РАЗВИТИЕ ЭЙФОРИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ КАК ПУТЬ РАСКРЫТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
статья по теме

Тараканова Наталия Эдуардовна

Понятие одаренности - понятие не стабильное, меняющееся, в ходе истории приобретающее новые особенности и новое понимание. Феномен одаренности выступает не как застывшая константа, а как творческий процесс, происходящий под влиянием, во взаимопроникновении многих факторов.

Во взглядах современных ученых наблюдается все большее стремление к комплексному, целостному изучению одаренной личности (Д.Б. Богоявленская, В.И. Панов, Н.Б. Шумакова и др.), подчеркивается важная роль личностных факторов, таких как мотивационно-потребностная составляющая.

Некоторые ученые считают желательным  для личностного развития одаренного ребенка наличие мотивации достижения успеха.

Негативное же влияние на детскую одаренность, по мнению исследователей, может оказать эгоистическая, или, как ее часто называют, престижная мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_eyforicheskoy_motivatsii.doc81.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Тараканова Н.Э.,

кандидат педагогических наук

РАЗВИТИЕ ЭЙФОРИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ

КАК ПУТЬ РАСКРЫТИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ

ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Понятие одаренности - понятие не стабильное, меняющееся, в ходе истории приобретающее новые особенности и новое понимание. Феномен одаренности выступает не как застывшая константа, а как творческий процесс, происходящий под влиянием, во взаимопроникновении многих факторов.

Во взглядах современных ученых наблюдается все большее стремление к комплексному, целостному изучению одаренной личности (Д.Б. Богоявленская, В.И. Панов, Н.Б. Шумакова и др.), подчеркивается важная роль личностных факторов, таких как мотивационно-потребностная составляющая.

В мотивационной сфере одаренного ребенка  многие современные ученые (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич и др.) отдают доминирующую роль познавательной потребности или познавательной мотивации. Познавательная потребность – это повышенная потребность одаренных детей в умственной деятельности, их постоянная потребность в познании, которая резко отличает их от обычных детей.

Некоторые ученые считают желательным  для личностного развития одаренного ребенка наличие мотивации достижения успеха.

Негативное же влияние на детскую одаренность, по мнению исследователей, может оказать эгоистическая, или, как ее часто называют, престижная мотивация.

При этом исследователи опираются, главным образом, на результаты изучения, так называемой, умственной одаренности детей и подростков.

В то же время анализ данных показал, что музыкально одаренная личность обладает определенной спецификой мотивационной сферы. Поэтому, наряду с большим значением, которое имеет познавательная потребность в мотивационной сфере одаренных людей, мы предположили наличие у музыкально одаренных личностей особенных потребностей и мотиваций.

Проведенное нами исследование доказало необходимость расширения существующего набора мотивационно-смысловых конструктов с учетом специфики музыкальной деятельности.

Описания музыкально одаренными людьми собственных переживаний в процессе музыкальной деятельности схожи с так называемыми пиковыми состояниями (А. Маслоу), с состоянием потока (М. Чиксентмихалий), с состоянием сверхсознания (К.С. Станиславский), с оптимальным творческим состоянием (Г.М. Цыпин).

М. Чиксентмихалий предположил, что причину таких состояний как состояния вдохновения, медитации,  сердечной молитвы, мистического экстаза, любовного томления,  гипнотического транса,  пиковых  переживаний, названных состояниями «потока», следует искать в сфере непосредственных сознательных переживаний,  возникающих  по  ходу деятельности.  

Наградой человеку служит особого рода наслаждение. Это чувство глубокого удовлетворения процессом деятельности отличается от простого удовольствия. Удовольствие можно испытывать без приложения усилий, поэтому такие переживания, как правило, не ведут к росту и развитию личности. Деятельность же, наполненная актами наслаждения от процесса самой деятельности, позволяет субъекту выйти к неожиданным смыслам, позволяет им открыть новые способности. Такие переживания обладают возможностью сопровождать и, одновременно, мотивировать деятельность к дальнейшему продолжению.

Переживаемое в музыкальной деятельности особое состояние сознания  часто именуется эйфорией, вдохновением. Поэтому Мотивационный конструкт, обусловленный потребностью в возобновлении переживания  такого состояния сознания, характеризующегося наслаждением от процесса музыкальной деятельности и  интегрирующего все задействованные в ней психические процессы, способности и умения, мы назвали «эйфорической» мотивацией.

