Проектная работа по МПБ Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии
проект по биологии на тему

Фахретдинова Дилара Назибовна
Содержание 1. Введение…………………………………………………………………3 2. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………3 3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии Дидактические игры……………………………………………………8 Проблемные ситуации…………………………………………...........10 Биология и литература…………………………………………...........12 Загадки на уроках биологии…………………………………………..13 Дидактические сказки…………………………………………………13 Домашний эксперимент………………………………………….........14 Разминки………………………………………………………………..16 Самостоятельная работа с учебной и научной литературой………..18 Урок-игра…………………………………………………………………..20 4. ИКТ – как средство активизации познавательной деятельности…...23 5. Заключение……………………………………………………………...27 6. Литература……………………………………………………………….29

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная работа

на тему:

Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии

                              Выполнила: Фахретдинова Д.Н.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………3
  2. Принципы и методы активизации познавательной деятельности учащихся…………………………………………………………………3
  3. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Дидактические игры……………………………………………………8

Проблемные ситуации…………………………………………...........10

Биология и литература…………………………………………...........12

Загадки на уроках биологии…………………………………………..13

Дидактические сказки…………………………………………………13

Домашний эксперимент………………………………………….........14

Разминки………………………………………………………………..16

Самостоятельная работа с учебной и научной литературой………..18

Урок-игра…………………………………………………………………..20

  1. ИКТ – как средство активизации познавательной деятельности…...23
  2. Заключение……………………………………………………………...27
  3. Литература……………………………………………………………….29

  1. Ведение

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.

  1. Принципы и методы активизации познавательной деятельности

Обучение — это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность — это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся — это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации — формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.

В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).

Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих:

1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной

2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности

3. Формирование положительной мотивации к обучению

4. Использование современных педагогических технологий

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • принцип самостоятельной активности учащихся;
  • принцип осознанности познания;
  • принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых;

Методы активизации познавательной деятельности учащихся:

  • Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4 человека.
  • Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.
  • Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными учениками или группами.
  • Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
  • Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.
  • Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.
  • Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Учителя разрешают учащимся самим выбирать, что и каким образом (в пределах стандарта образования)они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
  • Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения; развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся; стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.
  • Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
  • Эвристический метод обучения в школе. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: “мозговой штурм”, “мозговая атака”, брейнсторминг, ТРИЗ и др.
  • Метод эвристических вопросов. Эвристический вопрос должен стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
  • Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются противоположные процедуры мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для развития диалектики мышления учащихся.
  • Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление личности человека с личностью другого или с каким-либо предметом, процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
  • Метод многомерных матриц. Основан этот метод на том, что новое зачастую представляет собой иную комбинацию известных элементов (идей, действий, явлений и др.).
  • Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации;

 2.формирование гипотез разрешения;

3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

  • Технология “обучения в диалоге”. Примером может быть исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для формирования у детей собственных, индивидуальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира.
  • Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.
  • Метод открытий. Создаются подвижные группы детей по интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый ребенок идет своим темпом для психического, социального, духовного развития, повышения общеобразовательного уровня. Личность ребенка развивается своеобразно и ярко в развивающих играх. 
  • Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…). 

  1. Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока, возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и способностями школьников.

Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

  • Дидактические игры

Учебная игра выполняет несколько функций:

- оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор;

- учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи;

- мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса.

К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

• Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

• Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.

• Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

• Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Некоторые примеры познавательных игр, которые применяются на практике:

а) «Свиток» - класс делится на несколько команд (можно по рядам). Члены команды сидят друг за другом. На первую парту кладется лист бумаги и дается задание, например, написать на листе бумаги по одному признаку семейства Крестоцветных (или любого другого) и передать сидящему сзади. Когда последний игрок закончит он поднимает руку. Оценивается правильность и скорость выполнения задания, зачитываются признаки написанные командой, оказавшейся самой быстрой. Другие команды вычеркивают названные признаки из своих листов. Победители те, у кого остались не вычеркнутыми правильные признаки и которые раньше других закончили игру.  

