Исследовательская деятельность одаренности детей и подростков
статья на тему

Аннотация на английском языке

To date, developed different classification methods for diagnosis of giftedness. B. G. Anan'ev distinguishes four groups depending on the degree of use on different stages of the study.

Ключевые слова на английском языке: methods of endowments, the stages of the research…

Аннотация на русском языке К настоящему времени сложились различные классификации методов диагностики одарённости. Б.Г.Ананьев выделяет четыре группы в зависимости от степени использования на различных этапах исследования.                                                                        

Ключевые слова на русском языке: диагностики одарённости, этапах исследования…                                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galich-statya.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность одаренности детей и подростков

О.Г. Галич

педагог дополнительного образования МБУДО «Юность»

г.Белгород, Россия

Аннотация на английском языке

To date, developed different classification methods for diagnosis of giftedness. B. G. Anan'ev distinguishes four groups depending on the degree of use on different stages of the study.

Ключевые слова на английском языке: methods of endowments, the stages of the research…

Аннотация на русском языке К настоящему времени сложились различные классификации методов диагностики одарённости. Б.Г.Ананьев выделяет четыре группы в зависимости от степени использования на различных этапах исследования.                                                                        

Ключевые слова на русском языке: диагностики одарённости, этапах исследования…                                                                        

К настоящему времени сложились различные классификации методов диагностики одарённости. Б.Г.Ананьев выделяет четыре группы в зависимости от степени использования на различных этапах исследования.                                                                        

 Первая группа - организационные методы. С их помощью строится всё исследование и регулируется использование других методик. Сюда входят: сравнительный метод, лонгэтюдный ( длительное прослеживание хода психического развития ), комплексный, междисциплинарный.

Вторую группу составляют эмпирические методы. К ним можно отнести наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты и вопросники, интервью, беседы, социометрия), праксиметрические (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, различного рода оценки продуктов человеческой деятельности). Дополняют данную группу такие методы, как биографический  (анализ фактов, дат, документации), методы моделирования (математические, кибернетические).

В третью группу входят методы анализа обработки данных (количественные, математико-статистические и качественные,  выделение психологических  типов, категорий).

Четвёртая группа методов направлена на теоретическое объяснение связей психических процессов и  явлений и включает в себя различные варианты генетического (исторический, фило- онто-и социогенетический) и структурного методов.

Прежде чем искать пути, которые позволили бы найти и диагностировать одарённых людей, надо узнать, чему должен служить диагноз. Есть две основные задачи. Первая заключается в определении того, в чём выражаются способности ребёнка и как он их развивает в процессе учёбы. Вторая задача состоит в выявлении учащихся для дальнейшего развития способностей, которым необходимы дополнительные занятия, выходящие за рамки обычных. При этом речь идёт о тех учащихся, чьи способности в какой-то  одной или нескольких областях развиты в большей степени, чем у их соучеников.

Основная задача диагностирования способностей состоит в выявлении таких личностей, которые обладают необходимыми задатками  для достижения выдающихся результатов на определённом поприще.

Итак, выявление особых способностей требует знание биографии детей. При этом необходимо учитывать общую обстановку, окружающую ребёнка дома, в школе, в клубе, относиться с уважением к его занятиям тем делом, к которому у него есть способности.

Измерением умственной одарённости служит так называемый умственный возраст (УВ).

Все дети в своём физическом и умственном развитии проходят через одну и ту же последовательность постепенно усложняющихся этапов. Прежде чем научиться ходить, ребёнок должен вначале обрести способность «держать головку» и сидеть и т.д. Эту одинаковую последовательность разные дети осваивают с разной скоростью и, следовательно, приходят к очередному этапу в разном возрасте. Как известно, подавляющее большинство (около 65% детей) достигает этапа школьной зрелости к шестилетнему возрасту. Этот показатель и принимается за норматив школьной зрелости. Сопоставление УВ ребёнка с его хронологическим (паспортным) возрастом показывает, с каким темпом протекает умственное развитие: нормальным (соответствующим хронологическому возрасту), опережающим или замедленным.

Для выражения этого показателя используется так называемый коэффициент интеллектуальности (КИ). Этот вариант был разработан в Стандфордском университете Л.Терменом в 1916 г. Коэффициент  интеллекта происходит от анг. «Intelligent quotient», или IQ. Средний уровень КИ принимается равным 100 баллам. Вычисляется  он по формуле:

            УВ                                               IQ – коэффициент интеллекта в баллах.

IQ =  -------  х   100                                УВ – умственный возраст в месяцах.

  ХВ                                            ХВ – хронологический возраст в месяцах.

100 – константа, используемая с целью выражения IQ в целых числах.

Процентное распределение детей с различными интеллектуальными показателями

IQ

в баллах

Качественные уровни

%

141-170

Умственная одарённость

2

111-140

Повышенные умственные способности

15-16

91-110

Умственная норма

65

71-90

пониженные умственные способности

15-16

30-40

Различные степени умственной дефективности

4-5

 Различия в интеллекте по большей части (на 80%) связаны с наследственностью. Окружающей среде принадлежит вполне определённая, но относительно небольшая роль.

Чтобы предсказать хорошие творческие способности или даже гениальность, необходимо нечто большее, чем измерение интеллекта. Наличие высокого КИ необходимо, но явно недостаточно для гения, исключительно важны личностные и мотивационные факторы.

Таким образом, оценить  или предсказать творческий гений средствами психологического тестирования невозможно.

