Условия для развития творческих способностей детей на занятиях ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. В природных материалах мы видим красоту и согласованность форм, гормонию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия для развития творческих способностей на занятиях изобразительным искусством.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Развивать творческую активность необходимо как можно раньше. И в этом деле огромную роль играют занятия изобразительным искусством.

Рисование популярно среди детей. Посещая наше творческое объединение, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по его рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.

В каждом задании на занятиях детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.    

В выполнении заданий учащиеся используют различные нетрадиционные технологии изображения, например, рисование пальцем, палочкой, ладошкой, кистью, пером;  используют монотипию, кляксографию, штампы, рисование по смятой бумаге, по сырой бумаге; совмещают различные художественные материалы и т.д.

Кроме рисования на занятиях в нашем творческом объединении мы занимаемся лепкой, аппликацией и бумагопластикой, работаем с природным материалом.

Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Эти занятия развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Занимаясь бумагопластикой и аппликацией, дети учатся вырезать из бума-ги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Работа с бумагой - это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Изготовление изделий из бумаги способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер у ребенка, способствует эстетическому развитию детей, приобретение ими умений грамотно подбирать сочетания цветов бумаги, форм и размеров комплектующих изделий деталей.

Окружающая нас природа радует обилием форм и цвета. Природа богата материалом, который дети могут использовать в своей работе. Ценность таких работ состоит в том, что ребенок черпает вдохновение непосредственно из природы и создает неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой. В природных материалах ребята видят красоту и согласованность форм, гармонию, кроме того, они узнают характерные особенности материалов: запах, цвет, форму, строение.

Прекрасным средством для развития творческого воображения являются проведение занятий изобразительного искусства на природе. В ходе подготовки к занятию настраиваю детей на восприятие красоты природы. Предлагаю им обратить внимание на красоту травинок и цветов, сияние паутинок, на красоту коры деревьев, крыльев бабочек и жучков. На этих занятиях развивается не только внимание, но и ассоциативное мышление, речь. Использую метод сравнения, задаю вопросы (с чем можно сравнить.., на что похож..). У ребят развиваются умения всматриваться, наблюдать и анализировать.

Для развития познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблемы мы стали заниматься с детьми проектной деятельностью.

Ребенок создает свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, педагогам, родителям. Он видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. У него появляется чувство гордости за созданное им. Кроме того, работа над проектом предполагает помощь родителей, что позволяет активнее включать их в учебный процесс.

Проектные формы работы способствуют формированию коммуникатив-ных навыков и навыков коллективной работы, усвоению социальных знаний и культурных норм, грамотному и выразительному выполнению работ. А так же позволяют получать удовольствие от результата своей деятельности.

 Для развития творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства используются следующие методы обучения:

1. Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

2. Метод привлечения жизненного опыта детей. В решении различных творческих проблем жизненный опыт детей играет важную роль.

3. Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

4. Метод свободы в системе ограничений. Постоянно тренирую творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, приучаю четко выполнять ограничения.

5. Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова  активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

6. Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения той же задачи.

7. Метод коллективных и групповых работ. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива дает очень интересные творческие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Подробные методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на занятиях в радиотехническом объединении....

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственно...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"

Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....

Создание условий для развития творческих способностей детей

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство дл...