Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования
статья по теме

Богомолова Наталья Валерьевна

В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogomolova_statya.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования

        Современная Россия, находясь в состоянии серьёзных политических и социально-экономических преобразований, как никогда, нуждается в высоко- квалифицированных кадрах, способных к мобильной переквалификации и успешной адаптации в новых рыночных условиях. Проблема социально-профессионального самоопределения школьников всегда была и остаётся актуальной для системы дополнительного образования. Добровольная основа, отсутствие границ государственного образовательного стандарта, многообразие направлений, вариативность дополнительных общеобразовательных программ, практическая творческая деятельность позволяют формировать компетенции, связанные с процессами социализации и выбора будущей профессиональной деятельности. Имея все возможности для успешного профессионального самоопределения учащихся, на практике возникают противоречия и трудности, связанные с утратой молодёжи ценности профессионализма. Стремление заработать деньги любым путём привело к росту числа молодых людей, не продолживших образование и не имеющих профессии или необходимой квалификации. Необходима рациональная организация предпрофессионального образования, способствующего успешному профессиональному самоопределению, лежащему в основе достижения учащимися желаемого социального статуса.

        Организованную воспитательную работу, направленную на социализацию ребёнка в обществе, необходимо начинать как можно раньше. На базе УДО созданы и функционируют группы адаптации детей дошкольного возраста к условиям школьной жизни, направленные на развитие социальных компетенций детей. Казалось бы, это роль дошкольных учреждений, но, именно УДО обладает необходимой базой для успешной социализации ребёнка, расширяет возможности и границы взаимодействия в коллективе сверстников и новых педагогов. Студии развития, созданные на базе ДДТ, предлагая широкий спектр программ, способствуют  формированию социальных знаний и умений и отработке их в практической деятельности, развивая коммуникативные, социальные и познавательные компетенции. «Развитие речи», «Азбука общения», «Детская литература», «Игралочка», «Я и мир вокруг» - это лишь часть дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности для развития навыков межличностного взаимодействия  и  обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста. Структура каждой программы и каждого занятия определяется логикой постепенного перехода от мира познания к умению владеть собой,  своим поведением, к принятию культурных норм и ценностей, к овладению на основе этого умениями взаимодействия с другими людьми. Особого внимания требует создание условий для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребенке патриота  и  гражданина, формирования у дошкольников   яркого, емкого образа Родины, своего родного края.

        На начальной ступени образования школьников важную роль приобретает согласование работы по социально-профессиональной ориентации между основным и дополнительным образованием. Эффективность зависит от выработки механизма взаимодействия и осознания актуальности проблемы у обеих сторон. Наряду с реализацией базовых программ детских объединений необходим единый комплекс ознакомительных программ по всем направлениям образовательной деятельности УДО, с целью расширения возможностей ознакомления и формирования устойчивой мотивации к предпочтительному направлению. Часто руководством к выбору детского объединения выступает престижность того или иного вида деятельности, влияние друзей и родителей. Отдавая дань моде,  ребёнок лишает себя возможности попробовать свои силы в разных направлениях. Эта же проблема возникает, если педагог, профессионал своего дела, вызывает личностный положительный эмоциональный отклик, и только это определяет мотивацию ребёнка в выборе вида творческой деятельности.

        Для решения проблемы профессионального выбора старших школьников, нуждается в разработке и внедрении комплексная дополнительная образовательная программа «Я и профессия» или «Моя профессия». Главной целью программы должна стать актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их практической деятельности на базе УДО, направленной на получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

        В учреждениях ДО необходимо организовать службы или отделы  профессиональной ориентации. Кабинеты профессиональной диагностики, функционирующие в некоторых школах, ограничены временными рамками, отсутствием возможности глубокого анализа и корректировки результатов. Система дополнительного образования, имея возможность формировать устойчивые профессиональные компетенции, нуждается в привлечении таких профессиональных психологов для диагностики личностных качеств и определения оптимальной индивидуальной траектории развития личности.

        В результате грамотно построенной системы работы, результатов мониторинга предпочтений школьников и привлечения молодых специалистов, возникнут новые направления в программах развития учреждений ДО, например, научно-исследовательское. Возможно, откроются новые перспективные детские объединения: веб-дизайн, программирование, лего-робототехника и др. Как следствие, повысится  уровень преемственности между учреждениями дополнительного и профессионального образования.

        Успех в решении актуальных вопросов социализации и профессионального самоопределения школьников на современном этапе зависит от продуктивного сотрудничества всех систем образования, профессионализма педагогов, психологов и привлечения в дополнительное образование молодых талантливых специалистов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Формирование этнокультурной компетенции подростков в системе дополнительного образования

Исследование формирования этнокультурной компетентности в системе дополнительного образования на примере объединения Театр моды Красногорского детского творчетва....

Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы...

Развитие навыков социализации детей с ОВЗ на занятиях дополнительного образования "Творческая мастерская".

Актуальность программы кружка дополнительного образования "Творческая мастерская" определена тем, что занятие творческим трудом имеет огромное значение для обучения и восприятия детей....

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...