б) «Третий лишний» - на доске написаны столбиками названия организмов или явлений живой природы, которые сгруппированы по определенному признаку. Одно название лишнее, надо определить эту запись. Например, 1-дрофа, 2-сипуха, 3-стрепет (лишнее 2-отряд Совы, 1,3 – отряд Дрофы).

в) «Продолжи ряд» - дана последовательность слов, которые относятся к одной теме, но в ней не хватает нескольких понятий, которые надо дописать.

г) «Цепочка» - хорошо применять при изучении темы «Пищевые связи». Один игрок называет организм, способный к фотосинтезу, второй игрок называет организм, который питается предыдущим (растительноядный), следующий называет плотоядный организм и т.д. Тот, кто не сможет назвать следующего члена цепочки, получает штрафное очко и начинает игру сначала. Выигрывает тот, кто наберет наименьшее число штрафных очков.

д) «Фоторобот» - группа школьников – это отделение милиции. Ведущие игры обращаются за помощью в отделение милиции за помощью отыскать пропавшее растение (при изучении ботаники) или животное (при изучении зоологии). Надо описать объект или составить его фоторобот учитывая особенности внешнего строения  или физиологии.

е) «Познавательные игры – путешествия» - Путешествие в страну Грибов.

  • Проблемные ситуации

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемные вопросы, изобретательские и исследовательские задачи позволяют применить такие методические приемы, как поиск способов разрешения противоречия, изложения разных точек зрения на один и тот же вопрос и с разных позиций. Это побуждает учащихся делать сравнение, обобщение и выводы.

Для активизации познавательной деятельности возможно создание проблемной ситуации на основе высказываний или фактов. 

Например:

1) «Кто не любит природу, тот не любит человека». Ф. Достоевский

2) «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое дело даром». А. Герцен

3) Известный географ и путешественник А. Гумбольт утверждал, что «человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни». Почему так считает ученый?

4) Великий русский ученый М.В.Ломоносов Утверждал: «Умеренное употребление пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение?

5) Древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье». Обосновать данное высказывание с научной  точки зрения.

На уроках биологии для развития познавательного интереса учащихся использую биологические задачи. Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

На уроках биологии использую следующие типы задач:

а) Задачи, способствующие развитию логического мышления.

б) Задачи на распознавание натуральных объектов.

в) Задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

г) Задачи, способствующие развитию исследовательских навыков.

д) Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

е) Задачи, связанные с самонаблюдением.

ж) Задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Задача 1. Один юннат рассказал об опыте, который он начал за 2 недели до урока. Он вырастил проросток фасоли и, когда стебель достиг 15 см, срезал его верхушку примерно настолько, насколько прищипывал корешок проростка. Ежедневно наблюдал, что происходит с этим растеньицем. Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.

Задача 2. Желая подготовить семена к посеву, ученик поместил их в две пробирки с водой. В одной пробирке семена проросли, а в другой - нет. Как это можно объяснить?

Задача 3. Дачник-любитель посеял весной семена моркови, но большинство из них не проросли. Как объяснить эту неудачу? Что необходимо было предварительно сделать дачнику? Выскажите всевозможные предположения.

Задача 4. У каких растений – болотных, луговых или пустынных - корневая система должна уходить в землю на большую глубину? Почему вы так считаете?

Задача 5. Клетки кожицы листа прозрачные, бесцветные. Какое

значение в жизни растения имеет такая особенность их строения?

  • Биология и литература.

Средством развития познавательного интереса к уроку биологии является и поэзия, при помощи которой создаются на уроке проблемные ситуации.

На уроках ботаники часто использую стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в – третьих они снижают усталость на любых этапах урока.

При изучении зоологии ребятам можно предложит следующие произведения:

«Муравей и стрекоза» - басня И.Крылова

Попрыгунья стрекоза,

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза..

Вопрос: мораль в басне бесспорна, но с биологической точки зрения стрекозу обидели зря. Почему?

«Лиса и еж» - басня Н. Сладков

- Всем ты, Еж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу.

