Профессиональная ориентация детей и подростков в условиях дополнительного образования детей
статья

Голюшева Анастасия Николаевна

В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы организации работы учреждений по профессиональной ориентации обучающихся с использованием программы ранней профориентации JuniorSkills.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Овчаренко Т.Г., директор ГБУ ЦДЮТТ

Колпинского района Санкт-Петербурга,

Голюшева А.Н., Соловьева А.С., методисты

ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация В статье рассматривается проблема создания в учреждениях дополнительного образования детей системной работы по социальной адаптации и профессиональному самоопределению школьников. Представлены способы организации работы учреждений по профессиональной ориентации обучающихся с использованием программы ранней профориентации JuniorSkills.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, профессиональная ориентация обучающихся, самоопределение, социализация обучающихся, JuniorSkills.

Введение Новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей.

В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, утверждающем концепцию развития дополнительного образования детей, указано, что «на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на: создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения» [1]. Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентировано на:

− создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

− социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

− формирование общей культуры учащихся [3].

В Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» также отмечено, что «дополнительное образование детей должно обеспечивать адаптацию обучающихся к жизни в обществе, профессиональную ориентацию» [2].

Способствовать профориентации обучающихся в системе дополнительного образования детей возможно через создание условий для становления базовой культуры личности, т.е. культуры личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Под профессиональным самоопределением понимается процесс формирования личностью отношения к профессионально-трудовой сфере и способ самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение – это этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной созидательной деятельности на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с социальными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Готовность к самоопределению в реальной жизни выражается в умении принимать разумные решения в различных ситуациях выбора, возникающих в разных сферах деятельности, в том числе в личной жизни человека. 

Повышение эффективности и качества дополнительного образования детей в современных условиях возможно через создание новой модели профориентационной работы, представляющей собой непрерывный процесс постепенного выстраивания человеком индивидуального набора общих и профессиональных компетенций, исходя из его личных возможностей и потребностей. Более актуальной сегодня становится помощь не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также в обучении способам использования этих ресурсов.

Анализ работы по профессиональной ориентации обучающихся в дополнительном образовании детей выявил ряд проблем: большинство обучающихся не имеют представления о реальном спросе на специалистов на современном рынке труда, не соотносят выбор профессии со своими возможностями, не имеют представления о сущности выбранной профессии.

Для решения данных проблем в учреждениях дополнительного образования детей необходимо проводить системную работу по профессиональной ориентации обучающихся, которая позволит расширить пространство самореализации личности школьников, развить познавательный интерес в разных областях, познакомиться с рядом специальностей, профессий, приобрести опыт социализации, проектной, исследовательской и трудовой деятельности, т.е. сформировать современные ключевые компетенции.

Основная часть Рассмотрение системы профессиональной ориентации обучающихся позволяет выделить следующие компоненты:

1. Профессиональное (трудовое) воспитание – формирование ценности труда и трудовой деятельности, чувства долга, ответственности, понятий профессиональной чести и достоинства, начиная с дошкольной ступени.

2. Профессиональное просвещение – информирование о производственных структурах и предприятиях, реальном или ожидаемом спросе на конкретные профессии, о требованиях профессии к личности и организму человека, о соответствующих профессиональных учебных заведениях.

3. Профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и предрасположенности личности к тому или иному виду деятельности (профессии).

4. Профессиональная консультация – оказание индивидуальной помощи в выборе профессии специалистом-профконсультантом.

5. Профессиональные пробы – выполнение отдельных видов работ, свойственных выбранному направлению профессиональной деятельности с целью определения профессиональной пригодности.

6. Предпрофессиональная подготовка – обеспечение преемственности программ дополнительного образования и основных профессиональных образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Совокупность данных элементов в дополнительных общеобразовательных программах и определяет успешность решения проблемы профессионального самоопределения детей и подростков в условиях дополнительного образования.

Возможны несколько способов организации работы учреждений дополнительного образования детей по профессиональной ориентации обучающихся.

Способ активизации собственных ресурсов, когда работа учреждения зависит от имеющихся возможностей. В этом случае                                материально-техническая база должна отвечать современным потребностям общества.

Данный подход обладает следующими преимуществами: использование современного материально-технического оснащения в учебном процессе позволяет приобрести практический опыт, предоставляет возможность обучающимся раскрыть свой потенциал, развить способность к поиску собственного профессионального и социального самоопределения через самостоятельную практическую деятельность и приобретенный производственный опыт. Качественно оснащенная образовательная среда – это условие создания педагогической системы нового уровня. Без введения в процесс обучения материально-технического оснащения, позволяющего подготовить обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности, невозможно добиться заданного педагогического результата.

