«Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии»
методическая разработка по биологии на тему

Абакумова Валентина Петровна

Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главного элемента современной системы развивающего обучения, которая помогает проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx521.98 КБ
Office presentation icon k_vystupleniyu_i_uroku.ppt2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа по теме:  

«Методические и практические статьи об обучении (проведении занятий) в условиях внедрения ФГОС»

«Развитие познавательной самостоятельности

через исследовательскую деятельность учащихся

на уроках биологии»

Автор: Абакумова В.П., учитель биологии высшей квалификационной категории.


Любой учебный курс имеет свои проблемы, и каждый учитель ищет свои пути их разрешения. Одна из ведущих идеей - развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность как главного элемента современной системы развивающего обучения, которая помогает проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности.

Согласно новым стандартам предметное содержание уступает целевую функцию способам действий. Компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения способов действий, не нанося ущерб самому содержанию вот первоочередная и довольно сложная задача, требует от учителя очень высокого уровня владения содержанием. Биологию традиционно относят к структурно – ориентированным предметам наряду с математикой, физикой, химией. Считается что это предметы, где изучается устройство мира через жёсткие, заданные алгоритмы, без субъективизма по отношению к содержанию. Школьная биология - это потенциально смысло-ориентированный предмет (как литература, все предметы искусства), т. к. богата содержанием, создаёт условия для чувствования (позволяет формировать умения выражать себя разными способами). С другой стороны, современные школьники должны быть готовы к самостоятельной жизни в обществе, в котором результативность деятельности, успех в достижении профессиональных и жизненных целей всё больше зависит от умения вести поиск добывать, обрабатывать, усваивать и эффективно использовать превратившуюся в знания информацию. Переориентация образования с «информационной модели» на «образование как исследование», позволяют организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся как средство развития познавательной самостоятельности. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса, является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.

Исследовательская работа может быть организована и проводится как на уроках (мини исследования), на уроках дополнительного образования – кружковая деятельность, так и вне образовательных учреждений – самостоятельно.

Лучше всего строить работу на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков:

•        организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;

•        совместная выработка решений;

•        разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.

Пример урока.

Развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии в 6 классе по теме: «Виды корней и типы и корневых систем. Определение типов корней однодольных и двудольных растений»

Цель: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практические навыки по их определению и распознаванию.

Задачи урока:

1.        Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем.

Продолжить работу с биологическими терминами: стержневая и мочковатая системы, однодольные и двудольные классы;

2.        Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка (Лабораторная работа по изучению особенностям строения корневых систем однодольных и двудольных растений;

3.        Выработать умение распознать на гербарных объектах типы корневых систем.

4.        Продолжить формировать умение делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

5.        Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученные на других уроках;

6.        Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность, умение работать в группах, самостоятельно работать с определителями растений Республики Татарстан.

Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", гербарный материал, раздаточный материал (проростки фасоли, пшеницы), определитель растений Республики Татарстан, презентации по теме: «Виды корней».

Планируемые результаты:

1) Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

2) Предметные: знакомство с основными биологическими понятиями по теме, привить умения по определению видов корней и распознаванию.

Основные понятия: функции корня, корневые системы, главный, боковые, придаточные корни. Стержневая, мочковатая системы.

Ресурсы:

1) основные: учебник, тетрадь;

2) дополнительные: карточки с заданиями, таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", гербарный материал.

Организация пространства: Фронтальная работа, групповая и индивидуальная работа.



Технологическая карта урока в 6 классе по теме:

«Виды корней и типы и корневых систем. Определение типов корней однодольных и двудольных растений»

Этап урока 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

 Коммуникативная

Регулятивная 

Личностная 

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Какую? Вы позже назовете сами, и девизом нашего урока «Поменьше учителя – побольше ученика»

умение слушать и понимать речь других

организация рабочего места

сотрудничество с учителем

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­ познавательных мотивов

Актуализация знаний

Организует актуализацию знаний по теме "Семя", работу в парах:

1. Задание по рисункам и тексту №1

2. Игра «третий лишний»

3. Верны ли утверждения?

Приложение №1 и 2

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

умение оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

умение соблюдать дисциплину на  занятии, уважительно относиться к  педагогу и  сверстникам

выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения

Проблемное объяснение нового знания

Организует определение темы и постановку  цели урока:

1. Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у дуба корни стала

«Ведь это дереву вредит...».

Как же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?

2. Выполнение заданий в парах на определение значения, видов корней и типов корневых систем. Приложение №3

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить сообщения в устной и письменной форме

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

умение оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

учебно ­ познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Первичное закрепление

Организует индивидуальную работу по определению классов растений с использованием гербария. Лабораторная работа по теме: «Строение корневых систем» приложение№4

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию

Самостоятельная работа

Организует работу с тестами в формате ОГЭ.

