Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность
статья по химии по теме

Змеева Инна Владимировна

В работе описано как на протяжениинескольких лет я создавала с ребятами проекты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vedya_kurs_analiticheskoy_himii_v_11.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание творческой личности через исследовательскую деятельность

Для конца двадцатого – начала двадцать первого века характерны глубокие изменения в сфере образования – его направленности, целях и содержании. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены цели общего образования на современном этапе. Особо подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающихся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

Мир сегодня меняется так быстро, что простое накопление информации становится малоэффективным. Намного важнее уметь работать с этой информацией: искать, выбирать, систематизировать, применять, отбрасывать частности, понимать, какие новые знания необходимы и где их получить, т.е. самому формировать свой образ мироощущения. Достижение этого в образовании коренным образом меняет цель учебной деятельности и характер взаимодействия учителя и ученика, направляя его на поиск нового.

Необходимо уделять особое внимание, творческому развитию учащихся, предлагая им проблемные вопросы, заставляющие активно работать мысль.

Цель  моей деятельности состоит в создании условий для развития способностей и индивидуально-личностных качеств в процессе реализации личностно-ориентированного образования. Одним из направлений   работы   является организация научно-исследовательской деятельности   учащихся.

Организация исследовательской деятельности рассматривается мною как важный фактор развития творческого потенциала личности, что позволяет достичь поставленной цели — сформировать у учащихся исследовательское мышление и решать следующие задачи:

  1. развивать интерес к исследовательской работе;
  2. развивать интерес к углублённому изучению наук;
  3. воспитывать гражданскую позицию;
  4. воспитывать высокие нравственные качества и духовную культуру учащихся.

  Ведя курс аналитической химии в 10-11кл. я поняла, что образовательная технология должна быть деятельной.

    Изучив, качественный анализ учащиеся сдают зачёт, определяя качественный состав неизвестного вещества, т.е. первые попытки миниисследования;

  анализируют почву из своего сада и уже могут дать рекомендации    родителям по поводу почвы.

      изучают количественный анализ и здесь, получая навыки титрования,  постоянно проводят минииследования на каждой лабораторной работе. Учащиеся не просто определяеют жёсткость воды, а жёсткость различных вод. Не просто жирность молока, а жирность различных сортов магазинного молока и домашнего, и делают выводы. Исследуем количество аскорбиновой кислоты в инъекциях и таблетках, и каково всегда удивление ребят, когда они обнаруживают, что в таблетированой аскорбинке витамина «С» практически нет.

    Производя эти миниисследования, ученики учатся анализировать, делать выводы,некоторые из них переходят к разработке собственных проектов, куда тоже входят исследования, но нужно уже собрать материал, произвести анализ литературы, произвести исследования, сделать вывод.

Метод проектов опирается на уже имеющийся опыт ученика, его собственный путь искания, преодоления затруднений.     В этом случае обучение и воспитание могут превратиться в непрерывную перестройку жизни учащихся и поднять ее на более высокую ступень, а школа будет готовить учащихся к условиям динамично меняющейся обстановки в обществе и к столкновению с неизвестными проблемами в будущем.

Использование проектно-исследовательских технологий обучения наиболее эффективно способствует переводу ученика из пассивного объекта обучения в деятельный субъект, который вместе с учителем, под контролем учителя и самостоятельно   вырабатывает и закрепляет умение работать с книгой, текстом, каталогом, электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст, ориентироваться в информационном пространстве, овладевать таким образом новым знанием, включающим не только школьное образование.

Проектные технологии являются активными формами педагогических технологий, которые развивают высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности, они стимулируют ученика на рефлексивное восприятие материала, формируют умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым

1 проект мы разрабатывали с Фефиловой Анастасией в 2006году «Вернутся ли Лебеди»           в этом проекте Настя разработала экологическую тропу вокруг пруда, исследовала качество воды и на основе этого проекта, был создан школьный клуб «Бумеранг» и ребята летом чистили пруд, облагораживали экологическую тропу.

    Следующий проект мы выполняли с Симоновой Натальей, которая, посещая экологический клуб при Доме Пионеров  проводя опрос    членами ревдинского геоэкоклуба «Рифей» в рамкам проекта «Стратегия совместных действий – путь к устойчивому развитию», реализуемого в Ревде ЦЭОИ. Финансируется проект в рамках договора о техническом и гуманитарном сотрудничестве между Канадой и Россией,  заинтересовалась, действительно ли такая сложная экологическая обстановка в городе и решила исследовать воду в пруде совхоза «Ревда» и воду выходе с завода НСММЗ.  

 Проанализировав полученные результаты, Наталья увидела:

1. Вода в лебяжьем пруду чище, чем в реке Ревда;

2. Качество большинства элементов соответствует предельно-допустимой концентрации;

3. Предельно-допустимой концентрации не соответствует содержание меди, железа (общ) и цинка в реке Ревда после выхода с  завода НСММЗ;

4. В реке Ревда после использования ее в технологическом процессе  завода НСММЗ, в отличии от Ревдинского пруда, присутствуют хлориды, фториды и мышьяк, которые очень вредны.

Фтор  (F) вытесняет I, жизненно необходимый нашему организму. Хлориды и мышьяк также способны вызвать различные заболевания, такие как кожные и гипертензию.

И предложила следующие пути решения проблемы:

  1. Использовать замкнутый цикл производства, т.е. сточные промышленные воды не сливать в пруд, а использовать многократно в замкнутом цикле.
  2. Установить мощное, более современное очистное  оборудование и контролировать воду на выходе, лабораторией НСММЗ.
  3. Деньги на это должны выделяться из экологических программ городского бюджета и программы экологического воспитания и просвещения.

С этим проектом Наталья участвовала в общероссийском конкурсе «Заповедные острова России», получив высокие баллы на областном и региональном уровне.

В прошлом году учащаяся 7класса Столбова Ольга участвовала в городском конкурсе «Первые шаги исследователя» с проектом «Исследование косметических средств природными индикаторами» и заняла 1место.  Проводя эти исследования,у неё возникла необходимость продолжить их уже сомостоятельно изготовляя косметику из природного материала по собственным рецептам.

 

О вполне осознанном  выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности, и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся : на вопрос «что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности» ребята ответили:

  1. полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни и несомненно повлияют на выбор профессии (34% респондентов);
  2. работа над исследованием помогла моей самореализации (52%);
  3. в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми–исследователями, учеными, приобрел много друзей, участвовал в научных конференциях (56%);
  4. в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать (43%).

Таким образом, результат проведения анкетирования подтверждает эффективность и целесообразность моей педагогической технологии, направленной на развитие коммуникативных навыков и условий самореализации учащихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"

В этом материале я обобщила свой педагогический опыт по теме "Формирование социально-активной и творческой личности через деятельность ДЮОО "Вместе"...

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, мат...

Развитие творческой личности через проектную деятельность.

Организация  исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Учебная исследовательская работа позволяет организовать такую познават...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Саморазвитие личности школьника через исследовательскую деятельность" (№ 5, 2014)

В статье рассматривается исследовательская компетентность как важная составляющая учебной деятельности современного школьника. Это качество включает в себя такие компоненты, как опыт индивидуальной и ...

Развитие творческой личности через внеурочную деятельность детей в условиях реализации ФГОС

Актуальность темы проекта в том, что, активизируя творческую деятельность обучающихся при личностно ориентированном подходе, учитель создаёт условия для самореализации личности обучающегося. Ориентиру...

Доклад "Развитие личности и создание основ творческого потенциала через проектную деятельность"

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентировать...