Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.
статья (биология) на тему

Тумбаева Татьяна Юрьевна

 

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, материалы из педагогической практики работы с одаренными детьми (приложения, сведения о достижениях и т.д.).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tumbaeva_statya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческой одаренности через исследовательскую деятельность учащихся.

Т.Ю. Тумбаева, учитель биологии МКОУ СОШ п. Цементный.

Аннотация.

Данная статья содержит описание опыта работы автора как учителя биологии по решению проблемы развития детской одаренности через использование исследовательских технологий и кружковую работу, материалы из педагогической практики работы с одаренными детьми (приложения, сведения о достижениях и т.д.).

В настоящее время государственная политика в системе образования, в частности Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», определяет шесть приоритетных направлений,  одним из которых является развитие системы поддержки талантливых детей. Согласно этому документу в ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. И перед каждой общеобразовательной школой ставится задача: развивать творческую среду для выявления и поддержки особо одаренных детей, реализации их творческого потенциала. [5]

Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети?

Представления об одаренности формировались в общественном сознании не одну сотню лет. В современной  психолого-педагогической  науке  принято  рассматривать одаренность  как  явление  динамическое. Психика человека  –  результат взаимодействия процессов биологического созревания  и  обучения.  С  момента рождения эти  процессы  сливаются  в  отдельную  линию  развития,  и спрогнозировать итог этого взаимодействия в реальной жизни очень трудно. По определению К.К. Платонова, одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её  отсутствии. [3]

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Их количество определяется статистически. Так, по мнению ряда зарубежных ученых (J.Freeman, J.Renzulli, K.Heller, F.Gagne и др.), процент потенциально одаренных детей колеблется в пределах 15-30% от числа общей возрастной выборки. При этом высокий уровень их достижений обнаруживается лишь при соответствующем обучении, что указывает на исключительную значимость психолого-педагогических условий и факторов образовательной среды, способствующих развитию одаренных и талантливых детей,  реализации  их одаренности во взрослой жизни. [2]

Согласно определению одаренности, индивиды   могут отличаться актуальными и потенциальными возможностями в разных сферах деятельности, одна из которых творческая.  

 Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. [4]

Одним из его аспектов, по мнению ученых психологов (Б.Е.Райков, А.Н.Лук, В.И.Андреев, и др.), является исследовательская деятельность  ребенка, которой может заниматься лишь личность, обладающая творческими способностями. К творческим способностям относят: зоркость в поисках проблем, способность к свертыванию мыслительных операций, гибкость интеллекта, беглость речи, способность довести до конца, а  также важность мотивации и познавательного интереса. [1] 

Сюда также можно добавить здоровую амбициозность, наличие навыков публичного выступления, умение формулировать свои мысли. Все эти способности просто необходимы детям для выполнения исследовательских работ и проектов.

В своей педагогической деятельности использую исследовательские технологии не первый год,  и считаю их  применение целесообразным при выполнении как групповых, так и индивидуальных исследовательских проектов (долгосрочных и краткосрочных). Помимо проектов, исследовательский метод  применяю практически во всех лабораторных и практических работах, при решении проблемных задач на уроках, при самостоятельном проведении экспериментов в домашних условиях. Именно исследовательские технологии, по мнению Андреева В.И., призваны развивать творческие склонности и способности каждого ребенка, пришедшего в школу. [1]

Но практика школьной жизни показала, что не все дети способны заниматься исследовательской деятельностью, а те, которые обладают склонностью к ней, не желают ее выполнять. Не все, кто берется за исследовательскую работу, доводит ее до конца, а из тех, кто написал работу,  не все могут успешно представить свой результат. Таким образом, результативность исследовательской деятельности и собственная успешность ученика во многом зависят от его личностных качеств.  Поэтому проводить некоторую селекцию все-таки приходится, и для этого использую методику Дж. Рензулли, в которой имеются шкалы для определения некоторых характеристик одаренности школьников. [6]  Эту работу провожу в параллели 6 классов в конце учебного года. Для получения объективной оценки к заполнению опросников Дж. Рензулли привлекаю учителей русского языка и литературы, математики, технологии и классных руководителей.  

Учеников с ярко выраженными лидерскими качествами, творчески одаренных, с высокой познавательной активностью и мотивацией к учению  затем привлекаю к руководству в групповых проектах или выполнению индивидуальных исследовательских работ по биологии и экологии на уроках и во внеурочное время.

И все вроде бы хорошо, и результаты хорошие: так, выступая с проектами на научно-практических конференциях, мои ученики занимали первые места в районе, неоднократно становились призерами областных конкурсов исследовательских работ, становились дипломантами 1 и 2 степени Всероссийского конкурса МАН «Интеллект будущего» в номинации «Первые шаги в науку».

Но червячок некой неудовлетворенности подгрызал меня изнутри. Как же так, с моей стороны проделана колоссальная организационная и консультативная работа, например, в проекте «Школьный Цветник» участвовало 105 учащихся 6-7 классов. Он продолжался в течение 6 месяцев, было спроектировано и создано на пришкольном участке 6 разных клумб, а основными навыками именно исследовательской деятельности овладел лишь один ученик, который обобщил весь собранный материал и превратил его в добротную исследовательскую работу. А ведь хочется научить всех или хотя бы большинство детей, открыть перед ними дверь в мир удивительных открытий, экспериментов, наблюдений и опытов.  

Выход нашла в организации кружковой работы. Так в нашем образовательном учреждении появился кружок «Юный исследователь» для учащихся 6-7 классов и одноименная программа. Эта программа была представлена на муниципальной выставке «Инновации в системе образования Свердловской области: реализация современной модели образования» в 2011 году, где заняла 1 место.