В состоянии творческого вдохновения энергетика деятельности повышена, все переживания протекают очень насыщенно и динамично. Состояние творческого вдохновения активизирует весь творческий процесс.

Исследуемое нами состояние эйфории, творческого подъема, вызванное музыкальной деятельностью, захватывает человека на всех уровнях: физическом, эмоциональном, социальном, духовном.

Способность к переживанию состояния эйфории как одного из состояний сознания человека, которое контролируется симпатической системой и вызывает активацию всей нервной системы, обладают все люди.  Но поскольку музыкантам свойственны определенные психофизиологические особенности нервной системы: лабильность нервной системы, которая является благоприятной основой развития эмоциональности; слабость нервной системы и связанная с ней высокая чувствительность, они более склонны к переживанию эйфорических состояний.

Именно благодаря таким особенностям музыкантов «эйфорическая» мотивация занимает значительное место в мотивационной сфере музыкально одаренной личности.

Раскрытие одаренности – это «путь по вертикали» (В.Г. Ражников), путь духовный, поиск «Музыканта» в себе. Каждый раз, когда человек испытывает состояние творческого подъема, вдохновения в музыкальной деятельности, это шаг на его пути по вертикали, по раскрытию своей одаренности.

Следует отметить многогранность «эйфорической» мотивации. Состояние  эйфории в процессе музыкальной деятельности может возникнуть не только от удачных занятий, но и от усилий по преодолению какой-либо трудности в музыкальной деятельности.

Лучшие педагоги-музыканты в своей деятельности интуитивно находят те приемы и методы, которые способствуют достижению оптимального творческого состояния и развитию «эйфорической» мотивации. Мы поставили задачу - интуитивные приемы перевести на уровень сознательных психотехник, развивающих «эйфорическую» мотивацию. Нами предлагаются следующие психологические методы: аутотренинг и авторские методы - мультиплицирование, метафорическое преобразование.

Метод мультиплицирования (от англ. multiply – умножать, преумножать) опирается на традиции различных духовных практик и обусловлен психологическим механизмом возрастания рефлексии. Основной целью метода мультиплицирования является пробуждение скрытых возможностей юного музыканта путем осознания состояний творческого подъема, преумножение этих состояний, что способствует продвижению ученика по пути  его самоактуализации.

Последовательное преумножение элементов опыта достижения  состояний творческого подъема осуществляется путем применения определенных техник («расширение осознания», «якорение», «реконструкция ощущений»).  

Техника «расширение осознания», основывается на положениях гештальт-терапии. В гештальт-терапии (по Ф. Перлсу) «осознавать», означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Ф. Перлс писал, что у человека существуют три зоны осознания: осознание себя (внутренняя зона), осознание мира (внешняя зона) и осознание того, что лежит между тобой и миром – чувства, мысли, фантазии (третья зона).

Мы используем упражнения, направленные на расширение осознания путем осознания этих трех зон, с целью научить учащихся осознавать свои состояния эйфории, творческого подъема, вдохновения, возникающие в процессе музыкальной деятельности.

Упражнение.

Педагог просит учащегося закрыть глаза и сконцентрироваться на внутреннем мире своего тела. Ученик описывает свои ощущения, возникающие на поверхности кожи, в мышцах, во внутренних органах и т.д. Затем учащийся получает задание открыть глаза и сфокусировать свое внимание на внешней зоне. Учащийся рассказывает о своих ощущениях от воздействия окружающей обстановки (света, звуков, запахов и т.д.). Далее учащегося просят переключиться на свой мир чувств, мысли, фантазии. Подросток рассказывает о своих чувствах. В начале эти упражнения могут показаться учащимся искусственными и смешными, но через некоторое время они овладевают ими и без особого напряжения и сопротивления начинают работать со своими чувствами.

Техника «якорение». 

Одним из базовых понятий техники «якорения», разработанной в нейролингвистическом программировании, является понятие «якорь».   «Якорь» – это, созданная искусственно, ассоциативная связь между стимулом и чувством. В качестве «якоря» может выступать мимика, жест, прикосновение, интонация.