Приложение №5

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Анализ записей в тетради, ответы на вопросы: О чем мы сегодня говорили на уроке?                                            Что нового узнали?                                                                  Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?                                                                                  Оцените свои достижения на уроке.                                                    Кто доволен своей работой, все ли было понятно?

Аргументированная оценка ответов и выступлений учащихся: правильность, самостоятельность, оригинальность.

осуществлять синтез как составление целого из частей

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

формулировать собственное мнение и позицию

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Домашнее задание

Организовывает запись домашнего задания: Составьте синквейн по теме корень; учебник п. 19, вспомните, составьте схему состав почвы

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

 


Приложение №1

Текст №1. Изучите строение семени пшеницы.

- определить количество семядолей в семени;

- определить место содержания запаса питательных веществ;

- из чего развивается главный корень.

2. Игра «третий лишний»:

- ТОМАТ, ПШЕНИЦА, КАРТОФЕЛЬ; (КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ)

- СЕМЕНА, ПЛОДЫ, КОРЕНЬ. (ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН)

3.        Верны ли утверждения:

1. В состав семени входят только органические вещества.

2. Для прорастания семени необходимы вода и воздух.

3. При прорастании семени сначала появляется корешок, который быстро укрепляется в почве.

 Приложение №2

Текст №1. Изучите строение семени фасоли.

- определить количество семядолей в семени;

- определить место содержания запаса питательных веществ;

- из чего развивается главный корень.

2. Игра «третий лишний»:

- ТОМАТ, ПШЕНИЦА, КАРТОФЕЛЬ; (КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ)

- СЕМЕНА, ПЛОДЫ, КОРЕНЬ. (ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН)

3.        Верны ли утверждения:

1. В состав семени входят только органические вещества.

2. Для прорастания семени необходимы вода и воздух.

3. При прорастании семени сначала появляется корешок, который быстро укрепляется в почве.

Приложение №3

Текст №2 Задание 1: определить значение корня (записать в таблицу)

Вопрос: Почему рекомендуется сажать деревья вдоль оврагов, склонов, рек, что особенно важно для нашей местности?

Вопрос: Легко ли удержать в руках раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер? (Зонт или вырывается из рук или сломается). Какая же сила нужна, чтобы огромный дуб, береза и другие деревья могли удержаться не только против ветра, но и против бури, урагана?

Текст №3. 2 задание: определить виды корней (записать в таблицу).

Вопрос:  для чего окучивают картофель?

Текст №4. 3 задание: определить типы корневых систем (записать в таблицу).

4 задание: по тексту №4 заполнить таблицу:

Признаки класса

Однодольные

Двудольные

Корневая система

  1.                                                                                                                                                                                
  2.                                                                                                                                                                                  


  1. Приложение №4
  2. Лабораторная работа. «Строение корневых систем».

Цель: изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами (дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник, рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет); таблица «Органы растения», рисунки учебника на с. 38.

  1. Инструктивная карточка

1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. По тексту учебника  прочитайте, какие корневые системы называются стержневыми, а какие – мочковатыми.

3. Отберите растения со стержневой корневой системой.

4. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

5. Зарисуйте в тетради схему стержневой корневой системы. Обозначьте главный и боковые корни. Подумайте, какой корень называется главным.

6. Зарисуйте в тетради схему мочковатой корневой системы. Обозначьте придаточные и боковые корни. Подумайте, какие корни называются придаточными.

7. Заполните схему.


  1. Виды корневых систем растений
  1. Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Совокупность корней растения называется … системой.

2. Корневая система, в которой можно выделить главный корень, называется … .

3. Стержневая корневая система состоит из … и … корней.

4. Если в корневой системе нельзя выделить главный корень, то такая система называется … .

5. Мочковатая корневая система состоит из … и … корней.

6. Дикая редька, пастушья сумка, сурепка, одуванчик, фасоль, горох, подсолнечник имеют … корневую систему.

7. Рожь, пшеница, овес, мятлик луговой, ежа сборная, лютик едкий, подорожник большой, первоцвет имеют … корневую систему.

8. Корни, которые отрастают от главного, называются … .

9. Придаточными называются корни, которые отрастают от …

10. Из зародышевого корешка развивается … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Впервые корень появился у:

а) покрытосеменных;  б) мхов; в) плауновидных; г) водорослей.

2. Корневая система растений – это:

а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни; в) придаточные и боковые корни;
г) совокупность всех корней одного растения.

3. Придаточные корни развиваются на:

а) главном корне; б) стебле; в) боковых корнях; г) воздушных корнях.

4. Функциями корня являются:

а) закрепление в почве; б) поглощение воды и минеральных солей; в) размножение; г) всё перечисленное.

