Проект: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии и химии».
проект на тему

Десяткина Марина Сергеевна

В проекте рассматриваются формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения, такие как: компьютерная технология, дидактическая многомерная технология, уровневая дифференциация, исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 села Новобелокатай

Проект:

«Развитие познавательной активности

у учащихся на уроках биологии и химии».

                                                                                Автор проекта:

                                                                               учитель биологии и химии

                                                                                Десяткина М.С.

с. Новобелокатай 2016 г.

                                              Содержание:

Введение…………………………………………………………………. 3-4

Глава 1. Формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения………………………………………………………………….5-8

        1.1. Компьютерная технология……………………………….5

       1.2. Дидактическая многомерная технология……………   6

      1.3. Уровневая дифференциация……………………………….6-7

     1.4. Исследовательская работа………………………………..7

    1.5.  Другие технологии………………………………………7-8

Заключение…………………………………………………………… 9

Используемая литература………………………………………..10

Приложение…………………………………………………………11-13

   

                                               Введение.

 Расскажи мне и я забуду.  

                                                                     Покажи мне и я пойму.

                                                                     Позволь мне сделать самому,

                                                                                            и я научусь.

                                                                                            Конфуций.

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающая толчок развитию познавательных интересов, инициативы. Идея формирования познавательных интересов учащихся, на мой взгляд, является одной из самых значимых и актуальных. Более важным, чем знание определенных вопросов программы, является увлечение ученика делом, которому он решил посвятить свое время. Нужно разбудить живой интерес в каждом ученике, что возможно не очень – то и просто, так как не всякая деятельность привлекает ученика. Из опыта своей работы сделала вывод, что привлекает ребят поиск, исследования, а так же работа, где можно проявить личную изобретательность, смекалку, так как это позволяет ощутить свою самостоятельность, значимость, оценить свои возможности.

Учителя биологии и химии нашей школы  постоянно ищут оптимальное сочетание форм, средств и методов педагогического воздействия, чтобы пробудить интерес и познавательные способности учащихся. Это значит, сделать урок по-настоящему интересным, добиваться полного усвоения нового материала на уроке. Они используют в своей работе элементы различных технологий.

Долгое время темой  инновационной работы школы являлась  «Личностно-ориентированное развитие познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся». В своей работе я стараюсь придерживаться данной темы, чтобы не идти в разрез с учебным процессом. Моя тема самообразования: «Применение современных технологий в преподавании биологии и химии, развивающий познавательный интерес к предметам».

Цель работы: пробудить интерес и познавательные способности  у учащихся.

Считаю необходимым выделить научно-педагогические задачи, которых я придерживаюсь при работе с детьми:

  • Выявление и развитие одарённости школьников по предмету.
  • Выявление причин затруднений в учении школьников с пониженными учебными способностями и оказание им помощи.
  • Формирование у учащихся необходимого комплекса знаний, умений, навыков; развитие специфических творческих способностей.
  • Обеспечение углубленной подготовки учащихся для формирования направленности личности на будущие профессиональные интересы.
  • Обеспечение разнообразия форм учебной деятельности и внеклассной работы; внедрение нетрадиционных программ методики обучения и развития учащихся.

Глава 1. Формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения.

Придерживаясь школьной концепции организации инновационной работы, при планировании и проведении уроков, применяю компьютерную технологию, дидактическую многомерную технологию, уровневую дифференциацию, исследовательскую деятельность и др.

1.1. Компьютерная технология.

Компьютерная технология – эффективный метод предоставления и изучения любого материала. При предоставлении материала в графиках, картинках схемах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, а зрительной и ассоциативной памяти. При изучении сложных тем, если необходимо показать модели  (модели  молекул  ДНК, РНК, строение атома, строение кристаллических решёток), процессы (механизм реакций, ход реакций, растворение веществ, явления гибридизации, процесс митоза, мейоза и т.д.) компьютерная  технология  делает любые объекты привлекательными. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определённой зафиксированной форме на плоскости. Его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. На первых этапах изучения общей биологии большую трудность представляет пространственное строение молекул. Так как рисунок в учебнике, на таблицах плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. Вот здесь неоценима роль такой технологии  в процессе обучения. В этом учебном году был мною проведён урок по теме: «Химический состав клетки. Биополимеры – белки» (во время проведения предметной недели биологии, химии, географии) с применением выше указанной технологии.

1.2. Дидактическая многомерная технология.

 Дидактическая многомерная технология позволяет представить большой объём учебного материала в виде наглядной и компактной логико-смысловой модели (ЛСМ).  ЛСМ позволяет также шире охватывать материал, вырабатывать качества запоминания, мыслить и рассуждать логически, а во вторых, высвобождаются часы для отработки умений и навыков учащихся. Применение ЛСМ облегчает учителю подготовку к уроку, усиливает наглядность изучаемого материала, делает обратную связь оперативной, улучшает запоминание учащимися теоретических знаний. ЛСМ позволяет одновременно увидеть всю тему целиком, и каждый её составной элемент в отдельности. Тем самым у учащихся складывается целостное представление по всей теме. Приведу в качестве примера разработанные мною логико-смысловые модели по курсу биологии (есть разработки и по химии).