Одна из основных целей техники «якорения» в музыкально-педагогическом процессе - научить педагога восстанавливать созданное ранее у учащегося состояние, вместо того чтобы создавать его заново. С установлением устойчивой связи между невербальными сигналами и содержанием считается, что содержание «заякорилось». Существуют три элемента, определяющие силу якоря: уникальность; якорение - на пике опыта; точность воспроизведения.

Во время наиболее полного и яркого переживания юным музыкантом состояния наслаждения, эйфории, вдохновения в музыкальной деятельности педагог вводит дополнительный стимул, например, прикосновение. В дальнейшем, этот дополнительный стимул должен воспроизводится точно так же, иначе якорь не будет работать. В последующих занятиях воспроизведение педагогом закрепившегося стимула будет способствовать возникновению у учащегося созданного ранее состояния.

Техника «реконструкция ощущений» позволяет учащимся менять свои ощущения и создавать желаемые чувства и состояния.

Упражнение.

Педагог предлагает ученику вообразить свое любимое место, потом сменить внутреннюю картину на любую другую. Затем ему предлагается послушать внутри себя любимую мелодию, потом сменить ее на любую другую. Педагог объясняет ученику, что он может менять свои ощущения так же быстро, как картины и звуки. Учащемуся предлагается по очереди почувствовать гнев, счастье, удивление, восторг, грусть, эйфорию. Так же быстро, как он менял свои ощущения в этом упражнении, он сможет менять их, когда окажется в ситуации, в которой ему не нравится свое самочувствие, например, на экзамене, концерте. Далее ученику предлагается вообразить ситуацию, где ему не нравятся свои чувства, и попытаться изменить свои чувства, представляя при этом ту же ситуацию.

Применение указанных техник помогает учащимся-музыкантам внимательно, с уважением и благодарностью относится к своим чувствам, акцентируясь на ощущениях эйфории, восторга, возникающих в оптимальном творческом состоянии.  С помощью этих техник подростки учатся осознавать такие состояния сознания и работать с ними. Осознавая свои состояния творческого подъема, вдохновения, преумножая их, учащиеся становятся счастливее, возрастает их любовь к музыкальной деятельности, что способствует развитию «эйфорической» мотивации.

Метод метафорического преобразования (от греч. metaphora – перенесение, образ) применяется для развития «эйфорической» мотивации в условиях критических ситуаций, таких как концерты, конкурсы, экзамены, когда юный музыкант полон тревоги и напряжения. Часто главной целью публичных выступлений является высокая оценка в глазах слушателей, и   редко - собственное удовольствие и наслаждение от выступления.

А мешает достижению состояния эйфории в публичных выступлениях сверхзначимость этого события. Методом метафорического преобразования осуществляется перенос акцентов ценностной значимости с достижения результатов на получение удовольствия от процесса исполнения музыки. В данном методе задействован психологический механизм «разотождествления» с носителем проблемной ситуации.

Суть метода заключается в сочинении метафор. Методом метафорического преобразования проблемная ситуация ученика выносится в пространство сказочной, выдуманной реальности. Для этого надо сочинить волшебную сказку, в которой её герой преодолевает трудную ситуацию.

Это позволяет юному музыканту  взглянуть на свою проблему со стороны. Учащийся предлагает способы решения проблемы героя, которая, по сути, является его проблемой, но изложенной в иносказательной, образной форме. Метод дополняется диалогом  ученика с учителем.

Метод не имеет четкой техники, так как для каждого ребенка, в каждой конкретной ситуации предлагается своя метафора. Главное условие этого метода – метафора должна обязательно помогать юному музыканту «разотождествиться» с отрицательным переживанием, предлагать замещающий опыт и способствовать преобразованию мешающих ребенку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса музыкальной деятельности.

Во всех культурах издревле использовались возможности влияния метафоры на человеческую психику, на его подсознание. Проанализировав легенды, мифы, сказки народов мира, от которых берет начало метод метафорического преобразования, мы можем выделить некоторые основополагающие принципы, на которых строится данный метод:

1.        Метафорические образцы берут свое начало от архетипических паттернов. Чем ближе метафорический символ соответствует бессознательному, организованному вокруг архетипа, тем более сильную, эмоционально заряженную реакцию вызывает он у индивидуума.

Существуют символы, которые, возникая у человека, обладают способностью актуализировать то или иное состояние. Эту способность метафор-символов  мы использовали в работе с учениками.