Сетевое взаимодействие всех заинтересованных в решении данной проблемы субъектов (школ, колледжей, вузов, служб занятости, производственных организаций) также является одним из способов профессиональной ориентации обучающихся в системе дополнительного образования детей. Проектирование системы работы на основе сетевого взаимодействия заинтересованных субъектов позволит разработать новую технологическую основу обеспечения процесса профессионального самоопределения обучающихся. Условиями создания сетевой модели работы выступают:

1. Социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы [4].

2. Проведение предпрофессиональной работы на основе принципа общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций (научно-исследовательские институты, университеты, организации культуры, спорта, библиотеки, промышленные и торговые комплексы) к предоставлению возможностей реализации в этих организациях программ дополнительного образования детей.

3. Проведение предпрофессиональной работы на основе принципа содействия государственно-частному партнерству, стимулирующему промышленные комплексы и бизнес-структуры к взаимодействию с системой образования в сфере создания и реализации дополнительных программ, психолого-педагогического проектирования образовательных сред, мотивации детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности [2].

Данный подход обладает следующими преимуществами: позволяет за счет информирования о производственных структурах и предприятиях, образовательных организациях решать вопросы дальнейшей социальной адаптации обучающихся, способствовать принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Индивидуализация образовательного процесса – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. В области дополнительного образования, где нет жесткой регламентации учебного процесса, шире возможности построения индивидуального учебного плана (индивидуального образовательного маршрута). Индивидуализация обучения способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов обучающихся.

Данный подход обладает следующими преимуществами: индивидуализация обучения содействует трудовому воспитанию обучающихся, так как охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия, создает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка. Индивидуализация обучения способствует развитию самостоятельности обучающихся, самоконтроля через приобретенный практический опыт проектно-исследовательской и трудовой деятельности.

Участие обучающихся в программах профориентации. Одной из наиболее востребованных сегодня программ ранней профориентации является JuniorSkills.

JuniorSkills как программа и основа профессиональной подготовки и состязаний школьников в профессиональном мастерстве была инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ. Программа JuniorSkills получила поддержку Президента России. Поручением Президента РФ от 21 сентября 2015 года чемпионаты JuniorSkills включены в стратегическую инициативу «Новая модель системы дополнительного образования детей».

Цель программы: создание новых возможностей для профориентации и освоения школьниками современных и будущих профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный и международный опыт. На национальном уровне на 2016 год разработаны пакеты материалов по JuniorSoftSkills по 17 компетенциям: Мехатроника, Мобильная робототехника, Электроника, Сетевое и системное администрирование, Лазерные технологии, Ресторанное дело, Ландшафтный дизайн, Графический дизайн и др. [5].

Данный подход обладает следующими преимуществами: участвуя в программе JuniorSkills, школьники пробуют себя в разных профессиях и сферах, в т. ч. профессиях будущего, получают возможность углубленно освоить и даже получить профессию к окончанию школы. Занимаясь с опытными наставниками, школьники получают профессиональное консультирование, практические навыки работы на новейшем оборудовании, которые демонстрируют на соревнованиях. Участие в программе JuniorSkills способствует социальной адаптации и профессиональному самоопределению обучающихся. 

ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга является учреждением дополнительного образования детей, реализующим дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, ориентированные на практическое освоение технологий, в зависимости от изучаемого предмета. Особое внимание в содержании программ уделяется профессиональной ориентации обучающихся.

Программа «Ателье моды» направлена на получение знаний в области моделирования, конструирования, изготовления и художественного оформления швейных изделий. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества, изучают художественное проектирование одежды, основные композиционные приемы, формы и методы моделирования (шаблонный, технический). Обучающиеся приобретают практические навыки работы на современном швейном оборудовании (обметочные, вышивальные машины; машины с компьютерным управлением).

При последовательном изучении разделов программы, ребята знакомятся с соответствующими профессиями швейного производства: модельер, технолог, швея, стилист и др. Тем самым достигается подготовка к осознанному выбору будущей профессии. Этому способствуют и совместные посещения профильных профессиональных образовательных учреждений, участие в районных и городских выставках и конкурсах.

Программа «Школа кулинара-кондитера» ориентирована на приобретение знаний, умений и навыков в области технологии приготовления кулинарных блюд, мучных и кондитерских изделий. Способствует удовлетворению познавательного интереса, нацеливает на осознанный выбор профессий, связанных со сферой общественного питания: повар, кулинар, кондитер, пекарь, технолог по приготовлению пищи.