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?

- Да не то чтобы некрасивый..

- Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтобы неуклюжий.

-Так какой же я такой с колючками-то?

- Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный..

Задание: Басня отражает существенные биологические закономерности. Укажите их и дайте им объяснение.

«Мартышка и очки» - басня И.Крылов

Мартышка к старости слаба глазами стала

А от людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести очки.

Вопрос: Какие очки прописал бы врач мартышке?

  • Загадки на уроках биологии.

 Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Они требуют от отгадывающего неординарного мышления, развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат видеть в обыкновенном – необыкновенное, а в необычном – обычное. Чтобы успешно отгадывать загадки, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Они позволяют учителю без каких-либо анкет, специальных тестов выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ученика.

«Нет грибов дружней, чем эти, – знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу».  (Опенок)

« Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешкай: это…» (Сыроежки)

  • Дидактические сказки.

Сказки позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, активизировать познавательные и психические процессы, стимулировать детское творчество. Дидактические сказки можно использовать не только при объяснении нового материала, но и при закреплении пройденного или опросе учащихся.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации, демонстрацией опытов.

«Я хлорофилл, всегда зелёный.

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду, как в бой.

Лишь только солнышко проглянет,

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю».

Как он может всех накормить?

Сказки игры и сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

Сказки – задачи. На уроках биологии можно решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность.

На зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?

Сказки-повествования. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. 6 класс, тема «Корень» – «Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю закопали их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качается!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут».

 – О каком органе  в стихотворении В. Жака идёт речь? Почему растение гибнет?

7 класс - Расту червяком, Питаюсь листком, Потом засыпаю, Себя обмотаю, Не ем, не гляжу, Неподвижно вишу, Но теплой весною Я вновь оживаю. И, как птичка, порхаю. - Какие стадии развития проходит бабочка?

7 класс - Развитие насекомых. - После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы.  По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень.

- Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое?

- А тем, кто не похож на родителей придется потрудиться. Превращение из личинки во взрослое насекомое будет длинней. На основании этого процесса всех насекомых можно разделить на 2 группы: - Какие

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть материалом по изучаемой теме.

  • Домашний эксперимент (мини-проект по изучаемой теме)

Домашний эксперимент – это небольшой самостоятельный научный проект каждого ученика. Самостоятельно или с помощью взрослых выполняя простые опыты дети смогут сделать свои первые шаги в науке. Эксперименты для домашнего проведения должны быть безопасными и основанными на использовании простых доступных материалов. Такие задания не только стимулируют активную познавательную деятельность, но и приучают к четкому и серьезному оформлению своих выводов по проекту.

Отчет по проекту можно оформить по следующей схеме:

1 страница – титульный лист (ФИО автора, класс, название проекта)

2 страница – резюме (краткое изложение основных идей работы), место проекта в теме, цели работы, гипотезы (предполагаемые результаты), актуальность темы (что больше всего заинтересовало)

3 страница – используемое оборудование

4 страница – описание проекта (ход выполнения, полученные данные, проведенные расчеты, фотографии, рисунки)

5 страница – заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента)

6 страница – выводы

7 страница – список источников информации

Примеры проектов:

Проект 1 - «Растущие малютки»

Цель:  продемонстрировать влияние температуры на рост бактерий

Оборудование: молоко (нельзя брать кипяченое и стерилизованное), стакан (250 мл), две банки по 0,5 л, холодильник

Ход работы: налить в каждую банку по 250 мл. молока, накрыть марлей, поставить одну банку в холодильник, а другую в тепло. В течении недели проверять обе банки, отмечая изменения свойств молока.

Проект 2 – «Раскрашенные яблоки»

Цель – убедится в изменении химического состава созревающего яблока

Оборудование: 5 (можно 3) яблок разной степени зрелости, маленькие стаканчики, спиртовой раствор йода, ватные диски, фольга, нож

Ход работы: вырезать ломтики из середины каждого яблока, разложить на фольге от незрелого в зрелому яблоку. Налить в стаканчики немного воды и капнуть по 5 капель йода, обмакнув ватный диск в раствор хорошо смочить им ломтики яблок. Внимательно рассмотреть цвет.

