Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин
материал по музыке по теме

 Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсатериал, придумывали всевозможные игры и задания друг для друга, кроссворды, отгадайки, таким образом закрепляя знания  по музыкальной литературе.  Или сочиняли небольшие пьески-песенки на заданную тему по сольфеджио.

  В моей заметке излагается путь, по которому я следовала вместе с детьми, раскрывая их творческий потенциал. Занятия во многом приобрели радужный оттенок. Это многих детей подвигнуло к изучению материала и созданию творческих тетрадок. Некоторые перешли к созданию презентаций.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

       

                         Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного      образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества                                                      

                                        Всеволожского района

                                  Методы и способы

                     раскрытия и развития 

            творческих способностей у детей

                           на занятиях

       музыкально-теоретических дисциплин

    (предназначен для педагогов музыкально-теоретических дисциплин)

                                     

         

                   

           

                                                              Автор – педагог дополнительного

                                                                            Образования  хоровой студии

                                                                            «Тоника»

                                                                             Волненко Алла Павловна

                                                              База – Лицей №1

                                           Всеволожск

                                                2013г.

                                              Оглавление

  1. Введение___________________________________________ 3
  2. Теоретическая часть__________________________________4
  3. Основное содеражание________________________________5
  4. Заключение_________________________________________ 9
  5. Библиография_______________________________________10
  6. Приложение________________________________________11

                                            Введение

                                                                       « Если мы хотим научить думать,      

                                                             прежде должны научить придумывать».

                                                                                          Дж. Родари

                 Теоретические дисциплины Сольфеджио и музыкальная литература всегда были и остаются камнем преткновения в изучении музыки ребенком. «Не понимаю», «Не хочу», «Не буду», «Не нравится» - слышно тут и там от детей разного возраста.

                А ведь как важны  эти две теоретические дисциплины в сфере музыкального образования и воспитания будущего не только музыканта, но и любителя музыки, в формировании правильного восприятия музыки. Именно сольфеджио является тем фундаментом музыкальной грамотности, без которого невозможно музыкальное развитие человека.

               «Сольфеджио – самая черновая и одновременно самая великая из всех дисциплин музыканта. Она посвящена святому святых музыкальной профессии, ее главному инструменту – музыкальному слуху» - писал в свое время И. И. Земцовский.

                Действительно любая Программа Сольфеджио тщательно продумана и максимально охватывает все виды деятельности учащегося. Ни одна Программа Сольфеджио не исключает такой вид работы, как развитие, формирование, воспитание творческих навыков. Вот на этом разделе Программы мне бы хотелось остановиться более подробно.

                Надо признаться, что до какого-то определенного времени я не уделяла этому разделу Программы большое внимание. Не успеваешь и так многое сделать на уроке. Пока…   Пока сами дети однажды не принесли мне свои работы.

              Оказывается большим увлечением для детей на перемене стали игры и загадки, которые они задавали друг другу, чертя мелом на доске игровые задания: ребусы, шарады, отгадайки. (Толчком к этому послужило изучение рабочей тетради  по музыкальной литературе Я. Островской, Л. Фроловой и Н. Цес 1-й год обучения). Это меня покорило! С тех пор я обязательно даю творческие задания по музыкальной литературе по окончании изучаемой темы на всех годах обучения, а также стала практиковать творческие задания по сольфеджио.

 Цель данной работы – пробудить интерес у педагогов-теоретиков к развитию творческих способностей детей.

                                    Теоретическая часть

                      Несомненно, творчеству детей и подростков в музыкальной науке уделено достаточно большое значение. В зависимости от творческой деятельности педагога этот раздел Программы может быть более или менее акцентирован. Но присутствует он практически постоянно в работе с детьми. Мало того, современный педагог-теоретик может при желании обратиться к методической литературе по данной теме, которая издается у нас в избытке. Достаточно вспомнить некоторых авторов, таких, как Т. и А. Камаевы, О. Булаева, О. Геталова, Л. Борихзон, Л. Волчек, М. Калугина, П. Халабузарь, Т. Тютюнникова , А. Перцовская, Г. Калинина и многие другие педагоги, которым не безразлична судьба будущих музыкантов. Каждый из них вносит много полезного и важного в развитие творческих способностей ребенка.

Смею считать эту область музыкального образования важной, поскольку развивает такие необходимые качества, как переживание радости, удовольствия, положительных эмоций, что, безусловно, необходимо при соприкосновении с музыкой.

