Главные вкладки

    Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"
    статья по музыке по теме

    Бадина Мария Борисовна

    Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.

    Василий Александрович Сухомлинский

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
    ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР
    УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Межмуниципальный смотр-конкурс «Педагогические чтения – 2016»

    Номинация: «Творческий доклад»

    Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ»

    Автор: Бадина Мария Борисовна,

    преподаватель музыкально-

    теоретических дисциплин

    МБУДО ДШИ УКМО

    первой квалификационной

     категории

    Усть-Кут, 2016 г.

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………3
    2. Федеральные государственные требования в сфере образования Российской Федерации………………………………………………………...4
    3. Технология развивающего обучения…………………………………..6
    4. Контрольный урок по предмету «Сольфеджио» во втором классе….8
    5. Заключение……………………………………………………………..11
    6. Список  литературы…………………...……………………………….12

     

     

    Введение

    Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.

    Василий Александрович Сухомлинский

    Цель: показать новое представление о качестве технологии развивающего обучения и ее использовании на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ в условиях реализации ФГТ.

    Задачи:

    -изучить основные направления в методах технологии развивающего обучения на уроках сольфеджио

    -апробировать данную технологию на уроках сольфеджио.

                  Современное общество переживает такой этап, когда назрела необходимость пересмотра одной из важнейших социальных сфер – образования.

                Система образования в сфере культуры и искусства является не просто частью общей системы отечественного образования – она выявляет особенности развития общества в тот или иной исторический период. Именно поэтому исторический опыт зарождения и становления уникального отечественного явления - системы ШУВ («школа-училище-вуз), весьма актуален в период реформ.

            В течение последних 20 лет поднимались проблемы функционирования этой системы, казалось бы, одной из самых незыблемых, устоявшихся, проверенных временем, обеспечивающей не один десяток лет высокий уровень образования, признанный во всем мире.

            Несмотря на то, что ДШИ являются основой для последующего получения профессионального образования, на протяжении 20 лет, их деятельность была ориентирована только на общеэстетическое развитие подрастающего поколения, которым традиционно занимался и занимается целый ряд других учреждений дополнительного образования детей (кружки, студии, секции и пр.).

    Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу детских школ искусств крайне негативно отразилось на всей системе образования в сфере культуры и искусства:

    - утрачены традиционные методические связи и преемственность образовательных программ среднего звена (музыкального или художественного колледжа/техникума) с детской школой искусств;

    - в детских школах искусств стали закрываться хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов, а вместо них открываются отделения эстрадного детского вокала;

    - целый ряд учебных предметов, значимых для дальнейшего профессионального образования одаренных детей, во многих ДШИ перестал реализовываться;

    - снизился не только конкурс при приеме абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования, особенно по классам оркестровых струнных и духовых инструментов, хорового дирижирования, теории музыки и музыковедения, но и качество подготовки абитуриентов[3].

    В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» Федеральным законом от 16 июня 2011 г. № 145-ФЗ, детские школы искусств получили правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению [1].

    С целью сохранения и развития детских школ искусств Федеральный закон № 145-ФЗ предусматривает:

    - реализацию в ДШИ дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с установленными к ним федеральными государственными требованиями;

    - выдачу выпускникам детских школ искусств документа установленного образца об окончании обучения;

    В 2013 году закон №145-ФЗ утрачивает силу и вступает в силу закон №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] . Какие конкретные преимущества получили учащиеся, родители и вся система образования от вступления в силу нового закона? Среднее профессиональное образование стало общедоступным. Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.

    Федеральные государственные требования в сфере образования Российской Федерации

    Введены единые Федеральные государственные требования в сфере образования Российской Федерации, которые с 2013 года существенно меняют статус дополнительного обучения в подобных заведениях. Отныне каждое учреждение должно подчиняться определенным нормам и правилам.

    Введение ФГТ дополнительного образования повлекло за собой следующие изменения:

    -увеличились сроки обучения детей в учреждениях дополнительного образования;

    -изменился учебный план заведений, выполнение домашних заданий стало обязательным;

    -занятия в группах дополнительного образования стали более интенсивными;

    -критерии отбора желающих проходить обучение на предпрофессиональных курсах стали строгими;

    -для зачисления в заведения дополнительного образования необходимо теперь сдать творческий экзамен.