В ходе реализации программы обучающиеся овладевают навыками безопасной работы на современном технологическом оборудовании: тепловое, механическое оборудование и режущие инструменты (ножи, кулинарные приспособления), учатся не только вкусно и качественно готовить, но и получают навыки в оформлении кулинарного блюда, правильной сервировке стола. Воспитываются профессиональные качества, необходимые каждому человеку: трудолюбие, терпение, аккуратность, дисциплинированность, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, работать самостоятельно и в коллективе.

С целью ознакомления со спецификой работы сферы общественного питания, режимом работы, специальностями в программу включены экскурсии в профильные профессиональные учебные заведения и предприятия.

Основное содержание программы «Студия графического дизайна «Деловые детки» направлено на расширение кругозора детей и развитие творческих способностей в области графического дизайна.

В программу входит изучение следующих тем: основные графические техники (монотипия, фроттаж, граттаж, вдавливание, пуантель, ниткография, термография, смешанные техники графики), природная геометрия, бумагопластика, бионика, колористика и аппликация.

Выполнение разнообразных практических заданий, коллективная творческая деятельность способствуют развитию воображения и фантазии, наблюдательности и внимания, трудолюбия и коммуникативных качеств.

Программа обеспечивает последовательное развитие умений, навыков и качеств, необходимых будущему дизайнеру, способствует решению проблем ранней профессиональной ориентации.

Программа «Автодело для начинающих» дает обучающимся возможность познакомиться с профессией водителя, автомеханика, получить знания, умения и навыки безопасного нахождения на дороге.

Содержание программы направлено на изучение технического устройства транспортных средств, освоение правил дорожного движения и основ обеспечения безопасности дорожного движения, на получение навыков вождения, обслуживания и ремонта транспортных средств.

При реализации образовательной программы создаются условия для развития технических способностей и творческого потенциала подростков. Знания, полученные на практических занятиях на автодроме, помогают обучающимся достичь определенного уровня технической грамотности, что в дальнейшем позволит продолжить обучение в профильных профессиональных учебных заведениях.

Занятия по программе «Авиамоделирование» дают обучающимся возможность научиться работать со слесарными и столярными инструментами и материалами. Программа предполагает развитие у детей технических знаний и творческих способностей. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Выполнение ручной работы в коллективе предполагает активное общение, развитие коммуникативных качеств поможет ребенку адаптироваться в дальнейшей жизни. Практические занятия по программе связаны с изготовлением как простейших моделей самолетов, с применением бумаги и картона, так и более сложных с двигателями, с использованием современной компьютерной техники.

Программа «Авиамоделирование» дает возможность познакомиться с профессией конструктора, технического специалиста.

Программа «Создание и сопровождение сайтов» ориентирована на практическое освоение технологии создания веб-страниц, тематических сайтов с необычным дизайном и интересным содержанием. В программе предусмотрено использование не только классических версий языков разметки и программирования (HTML 4, CSS 2), но и передовых средств разработки (прежде всего HTML 5 и CSS 3).

Приобретение навыков работы на компьютерном оборудовании с использованием современного программного обеспечения позволяет ребятам познакомиться с такими профессиями, как IT-специалист, программист, инженер, Web-дизайнер, системный администратор и осознанно подойти к выбору профессии в данном направлении, развить свои творческие способности.

Занятия по программе предоставляют обучающимся возможность реализовать себя в сфере коммуникационных и информационных услуг, приобрести опыт в представлении и защите своего творческого проекта (создание персонального сайта).

Программа «Робототехника: конструирование и программирование» направлена на привлечение обучающихся к современным технологиям конструирования, программирования и применения роботизированных устройств. Занятия по программе дают ребятам возможность ознакомиться с новой профессией – робототехник.

Работа с образовательными конструкторами позволяет освоить основы механики, программирования, узнать многие важные идеи и развить необходимые в жизни технические навыки и творческие способности. Занятия по программе предоставляют обучающимся возможность приобрести практический опыт в разработке и представлении своего творческого проекта: модели робота собственной конструкции.

Робототехник – это универсальный специалист: инженер, программист, кибернетик в одном лице. В программу входит изучение приемов трехмерного моделирования и проектирования с помощью программ LEGO Digital Designer, Autodesk Inventor, овладение навыками работы в средах программирования и моделирования Robolab, RobotC, TRIK Studio. Ребята учатся собирать модели роботов на базе конструктора LEGO Mindstorms NXT, кибернетического конструктора TRIK. В процессе выполнения практической работы ребята учатся самостоятельно решать технические задачи, получают дополнительные знания в области физики, механики, электроники и информатики.