Так, например, учащимся, которые боятся двигаться вперед и не хотят осваивать произведения высокой трудности, актуальным является использование метафоры с символом «горы», который обозначает восхождение на высоты своей профессии, преодоление встречающихся трудностей. Когда человек решается взойти на гору, в нем происходят существенные изменения.  

Символ «реки» - способствует освобождению чувств. Он может быть порекомендован учащимся, которые боятся раскрыть себя, показать и выразить свои чувства.  

2.        В метафорических историях осуществляется обращение к особо важным для ребенка образам личного (биографического) опыта сознания, которые связаны с определенными ощущениями:

- образы природы и стихий и связанные с ними ощущения;

- ощущения собственного тела;

- образы семьи и ощущение отношения к ребенку в семье.

Педагог обращается к заряженным положительными эмоциями  слоям прошлого опыта учащегося-музыканта. Таким путем, по принципу ассоциативных связей, активизируются те пласты сознания ребенка, которые способны энергетически «подпитать» его в трудной ситуации.

Аутогенная тренировка.

В последнее время аутогенная тренировка  приобретает все большее значение в практике различных видов человеческой деятельности (техника, медицина, спорт, искусство). Аутогенная (психорегулирующая) тренировка -  система упражнений, основанная на самовнушении, целью которой является регуляция психического состояния.

Метод активного самовнушения (в разных модификациях) использовали и используют в собственной практике многие известные исполнители и музыканты-педагоги: А. Алексеев, А. Ведерников, О. Вондровиц, М. Гринберг, Н. Кондратюк,  К. Леймер, И. Менухин, И. Назаров, Ж. Феврие, Я. Экиер и др.

В основном, в музыкально-педагогической практике методы аутогенной тренировки применяются для подготовки к публичному концертному выступлению, для психологической регуляции предконцертных состояний музыкантов-исполнителей, для регуляции неблагоприятных психических состояний музыкантов-исполнителей (Л.Л. Бочкарев, А.В. Вартанян, В.И. Петрушин и др.).

Мы предполагаем, что методы аутогенной тренировки могут быть с успехом применены и для вхождения в оптимальное творческое состояние, для формирования положительных переживаний в музыкальной деятельности, таким путем способствуя развитию «эйфорической» мотивации.

Методы аутогенной тренировки могут способствовать возникновению переживаний эйфории, наслаждения от процесса музыкальной деятельности, сопровождающих и одновременно мотивирующих к продолжению этой деятельности. По нашему мнению, следует в первую очередь способствовать формированию положительных переживаний, положительных настроев, положительных эмоциональных реакций в процессе музыкальной деятельности, таким образом, закрепляя положительную психическую доминанту, причем делать это надо на каждом музыкальном занятии.

С помощью аутогенной тренировки, дающей возможность сбрасывать ненужные мышечные зажимы и включать механизмы саморегуляции, мы решали следующие задачи:

1.        Обеспечивали оптимальное психическое состояние учащихся-музыкантов.

2.        Совершенствовали некоторые психические процессы, связанные с музыкальной деятельностью (например, внимание).

3.        Предупреждали наступление утомления в процессе занятий.

4.        Предупреждали возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний в процессе музыкальных занятий.

Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении следующими умениями:

а) сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предмете деятельности);

б) ярко представлять в сознании содержание формул;

в) предельно расслаблять мускулатуру;

г) воздействовать на самого себя в момент наступления сниженного уровня бодрствования (релаксации).

Работа с учениками осуществлялась в ходе индивидуальных занятий по классу фортепиано. При этом применялись подобранные и описанные выше психолого-педагогические методы и техники.

В качестве примера приводим фрагменты работы с одной из учащихся экспериментальной группы.

Испытуемая Б.П. начала заниматься в моем классе по фортепиано с 1998 года. По экспертной оценке педагогов Б.П. обладает прекрасными музыкальными способностями и относится к музыкально одаренным учащимся. Преобладающей оценкой по музыкальным и общеобразовательным дисциплинам за время обучения в профильных музыкальных классах была «отлично». Среди личных качеств Б.П. выделяется ответственность и повышенная чувствительность к критическим замечаниям. Испытуемая Б.П. характеризуется высоким уровнем личностной тревожности. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием учащегося в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.

Последние случаи представляются наиболее существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают учащиеся, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких учащихся отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Мы предполагаем, что стимулирование и развитие «эйфорической» мотивации будет способствовать уменьшению тревожности и улучшению эмоционального состояния испытуемой.