                     «Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость…».  (Т. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бум! Сто секретов музыки для детей» Вып. 1. Игры звуками.

                      Именно поэтому я посвятила свое исследование этой теме.

           

                                    Основное содержание

                     Итак, важнейшей составляющей развития ребенка является ощущение радости творчества, полет фантазии, безудержный поиск нового.

Роль удовольствия в жизни человека настолько велика, что позволило ученым сделать предположение, что природа человека созидательна.

Подобно Творцу природа человека, унаследовав от праотцев творческую составляющую, склонна к добровольному, произвольному самовыражению, переживая радостные чувства созидания. Именно этот человеческий фактор учитывает Программа музыкально-теоретических дисциплин, включая обязательным разделом «Воспитание творческих навыков». Цель подобных разделов – ввести ребенка в мир творчества, заинтересовать его такими формами музицирования, как сочинение несложных песенок на стихи, подбор аккомпанемента к любимым песням и мелодиям, создание простейших форм, а главное, познакомить с законами развития музыки, ввести его в «творческую мастерскую» по изготовлению  песен, полек, маршей, вальсов и так далее.

                    Постоянные творческие задания способствуют закреплению определенных тем, касающихся прежде всего метроритма, ладовых закономерностей, а также формы. Разбор и анализ средств музыкальной выразительности способствует освоению элементарных приемов сочинения.

 СОЛЬФЕДЖИО

            Эта дисциплина как никакая другая более всего  обязательно должна включать выполнение творческих заданий для детей.  Исполняя музыкальные произведения, мы, безусловно, анализируем их, расчленяем на фразы, мотивы, интонации, прослушиваем интервалы, прислушиваемся к тяготениям неустойчивых ступеней, знакомимся  с ладовыми закономерностями, изучаем различные метроритмические фигуры и т. д.

            Все это – увлекательный процесс для заядлого теоретика.  Но ребенку доставляет мало радости: это ведь все надо выучить и запомнить. А если придумать похожее, сочинить самому, опираясь на свои, порой скудные познания – это ведь как радостно!  Ощутить себя композитором. Сразу закрепляются знания устоя и неустоя, что во что разрешается, где там тоника, куда надо непременно добраться в конце, да еще и самой крупной длительностью подчас.

            Даже не до конца осознавая теоретически все законы музыкального развития, ребенок интуитивно, благо какой-никакой музыкальный опыт есть, правильно разрешит и придет в тонику. Правда, бывают исключения. Но ведь в этом богатстве разнообразия и видна неповторимая, уникальная природа каждого человека.

            Творческие задания на определенную теоретическую тему закрепляют эти понятия автоматически.

            Например, изучая устойчивые и неустойчивые ступени в первом классе, дети живо откликаются на сочинение песенок (любят веселые стихи про животных или о природе) по звукам тонического трезвучия. Опевание устойчивых ступеней, вводные звуки, различные интервалы  (особенно секунда, терция, кварта, секста), секвенция – вот некоторые темы, которые способствуют разыграться творческой фантазии ребенка.  При этом формируется навык записи нот с соблюдением всех правил, а их достаточно, чтобы что-то забыть или перепутать. Затем свою песенку дети транспонируют. Они ведут отдельную тетрадь под названием «Мои сочинения», в которую аккуратно записывают все свои творческие работы. В конце года из лучших детских работ устраивается концерт. Вот вам первый авторский вечер.

              В старших классах подбор аккомпанемента – обязательнейшая работа. Где еще и как они закрепят значение ладовых функций, что после доминанты нельзя брать субдоминанту (хотя подобные опыты бывают поначалу).  Прослушанная и проанализированная с трудом по нотам, еще хуже на слух 1-2-хчастная форма легче усваивается, и что важнее всего,  закрепляется и запоминается надолго, если ребенок сочинил ее по всем законам музыкального развития. Да, это непросто, не все справляются. Но ведь и не все композиторы. А подвигать свой мозг, приложить фантазию, потрудиться – это принесет впоследствии большие плоды.

            Совсем мало изучена, на мой взгляд, такая тема, как вариации, вариационное развитие. Однако В. И Н. Кирпичниковы предлагают уже в первом классе взяться за это в своей книге «100 мелодий в звуках и нотах. Рабочая тетрадь по сольфеджио». Возможно,  получится. Надо хорошо подготовиться.

