Главные вкладки

    Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
    материал на тему

    Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

    «Центр детского творчества  пос. Дербышки»

    Советского района города Казани

    Отдел социальной и педагогической реабилитации

    детей с ограниченными возможностями

    Мурзинова Г.Ю.

    Реализация комплексного подхода

    в создании  социально-педагогических  условий

    для развития  творческих  способностей детей с ограниченными  возможностями

    в учреждении дополнительного образования

    В последние годы постоянно увеличивается процент детей, имеющих нарушения физического, интеллектуального и психического развития. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями – сложная социально-педагогическая проблема. Решение её способствует подготовке таких детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с возможностями их здоровья), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Поэтому применение разнообразных социально – педагогических реабилитационных форм деятельности становится необходимым не только в специальном, но и в дополнительном образовании.

    Развитие у детей творческих способностей, создание условий для их реализовать - одно из основных направлений деятельности учреждения дополнительного образования. Особую актуальность реализация этого направления  деятельности имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку такой ребенок в творческой деятельности имеет больше возможностей реализовать себя.

    Современная система образования требует высокой результативности и эффективности педагогического процесса. Результативность в дополнительном образовании часто подразумевает выступлениями детей в творческих конкурсах, участие в выставках. Ребенок с ограниченными возможностями не всегда может соперничать с обычными детьми в процессе проведения таких творческих мероприятий, однако в признании своих творческих достижений нуждается не меньше обычного ребенка.

    Учитывая перечисленные выше аспекты необходима выработка комплексного, многоуровневого подхода в работе по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями.

              На реализацию такого подхода  направлена программа «Полотно моей мечты», разработанная в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями Центра детского творчества поселка Дербышки Советского района. Эта программа предполагает:

         -создание условий  социальной и творческой самореализации максимального количества детей с ограниченными возможностями;

          -обеспечение целостного процесса психического, интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

          -укрепление психического здоровья детей;

          -взаимодействие педагогов отдела с семьями детей;

          -привлечение к проблемам детей с ограниченными возможностями внимания общественности и лиц, ответственных за развитие и условия жизни воспитанников отдела.    

    Таким образом, цель программы – создание средствами дополнительного образования условий для комплексного подхода в развитии и реализации  творческих способностей детей с ограниченными возможностями.

    На реализацию программы направлено выполнение следующего комплекса практических дел:

    1. Создание настенного панно достаточно больших размеров (или несколько логически связанных панно) состоящее из отдельных творческих произведений детей с ограниченными возможностями изобразительного, прикладного и литературного характера.
    2. Демонстрация спектакля  «Страна мечты»/ условное название/.
    3. Презентация  и демонстрация первоначальных образцов панно и миниатюр из спектакля на празднике, посвященном Дню рождения «Родника».
    4. Демонстрация готового варианта панно «Полотно моей мечты» на выставках творчества в клубе «Родник», ЦДТ пос. Дербышки районного, городского и республиканского уровней.
    5. Демонстрация панно с сопровождающим текстом об авторах работ (без указания фамилий детей) и целях создания панно в администрации пос. Дербышки, района,  РОНО и помещениях других социальных и общественных организациях.
    6. Проведение тематических родительских собраний детей с ограниченными возможностями пос. Дербышки с приглашением лиц ответственных за здоровье, развитие и условий жизни детей с ограниченными возможностями.
    7. Семинар - практикум городского уровня на тему «Комплексные формы творческой работы по развитию способностей к творчеству и воспитанию нравственных качеств личности ребенка с ограниченными возможностями».
    8. Методические рекомендации по подготовке и организации мероприятия «Полотно моей мечты».
    9. Проведение Итогового благотворительного фестиваля «РАСТЕМ, МЕЧТАЕМ И ЖИВЕМ».

    Работа по реализации программы осуществляется педагогическим составом отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями по указанным направлениям:

    1. Организация  и координация  проведения мероприятия.
    • Составление плана деятельности по программе.
    • Руководство и контроль выполнения программы.
    • Привлечение спонсорской помощи.
    1. Психологическое обеспечение.
    • Создание адекватного эмоционального настроя у детей и их родителей.
    • Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями.
    • Составление «Карты творческих возможностей и интересов детей».
    • Проведение психологических консультаций для детей и родителей.
    1. Самореализация творческих способностей.
    • Работа по подготовке элементов и окончательного варианта панно.
    • Деятельность по созданию идеи, сценария, спектакля.
    1. Работа с родителями детей.
    • Проведение консультационных бесед с родителями.
    • Организация родительских собраний.

    5.  Методическая работа.

    • Методическое обеспечение программы.
    • Выпуск методического пособия по организации и проведению мероприятий программы.
    • Подготовка и проведение семинара.

    Социальный эффект программы:

    1. Привлечение внимания общественности к проблемам воспитания и развития детей с ограниченными возможностями.
    2.  Активизация  и оптимизация деятельности учебно-воспитательного процесса отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»

    Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....

    СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

    СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....

    Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования

    В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....

    Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

    Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...