    Какие задачи ставят перед учебным заведением ФГТ:

    - формирование не только необходимых навыков, но и потребности в общении с искусством;

    -приобретение опыта творческой деятельности;

    -выявление в раннем возрасте склонностей и талантов и дальнейшее их развитие;

    -подготовка обучающихся в заведениях профессионального обучения;

    -создание базы знаний для дальнейшего профессионального образования в выбранной сфере деятельности.

    Учреждения дополнительного образования в настоящее время – это уже не просто кружки и секции, где ребенок проводит свое свободное время, а серьезные организации, цель которых заключается в создании глубокой базы знаний и умении применять их на практике.

    В связи с этим автором были созданы дополнительные предпрофессиональные программы по видам музыкального искусства. Остановимся подробнее на одной из них.

    Программа учебного предмета «Сольфеджио»  разработана  на  основе  и  с  учетом  федеральных  государственных  требований  к  дополнительным  предпрофессиональным  общеобразовательным  программам  в  области  музыкального  искусства  «Фортепиано», «Духовые инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

    Цель программы:

    развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

    Задачи:

    •        формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

    •        формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

    •        формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

    Технология развивающего обучения

    Освоение   данной программы предполагает принцип развивающего обучения.

    Технология развивающего обучения позволяет:

    -эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроках.

    -способствует совершенствованию практических умений и навыков обучающихся.

    -позволяет индивидуализировать процесс обучения.

    -повышает интерес к урокам.

    -активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    -развивает творческий потенциал обучающихся.

    -осовременивают урок.

    Основные направления в методах развивающего обучения.

    Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:

    - логическое осмысление получаемого учебного материала. Эта группа методов  предполагает использование логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и умений. Здесь применимы метод наводящих вопросов(грамотно поставленные вопросы обеспечивают преднамеренное восприятие звуковой информации, которая формирует слуховые представления), метод сравнения и обобщения (помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления).

    -методы практических действий.  Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и музыкальным материалом. Здесь применима работа с различными карточками, решение задач, ребусов, кроссвордов.

    -методы развития творческих способностей. Направлены на формирование творческого отношения к музыкальной деятельности. Здесь применимы различные творческие задания – сочинение мелодии на ритмический рисунок, либо с использованием каких-либо элементов музыкального языка, подбор баса, аккомпанемента и др.[4,5]

    К примеру возьмем одну из важных тем из курса сольфеджио – «Аккорды».

    В первом классе эта тема проходит в качестве ознакомления. Обучающиеся знакомятся с двумя видами аккордов – большое мажорное трезвучие  Б53 и малое минорное трезвучие М53, с их звучанием. В первом классе важно, чтобы дети могли определять на слух, какое из трезвучий звучит, мажорное или минорное.

    Во втором классе к этой теме добавляется такое понятие, как обращение трезвучий в виде секстакорда и квартсекстаккорда, а также более углубленное изучение аккордов уже в ладу под названием «Главные трезвучия лада и их обращение». Во 2-ом классе закрепляются не только теоретические знания и слуховые навыки, но и практические навыки по данной теме.

    В третьем классе обучающиеся данные аккорды изучают уже в виде аккордовых цепочек, которые они широко применяют в практике. Это и исполнение на инструменте, и пение по вертикали и горизонтали, что способствует развитию музыкального слуха, а также умение исполнять  трехголосно с инструментом и группой.

    Класс

    Тема

    Методы

    Приемы

    Формы работы

    1

    Трезвучия: Б53

    М53

    Методы активизации логического мышления

    Методы практических действий.

    Методы развития творческих способностей.

    использование пособий «Музыкальное лото», дидактические карточки,  таблицы аккордов, принадлежности для дидактических игр);

    использование многочисленных дидактических игр

    1.Вокально-интонационные навыки, 2.Сольфеджирование нотных примеров, 3.Музыкальный диктант,

    4.Слуховой анализ, 5.Творческие навыки, 6.Теоретические сведения.

