Рабочая программа «Развитие творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся на уроках и во внеурочное время»
рабочая программа (6, 7, 8 класс)

Надежда Александровна Ковалева

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса.  Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки...

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа №4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Рассмотрено

ЭМС

от  29.08.2017г

Протокол №1

Принято

Педагогическим советом

от 30.08.2017г

Протокол №1

Утверждено

Приказом по

МБОУЯСШ  №4

от  «31» 08.2017г

№143

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории и обществознанию

 предмет (курс)

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей, 

обучающихся на уроках и во внеурочное время»

6-8 классы

Ковалева Надежда Александровна, учитель высшей категории

Ф.И.О. учителя, категория

2017/2018  учебный год


 

Пояснительная записка

Возраст детей, на которых рассчитана программа-12-15 лет.

Срок реализации программы-3 года.

Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС-формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества школьников.

Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса.  Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.                                                                                       Способности - это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей, способствующих достижению успехов в той или иной сфере деятельности: творчество, учеба, спорт и т.д.

Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках,  как  единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.

 Одним из основных направлений общего образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» является, развитие системы поддержки талантливых детей

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска.                           Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.      

Цели и задачи программы

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха». 

 Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «История и обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся,                                                                                        создание системы деятельности учителя истории  по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Основные задачи:

  1. Понимание важности изучения истории, обществознания в современном мире                                                                    
  2. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории,
  3. развитие самостоятельности.
  4. Выявление и поддержка способных, интересующихся историей обучающихся;
  5. Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
  6. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей
  7. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  8. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по развитию творческих способностей по предмету «история и обществознание»:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии

учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,

наставничества.

Условия успешной работы по развитию творческих способностей обучающихся

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • учитель должен обладать определенными качествами:  должен быть увлечен своим делом,  быть профессионально-грамотным, проводником передовых педагогических технологий;
  • быть  воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • верить в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы,  готов нести ответственность за принимаемые решения,
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Формы работы с учащимися по развитию творческих способностей по истории и обществознанию:

Работа с обучающимися ведется мной по нескольким направлениям:

1. Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.  Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

 Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

   Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
    « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

    Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты исследований, проводимых классными руководителями.
  2. Выделение «способных» детей в каждом классном коллективе.
  3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
  4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.  Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов. Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
  5. Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории  и обществознании можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для детей,  более способных к творческой деятельности,  специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями и т.д.
  6. Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При этом  более способные заинтересованные дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
  7. Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории и обществознания предоставляет дифференциация домашнего задания:

    -
    прием «три уровня домашнего задания»:
    учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень -
    обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагается разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

    - прием «особое задание»:
    продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.
    - прием «энциклопедист»:
    предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок
    2. Метод проектов
  1.  Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.
  2. Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы.  Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается компьютерная презентация.

3. Внеклассная работа (предметные мероприятия, подготовка к государственной итоговой аттестации, предметным олимпиадам)
  Формы и методы внеурочной работы позволяют выявлять и развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, а также через систему воспитательной работы. Большая работа по развитию творческих способностей учащихся ведется во время проведения внеклассных мероприятий, особенно во время проведения интеллектуальных марафонов, предметных недель. Особого внимания заслуживают такие формы внеклассной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», предметные викторины. По мере возможности я провожу индивидуальные занятия с учащимися с высокой учебной мотивацией. Особое значение придаю подготовке к предметным олимпиадам.
Индивидуальные и коллективные занятия также я провожу с учащимися, сдающими государственный экзамен по истории и обществознанию в 9 классе, оказываю им консультативную помощь.

4. Применение инновационных технологий в преподавании истории и обществознании.