5. Верхушка корня покрыта:

а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом; г) кутикулой.

6. Сразу под корневым чехликом начинается зона:

а) деления; б) всасывания; в) проведения;  г) роста.

7. Корневой волосок – это:

а) вырост наружной клетки корня; б) боковой корень; в) вырост клеток стебля; г) придаточный корень.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. С помощью корня растение закрепляется в почве.

2. Корневая система – это все главные и боковые корни растений.

3. Если в корневой системе хорошо заметен главный корень, то она называется мочковатой.

4. Если нельзя выделить главный корень, то корневая система называется стержневой.

5. Минеральные вещества, растворенные в воде, всасываются корневыми волосками.

6. Корневой волосок – вырост наружной клетки корня.

7. Питательные вещества могут откладываться в главном корне. Такой корень называется корнеплодом.

8. Стержневая корневая система образована придаточными и боковыми корнями.

9. Мочковатая корневая система образована главным и боковыми корнями.

10. Растения со слабым стеблем поднимаются вверх с помощью корней-прицепок.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

  • Минеральные вещества + ? ––> корень.
  • Главный корень + ? ––> стержневая корневая система.
  • Придаточные корни + ? ––> мочковатая корневая система.
  • Корневой чехлик > зона делящихся клеток ––> ? ––> зона всасывания ––> ? .

Сделайте вывод об особенностях строения разных типов корневых систем.

В ходе работы с гербарными экземплярами было выявлено, что существуют различные типы корневых систем, выявили, что у однодольных – мочковатая корневая система, а у двудольных растений – стержневая корневая система. Работая со схемой, мы определили, что существуют различные виды корней: главный, боковой, придаточный  в соответствии систематическому положению.


Приложение №5

Уровень А

  1. Какую корневую систему имеет фасоль?

А) мочковатую                        Б) стержневую

  1. Какую функцию не выполняет корень?

А) Удерживает растение в почве                Б) Осуществляет дыхание растения

  1. Из чего развивается главный корень?

А) Из зародышевого корешка                Б) От стебля растения

  1. Корневая система однодольных растений ...

А) мочковатая                        Б) стержневая

  1. Количество семядолей в семени двудольных растений?

А) одно                                Б) два

Уровень В

Соотнесите:

Основные понятия

Определения

1. Корень -

А. корень уходящий в почву глубже всех

2. Корневая система -

Б. корневая система состоящая из придаточных и боковых корней

3. Главный корень -

В. корневая система состоящая из главного и боковых корней

4. Боковые корни -

Г. корни отходящие по бокам от стебля

5. Придаточные корни -

Д. корни отходящие по бокам от главного и придаточного

6. Стержневая корневая система -

Е. система всех корней

7. Мочковатая корневая система -

Ж. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве.



Заключение. Исследовательская работа носит просветительский, воспитательный, обучающий характер. Учащиеся приобретают навыки самостоятельной познавательной деятельности: учатся собирать и анализировать информацию, исследовать проблемные ситуации, формулировать проблемы. Исследовательская работа помогает на практике осуществлять межпредметные связи, формируя научное мировоззрение, добывать и усваивать знания из разных отраслей науки.

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся выступает как средство организации обучения учащихся и как цель обучения, является объективным условием сознательного и прочного усвоения школьниками биологических знаний, умений и навыков. Самостоятельная учебная деятельность служит незаменимым средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому предмету. Лишь благодаря продуктивным видам самостоятельного учебного труда, возможно длительное время поддерживать и развивать интерес учащихся к знаниям.

Как правило, учитель использует различные формы урока, однако в каждом конкретном случае он должен стремиться выбрать такой метод или методический прием, который бы максимально стимулировал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, одной из наиболее эффективной деятельности является исследовательская.

Исследовательская деятельность одна из форм работы на уроках биологии, развивающих познавательную самостоятельность. Её, как правило, организуют по темам, которые учащиеся могут разобрать самостоятельно с помощью литературы. Как показывает опыт, такая организация уроков позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, так как предусматривает самостоятельную работу над учебной и дополнительной литературой, что побуждает их к более глубокому осмыслению и обогащение знаний по изучаемой теме.

При работе с использованием исследовательской деятельности необходимо придерживаться некоторых правил (рекомендаций):

  • Обязательно проводить специальные игры-тренинги, учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.
  • Исследовательская работа может быть организована как на уроках (мини исследования), так и на дополнительных занятиях, при самостоятельной работе над проектами.
  • Стремиться максимально использовать данную деятельность при изучении нового материала, лабораторно-практических занятиях.
  • Лучше всего строить работу на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков.
  • Темы долговременных исследовательских работ учащиеся выбирают сами. Учитель должен только помочь каждому ученику правильно ее выбрать.
  • Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей.

