Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
материал на тему
Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
murzinova_g.yu_.tezisy_na_konferentsiyu._innovatsionnyy_potentsial.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества пос. Дербышки»
Советского района города Казани
Отдел социальной и педагогической реабилитации
детей с ограниченными возможностями
Мурзинова Г.Ю.
Реализация комплексного подхода
в создании социально-педагогических условий
для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями
в учреждении дополнительного образования
В последние годы постоянно увеличивается процент детей, имеющих нарушения физического, интеллектуального и психического развития. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями – сложная социально-педагогическая проблема. Решение её способствует подготовке таких детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с возможностями их здоровья), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Поэтому применение разнообразных социально – педагогических реабилитационных форм деятельности становится необходимым не только в специальном, но и в дополнительном образовании.
Развитие у детей творческих способностей, создание условий для их реализовать - одно из основных направлений деятельности учреждения дополнительного образования. Особую актуальность реализация этого направления деятельности имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку такой ребенок в творческой деятельности имеет больше возможностей реализовать себя.
Современная система образования требует высокой результативности и эффективности педагогического процесса. Результативность в дополнительном образовании часто подразумевает выступлениями детей в творческих конкурсах, участие в выставках. Ребенок с ограниченными возможностями не всегда может соперничать с обычными детьми в процессе проведения таких творческих мероприятий, однако в признании своих творческих достижений нуждается не меньше обычного ребенка.
Учитывая перечисленные выше аспекты необходима выработка комплексного, многоуровневого подхода в работе по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями.
На реализацию такого подхода направлена программа «Полотно моей мечты», разработанная в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями Центра детского творчества поселка Дербышки Советского района. Эта программа предполагает:
-создание условий социальной и творческой самореализации максимального количества детей с ограниченными возможностями;
-обеспечение целостного процесса психического, интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
-укрепление психического здоровья детей;
-взаимодействие педагогов отдела с семьями детей;
-привлечение к проблемам детей с ограниченными возможностями внимания общественности и лиц, ответственных за развитие и условия жизни воспитанников отдела.
Таким образом, цель программы – создание средствами дополнительного образования условий для комплексного подхода в развитии и реализации творческих способностей детей с ограниченными возможностями.
На реализацию программы направлено выполнение следующего комплекса практических дел:
- Создание настенного панно достаточно больших размеров (или несколько логически связанных панно) состоящее из отдельных творческих произведений детей с ограниченными возможностями изобразительного, прикладного и литературного характера.
- Демонстрация спектакля «Страна мечты»/ условное название/.
- Презентация и демонстрация первоначальных образцов панно и миниатюр из спектакля на празднике, посвященном Дню рождения «Родника».
- Демонстрация готового варианта панно «Полотно моей мечты» на выставках творчества в клубе «Родник», ЦДТ пос. Дербышки районного, городского и республиканского уровней.
- Демонстрация панно с сопровождающим текстом об авторах работ (без указания фамилий детей) и целях создания панно в администрации пос. Дербышки, района, РОНО и помещениях других социальных и общественных организациях.
- Проведение тематических родительских собраний детей с ограниченными возможностями пос. Дербышки с приглашением лиц ответственных за здоровье, развитие и условий жизни детей с ограниченными возможностями.
- Семинар - практикум городского уровня на тему «Комплексные формы творческой работы по развитию способностей к творчеству и воспитанию нравственных качеств личности ребенка с ограниченными возможностями».
- Методические рекомендации по подготовке и организации мероприятия «Полотно моей мечты».
- Проведение Итогового благотворительного фестиваля «РАСТЕМ, МЕЧТАЕМ И ЖИВЕМ».
Работа по реализации программы осуществляется педагогическим составом отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями по указанным направлениям:
- Организация и координация проведения мероприятия.
- Составление плана деятельности по программе.
- Руководство и контроль выполнения программы.
- Привлечение спонсорской помощи.
- Психологическое обеспечение.
- Создание адекватного эмоционального настроя у детей и их родителей.
- Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями.
- Составление «Карты творческих возможностей и интересов детей».
- Проведение психологических консультаций для детей и родителей.
- Самореализация творческих способностей.
- Работа по подготовке элементов и окончательного варианта панно.
- Деятельность по созданию идеи, сценария, спектакля.
- Работа с родителями детей.
- Проведение консультационных бесед с родителями.
- Организация родительских собраний.
5. Методическая работа.
- Методическое обеспечение программы.
- Выпуск методического пособия по организации и проведению мероприятий программы.
- Подготовка и проведение семинара.
Социальный эффект программы:
- Привлечение внимания общественности к проблемам воспитания и развития детей с ограниченными возможностями.
- Активизация и оптимизация деятельности учебно-воспитательного процесса отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научная статья "Социально-педагогическая адаптация детей группы риска в учреждении дополнительного образования".
Статья полезна социальным педагогам и классным руководителям....
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....
Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования
В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....
Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»
Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...
Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...
Внешняя рецензия на методическое пособие "Практикоориентированные подходы к личностному и профессиональному самоопределению детей и подростков в системе дополнительного образования
Внешня рецензия на методическое пособие по личностному и профессоинальному самоопределению детей и подростков...
- Мне нравится (2)