Психолого-педагогические условия развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей
статья на тему

В статье говорится об особенностях развития одарённых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия развития познавательной активности, исследовательской деятельности одаренных детей.

        Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей давно. Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных, неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью. способностями, одаренностью, сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека.

        Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Обучение и воспитание, поддержка и социализация одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Острота проблемы развития неординарных детей породила широкий интерес как со стороны исследователей, так и педагогов-практиков. В настоящее время разработаны специальные программы для детей, обладающих высоким уровнем умственного творческого развития. А в рамках целевой программы «Дети России» создана рабочая концепция «Одаренные дети», определившая стратегические ориентиры решения проблемы развития одаренных детей.

                Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языку, энциклопедическим знаниям и так далее. Они раньше своих сверстников могут окончить школу и поступить в институт, защитить диссертацию. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы, со способностями к шахматам – становятся чемпионами, со способностями к русскому языку и литературе, ещё будучи школьниками, пишут статьи в газеты и пробуют себя в поэзии. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить.
        Действительно, одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на обычных детей. Одарённые дети – это всегда творческие личности; их интеллектуальные показатели на порядок выше показателей их сверстников и приближены к показателям взрослых. Одарённые дети поражают окружающих свежестью взгляда, неожиданностью выводов; они весьма и весьма любознательны, разбирают, экспериментируют, обычно рано начинают читать; интересуются всем необычным, не укладывающимся в рамки обычных представлений; им мало узнать ответ, они хотят знать, один ли он; они чрезвычайно требовательно относятся к результатам своего труда, порой даже чрезмерно требовательны к себе. Одарённые дети проявляют выраженный интерес к определённым занятиям, предпочитают их всем остальным, очень увлекаются теми занятиями, которые им интересны, и игнорируют прочие, хотя и необходимые предметы.
        Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе  единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка.
        В учебной деятельности работа с одарёнными детьми должна основываться на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы:
-подготовку презентаций;
-создание и защиту проектов по теме исследования;
-организацию в сотрудничестве с учителем дискуссий и диалогов на уроке;
-организацию образовательной коммуникации в групповой деятельности.
        Во внеурочной деятельности необходимо создавать условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка и литературы. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара; развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях.

             Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и найти своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Эксперимент - одно из условий развития познавательной активности учащихся на уроках физики»

Физика — это наука понимать природу.Э.Роджерс.На протяжении нескольких десятков лет составители программ ставили перед собой лишь один вопрос: какую часть из физической науки включить в школьную...

Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников

Обобщение опыта работы по методической теме "Учебно-исследовательская работа-условие развития познавательной активности школьников": цели, задачи, виды исследовательской деятельности школьников и резу...

Школьный музей как одно из условий развития познавательной активности на уроках географии.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Организация исследовательской деятельности одаренных детей

Данная разработка является отчетом грантополучателя "Наш лучший учитель" по теме проекта "Организация исследовательской деятельности одаренных детей"....

Исследовательская деятельность одаренности детей и подростков

Аннотация на английском языкеTo date, developed different classification methods for diagnosis of giftedness. B. G. Anan\'ev distinguishes four groups depending on the degree of use on different stage...

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности.

Метод проектов на уроках биологии как условие развития познавательной активности....