             Дисциплина Сольфеджио при таком подходе к обучению сразу становится творческим музицированием. Дети получают радость от творчества, научаются созиданию. А на вопрос педагога вначале урока: «Что задано по сольфеджио?»,  отвечают: «Сочинить песенку».

             Творческие работы детей педагогу необходимо подробно разбирать, поощрять достоинства, отмечать удачные ходы, указывая на недостатки. Исправляя их, давать возможность выбора автору.

             Стимулирование творческой активности детей, нацеливание их на самостоятельные поиски способствуют развитию воображения, укрепляют веру в свои силы, улучшают общение с педагогом, создают атмосферу заинтересованности и увлеченности.  При этом осмысленнее станет разбор музыкального произведения, углубится понимание формы, гармонии, лада, всех элементов музыкальной речи, возрастет самостоятельность в работе. Такое обучение , развивающее мышление и воображение ребенка,  доставит ему радость творческого музицирования, будет способствовать комплексному музыкальному воспитанию.

 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

                Эта теоретическая дисциплина на первый взгляд менее всего способствует творческому развитию.  Однако, как на это посмотреть.

                Безусловно, для того, чтобы что-то придумать, надо иметь определенные знания. Предмет «Музыкальная литература» знакомит учащихся с жизнью и творчеством композиторов. Все учебники каждый по-своему перепевают известные биографические сведения, важнейшие музыкальные произведения – шедевры, анализируют форму и содержание, таким образом, предоставляя учащемуся необходимые знания по предмету , расширяя его музыкальный кругозор, воспитывая его на лучших образцах классической музыки.  И какое же здесь творчество?  Слушай, читай и запоминай.  Но именно этот процесс слушания и запоминания в детском возрасте затруднен.  Ребенку хочется самому все сделать.  И в своей практической деятельности он все это усвоит.

               Дети – самые гениальные учителя.  Это они сами предложили сначала друг другу в качестве игры, а затем  мне, педагогу, свои творческие работы. Толчком к творческой деятельности послужило изучение «Рабочей тетради»  Я. Островской и Л. Фроловой 1 год обучения музыкальной литературе. Вся тетрадь – это одно сплошное творчество. И дети живо подхватили этот опыт. Сколько интересных кроссвордов, увлекательных, порой забавных творческих заданий ни придумали мои ученики.  (См. Приложение).  Действительно, программа 1-го года обучения музыкальной литературе способствует развитию творчества.

                  Но мы пошли дальше. Однажды на моем педагогическом пути встретилась группа учащихся 3-го года обучения «Русская музыка». Для детей было непосильным трудом запомнить все даты, фамилии, название произведений, найти грамотные выражения, соответствующие данной теме. Возникла трудность пересказа. Тогда я вспомнила предыдущий опыт и подготовила детям сразу два больших кроссворда, включающие все изученные темы. Дети разделились на две команды,  и пошла игра.  Наше соревнование быстро закончилось, потому что  каждый хотел ответить быстрее.  Лица детей озарились… В конце урока кто-то пытался в тетради быстро составить  похожую игру. Дети увлеклись не на шутку. Затем посыпались ребусы, загадки, кроссворды, отгадайки, множество детских работ.  У ребят пробудился живой интерес к музыкальной литературе, композиторам и их музыке. При этом развивалось важнейшее качество – творческая активность.

                  Уроки по «Слушанию музыки»  - еще одно поле деятельности неуемной фантазии и выдумки детей.  Основополагающее значение здесь играет грамотный подбор музыкальных произведений. Основываясь на тематическом подборе автора Программы О. Владимировой, я практически заменила весь музыкальный материал лучшими образцами русской и зарубежной программной музыки. Дети слушают Э. Грига и К. Сен-Санса, М. Мусоргского и  П. Чайковского,  А. Вивальди и Н. Римского-Корсакова. При этом их воображение живо рисует картины природы и поведения животных, птиц, зверей. Некоторые пытаются изобразить повадки тех или иных животных. Итог работы – детские рисунки на любимую музыку.  Это – вдохновение, это – полет фантазии, буйство красок, игра воображения. Такое творчество несет нескончаемый поток положительных эмоций, великолепный заряд бодрости, радости созидания и любви к музыке. Я счастлива, когда слышу от детей: « Я люблю сольфеджио и «слушание музыки» больше, чем школу».