Первым этапом работы со всеми испытуемыми, членами экспериментальной группы, являлось овладение методами аутогенной тренировки, как возможного средства достижения оптимального творческого состояния. Б.П. занималась под моим руководством аутогенной тренировкой в течение одного учебного года, затем, овладев приемами аутогенной тренировки, испытуемая стала использовать ее самостоятельно в начале каждого урока по специальности, в домашних занятиях и перед концертами.

Приемы аутогенной тренировки способствовали сосредоточению внимания Б.П. сначала на своем теле, затем, это направленное внимание переносилось на музыкальные произведения, на предстоящую музыкальную деятельность.

Внимание тесно связано с психологической природой творческого вдохновения. По словам Б.М. Теплова «в психологическом анализе личности музыканта особенности внимания занимают очень важное место» [7].

Общей характеристикой ряда значимых состояний сознания, таких как оптимальное творческое состояния, опыт потока, состояние сверхсознания, является концентрация внимания. И, более того, концентрация внимания служит необходимым условием достижения этих состояний. На важность и необходимость внимания всегда указывали выдающиеся музыканты и педагоги.

В процессе занятия аутогенной тренировкой осуществлялась концентрация внимания испытуемой на собственных положительных переживаниях эйфории, удовольствия от музыкальной деятельности. Настрои аутогенной тренировки были ориентированны на вызов положительных «творческих» эмоций, состояние эйфории в процессе музыкальной деятельности.

Для развития и укрепления положительной доминанты – положительного эмоционального состояния эйфории – в музыкальной деятельности использовался метод мультиплицирования. Методом мультиплицирования производится накопление и приумножение «позитивного опыта» (по С. Грофу). Описание метода мультиплицирования изложено выше.

Через год целенаправленных занятий по развитию «эйфорической» мотивации у испытуемой Б.П. увеличилось стремление к музыкальным занятиям, усилилось удовольствие от занятий, увеличилась «эйфорическая» мотивация. Тревожность значительно уменьшилась, но все же частично осталась. Появилось желание как можно больше  участвовать в конкурсах и играть на концертах. Однако при выступлениях на концертах нередко были «потери» в исполнении, Б.П. не так хорошо выступала, как могла бы, и состояние эйфории, вдохновения, уже успешно достигаемое на занятиях, при публичных выступлениях не наступало.

Поэтому стало целесообразным применение метода метафорического преобразования описанного выше. Приводим один из предложенных ученикам многочисленных примеров историй-метафор, который вызвал большой отклик у Б.П.

Дети подросткового возраста очень любят и хорошо знают книги  Дж.К. Роллинг серии «Гарри Поттер». Поэтому мы предложили метафору с героями этой книги, так как это уже было связано с положительными эмоциями - дети хотят быть похожими на положительных героев этой книги, например на Гарри Поттера. Во время одного из занятий при подготовке концертной программы педагогом была предложена история о Гарри Поттере.

У Гарри Поттера при появлении дементоров, стражей Азкабана, перехватывало дыхание, мороз пробирался под самую кожу, его охватывало чувство ужаса. Потому что дементоры – это магические существа, способные высасывать из человека все добрые и радостные ощущения и чувства, наполняя его страхом, ужасом, тревогой: «Из-под черного плаща высовывается рука… из-под капюшона вырывается хриплое протяжное дыхание… пронизывающий холод словно засасывает в трясину» [4].

Гарри Поттер преодолевает свой страх перед дементорами заклинанием Патронуса. Патронус – покровитель, является щитом против дементоров. Патронус – это вид положительной силы, воплощение всего, что дементоры пожирают – надежду, счастье, радость, вдохновение, уверенность в собственных силах. Но в отличие от человека, Патронус не знает, что такое отчаяние, страх, и поэтому дементор не в состоянии причинить ему вреда. У каждого волшебника получается свой Патронус. А как вызвать Патронуса? Надо сосредоточиться на самом счастливом воспоминании и произнести магические слова «Экспекто патронум». Надо не просто вспомнить самое приятное в жизни переживание, а как бы заново его пережить. И когда Гарри Поттеру это удалось, он стал неуязвим для дементоров.