Проект 3 – «Испарение воды листьями»

Цель – убедиться, что вода испаряется через устьице листа

Оборудование: стакан с водой, растительное масло, веточка с листьями.

Ход работы: в стакан с водой поставить веточку растения и налить поверх воды 1 см растительного масла. Измерить высоту воды в стакане до растительного масла. Проверять высоту воды в стакане в течении 3 недель фиксируя результаты.

  • Разминки

Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.

А) «Вырази мысль другими словами» - предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой - нибудь фразе, другими словами, смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев – одноклеточные существа. Вариант ребенка: большинство родственников эвглены – простейшие организмы.)

Б) «Дуэль» - класс делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя.

Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.

В) Метод фокальных объектов – метод предполагает концентрацию внимания на каком-либо объекте, который нужно изучить. Для этого произвольно выбирается другой объект, хорошо знакомый учащимся. Затем признаки этого «фокального» объекта приписываются изучаемому. Хорошо этот метод применяется на уроках зоологии.

Примеры:

При изучении понятия птица приписываем ему свойство любого предмета, например коробки. Соединяем признаки коробки и птицы:

Картонная птица – оригами

Больная птица – страус

Маленькая птица – колибри

Красивая птица – канарейка

Старая птица – вымершая (дронт)

При изучении рыб можно использовать сопоставление с вазой:

Красивая рыба – аквариумная

Большая рыба – акула

Маленькая раба – малек

Круглая рыба – луна

Плоская рыба - камбала

Г) «Ключевые слова» - каждый  учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.

Пример:

Кишечнополостные

Это примитивные двуслойные животные, имеющие _____ симметрию, _____ полость и _____ отверстие. Обитают в воде. Встречаются сидячие формы (______) и плавающие (______). Типичный представитель ________. Хищники питаются _______, ________, _________. Коралловые полипы могут образовывать ______ и атоллы, служащие источником известняка, который используют как ________ материал. Крупные медузы могут вызвать ________ у купающихся.

Ключевые слова текста которые должны быть вписаны: радиальную, кишечную, ротовое, кораллы, медузы, гидра, рачки, мальки рыб, водные насекомые, рифы, строительные, ожоги.

Оценочная шкала: 12-11 баллов – «5», 10-9 баллов – «4», 8-6 баллов – «3», менее 5 баллов – «2».

Д) «Верю – не верю» - предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).

Е) «Да-нет » - по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.

Ж) «Кроссвординки» - предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой0) Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.

  • Самостоятельная работа с учебной и научной литературой.

Одна из важнейших задач обучения – формирование у учащихся умения самостоятельно расширять и углублять знания, стремления развивать свои умственные способности и творческие задатки. Этим обусловлена необходимость таких методов обучения, как самостоятельная работа с учебной и научной литературой.

Подобная организация учебного процесса развивает мыслительные способности учащихся, заставляет их быть внимательными при чтении текста, учит конспектировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, превращает из пассивных слушателей в активных участников урока.

10 класс тема: «Характеристика белков» - Текст «Третичная структура белка». Третичная структура — это реальная трехмерная конфигурация закрученной спирали, образующая глобулы (клубки) или фибриллы (белки структурные и сократительные). Именно в образовании данной структуры участвуют самые слабые из взаимодействий: гидрофобные, ионные, диполь-дипольные, водородные, которые играют важную роль в стабилизации белка-спирали в клубок. Несмотря на то, что энергия данных взаимодействий гораздо меньше энергии ковалентной связи, третичная структура устойчива (наблюдается суммарный эффект малых сил).

Кроме того, устойчивости третичной структуры способствуют взаимодействия между функциональными группами:

-S-S- (дисульфидные), -СООН и - ОН (сложноэфирные),

- СООН и - NH2 (солевые) мостики.

Полярные, гидрофильные R-радикалы, выступая наружу глобулы, обеспечивают специфическую биологическую активность белка.

