO3 но HNO3

Дымящаяся жидкость, ρ= 1,52 г/см3

HNO3

Ц, едкий запах,

Ткип=82,6°С

Т=-42°С-прозрачные кристаллы, очень гигроскопична

 Сильный окислитель. Разрушает животные и растительные ткани. Осторожно!

HNO3

H+

+ ind

лакмус

фенолфталеин

метиловый оранжевый

+ основный оксид

HNO3+

+ амфотерный оксид

HNO3+

+ щелочь

HNO3+

+ нерастворимое основание

HNO3+

+ соль

HNO3+

+

Никогда не выделяется водород!

N+5+ne

N+4

N+3

N+2

N+1

N0

N-3

Взаимодействие с металлами

М + HNO3 = соль + вода + газ

Fe, Al, Cr, Au, Pt

Пассивирует (без нагревания)

С тяжелыми металлами

NO2

С тяжелыми металлами

NO

Со щелочными металлами и щелочноземельными

NO

Со щелочными металлами и щелочноземельными, также с Sn и Fe

NH3(NH4NO3)

 Приложение № 3.

В а р и а н т  1

1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме азота?

1) 2, 8, 1; 2) 2, 8, 2; 3) 2, 4; 4) 2, 5.

2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций:

1) HNO(разб.) + Cu  … ;

2) Zn + HNO(конц.)  … ;

3) HNO3 + MgCO3  … ;

4) CuO + KNO3  … .

3. Укажите, какое уравнение иллюстрирует одну из стадий процесса промышленного производства азотной кислоты.

1) 4NH+ 5O2 = 4NO + 6H2O;

2) 5HNO3 + 3P + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO;

3) N2 + O2 = 2NO.

4. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:

1) N2O; 2) NO; 3) NO2; 4) Na3N.

5. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:

1) NO2; 2) NO; 3) N2; 4) NH3.

В а р и а н т  2

1. Значение высшей валентности азота равно:

1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 4.

2. Запишите возможное взаимодействие концентрированной азотной кислоты со следующими металлами: натрий, алюминий, цинк, железо, хром.

3. Выберите вещества, являющиеся сырьем для производства азотной кислоты:

1) азот и водород;

2) аммиак, воздух и вода;

3) нитраты.

4. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:

1) углекислым газом;

2) соляной кислотой;

3) углеродом;

4) гидроксидом бария.

5. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется:

1) NO2; 2) NO; 3) N2O; 4) NH4NO3.

Ответы на тесты

В а р и а н т  1.

1 – 4;

2.

1) 8HNO(разб.) + 3Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O;

2) Zn + 4HNO(конц.) = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O;

3) 2HNO3 + MgCO3 = Mg(NO3)2 + CO2 + H2O;

3 – 1; 4 – 4; 5 – 1.

В а р и а н т  2.

1 – 4;

2.

Na + 2HNO(конц.) = NaNO3 + NO+ H2O,

Zn + 4HNO(конц.) = Zn(NO3)2 + 2NO+ 2H2O;

3 – 2; 4 – 1; 5 – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"

Урок по химии 9 класс "Соли азотной кислоты"...

Тест по теме: Физические свойства и получение азотной кислоты.

9 класс. Тест по теме: Физические свойства и получение азотной кислоты. Составлен согласно требованиям представленным ФГОС. ...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

6. Свойства оксидов неметаллов. Свойства серной и азотной кислот.

Задание1. Законспектировать видеолекцию https://resh.edu.ru/subject/lesson/5913/main/151350/Выписать ВСЕ таблицы и схемы, представленные в ней.2. Дописать уравнения реакции, составить к ним схему элек...

Тест по теме: Физические свойства и получение азотной кислоты.

Тест по теме: Физические свойства и получение азотной кислоты. 9 класс. Составлен в соответствии ФГОСС....