«Развитие творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством в дополнительном образовании» автор Матюхина Е.Г.
статья на тему

Матюхина Елена Геннадиевна

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственного педагогического опыта работы с детьми в ИЗО-студии Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных.Изобразительное искусство - важный компонент эмоциональной, коммуникативной и познавательной сфер деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет практические возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности, способствует формированию эстетического вкуса.

Программа нашей изостудии направлена на раскрытие творческого потенциала и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладных видов деятельности с использованием различных художественных и природных материалов.

Рассмотрим, какие условия должны выполняться для успешного развития ребенка в студии.

  1. Благоприятная психологическая обстановка для занятий ребенка, в которой всегда находятся слова поддержки для новых творческих начинаний.

  2. Для учащихся создана определенная программа, но она не является незыблемой константой и может корректироваться в зависимости от особенностей данного конкретного ребенка, ситуации.

  3. Занятия проходят в обстановке сотрудничества (сотворчества) педагога и ученика, «живого» общения, поощрения инициативы, уважения собственных идей и стремления к нестандартному мышлению.

  4. Широкий диапазон творческих задач, решение которых приносит радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

  5. Задачи используются в порядке возрастания сложности: постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.

  6. При решении задачи ребенку помогает педагог, активно включая при этом его слух, зрение, осязание, использует на занятиях музыку, стихи, рассказы, репродукции, реквизитные материалы.

Программа построена так, чтобы дать обучающимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Изобразительное искусство дает опыт проникновения в суть вещей. Одно дело просто смотреть на окружающие предметы, другое — с карандашом или кистью в руках, анализируя их формы и составляющие, выявляя закономерности.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.Как выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности, предлагаю проиллюстрировать на примере одной из тем нашей программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.odt37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Данная работа является результатом посещения курса «Развитие творческих способностей детей», обобщения полученных знаний, изучения и систематизации литературы по данной теме и использования собственного педагогического опыта работы с детьми в ИЗО-студии Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных.

Развитие творческих способностей учащихся является одной из приоритетных задач современного образования. Традиционно система образования дает учащимся некоторую сумму знаний, но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться, одним из условий овладения такой стратегии является развитие творческих способностей. Эти слова принадлежат психологу, изучавшему психологию творчества и творческие способности, А. Н. Луку. Развитие творческого потенциала детей, требует бережного, вдумчивого отношения, поэтому при работе с детьми, особенно младшего школьного возраста, следует учитывать особенности их высшей нервной деятельности и создавать комфортные условия жизни, обучения, воспитания, творчества.

В педагогике способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Психология утверждает, что способности – индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Различают общие и специальные способности. Общие способности — это свойства ума, которые лежат  в основе разнообразных специальных способностей, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются (технические, художественные, музыкальные спосбности и т.д.). В психологических исследованиях выявлены компоненты, составляющие структуру специальных способностей. Например, в математических различают способность к формализованному восприятию математического материала и математическому обобщению, рациональному решению задач, к «свёртыванию» рассуждения и др. Подобным образом выявлены и исследованы основные компоненты музыкальных, литературных, изобразительных и других способностей, что позволило сформулировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей учащихся.  Специальные способности развиваются в дошкольном детстве. В первую, очередь это имеет отношение к художественным способностям, интенсивно стартующим в своем развитии от 2 до 5 лет.  К ним относятся: изобразительные, декоративно-прикладные, музыкальные, музыкально-двигательные, театрально-речевые. К концу дошкольного детства развиваются литературные способности. Сензитивным периодом для развития лингвистических способностей принято считать возраст от 3 до 5 лет, математических – 5-6 лет. Значимым индикатором развития специальных способностей является интерес ребенка. Интересы, склонности проявляются в раннем возрасте и на первом этапе опережают развитие способностей, в дальнейшем развитие способностей и успехи поддерживают интерес и склонность к той или иной деятельности. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Поэтому развитие специальных способностей жестко связано с развитием этих составляющих, причем для каждой способности «вес» этих составляющих в процессе ее становления будет разным. К примеру, на начальном этапе развития художественных способностей большее значение имеет эмоциональная отзывчивость и восприимчивость, а для математических способностей ключевым моментом на протяжении всего периода их развития будет уровень развития познавательных процессов.