В случае образования связи между несколькими полимерными структурами образуется четвертичная конфигурация (например, гемоглобин).

Вопросы к тексту

  1. уровень: какова пространственная конфигурация третичной структуры? Благодаря чему молекула белка закручивается в клубок и удерживает данную структуру? Как столь слабым взаимодействиям это удается? Какую роль играют радикалы в третичной структуре?
  2. уровень: чем отличается данный уровень организации белка от первоначальных? В чем заключается его роль?

Вопрос для вывода: как разрешается противоречие между длинными цепями первичной

структуры и компактными сферическими глобулами белка?

10 класс  тема: «Неорганические вещества клетки»

Биологически важные химические элементы клетки

Элемент и его символ

Значение для клетки и организма

Н - водород

Входит в состав воды и органических молекул

С - углерод

Главный элемент органических молекул, способен образовывать прочные ковалентные связи как с другими атомами углерода, так и с атомами других элементов

N - азот

Структурный компонент белков и нуклеиновых кислот

О - кислород

Входит в состав воды и органических веществ

Р - фосфор

Входит в состав костной ткани, нуклеиновых кислот; фосфолипиды входят в структуру клеточной мембраны

S - сера

Входит в состав белков и других органических молекул

Ионы

Na* — натрий

Главный внеклеточный положительный ион

Мд2' - магний

Структурный компонент хлорофилла, активизирует образование многих ферментов

СГ — хлор

Преобладающий отрицательный ион в организме животных

К* — калий

Преобладающий положительный ион внутри клеток

Са2* — кальций

Основной компонент костей и зубов, активизирует сокращение мышечных волокон

Микроэлементы

Мп - марганец

Необходим организмам в следовых количествах

Fe - железо

Входит в состав многих органических веществ, например белка крови — гемоглобина

Со - кобальт

Входит в состав витамина В,,

Си - медь

Входит в состав ферментов

Zn - цинк

Входит в состав гормона инсулина и ферментов

В - бор

Необходим некоторым растениям

1 - иод

Входит в состав гормона щитовидной железы

Задание 1

Ознакомьтесь с таблицей «Биологически важные химические элементы клетки». Выполните задание, предложенное ниже.

Вопросы

  1. Из        приведенного перечня химических элементов выберите биоэлементы, объясните, почему они так называются, где в средствах массовой информации вы встречались с таким термином.
  2. Составьте перечень источников информации, из которых вы можете узнать о минеральных веществах и их роли в организме. С какой целью дается эта информация?
  3. Какую информацию из средств массовой коммуникации вы получили о продуктах питания и лекарственных препаратах, содержащих железо? Приведите примеры.
  4. Если в первые месяцы жизни ь организм ребенка поступает недостаточно кальция и фосфора, то размягчается костная ткань и возникает рахит. Какие продукты питания богаты этими веществами? Назовите источники информации.
  5. Почему при искусственном вскармливании детей риск заболевания рахитом больше, хотя состав рекламируемых молочных смесей идентичен грудному молоку? Укажите цель информационного сообщения.
  6. Какие заболевания или нарушения в состоянии организма могут возникнуть, если в пище содержится недостаточно Са? С какой целью рекламируют препараты, содержащие минеральные добавки? Приведите примеры.
  7. Какой рацион питания вы могли бы предложить человеку, страдающему от недостатка иода в организме? Почему необходим этот элемент? Для ответа используйте информацию из газет, журналов, ТВ и др.
  8. Недостаток минеральных солей в организме можно восполнить различными путями - как с помощью пищевых продуктов, так и с помощью лекарственных препаратов. Выскажите свое мнение и приведите аргументы "за" и "против".

  • Урок-игра

Урок-игра - это имитационное игровое занятие. Она способствует приобретению знаний, активизируя учебный процесс. Классики русской педагогики Ушинский К.Д., Рубенштейн С.Л., Макаренко А.С. в своих теоретических работах и практической деятельности уделяли особое место игре, отмечая ее воспитательные, обучающие, развивающие возможности, указывая на необходимость разработки игр для учащихся.