1.3. Уровневая дифференциация .

Уровневая дифференциация позволяет сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему прочности знаний я решаю через технологию уровневой дифференциации. Основой данной технологии является дифференцированный подход, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Определены следующие этапы при организации дифференцированного обучения:

  1. Определение содержания учебного материала;
  2. Изучение материала, применяя ЛСМ (логико-смысловые модели);
  3. Зачёт по теме;
  4. Анализ результатов, работа над ошибками.

Задачи для зачёта ученики могут выбрать сами. Выбор учитель корректирует. Каждый ученик имеет право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он освоил учебный материал. Единственное условие – это уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки.

1.4. Исследовательская работа.

 Исследовательская работа  дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление.

Из своего опыта работы могу отметить, что, занимаясь с учащимися исследовательской деятельностью, мы учим их работать с научной литературой, проводить наблюдения, обобщать свой опыт и опыт разных авторов.

Важным моментом в организации исследовательской деятельности школьников во внеурочное время является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной деятельности. Работа над исследованием и дальнейшее представление работы на научно-практических конференциях помогают развить у учащихся коммуникативную компетенцию. 

Ежегодно в январе в нашей школе проводится научно-практическая  конференция, на которой выступают ребята со своими исследовательскими работами в разных номинациях. Победители представляют свои работы на районной научно-практической конференции.

Таким образом, подготовка исследовательской работы обучающимися во внеурочное время повышает интерес к изучению предмета, развивает творческие способности детей, их нравственные качества, активизирует познавательные интересы.

1.5.  Другие технологии.

На своих уроках использую и другие технологии: лекционное обучение, обучение с помощью учебной книги (самостоятельная работа), систему «малых групп (практические и лабораторные работы), систему «репетитор» (индивидуальное обучение), традиционную форму обучения.

Эвристический прием. Учитель, опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.

Предположим, что во время обеда вы съели салат из томатов, картофельное пюре с котлетой.  В каких отделах пищеварительной системы и с помощью каких веществ будут перевариваться его составные части?

Использование натуральных объектов в заданиях для учащихся.

Рассмотрите кактус и найдите у него признаки приспособленности к недостатку влаги.

Прием моделирования. Учащиеся получают набор (в пакете) организмов, обитающих на определенной территории. Задание: смоделируйте, используя набор, все возможные пищевые цепи.

Учащиеся получают в пакете структуры (органоиды) клетки. Построить в тетради (приклеив органоиды) растительную клетку, обозначив все структуры и указав их функции.

Учащиеся получают структуры клетки во время митоза. По команде изображают различные фазы митоза.

Накопленный опыт работы с учениками позволил мне убедиться, что данные методики позволяют привнести в урок нечто новое, увлечь учащихся, привить интерес к предмету, что позволяет лучшему усвоению материала.

Вывод:

Можно отметить, что при разумном сочетании различных форм урока, и использовании нетрадиционных приемов и методов на уроке, у учащихся возрастает учебно-познавательный интерес к предмету. Наблюдается динамика роста качества знаний.

Заключение.

В процессе обучения необходимо предусматривать пути, которые вели бы к развитию познавательного интереса учащихся. Необходимо применять приёмы, побуждающие и активизирующие учащихся, нужно оживлять уроки элементами занимательности, практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы, использовать дополнительную литературу при подготовке различного рода сообщений учениками и т. д.

И хочется, чтобы каждый из нас помнил слова великого физика А. Эйнштейна «Как правило, можно принять, что учитель знает свой предмет и владеет соответствующим материалом, но не всегда он умеет сделать его интересным. Вот где корень зла. Если учитель распространяет вокруг себя дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет. Умеет учить тот, кто учит интересно».

                                   Используемая литература:

  1. http://tashtagol-chanc.ru/publ/rasskazhi_mne_i_ja_zabudu/1-1-0-40
  2. http://infourok.ru/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-cherez-issledovatelskuyu-deyatelnost-308874.html
  3. http://infourok.ru/razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchaschihsya_na_urokah_biologii-319441.htm

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный2.png

C:\Users\Admin\Desktop\Безымянный1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии»

Содержание 1.        Принципы и методы активизации познавательной деятельностиучащихся………………………………………………………….. Стр. 3 2....

Методическая разработка творческого проекта "Развитие интеллектуального и творческого потенциала на уроках биологии в процессе активной деятельности"

Творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в позновательной коллективной дятельности. Использование интерактивных заданий и моделей способны стимулировать интер...

Использование приемов музыкальной терапии для развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме – поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в урочной и внеурочной де...

Проектная работа по МПБ Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии

Содержание 1. Введение…………………………………………………………………3 2. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………3 3. Способы активизации познавательной деятельности...