1. Информационно-коммуникационные технологии:
   Сегодня уже никого не надо убеждать в необходимости и целесообразности внедрения инфо-коммуникационных технологий во все сферы образовательного процесса.
     Информационные технологии позволяют по - новому использовать на уроках истории и обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
     Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учитель, учащиеся составляют презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории и обществознания. Программа дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.
     Презентация позволяет мне, как учителю истории, иллюстрировать свой рассказ. Очень занимательна форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации ученик должен провести огромную научно- исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Ранее бесцветные, порой неподкрепляемые даже иллюстрациями выступления, превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. На уроках истории используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов.
     Использование инфо-коммуникационных технологий на уроке истории позволяет: активизировать познавательную деятельность учащихся; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от истории.
   И как естественное следствие всех этих составляющих - имеет место повышение качества знания учащихся. С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на три группы:

  1. Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.
  2. Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

      3.   Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

      При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, различные иллюстрации. Вместе с аудиторией расшифровываем обозначения, решаем кроссворды, сравниваем документы; дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы учителя. Особенно удобно использовать компьютер для контроля знаний. Дети получают возможность занять место у машины, им предлагаются задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и так далее. Получается очень интересно, быстро, удобно. Учащиеся закрепляют знания, проверяют себя и при этом совершенствуют навыки работы на компьютере.
     В заключении отмечу, что использование в своей работе информационных технологий создает условия для активного участия обучающихся в учебном процессе, их познавательная деятельность активизируется. Такой тип обучения подготавливает учащихся к решению проблем повседневной и будущей жизни. Однако при этом нельзя забывать, что многообразие возможностей Интернет-ресурсов и электронных изданий в образовании это не панацея. Педагогам необходимо объективно смотреть на новые технологии, выявлять их позитивные и негативные стороны и использовать их потенциал с пользой для обучающихся.

  1. Проблемное обучение:
  1. Развивать творческие, аналитические и мыслительные способности школьников на уроках истории и обществознания мне помогает использование элементов проблемного обучения.

        В ходе реализации метода проблемного обучения ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

        В рамках данной методики мной организуются имитационные, операционные, деловые игры, такие как «Историческая типография», «Выборы в государственную Думу» и т.д.
        Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Научно-технический прогресс. Индустриальное общество»  детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где интереснее жить: в городе или в деревне?»  учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

     Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, должна быть уверена, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания.      Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Педагогические методики:

Метод проектов Л.С.Выготский, метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская                                                                                                                      Показатели результативности: способность к рефлексии  и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах.                                                                          

Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся:                                                                 наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов.                                                                                                                                          Диагностический инструментарий:

1.  Уровень усвоения большого объема информации

2. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)

3.  Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)

4.  Развитие элементов критического мышления

Диагностики:  

  1. Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения истории и обществознания.
  2. Методика диагностики коммуникативных навыков Дж.Морено
  3. Методика «Мой личностный рост С.С. Кункевича
  4. Социально-психологическая адаптация учащихся при переходе в среднее звено. Методика  Александровской Э.М.
  5. Методика Н.П. Капустиной  «Определение уровня воспитанности обучающихся»


Этапы реализации программы

2017/2018 учебный год – проектировочный

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися развитию творческих способностей  по истории и обществознанию.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
  • Выявление обучающихся ,способных к творческому развитию, разработка программы
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

2018/2019 учебный год – экспериментальный

Цель:

апробация системы работы с учащимися, способных к творческой, исследовательской, проектной деятельности

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся.
  • Разработка методических рекомендаций по работе с обучающимися, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
  • Адаптация учебных программ, элективных курсов.

2019/2020 г – переход в режим функционирования

Цель:  переход системы работы с обучающимися по развитию творческих способностей  по предмету «история, обществознание» в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагога в реализации программы.
  • Обобщение результатов работы по программе
  • Повышение квалификации педагога.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

по истории и обществознанию

Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.
  • Повышение степени самостоятельности учащихся.
  • Расширение познавательных возможностей учащихся.
  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Организация исследовательской работы учащихся

по истории и обществознанию

6 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Школьные олимпиады.

Районные олимпиады.

7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Районные олимпиады

8 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Формирование исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.

Элективный курс «Права человека– твои и мои права».

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы по развитию творческих способностей обучающихся
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней   школы.
  • Данная программа позволит сформировать систему работы и  развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся  с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.


Литература

1. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

2. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.

4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.

5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО.  2006.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика. 1971.

8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.

Интернет ресурсы

1. http://pedsovet.su/ 
2.
http://festival.1september.ru/ 
3.
http://it-n.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС

Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории».

В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их...

Статья по теме "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания"

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. В основных государственных документах об образовании делается ак...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...

Презентация Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий

Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий...

Программа по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках немецкого языка

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который воссоздаёт и воспроизводит условия для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и их обу...