Учебная игра обладает той же структурой, как и учебная деятельность, то есть имеет цель, средства, процесс игры, результат. Она преследует две цели - игровую и учебную, это средство моделирования окружающей действительности и в то же время методический прием обучения. Творческая атмосфера, свобода от шаблона способствуют раскрепощению творческих резервов психики человека, исчезает чувство тревоги, создается ощущение спокойствия, облегчается межличностное общение. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой учебный объем учебной нагрузки, какой ему недоступен в обычной учебной ситуации.

К организации игр предъявляются определенные требования:

  • игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельности учащихся;
  • игра должна быть доступной;
  • эмоциональность – обязательный элемент игры;
  • соревновательность – обязательный момент игры, что приводит к повышению самоконроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации учащихся (Ерофеева Н.Ю., 2000).

Существует несколько групп игр, развивающих познавательную активность учащихся, творческое мышление, навыков самостоятельного приобретения знаний и их применения в новых условиях. Совместная деятельность учащихся внутри группы может быть организована по двум моделям: взаимодействующей и последовательной. При взаимодействующей модели все участники игры одновременно принимают участие в игре. Активность всех участников и каждого в решении общей задачи зависят от обучен- ности, индивидуальных особенностей учащихся, от организации процесса обсуждения, от условий, в которых поставлены игроки (Щербаков С.В., 2002). Это игры мозгового штурма: «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Счастливый случай». В таких играх основной упор делается на решение творческого задания. Групповое взаимодействие участников такой игры может быть организовано по трем вариантам:

1) перед обсуждением проблемы каждый участник прорабатывает варианты решения, а затем начинается обсуждение всех предложений;

2) в начале каждый участник самостоятельно продумывает решение проблемы, затем оно обсуждается в паре, а уже потом выносится на обсуждение группы;

3) все участники обсуждают проблему без предварительной проработки.

В практике чаще всего используется третий вариант, но его недостаток в том, что в обсуждении не все участники принимают активное участие, это связано с тем, что в классах различный уровень подготовленности (Лернер Г.И., 2002).

При последовательной модели игровой деятельности решение представленной задачи носит поэтапный характер, каждый этап относительно завершенный, хотя и имеет промежуточный характер, то есть совместная деятельность учащихся осуществляется по типу конвейра или эстафеты. Участники остаются в игровой ситуации до конца игры. Такие игры носят соревновательный характер, поэтому следует сформировать несколько команд. К такому варианту можно отнести игры «Пойми меня», «КВН», сюжетно – ролевые игры, игра – путешествие, биологический бумеранг, игра – экспедиция и другие.

Стимулом к активной деятельности в созданных условиях становится взаимовлияние учащихся, которые стремятся к успешному исполнению своей роли в заданной ситуации. Акцент на нравственных, этических вопросах создает возможность для моделирования профессионального поведения, которое скажется и на повседневном поведении ребенка.

Между учителем и учащимися возникает ситуация коллегиального сотрудничества, где каждый из них берет на себя определенную ответственность. Учитель выдвигает начальную идею, ограничивает пространство поиска  для реализации этой идеи, корректирует и оценивает промежуточные этапы и итоги работы. Учащиеся берут на себя познавательную и социальную ответственность за построение собственных знаний и действий в проектируемой среде. Как только возникает необходимость применения усвоенного содержания в новой ситуации (а деловая игра является одной из таких ситуаций), сразу возникает потребность в вариативности применения усвоенного. Эта потребность у каждого ребенка индивидуальна, так как класс неоднороден, личностные особенности учащихся различны, поэтому возникает необходимость проектирования индивидуальной образовательной среды. Проектируемая образовательная среда претерпевает переход от среды, которую создавал учитель, к среде, которая формируется учащимися в соответствии с их представлениями о возможностях  самопроявления, успешности, комфортности. ( Онищук В. А.,1986)

Таким образом, ситуации организованных «социальных взаимодействий» в процессе обучения выявляют новые резервы умственного развития ребенка.