                   Подытоживая исследовательскую деятельность, следует еще раз отметить важность и педагогическую целесообразность такого раздела в Программе музыкально-теоретических дисциплин, как формирование творческих навыков на уроках Сольфеджио и Музыкальная литература.

Прикоснувшись к творчеству, человек оказывается способным воспринимать мир несколько иначе, на языке художественных образов, постигать его, преломляя фантазию.  И в этом творческом полет происходит становление личности, торжествует вера в свои силы, укрепляется воля.

                                              Заключение

            В этом разделе работы необходимо проанализировать свой небольшой педагогический опыт, творческую деятельность учащихся и сделать некоторые выводы.

            Однозначно: развивать фантазию детей, формировать творческие навыки, искать пути к тому, чтобы музыка в жизни детей занимала не последнее место и была живительным источником положительных эмоций, возвышенных чувств, важно. Но в процессе постижения музыки возникает множество «подводных течений», «камней преткновения», как-то: трудности усвоения,  недостаток времени, а порой и желания довести начатое дело до конца, смена интересов, охлаждение интереса к выбору деятельности и некоторые другие.  И вот тут на переломном пике может помочь творческая деятельность, поиск себя, проявление своих способностей, в некотором роде «открытие себя».  Однако, это – тоже не панацея.

               Убеждена, без развития творческих способностей невозможно сформировать полноценную личность.  Каждый ученик по своим силам осваивает этот вид работы. Среди моих учеников есть дети, живо откликающиеся на творчество, но есть и те, кому дается эта работа с трудом. Среди детских работ можно увидеть формальные, с ошибками. Но есть и такие работы, в которых чувствуется живое прикосновение души,  видна «изюминка», «своеобразие».  

                Отмечая свои недостатки, необходимо остановиться на том, что не всегда удается полноценно проанализировать работу ученика, не хватает на это времени  на занятии. Иногда необходимо отдельно поработать с теми детьми, у которых возникают  большие сложности в этом виде заданий, но не всегда это удается.

              Не смотря на это, настоятельно рекомендую педагогам не исключать этот вид деятельности учеников на занятиях сольфеджио и музыкальной литературы, а развивать, во что бы то ни стало,  творческие способности каждого ребенка.

                                       Библиография

  1. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии в шести тетрадях. Как сочинить мелодию. Тетрадь 1.  Пособие для детей младшего и среднего возраста по развитию творческих навыков. С-Пб.: Композитор, 1997.
  2. Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии в шести тетрадях. Знакомство с аккордами. Путешествие по различным ладам. Тетрадь 2-3. Пособие для детей младшего и среднего возраста по развитию творческих навыков. С-Пб.: Композитор, 1997.
  3. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 1. Магия интервалов. Ритмические импровизации.

С-Пб.: Композитор, 1999.

  1. Булаева О., Геталова О. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь 3. Гармония и аккомпанемент. С-Пб.: Композитор, 1999.
  2. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. методическое пособие для ДМШ. М.: Советский композитор, 1989.
  3. Как преподавать сольфеджио в ХХI веке. Мастер-класс. (Сборник статей под редакцией Берак О., Карасевой М.). М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2009.
  4. Калинина Г. Игры на уроках музыкальной литературы. Вып.2, Зарубежная музыка. М.: 2006.
  5. Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для педагогов. С-Пб.: Союз художников, 2007.
  6. Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. Учебное пособин для ДМШ. 1-й год обучения. С-Пб.,: Валери СПБ, 1998.
  7. Островская Я., Фролова Л. Рабочая тетрадь по музыкальной литературе. Учебное пособие для ДМШ. 1-й год обучения. С-Пб.: 2002.
  8. Слуховой анализ на уроках сольфеджио. 4-8 классы ДМШ. Хрестоматия. Сост. Шехтман Л. С-Пб.: Композитор, 1996.
  9. Тютюнникова Т. Под солнечным парусом или полет в другое измерение. Теория и практика начального музыкального обучения. Учебно-методическое пособие для начального музыкального обучения. С-Пб.: Музыкальная палитра, 2008.
  10. Тютюнникова Т. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1.  Игры звуками. Учебно-методическое пособие. С-Пб.: 2003.
  11. Тютюнникова Т. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. Изд. 2. М.: Книжный дом «Либроком», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....