Использование метода исследовательской деятельности учащихся на уроках позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного, неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Знания у учащихся становятся более прочными, а самое главное — сохраняется интерес к изучению предмета.  

Список литературы:

  1. Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.
  2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечник - Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Биология. 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечник 6 класс.- М.:Дрофа, 2010 г.
  4. Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.
  5. Леонтович А.В. Организационно-содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 112-116.
  6. Поурочные разработки по биологии 6-7 класс. Калинина А.А.- М.: Вако,2010 г. (В помощь учителю).
  7. Растительный мир Республики Татарстан: учебно-методическое пособие. Салахов Н.В, Архипова Н.С.: Казань: К(П)ФУ,2013 г.
  8. Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ (Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник-М.: Народное образование, 2001 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.П.Абакумова РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА ПРИМЕРЕ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: « ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ И КОРНЕВЫХ СИСТЕМ .ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПОВ КОРНЕЙ ОДНОДОЛЬНЫХ И ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ»

Слайд 2

Вступление Сейчас каждый учитель получил право на творчество в рамках ФГОС ОО. Это – развитие познавательной самостоятельности через исследовательскую деятельность учащихся на уроках биологии. Этот вид деятельности приучает школьников к стремлению заниматься учебным предметом без принуждения, самостоятельно приобретенные знания способствуют формированию практических навыков, связывают учебу с жизнью в единое целое. Задачи педагога: создать условия для самостоятельной работы; вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы; обеспечить школьникам основные условия для исследовательской деятельности; стимулировать творческую активность через индивидуальные или групповые задания по изучаемой теме.

Слайд 3

Как научить самостоятельности? Предлагаем следующие виды работ: Работа с понятиями. Работа с тестами Составление логических схем. Работа по составлению и заполнению таблиц. Работа с дополнительной литературой. Проблемные ситуации Исследовательские задания и проекты

Слайд 4

Цель урока: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практические навыки по их определению и распознаванию Задачи урока: Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами: стержневая и мочковатая системы, однодольные и двудольные классы; Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка (Лабораторная работа по изучению особенностям строения корневых систем однодольных и двудольных растений; Выработать умение распознать на гербарных объектах типы корневых систем. Продолжить формировать умение делать выводы на основании результатов лабораторных работ. Формировать у детей умение пользоваться знаниями ,полученные на других уроках; Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность, умение работать в группах, самостоятельно работать с определителями растений Республики Татарстан.

Слайд 5

Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы«; гербарный материал; раздаточный материал (проростки фасоли, пшеницы); определитель растений Республики Татарстан; презентации по теме : « Виды корней».

Слайд 6

Метод: развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом. Актуальность темы: Приобретение опыта использования научных методов путем поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, определителей( включаю электронные, цифровые); Осуществлять анализ гербарных материалов с выделением существенных и несущественных признаков.

Слайд 7

Планируемые результаты: 1) Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. 2) Предметные: знакомство с основными биологическими понятиями по теме, привить умения по определению видов корней и распознаванию.

Слайд 8

Основные понятия: функции корня; корневые системы; главный, боковые; придаточные корни; стержневая, мочковатая системы.

Слайд 9

Ресурсы: основные: учебник, тетрадь; дополнительные: карточки с заданиями, таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы«; гербарный материал.

Слайд 10

Организация пространства: фронтальная работа; групповая; индивидуальная работа.

Слайд 15

Стержневая корневая система — корневая система с хорошо выраженным главным корнем. Характерна для двудольных растений. Типы корневых систем

Слайд 16

Мочковатая корневая система — корневая система, образованная боковыми и придаточными корнями. Главный корень растет слабо и рано прекращает свой рост. Типична для однодольных растений. Типы корневых систем

Слайд 17

Внутреннее строение корня: Какими тканями образованы данные зоны?

Слайд 18

Выполните лабораторную работу №3 «Типы корневых систем у растений»

Слайд 19

"Строение корня. Типы корневых систем.» Цель: ………. Материал: Растения с корнями, учебник Ход работы: Рассмотрите корневые системы растений. 2. Как называются корневые системы растений? Зарисуйте и надпишите их части. Сделайте вывод , в котором сравните два типа корневых систем и укажите преимущества каждой из них.

Слайд 20

Видоизменения корней:

Слайд 21

Воздушные корни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

Педагогический проект "Развитие творческих способностей обучающихся с помощью исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время"

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенство...

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Проект: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии и химии».

В проекте рассматриваются формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения, такие как: компьютерная технология, дидактическая многомерная технология, уровневая дифференциация, исследователь...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Результат каждой проектно-исследовательской работы – это шаг в личностном развитии учащегося, поэтому, по определению известного ученого А.В. Леонтовича, современная ситуация требует перехода от в...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...