Творческие формы работы на уроках музыкально-теоретических дисциплин
статья

Мартемьянова Ольга Николаевна

Данная статья кратко напоминает об основных формах творческой работы на музыкально-теоретических занятиях (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки,...). Все мы ими пользуемся, но, к сожалению, катастрофически не хватает времени уделять этому внимание на каждом уроке. Хотя детям, особенно младшего школьного возраста, импровизация  необходима для развития их общего кругозора, воображения, словарного запаса, зрительных, слуховых, двигательных ощущений ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_formy_raboty_na_uroka1.docx39.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческие формы работы на уроках

музыкально-теоретических дисциплин

        Ещё в прошлом веке исследователи, учёные, внёсшие большой вклад в развитие психологии и методики музыкального обучения и воспитания (Б. Асафьев, К. Орф, Л. Выготский, Б. Теплов, Е. Назайкинский) в своих работах поднимали проблему развития способностей учащихся.  К. Орф указывал на необходимость воспитывать в ребёнке творческое начало, творческое мышление, которое в дальнейшем проявится в любой сфере деятельности. Развитие творческих качеств детей средствами искусства стимулирует развитие математических способностей, улучшает способность работы в сфере точных наук. В современном музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей учащихся становится всё более актуальной. Воспитание способности к творчеству должно стать ведущей задачей современного образования.

В центре внимания педагога на протяжении музыкального обучения школьников находятся три основных вида детского музыкального творчества: слушательское, исполнительское и сочинение музыки. Если первым двум в наших школах уделяется достаточно внимания, то развитие способности учащихся к импровизации и сочинению – отстаёт, хотя для ученика «своя» мелодия кажется более интересной, чем предложенная учителем. По этому поводу можно упомянуть высказывание Б. Асафьева: «Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу, чем человек, только подражающий актам других».

Существует мнение, что музыкальное творчество – это что-то сложное, недоступное. В то же время никого не удивляют дети, раскрашивающие бумагу красками, вылепливающие из пластилина фигурки. Как только заходит речь о необходимости сочинить простенькую мелодию – возникают сомнения не только в «нужности» и полезности этой работы, но и в возможности её выполнения. На самом деле, никакими сверхъестественными способностями для этого обладать не нужно, а польза от этого вида деятельности – огромна. Во время творческих заданий учащиеся вовлечены в активный процесс получения знаний. Такие знания будут более прочными, чем простое объяснение материала. При этом развиваются самостоятельность мышления, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, грамотно применять весь комплекс полученных теоретических сведений. Творческие методы и приёмы помогают создать на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости, что способствует наиболее полному раскрытию индивидуальных возможностей учащихся, повышает интерес к предмету. При этом на уроках желательно больше внимания уделять таким формам работы, как: сочинение, импровизация, музицирование на инструментах, подбор аккомпанемента и второго голоса и т. д. Не секрет, что в младших классах учащиеся с большим интересом выполняют задания по импровизации (в игровой форме), особенно в коллективном музыкально-театральном действии (инсценировка детских песен – «Весёлые гуси», «Паровоз», …). В творческий процесс должны быть вовлечены все ученики без исключения, независимо от уровня способностей. Элементы творчества желательно включать в проведение урока как можно раньше. У шести-семи- летних детей богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности и поэтому они более свободно импровизируют, даже если их сочинение получается не совсем удачным.

Буквально на первых уроках первоклашки знакомятся с понятиями «регистр», «темп», «динамика», «штрихи». После небольшого предварительного этапа, включающего прослушивание произведений, даются соответствующие темы-образы для импровизации на фортепиано (животные, птицы, природа,…). При этом не требуется знаний нотной грамоты или владения техникой игры на инструменте. На одну тему импровизируют несколько учеников по очереди. После каждой импровизации детям доставляет удовольствие определение характера образа (робкий, сердитый), действие героя, его повадки… Совместно проводится анализ выразительных средств (например, учащиеся I класса охотно создают иллюстрации - характеристики героев сказки «Теремок»).

При изучении интервалики важно сосредоточить внимание учащихся на акустической окраске каждого интервала. В подготовительный этап к импровизации включаются:

-демонстрация звучания интервала в разных регистрах, темпах, с разными штрихами и динамическими оттенками, в гармоническом, мелодическом изложении, в восходящем и нисходящем движении.

-показ примеров из классической музыкальной литературы (в качестве домашнего задания можно предложить найти пример интервала в произведении по специальности, хору, оркестру,…)

Уже начальный этап освоения лада, построенный на сочетании отдельных ступеней, постепенно соединяющихся в определённые обороты, приводит к возможности сочинять и импровизировать мелодии на ограниченном количестве ступеней. В этом важную роль играют наглядные пособия («Лесенка», «Пуговицы») – они организуют восприятие, активизируют процесс запоминания. В этом случае восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение. При сочинении мелодии на двух-трёх  ступенях на небольшой текст дети учатся понимать выразительное значение движения мелодии и характер ритма.

Импровизации систематически должны включаться в работу на различных этапах обучения, и могут быть певческими, ритмическими, двигательными, образными, сюжетными, свободными,… В импровизации, сочинении учитель получает возможность контролировать процесс усвоения теоретических сведений, следить за развитием ученика. Импровизация позволяет пользоваться полученными навыками и знаниями, закрепляя их. Дети при этом самостоятельно находят новое выражение своих знаний.

Главная цель творческих заданий – не научить «хорошо» сочинять музыку, а пробудить интерес к изучению музыки, музыкальной теории, литературе и сформировать устойчивую потребность в развитии своих музыкальных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование творческих форм работы на уроках математики для развития познавательного интереса школьников

В работе рассказывается как на уроках математики развить познавательный интерес учащихся к предмету...

Отчёт по теме самообразования "Активные формы работы на уроках английского языка и во внеурочное время в процессе обучения и развития творческого потенциала и самостоятельности учащихся"

По данной теме работаю уже третий год. Накоплено много интересных и занимательных находок. Работа опубликована в ежегодном школьном методическом сборнике за 2012 - 2013 учебный год....

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Методическая работа «Межпредметная связь музыкально-теоретических дисциплин и инструментального музицирования»

Важным педагогическим условием развития творческих способностей является использование межпредметных связей и проблемно-поисковых ситуаций на занятиях, которые должны представлять собой не просто обуч...

Современные образовательные технологии на уроках музыкально - теоретических дисциплин

Данный материал знакомит с малой частью современных образовательных технологий, которые преподаватель использует на уроках музыкально - теоретических дисциплин. Каждый учитель, педагог использует масс...