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

По Т. И. Шамовой большинству игр присущи четыре главные черты:

  • Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата («процедурное удовольствие»).
  • Творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»).
  • Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (чувственная природа игры, «эмоциональное  напряжение»).
  • Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития (Шамова  Т.И., 1994).

По характеру педагогического процесса  можно  выделить группы игр: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные и т.д.

По характеру игровой методики: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры - драматизации.

По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические ( Лизинский В.М.,1998).

Использование игры делает уроки биологии содержательными, интересными. Интенсивность урока высокая. Это следует из того, что основная часть учебного материала усваивается и закрепляется во время урока. Важным моментом работы на уроке является развитие мыслительной деятельности учащихся, использование знаний в нестандартных условиях.

4.        ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, т.е. использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы.

Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и в частности - на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление специалиста;

• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. Информация - все те сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология - система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования.

Информационные технологии обучения - это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.

Аппаратные средства:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.  Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных. Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.

Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети.

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий. Также информационные технологии могут оказать помощь в создании по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, передач, роликов социальной рекламы для телевидения, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.

Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения направлены на формирование компетенций в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры.

Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Современное общество диктует свои правила, оно требует, чтобы образование, если оно хочет оставаться качественным образованием, совершенствовалось так же, как совершенствуется мир вокруг нас. Более того, в систему образования информатизация должна была войти первой. Но в силу ряда причин (главной из которых является недостаточное финансирование образовательных учреждений) использование ИКТ в процессе образования в периферийных частях Российской Федерации только начало распространяться. Отсюда вытекает ещё одна проблема - большинство учителей в наших школах были воспитаны не в такой насыщенной информацией среде, как сейчас. Не все умеют и считают нужным пользоваться какими бы то ни было нововведениями. Между тем, современный школьник уже не тот, что был прежде. И без принятия мысли о том, что современное образование невозможно без использования ИКТ учитель не сможет дать учащемуся те знания, которые будут необходимы ему во «взрослой» жизни.

Отказываясь от использования средств ИКТ на уроках, педагог теряет возможность точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объёма информации, группировки и статистической обработки данных. Применение же компьютера и других ИКТ на занятиях позволит оптимизировать управление обучением, повысить эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя, мотивировать учеников на получение знаний.

  1. Заключение

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика.

Уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависят от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку. Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; оснащенность кабинета биологии учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по – другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет  достигать определенных результатов:

  • активизируется познавательная деятельность,
  • возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
  • формируется творческое мышление;
  • развиваются коммуникативные способности;
  • выполняют задания исследовательского характера;
  • применяют полученные знания в жизни;
  • работают с дополнительной литературой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к биологии;

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых;

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология;

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

  1. Литература:

  1. http://npdemkin.edurm.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16:2013-01-16-20-26-12&catid=1:2010-11-30-06-44-46&Itemid=7
  2. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/obobshchenie-opyta-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah
  3. http://sovetprosto.ru/dlya-shkolnika/obobshhenie-opyta-raboty
  4. http://www.dolganova.86sch-mortka.edusite.ru/p11aa1.html
  5. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
  6. Бондарук М.М.Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы - Изд. Учитель: Волгоград, 2007
  7.  Высоцская М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах - Изд. Учитель: Волгоград, 2004
  8. Пустохина О.А. Урок в современной школе - Изд. Учитель: Волгоград, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания; он стимулирует волю и внимание школьник...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей обучающихся"

Целью данной работы: обобщение педагогического опыта использования метода проектов для развития творческих способностей учащихся....

Проект: «Развитие познавательной активности у учащихся на уроках биологии и химии».

В проекте рассматриваются формы учебной деятельности, применяемые в процессе обучения, такие как: компьютерная технология, дидактическая многомерная технология, уровневая дифференциация, исследователь...

Система работы учителя по развитию познавательной активности обучающихся на уроках биологии в условиях реализации нацпроекта «Образование».

Представлена презентация системы работы учителя по развитию познавательной активности на уроках биологии...