Известны две крайние точки зрения по вопросу  изучения проблемы природы и  происхождения способностей. Одна из них (ведущая традицию от воззрений Р. Декарта и Г. В. Лейбница) характеризует способности как врождённые образования, которые даются человеку в готовом виде. Другая (следуя традиции Дж. Локка) исходит из тезиса о полной зависимости способностей человека от внешних условий его жизни и утверждает, что, организуя соответствующим образом деятельность человека, можно добиться сколь угодно высокого уровня развития любых способностей. Однако, признавая решающую роль деятельности и воспитания в развитии способностей, неправомерно недооценивать их природной основы: эффективным может быть лишь то воспитание, которое учитывает своеобразие природных особенностей человека и его одарённость. Высокая степень одарённости, является предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называемой  талантом. Гениальность — высшая степень одарённости; она проявляется в творчестве, имеющем историческое значение для общества.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем не проявляется. Только благодаря определенным условиям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности как музыка, техническое и художественное творчество, развиваются творческие способности.

Cледует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны – способности зависят от знаний, умений, навыков с другой – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. Знания, умения и навыки также зависят от способностей – способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками.

Таким образом, все определения сводятся к тому, что способности – это индивидуальные особенности человека: врождённые (природные), которые можно развить и даже сформировать в процессе жизни (обучая и воспитывая ребёнка), которые проявляются в какой-либо деятельности, и которые связаны или зависят от условий жизни данного индивида. Способности нужны для выполнения определённого рода деятельности (конструкторской, художественной), а не там, где результат можно получить, сформировав определённый навык. В философии способности определены как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности, являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

Творчество – более широкое понятие, чем способности, предполагающее созидание чего-то нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Творчество выступает как положительная созидательная активность, культивируемая обществом во имя утверждения общечеловеческих ценностей, взращивания человеческого в человеке, роста и сбережения культуры. Критериями творческого процесса и его результата являются: 1) принципиальная новизна (с позиций культуры), 2) социальная значимость оцениваемая как благо для человечества, 3) совершенство исполнения. Критерии творчества носят относительный характер, зависят от конкретной исторической ситуации. Объявляя критерием творчества только новизну, отказывая ему в нравственном и эстетическом измерениях, можно оправдать и реабилитировать “гениев злодейства”. Философия творчества не может сводить критерии творчества к морально нейтральной, безразличной к человеческим чаяниям новизне, изъятой из ценностного и нравственного контекста.

Таким образом, творчество  — это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность, в которой полнее всего представлены продуктивные компоненты, присущие человеческому труду; эта деятельность направлена на порождение принципиально, качественно новых, нравственно оправданных и эстетически совершенных культурных ценностей. Творчество — процесс, благодаря которому происходит восхождение человека к высшим ступеням духовности, нравственности и свободы, развитие личности и культуры. Движущими силами творчества являются активность субъекта, преодолевающая предустановленные границы деятельности, и эвристическое стимулирование творческого процесса. Близким понятию «творчество» является понятие «креативность» – способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Условием для возникновения творчества Л. С. Выготский называет неприспособленность к окружающему миру. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никаких оснований для творчества.

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, не могло бы творить. Ребенок всегда неприспособлен, позже, набрав определённый жизненный багаж, человек может идти далее проторенным путем, принимая стандартные решения, отказавшись от какого-либо побуждения к творческой деятельности. Одним из условий творчества Л. С. Выготский называет воображение. В. В. Давыдов творческим называет такой процесс, когда дети уже умеют находить нестандартные и оригинальные решения задач в художественной, познавательной и нравственной сферах .

