Реализация комплексного подхода в создании социально-педагогических условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями в учреждении дополнительного образования
материал на тему

Краткое описание проекта "Полотно моей мечты"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования

«Центр детского творчества  пос. Дербышки»

Советского района города Казани

Отдел социальной и педагогической реабилитации

детей с ограниченными возможностями

Мурзинова Г.Ю.

Реализация комплексного подхода

в создании  социально-педагогических  условий

для развития  творческих  способностей детей с ограниченными  возможностями

в учреждении дополнительного образования

В последние годы постоянно увеличивается процент детей, имеющих нарушения физического, интеллектуального и психического развития. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями – сложная социально-педагогическая проблема. Решение её способствует подготовке таких детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с возможностями их здоровья), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Поэтому применение разнообразных социально – педагогических реабилитационных форм деятельности становится необходимым не только в специальном, но и в дополнительном образовании.

Развитие у детей творческих способностей, создание условий для их реализовать - одно из основных направлений деятельности учреждения дополнительного образования. Особую актуальность реализация этого направления  деятельности имеет для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку такой ребенок в творческой деятельности имеет больше возможностей реализовать себя.

Современная система образования требует высокой результативности и эффективности педагогического процесса. Результативность в дополнительном образовании часто подразумевает выступлениями детей в творческих конкурсах, участие в выставках. Ребенок с ограниченными возможностями не всегда может соперничать с обычными детьми в процессе проведения таких творческих мероприятий, однако в признании своих творческих достижений нуждается не меньше обычного ребенка.

Учитывая перечисленные выше аспекты необходима выработка комплексного, многоуровневого подхода в работе по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями.

          На реализацию такого подхода  направлена программа «Полотно моей мечты», разработанная в отделе социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями Центра детского творчества поселка Дербышки Советского района. Эта программа предполагает:

     -создание условий  социальной и творческой самореализации максимального количества детей с ограниченными возможностями;

      -обеспечение целостного процесса психического, интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

      -укрепление психического здоровья детей;

      -взаимодействие педагогов отдела с семьями детей;

      -привлечение к проблемам детей с ограниченными возможностями внимания общественности и лиц, ответственных за развитие и условия жизни воспитанников отдела.    

Таким образом, цель программы – создание средствами дополнительного образования условий для комплексного подхода в развитии и реализации  творческих способностей детей с ограниченными возможностями.

На реализацию программы направлено выполнение следующего комплекса практических дел:

  1. Создание настенного панно достаточно больших размеров (или несколько логически связанных панно) состоящее из отдельных творческих произведений детей с ограниченными возможностями изобразительного, прикладного и литературного характера.
  2. Демонстрация спектакля  «Страна мечты»/ условное название/.
  3. Презентация  и демонстрация первоначальных образцов панно и миниатюр из спектакля на празднике, посвященном Дню рождения «Родника».
  4. Демонстрация готового варианта панно «Полотно моей мечты» на выставках творчества в клубе «Родник», ЦДТ пос. Дербышки районного, городского и республиканского уровней.
  5. Демонстрация панно с сопровождающим текстом об авторах работ (без указания фамилий детей) и целях создания панно в администрации пос. Дербышки, района,  РОНО и помещениях других социальных и общественных организациях.
  6. Проведение тематических родительских собраний детей с ограниченными возможностями пос. Дербышки с приглашением лиц ответственных за здоровье, развитие и условий жизни детей с ограниченными возможностями.
  7. Семинар - практикум городского уровня на тему «Комплексные формы творческой работы по развитию способностей к творчеству и воспитанию нравственных качеств личности ребенка с ограниченными возможностями».
  8. Методические рекомендации по подготовке и организации мероприятия «Полотно моей мечты».
  9. Проведение Итогового благотворительного фестиваля «РАСТЕМ, МЕЧТАЕМ И ЖИВЕМ».

Работа по реализации программы осуществляется педагогическим составом отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями по указанным направлениям:

  1. Организация  и координация  проведения мероприятия.
  • Составление плана деятельности по программе.
  • Руководство и контроль выполнения программы.
  • Привлечение спонсорской помощи.
  1. Психологическое обеспечение.
  • Создание адекватного эмоционального настроя у детей и их родителей.
  • Мониторинг развития детей с ограниченными возможностями.
  • Составление «Карты творческих возможностей и интересов детей».
  • Проведение психологических консультаций для детей и родителей.
  1. Самореализация творческих способностей.
  • Работа по подготовке элементов и окончательного варианта панно.
  • Деятельность по созданию идеи, сценария, спектакля.
  1. Работа с родителями детей.
  • Проведение консультационных бесед с родителями.
  • Организация родительских собраний.

5.  Методическая работа.

  • Методическое обеспечение программы.
  • Выпуск методического пособия по организации и проведению мероприятий программы.
  • Подготовка и проведение семинара.

Социальный эффект программы:

  1. Привлечение внимания общественности к проблемам воспитания и развития детей с ограниченными возможностями.
  2.  Активизация  и оптимизация деятельности учебно-воспитательного процесса отдела социальной и педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

СИТУАЦИя УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙсоциального воспитания детей и молодёжи в учреждении дополнительного образования....

Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования

В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....

Тема самообразования "«Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреждения дополнительного образования»

Работая над выбором темы самообразования, я решила остановиться на теме «Создание условий для выявления, поддержки социализации и профориентации одарённых детей в условиях образовательного учреж...

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового ра...