    2

    Трезвучия, обращение трезвучий. Главные трезвучия лада с обращениями: Б53,М53,Б6,Б64,М53

    М64

    Т53,Т6, Т64

    S53, S6,S64

    Д53,Д6,Д64

    Методы активизации логического мышления

    Методы практических действий.

    Методы развития творческих способностей.

    использование пособий дидактические карточки,  таблицы аккордов, принадлежности для дидактических игр;

    творческие задания – сочинение мелодии на ритмический рисунок, либо с использованием каких-либо элементов музыкального языка, подбор баса, аккомпанемента и др.

    1.Вокально-интонационные навыки, 2.Сольфеджирование нотных примеров, 3.Музыкальный диктант,

    4.Слуховой анализ, 5.Творческие навыки, 6.Теоретические сведения.

    3

    Вспомогательные, проходящие звуки и аккорды: Т53 S64 Т53 Д6 Т53

    Т6  S53 Т6 Д64 Т6

    Т64 S6 Т64 Д53 Т64

    Методы активизации логического мышления

    Методы практических действий.

    Методы развития творческих способностей.

    использование пособий дидактические карточки,  таблицы аккордов, принадлежности для дидактических игр;

    творческие задания – сочинение мелодии на ритмический рисунок, либо с использованием каких-либо элементов музыкального языка, подбор баса, аккомпанемента и др.

    1.Вокально-интонационные навыки, 2.Сольфеджирование нотных примеров, 3.Музыкальный диктант,

    4.Слуховой анализ, 5.Творческие навыки, 6.Теоретические сведения.

    Рассмотрим более подробно на одном из уроков.

    Контрольный урок по предмету «Сольфеджио» во втором классе.

    Тема: «Трезвучие и его обращения»

    Класс: 2 класс.

    Цель: определение уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся по теме «Трезвучие и его обращения»

    Задачи:

    Образовательные:

     - повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков;

     Развивающие:

     - Развитие музыкальных способностей – музыкального слуха, памяти, чувства ритма и т.д.

     -  Развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;

    Воспитательные

     - воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к музыке, предмету «Сольфеджио»

     - воспитание коммуникативных качеств – умения общаться и работать в коллективе

     - Создание на уроке ситуации успеха.

    Тип урока: контрольный. Урок включает в себя тест и практические задания.

    Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Технологии: технология развивающего обучения.

    Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.

    Оборудование: нотная литература, фортепиано, доска.

    Дидактические и наглядные пособия: карточки с заданиями и мелодиями.

    Ход урока:

    Вокально-интонационные навыки. Интонационная настройка, распевание в тональностях до 4-х знаков при ключе (дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках, развивают музыкальный слух).

    Тест (проверка усвоенных теоретических знаний музыкальной грамоты).

    Чтение с листа мелодий из учебника или по карточкам. Задание: найти в нотном тексте трезвучия главных ступеней лада и их обращений (эта форма основная, вырабатывает правильные певческие навыки, интонационную точность, сознательное отношение к тексту, развивает чувство лада).

    Слуховой анализ: определить аккордовые цепочки Т53 S64 Т53 Д6 Т53; Т6  S53 Т6 Д64 Т6 на слух, выложить карточками (дает возможность накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление, развивает гармонический слух)[8].

    Сыграть в разных тональностях эти аккордовые цепочки.(применение полученных знаний на практике).

    Музыкальный диктант: записать мелодию из 8 тактов с наличием ходов по пройденным аккордам (развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодиии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное).

    Творческое задание: подобрать к мелодии аккомпанемент из представленных аккордов (творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха – ладо-интонационный, гармонический, чувство метроритма, формы, музыкальную память, а также развивают вкус и наблюдательность).

    Практика доказывает, что благоприятным и вполне оправданным является  интенсивный курс обучения сольфеджио в младшем возрасте, когда дети за три первые года обучения осваивают обширный теоретический материал курса музыкальной школы. Чтобы интереснее было постигать материал, возникла необходимость в проведении интеллектуальной игры.

    Игра - это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально-дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус  к предметам музыкально-теоретического цикла в целом.  Игра побуждает ученика к самостоятельной   и добровольной работе. Во время игры никто не хочет быть хуже других.  Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное[6].