Итак, к творчеству мы отнесём созидательный процесс по созданию чего-либо нового в любой отрасли деятельности: художественной, познавательной, нравственной. Для ребенка творчеством будет процесс по созданию индивидуально-субъективного нового в освоении окружающего мира.

Рассмотрим понятие «творческие способности». Существует несколько подходов к данному понятию:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

2. Творческие способности являются самостоятельным фактором, независимо от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я. А. Пономарев).

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др.).

А. Н. Лук писал, что «творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, добиться творческих достижений, необходим «двигатель» или «природный ремень», который запустил бы в работу механизм мышления» . В структуре любых, в том числе итворческих способностей, выделяют мировоззренческие компоненты: они определяют позиции личности в процессе деятельности и в оценке её результатов, характеризуют ценностные ориентации, установки, отношения личности к соответствующему виду деятельности.

Исследователи давно обратили внимание на то, что одним людям в большей степени присуща логика рассуждений в принятии решений, а другим – исключительная способность к фантазии и воображению.

Мотивационно-творческую активность и направленность личности В. И. Андреев характеризует следующим образом: а) любознательность, творческий интерес характеризуют устойчивую потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности. Проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое и анализируемое, а также в постановке вопросов; б) чувство увлеченности, эмоциональный подъем, радость открытия, изобретения характеризуют наиболее типичные состояния личности в учебно-творческой деятельности; стремление к творческим достижениям проявляется в желании и стремлении личности наилучшим образом выполнить задачу в каждой новой ситуации достигнуть новых высот новых успехов; в) стремление к лидерству; г) стремление к получению высокой оценки, критериями оценки является то, насколько личность переживает неудачу, как реагирует на поощрение похвалу, оценку своих достижений; д) чувство долга, ответственности при выполнении творческих заданий; личностная значимость творческой деятельности в системе ценностных ориентаций личности; е) стремление к самообразованию, самовоспитанию творческих способностей.

В. И. Андреев исследует каждый компонент творческих способностей личности, воздействуя на которые определенным образом можно развивать способности, заложенные в каждом ребенке .

Творческие способности проявляются и развиваются в первую очередь в семье, когда прививается устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуется навык воплощать в игре определенные переживания, к созданию новых образов, к мышлению.

Таким образом, под творческими способностями мы понимаем способности к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, т.е. способности к познавательной самодеятельности.

Изобразительное искусство - важный компонент эмоциональной, коммуникативной и познавательной сфер деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет практические возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности, способствует формированию эстетического вкуса.

Программа нашей изостудии направлена на раскрытие творческого потенциала и творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладных видов деятельности с использованием различных художественных и природных материалов.

Рассмотрим, какие условия должны выполняться для успешного развития ребенка в студии.

  1. Благоприятная психологическая обстановка для занятий ребенка, в которой всегда находятся слова поддержки для новых творческих начинаний.
  2. Для учащихся создана определенная программа, но она не является незыблемой константой и может корректироваться в зависимости от особенностей данного конкретного ребенка, ситуации.
  3. Занятия проходят в обстановке сотрудничества (сотворчества) педагога и ученика, «живого» общения, поощрения инициативы, уважения собственных идей и стремления к нестандартному мышлению.
  4. Широкий диапазон творческих задач, решение которых приносит радость преодоления, радость открытия, радость творчества.
  5. Задачи используются в порядке возрастания сложности: постепенное возрастание трудности задач позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно.
  6. При решении задачи ребенку помогает педагог, активно включая при этом его слух, зрение, осязание, использует на занятиях музыку, стихи, рассказы, репродукции, реквизитные материалы.

Программа построена так, чтобы дать обучающимся представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности (наблюдение и изучение окружающей реальности). Изобразительное искусство дает опыт проникновения в суть вещей. Одно дело просто смотреть на окружающие предметы, другое — с карандашом или кистью в руках, анализируя их формы и составляющие, выявляя закономерности.