Тесты для диагностики творческой одарённости.

«Словесные  ассоциации». Проверяются знание и применение слов-омонимов таких, например, как «коса», «мешать», «молния». Оценка выставляется как по общему количеству правильно названных значений, так и по числу редко употребляемых.

«Использование предметов». Нужно назвать как можно больше различных способов использования таких предметов как кирпич. пустая консервная банка, газета и т.д.

«Завершение сказок». Требуется придумать по три разных концовки к нескольким сказкам, фабула которых обрывается после кульминации.

«Конструирование математических задач» из представленных исходных данных. По каждому набору требуется составить как можно больше вариантов.

Методика «Анаграммы»

Цель: выявление наличия или отсутствия у учащихся компонентов теоретического мышления – теоретического анализа.

Ход выполнения методики: учащимся предлагаются анаграммы слов, преобразованных путём перестановки входящих в них букв. Они должны по данным анаграммам найти исходные:

1. Лбко                     4. Еравиш                   7. Окамднри              

2. Руан                      5. Рекдет                    8. Лкбуинак

3. Упкс                     6. Жинри                    9. Рбкадом                  

Обработка полученных данных.

Через несколько минут после начала работы становится ясно, что учащихся можно разделить на 2 группы. Одни пытаются построить слова методом проб и ошибок. Каждую задачу они решают как новую. У этих школьников отсутствует теоретический анализ. Учащиеся  второй группы обнаруживают, что все анаграммы построены по одному общему признаку, надо брать буквы парами и читать их справа налево.

Особенности в поведении одарённых личностей, привлекающие внимание педагогов:

1. Одарённые дети, как правило, очень активны, всегда чем-то заняты. Они стремятся работать больше других или занимают себя сами, причём часто делами, которые не относятся непосредственно к занятию. При поверхностном рассмотрении кажется, что активности этих детей не хватает на все предметы.  Им необходимо  особое внимание, чтобы развивать их дарование в определённом направлении, не заставляя их перенапрягаться  и не позволяя чувству неудовлетворённости  помешать их стремлению заниматься тем, к чему они расположены.  

2. Одарённые дети настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Этим они могут «действовать на нервы» педагогу, потому что хотят знать всё более подробно и требуют дополнительной информации. Минимум, что можно сделать для удовлетворения этой повышенной потребности в информации,  это указать дополнительную литературу.

3. Они хотят учиться  и добиваться настоящих успехов. Учёба доставляет им удовольствие, и они приобретают знания, не воспринимая занятия как насилие над собой.

4. Благодаря многочисленным умениям, они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью. Особенно часто это выражается в самостоятельной работе с литературой.

5. Они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений.

6. Они задают множество вопросов и заинтересованы в удовлетворительном ответе на них.

7. Занятие особенно интересно для них тогда, когда используется исследовательский метод.

8. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.

9. В сравнении со своими сверстниками они лучше умеют раскрывать отношения между явлением и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями, систематизировать, классифицировать и обобщать их.

10. Многие из них ставят перед собой задачи, выполнение которых потребует много времени.

Признаки, которые могут служить приметой выдающихся способностей, но не гарантируют это.

К ним относятся:

  • интерес к умственной деятельности;
  • компетентность,  не свойственная возрасту;
  • поиск причин, объяснений, поводов;
  • пытливость ума, стремление открывать и исследовать новое;
  • разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации;
  • обдуманные и обширные знания;
  • хорошая память;
  • богатая фантазия, воображение, изобретательность;
  • пристрастие к играм, требующим сконцентрированного внимания к имеющим сложные правила;
  • умение самостоятельно играть, работать;
  • хорошее владение языком;
  • обширный словарный запас, не свойственный данному возрасту;
  • терпение, проявляемое в учёбе и в занятиях своими увлечениями;
  • изучение самых разнообразных книг;
  • глубокая заинтересованность в научном подходе к проблеме, в новых достижениях и развитии науки;
  • увлечённость, мировоззренческие интересы;
  • развитое чувство справедливости;
  • собирательство (коллекционирование), проведение экспериментов в домашних условиях;
  • чувство юмора, с детства повышенный интерес к юмористическим рисункам, которые они понимают лучше, чем их товарищи;
  • в большинстве случаев повышенное чувство ответственности  по сравнению с другими, аккуратное выполнение принятых на себя обязательств;
  • большая работоспособность и стремление работать как можно больше, преждевременное овладение в ходе домашних занятий материалом.

Литература.

1. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников.- М.: АСАДЕМА. 2000

2. Савенков А.И. Детская одарённость, развитие средствами искусства.- М., 1999

http://www.belmama.ru/

http://elibrary.ru/issues.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности одаренных учащихся в рамках работы НОУ "Росток" МАОУ СОШ "Земля родная"

В статье рассмотрены вопросы организации работы научного общества учащихся школы...

Организация исследовательской деятельности одаренных детей

Данная разработка является отчетом грантополучателя "Наш лучший учитель" по теме проекта "Организация исследовательской деятельности одаренных детей"....

РАЗВИТИЕ ЭЙФОРИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ КАК ПУТЬ РАСКРЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Понятие одаренности - понятие не стабильное, меняющееся, в ходе истории приобретающее новые особенности и новое понимание. Феномен одаренности выступает не как застывшая константа, а как творческий пр...

Развитие «эйфорической» мотивации как путь раскрытия музыкальной одаренности детей и подростков.

Как учить музыке одаренных детей. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – С.158-171....

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....