Ученик ассоциирует себя с Гарри Поттером и вместе с педагогом предлагает метафору, что дементор – это страх перед выступлением, который высасывает из ученика музыкальность, беглость пальцев, образное восприятие, опустошая ученика. И чтобы побороть дементора – страх перед выступлением, необходимо сосредоточиться на самом счастливом воспоминании творческого подъема в музыкальной деятельности, прочувствовать и представить себе это ощущение, максимально войти в него. И чем полнее и ярче будет это ощущение, тем сильнее будет Патронус и только такой - сильный Патронус - окончательно победит дементора.

Ученица создавала своего «Патронуса» в течение нескольких недель. И так же, как и у героя книги Гарри Поттера, это получалось у нее постепенно все лучше, переживание наслаждения от музыкальной деятельности  становилось все ярче и полнее.  

У Б.П. произошло преобразование цели музыкальной деятельности. В начале целью предстоящего выступления было хорошо выступить, чтобы понравиться зрителям, комиссии и заслужить их высокую оценку. В дальнейшем – главной целью стало так выступить, чтобы самой получить удовольствие в процессе музыкальной деятельности, сосредоточиться на музыке, а не на внешних оценках.  Когда сменилась цель деятельности, и ученице удалось на конкурсе пережить творческий подъем, само музыкальное выступление при этом было прекрасным и заслужило высокие оценки комиссии. Это укрепило ученицу в новом отношении к публичным выступлениям: «В первую очередь надо думать о музыке, получать удовольствие и радость от ее исполнения, а потом уже беспокоиться о том, какую оценку получишь».  

Таким образом, предложенный метод метафорического преобразования помог Б.П. преодолеть тревогу, способствуя достижению оптимального творческого состояния в концертных выступлениях.

В результате применения данных методов Б.П. отметила более яркое переживание состояний эйфории, вдохновения в процессе музыкальной деятельности и исчезновение предконцертного волнения: «все во мне радовалось, восторг, эйфория охватывали меня, я полностью погружалась в музыку, исчезла тревога. Сосредоточенность и концентрация сохранялись на протяжении длительных занятий не только дома и на уроке, но и на концертах».

Испытуемая Б.П. стала активно и успешно участвовать в конкурсах, выступать на концертах. В 2002 году Б.П. стала лауреатом конкурса «От Москвы до самых до окраин», в 2003 году - дипломантом конкурса «Юные таланты Московии».

Проведенное нами исследование показало, что стимуляция и закрепление «эйфорической» мотивации в процессе музыкальной деятельности предложенными методами способствует повышению её результатов, улучшению самоощущения юных музыкантов и их стремлению к самоактуализации.

Кроме того, развитие такой мотивации способствует уменьшению уровня тревожности, как ситуативной, концертной, так и тревожности как личностного фактора, что, безусловно, положительно воздействует на психику юных музыкантов.

Литература:

  1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., ИПРАН,     1997.
  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  3. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.
  4. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и Узник Азкабана: Роман / Пер. с англ. М.Д.Литвиновой. – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2002.
  5. Станиславский К.С. Собр. соч. в 9-ти т. Т.2. Работа актера над собой.    Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник             ученика. – М.: Искусство, 1989.
  6. Тараканова Н.Э. Педагогические условия развития мотивационной          сферы личности музыкально одаренных подростков: Дис. канд. пед. наук. – М., 2003.
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., Л., 1947.
  8. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. Кн.1. – М.: Сов. композитор, 1988.
  9. Csikszentmihalyi M.  The Psychology of Optimal Experience. - New York: Harper and Row, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Развитие "Эйфорической" мотивации в музыкально-педагогической практике.

Методология педагогики музыкального образования. Научная школа Э.Б.Абдулина. Коллективная монография /Под науч. ред. Э.Б.Абдулина. - М.: Граф-Пресс,2010. - 272 стр....

Развитие «эйфорической» мотивации в музыкально-педагогической практике.

Развитие творческого потенциала личности и общества. Материалы международной научно-практической конференции. - Прага, 2013.-С.87-90....

Развитие «эйфорической» мотивации как путь раскрытия музыкальной одаренности детей и подростков.

Как учить музыке одаренных детей. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2010. – С.158-171....

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

фОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПУТЕМ ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

quot;Музыкальное воспитание-это тне воспитание музыканта, а, прежде всего. воспитание ЧЕЛОВЕКА."     В.А.  Сухомлинский....