При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

        Как выявить и развить их в доступной и интересной детям деятельности, предлагаю проиллюстрировать на примере одной из тем нашей программы. Композиционное задание «Дерево» — это одно из любимейших заданий, работая над которыми можно обо многом задуматься, многое понять и многому научиться. Неспроста существуют такие понятия, как «Дерево жизни», «Древо познания», «Генеалогическое дерево». Это результат взаимодействия всех природных стихий (воды, земли, солнечного тепла, воздуха) и символическое сочетание прошлого (корни), настоящего (ствол), будущего (ветви). Тут много можно говорить и о конструкции, форме, цвете, фактуре и т. д. Рисуя дерево, невозможно обозначить ствол, перечислить сучья, подрисовать землю, подкрасить небо — это будет схема, раскраска, лишенная жизненной силы.
 Работа над этой темой может состоять из нескольких последовательных этапов.

 Первое занятие — в качестве теста. По этим рисункам можно сделать выводы о психологических особенностях ребенка и о его профессиональных навыках. Психологические особенности — это насколько скован ребенок, комфортно ли ему в студии, как он воспринимает, слушает, концентрируется на задании, отвечает на поставленную задачу, активен творчески или пассивен и т .д. Профессиональные понятия и умения ребенка неразрывно связаны с психологическими особенностями — чувствует ли лист, скован штампами или свободен в своих творческих излияниях, чувствует ли форму, движение, умеет ли работать кистью, смешивает ли краски и т.д. Дети работают самостоятельно, и педагог имеет возможность получить много важной информации для дальнейшей индивидуальной работы с каждым ребенком.

Следующее занятие лучше всего провести на пленэре. Природа, натура, возможность все рассмотреть, потрогать, понюхать — это первый шаг к способности видеть. Когда не мимоходом ребенок с родителем отмечают: «О! Какое большое дерево!» или «Ух! Каштан зацвел!», а когда специально мы выходим в парк смотреть деревья, да и еще их зарисовывать с натуры. Больше времени мы говорим и смотрим, смотрим и говорим; это занятие открытий. Оказывается, дерево — как дорога от «земли» до «неба», и дорога эта подчас трудная, бывают сильные холода, засухи, ветра и прочие невзгоды — и это отражается на конструкции дерева, его форме, фактуре, мощности его корней и ветвей. А поводов поговорить о многообразии цвета, его относительности и особенностях столько, что стереотипы «коричневого» ствола начинают давать заметную трещину.

Для закрепления увиденного и развития колористического видения, а также приобретения технических навыков в работе кистью на следующем занятии дается задание «палитра» (это могут быть «времена года» или «палитра настроений»). Это задание выполняется красками. Перед ребенком ставится задача: на небольших листах бумаги передать лишь с помощью цвета (без изображения каких-либо предметов) ощущение осени, зимы, лета, весны в «палитре времена года» или грусть, веселье, одиночество и т.д. в «палитре настроений». Важно, чтобы ребенок почувствовал «психологичность» цвета, его значимость и различные способы нанесения на бумагу при передаче того или иного состояния. Важно также не навязывать стереотипов в понимании, какую информацию несет тот или иной цвет (синий — «грустный», оранжевые — «веселый» и пр.) — это индивидуальные ощущения.

Следующим этапом в работе над данной темой могут быть аппликация или монотипия. Работа в новой технике всегда дает новый импульс и расширяет творческие и технические возможности. Дети могут подвигать куски бумаги, работая над аппликацией, и это создает оптимальные условия для разговора о законах композиции, способах достижения наибольшего динамизма или статичности, напряженности гармонии в листе. Работа над монотипным пятном доставляет огромное удовольствие детям. Это необычайно творческий процесс, который активизирует потенциальные возможности ребенка, развивает фантазию ребенка, образное восприятие.