Почему не воспользовалась уже существующими программами и заново изобретала велосипед?  Действительно, программ подобного рода и в Интернете, и в печатном виде много. Но дело в том, что авторы этих программ сразу начинают с теории: что такое объект и предмет, цель и задачи исследования, формулировка гипотезы... Для шестиклашек это сложно.  Я же начинаю с практики, т.е. с практических работ в ближайшем к школе парке. Ведь сначала надо заинтересовать ребят, увлечь их, не испугать мудреными терминами. Подобных программ мне нигде, к сожалению,  не встретилось.

Программа кружка "Юный исследователь" направлена на  развитие исследовательской и экологической культуры учащихся 6 -7  классов. Данная программа с общим объемом 68 часа рассчитана на один года обучения, и включает 24 часов теории, 32 - практических занятий, 3 экскурсии и 9 часов самостоятельных работ.

Цель программы: формирование исследовательской компетенции учащихся посредством овладения ими методами научного познания и умениями учебного исследования, экологического мониторинга. Одной из задач, решаемых в ходе реализации программы, является развитие творческих способностей учащихся. В Приложении 1 к этой статье размещено календарно-тематическое планирование к программе «Юный исследователь».

Результатом работы являются выполненные исследовательские работы учащихся за последние три года.

  1. Катаева Елена. Позднецветущие растения основных биотопов в окрестностях п. Цементный. (3 место на VIII областном экологическом форуме «Юнэко» – секция «Экология растений» - апрель 2010)
  2. Заева Алена. Учебно-исследовательский проект «Школьный цветник» (2 место на 64 областном конкурсе «Юные исследователи природы» - турнир «Юный аграрий» - ноябрь 2010; победитель всероссийского конкурса учебных проектов фестиваля творческих работ учащихся «Портфолио – 2011»)
  3. Черепанова Катя. Влияние препаратов корнеобразователей на размножение сенполий листовыми черенками. (1 место на муниципальной НПК школьников по опытнической работе 2011)
  4. Харитонов Костя. Биота трутовых грибов основных биотопов в окрестностях п. Цементный. Диплом I степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку» - 2011; Диплом XVIII Всероссийских юношеских Чтений им. В.И, Вернадского.
  5. Черепанова Лиза. Оценка загрязнения атмосферы биоиндикационным методом (Диплом II  степени Всероссийского конкурса «Первые шаги в науку»; Диплом XVIII Всероссийских юношеских Чтений им. В.И, Вернадского).
  6. Катаева Лена. Бобовые растения основных биотопов Невьянского ГО (2 место на областном фестивале «ЮИСУ» эколого-краеведческого конкурса «Природа Урала»; форум «Мы - уральцы!»  апрель  2012)
  7. Крохалева Саша. Фотомониторинг древесно-кустарниковых форм парка п. Цементный. (3 место на Х областном экологическом форуме "Юнэко – 2012", секция «Экология растений»)
  8. Кириллова Катя. Сортосравнение крупнозубкового озимого чеснока на садовом участке в условиях Среднего Урала. (1 место на муниципальной НПК школьников по опытнической работе 2012)
  9. Антонова Кристина. Здоровье в шкале жизненных ценностей современного старшеклассника. (2 место на муниципальной НПК школьников по экологии в секции «Экология человека»  2012)
  10.  Исупова Лиза. Влияние образа жизни на здоровье школьников. (3 место на муниципальной НПК школьников по экологии в секции «Экология человека»  2012)
  11.  Коршунова Даша. Экологическая оценка состояния деревьев и кустарников парка
  12.  Терентьева Лиза. Оценка качества грунтовых смесей методом биоиндикации.

Выполняя исследовательские работы, учащиеся не только осваивают  приемы экологического мониторинга, но и приобретает навыки самостоятельной исследовательской деятельности.  При составлении учеником плана исследовательской работы всегда нацеливаю его на создание такого приложения, которое даст возможность проявить и свои креативные способности, например, при оформлении фотоальбомов, атласов-определителей, создании презентаций и видеофильмов, изготовлении наглядных пособий и информационных буклетов. Создавая такое приложение, ученик осознает значимость своей работы не только для себя, но и для других людей и это имеет большое воспитательное значение.

Так за последнее время в школе появилось три атласа-определителя: «Трутовые грибы Невьянского ГО», «Бобовые растения Невьянского района», «Позднецветущие растения в окрестностях п. Цементный», фотоальбом «Мои фиалки», наглядное пособие «Атлас фенологических фаз деревьев и кустарников парка», виртуальные экскурсии «Мой парк – времена года», «Деревья и кустарники уральского леса», видеофильм «Экологическое состояние парка», информационные буклеты здоровьесберегающей тематики. Элементы творческих работ представлены в Приложении 2.

И в заключение, считаю исследовательскую деятельность учащихся перспективной образовательной технологией, которая позволяет комплексно решать вопросы обучения, воспитания, развитие личности в современном образовательном пространстве.

Литература.

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. // Казань: Изд-во КГУ. 1988

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

3. Волков И.П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.

4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии.1989, №6.

Интернет ресурсы:

5. http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

6. http://dp.17ya.ru/?p=1925 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Работа посящена изучению организации урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность ...

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен формам построения  урока физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Развитие критичного мышления через исследовательскую деятельность учащихся в процессе физического воспитания

Материал посвящен    организации уроков физической культуры по методике развития критического мышления через исследовательскую деятельность....

Развитие творческой одаренности через исследовательский поиск на уроках русского языка и литературы.

Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить ...

«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»

Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главно...