    Интеллектуальная игра призвана максимально раскрыть интеллектуально-творческий потенциал учащихся всех специальностей.

    Конкурсные задания рассчитаны на поиск нестандартных творческих решений, гибкое применение полученных знаний, умений и навыков.

    В интеллектуальной игре  участвовали обучающиеся 3 класса музыкального отделения. Всего в игре приняло участие 8 человек.  

    Учащиеся были поделены на 2 команды. Вся игра включала 7 заданий для каждой команды:

    -Задание 1.Теоретические сведения: преподаватель просит учащихся ответить на вопросы. Отвечает та команда, которая первая подняла свою визитку.(за каждый правильный ответ команда получает балл).

    -Задание 2. Слуховой анализ: Вниманию детей на экран выведены три варианта аккордовых цепочек. Учащиеся делятся на две команды. Для каждой из команд преподаватель исполняет одну из трех цепочек, команда угадывает и выкладывает цепочку из карточек на доске, прикрепляя магнитами.

    -Задание 3. Вокально-интонационные навыки: исполнение гаммы Ре мажор, исполнение в данной тональности всех трех цепочек. При этом, перед тем, как исполнить одну из цепочек, к инструменту приглашается один из учащихся по желанию, который исполняет цепочку на инструменте, а затем весь класс пропевает ее.

    -Задание 4.Сольфеджирование, чтение с листа. Проанализировать мелодию, найти в ней движение по звукам пройденных аккордов, исполнить ее командой.

    -Задание 5. Музыкальный диктант. Дописать  пропущенные такты в мелодии.

    -Задание 6. Творческое задание. Сочинить мелодию, используя движение по звукам пройденных аккордов.

    -Задание 7. Пройти тестирование[9].

    Победителям были вручены дипломы I и II степени. Та команда учащихся, которая заняла I место, будет оправлена на X Региональную олимпиаду по сольфеджио для учащихся детских музыкальных школ (школ искусств) северного региона Иркутской области, которая состоится в первой декаде апреля 2016 года в г. Братске. А осенью этого же года состоится областная олимпиада в г.Иркутске, куда рекомендовано поехать учащимся тем же составом.

    Заключение

             Сольфеджио на современном этапе – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество.  Оно  направлено,  прежде всего,  на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром[11].

             Разумеется,   в рамках   небольшого доклада  невозможно рассмотреть с желаемой подробностью поднятые вопросы.  Ведь вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения.

    Вместе с тем, я думаю, удалось показать новое представление о качестве технологии развивающего обучения и ее использовании на уроках сольфеджио, что способствует развитию творческого потенциала обучающихся в условиях реализации ФГТ.

    Список литературы

    1. Федеральный закон №145 – ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» от 31 мая 2011 года.
    2. Федеральный закон №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
    3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч. : монография : сборник материалов для детских школ искусств / Авт.-сост. А.О. Аракелова. – Москва : Минкультуры              России, 2012. - Ч.1. – 118 с.
    4. Чуранова Р.С. Развивающее обучение на пороге XXI века: столетие со дня рождения академика Л.В. Занкова // Начальная школа. – 2001. — № 5. – с.16-19.
    5. Выготский Л.С., Педагогическая психология, 2 изд., 1991, с. 480.
    6. Щербакова А.А., Барышева Т.А. Игровые технологии в эстетическом воспитании младших школьников. - Ростов на Дону, «Феникс»,. - 2004.
    7. Библиотека психолога. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка. Сборник статей. –  М, 2010.
    8. Белецкий С.  Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001.
    9. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: метод. пособие по сольфеджио и теории музыки. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
    10. http://nsportal.ru
    11. http://www.dmsh11ekb.ru
    12. http://gdmshkola.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

    Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

    Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

    В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

    Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

    Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

    Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин

    Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к с...

    Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

    Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

    Программа «Развитие творческих и лингвистических способностей обучающихся на уроках английского языка»

    Реализуемая цель:Обеспечить сопровождение индивидуального развития   студента  в  образовательном контексте урока английского языка, развить творческие и лингвистические  спос...