Заключительный этап — создание композиции на тему «Сказочное дерево», «Дерево на ветру», «Мое дерево», «Зимнее дерево»  и т.п. Это живописная работа, которая начинается с эскиза, с придумывания истории об изображаемых предметах. Работа над этой композицией — результат всех открытий, знаний, полученных в работе над предыдущими заданиями. Прочувствовав, как воздух и солнечный свет обволакивают сучья, как крепко вцепились корни в землю, чтобы удержать дерево при сильном порыве ветра, напитать жизненными силами, автор передает образ данного дерева — могучего и раскидистого, если ему просторно, крючковатого и извилистого, если оно растет на камнях или ему приходится пробиваться к свету среди многочисленных собратьев. Таким образом, автор думает, как передать образно смысл среды, в которой живет предмет.

Развитие композиционного мышления формирует видение. А способность видеть, воспринимать взаимосвязанность и гармоничность окружающего, развивает способность оценить главное. Умение видеть одухотворяет гуляние по лесу и прогулки по Эрмитажу, насыщая пытливые умы новыми образами и накапливая жизненный опыт, который затем воплощается необязательно в изобразительном творчестве, но и в музыкальном, и в поэтическом, и в прозе, в любой сфере деятельности, которую выберет ребенок в будущем.

В заключении хотелось бы подчеркнуть и выделить основные выводы.

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

Творческие способности могут проявляться в различных видах деятельности. Развивать творческие возможности можно и необходимо: «Ребенок — это не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который  нужно разжечь».

Учреждения дополнительного образования обладают уникальными возможностями для раскрытия и реализации творческого потенциала учащихся.  

Развитии творческих способностей детей предполагает не просто усвоение информации, но и проявление интеллектуальной инициативы, создание чего-то нового.

Возрастное развитие познавательных потребностей неразрывно связаны с развитием способностей. Развитие способностей получает сильнейшие импульсы на фоне ярко выраженных положительных эмоций - чувства удовлетворения, приподнятости, интеллектуального восторга. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активирующие творческую продуктивность.

Творчество - это воплощение индивидуальности, форма самореализации личности; возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. В процессе обучения учащийся получает начальные, профессиональные знания, умения и навыки в области изобразительного искусства. Независимо от того, станет ли он профессиональным художником или нет, изобразительная деятельность будет важной и необходимой частью его жизни. А развитие творческих способностей ведет к  творческому подходу в решении определенных жизненных задач. И это поможет стать ему интересной личностью, а также и человеком, который будет способен преодолевать возникшие на его пути трудности.

Развитие творческих способностей детей принципиально не может завершиться на каком-то рубеже, который можно считать пределом желаний и устремлений творческой личности, и каждого, кто возьмётся за решение практических проблем обучения творчеству, ждут новые проблемы, а потому и радостные открытия.

Библиография:

  1.  Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996.
  2.  Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. Μ., 1916 .
  3.  Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973.
  4.  Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997.
  5.  Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924.
  6.  Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986.
  7.  Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 2-е изд.
  8.  Крутецкий, В. А. Психология : Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980.
  9.  Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994.
  10.  Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008.
  11.  Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2003.
  12.  Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001.
  13.  Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Харвест; Минск, 1998.
  14.  Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. – 2004. – № 2.
  15.  Яценко Л.В. Способы управления творческим процессом.— В кн.: Природа научного открытия. М., 1986; Техническое творчество на исходе XХ столетия. София, 1989; Творчество и свобода. Воронеж, 1994.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»

КУРСОВАЯ РАБОТА «Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства»...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

статья: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства».

В условиях обновления содержания школьного образования: использование школьными образовательными учреждениями различных программ образования; воспитание и развитие школьников необходимо уделять серьёз...

Статья на тему: "Занятия изобразительным искусством в дополнительном образовании детей"

В процессе занятий изобразительным творчеством обучающиеся постоянно узнают новое о природе, окружающем мире, культуре, искусстве. Они расширяют свой кругозор. Занятия изобразительным искусством спосо...

Презентация к МО "Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства."

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительного искусства и декоративно – прикладного искусства....