Программа «Радиотехника и электроника» способствует формированию у ребят устойчивого интереса к техническому конструированию. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, обучающиеся получают четкое представление о принципе их действия, назначении отдельных деталей и узлов, методике налаживания, поиска и устранения неисправностей. Программа предусматривает расширение технического кругозора, приобретение умений и навыков в области инженерного дела.

Обучение предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области радиотехнического конструирования, технологиях обработки конструкционных материалов.

На групповых (теоретических) занятиях обучающиеся изучают основы радиотехники и электроники; основы конструирования, схемотехники и монтажа радиоаппаратуры; работу электроизмерительных приборов; методики испытания и настройки радиотехнических устройств.

На практических занятиях обучающиеся занимаются учебной пайкой и монтажом радиотехнических устройств, собирают несколько простых действующих макетов, после приобретения определенных навыков приступают к изготовлению законченной конструкции определенной сложности. Практические занятия по программе связаны с использованием профессионального радиомонтажного оборудования, современной компьютерной техники и способствуют развитию у детей инженерного мышления, умения самостоятельно создавать оригинальные конструкции.

В программу включены экскурсии в музеи и учебные заведения радиотехнического профиля, где обучающиеся знакомятся с профессиями, связанными с радиотехникой, электроникой.

В настоящее время техника и методы радиосвязи развиваются стремительными темпами, поэтому резко возросла потребность в грамотных специалистах в этой сфере. Обучение в детском объединении «Юный радист» дает обучающимся базовые знания и навыки, на основе которых они имеют возможность дальнейшего совершенствования в высших и средних специальных учебных заведениях.

Расчет и конструирование радиоаппаратуры и антенных устройств приобщают юного радиста к инженерно-техническому творчеству, освоению современного программного обеспечения.

Результатами деятельности обучающихся в объединении «Юный радист» являются изготовленные радиоэлектронные устройства, приборы, блоки, технические средства обучения, вспомогательное оборудование, антенны для различных видов радиосвязи, другая радиоаппаратура, прикладные компьютерные программы для радиосвязи.

Программа «Мехатроника» сочетает в себе элементы механики, пневматики, электротехники, электроники, схемотехники, технологии монтажа, знакомит с применением новых технологий (лазерная резка, 3D печать). Занятия по программе дают обучающимся возможность освоить полезные в жизни навыки и компетенции в широком спектре технических дисциплин, а в дальнейшем сделать осознанный выбор своей будущей профессии.

Программа обучения «Мехатроника» является ступенью более сложного уровня и рассчитана на детей, освоивших робототехнику на базе конструктора 9797 «Lego Mindstorms NXT» или общеобразовательную программу «ВEAM-роботы». В ходе освоения программы перед детьми возникают проблемные ситуации, для решения которых необходимо проявить изобретательность и техническую смекалку. Занятия по программе предоставляют обучающимся возможность приобрести опыт в разработке и представлении индивидуального творческого проекта: модели мехатронной системы собственной конструкции.

Структурным подразделением ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга является Опорный центр по профессиональной ориентации детей и подростков, где обучающиеся получают индивидуальную помощь в выборе профессии, проходят диагностику на выявление интересов и предрасположенности к тому или иному виду деятельности (профессии).

В процессе системной работы по профессиональной ориентации обучающиеся ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга осваивают отдельные трудовые операции и целые технологические процессы современного производства, приучаются к рациональной организации рабочего места, экономному расходованию материалов, эффективному использованию рабочего времени. Все это способствует формированию ряда профессионально важных качеств личности, таких как любовь к труду, коллективизм (общительность, умение работать в коллективе и др.), целеустремленность, бережливость, организованность, инициативность.

Показателем результативности работы учреждения является победа обучающихся в соревнованиях в сфере профориентации, конкурсах различного уровня.

В 2016 году в ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга состоялись районные соревнования в компетенциях Программы ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills. Ребята соревновались в компетенциях «Поварское дело», «Сестринское дело» и «Швейное дело». В соревнованиях приняли участие обучающиеся ГБУ ЦДЮТТ и ребята из других образовательных учреждений Колпинского района Санкт-Петербурга.

Обучающиеся ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга стали победителями в компетенциях:

− «Поварское дело» 14+ – Гавенчук Антон (Диплом 1 степени);

− «Сестринское дело» 14+ – Гутовская Елизавета (Диплом 1 степени) и «Сестринское дело» 10+ – Афанасьева Анна (Диплом 1 степени);

− «Швейное дело» 14+ – Николаева Ксения (Диплом 1 степени).

В 2015-2016 учебном году обучающийся объединения «Авиамоделирование» Лялис Максимилиан стал победителем международных и всероссийских соревнований:  Международные открытые соревнования по авиамодельному спорту «Второй этап розыгрыша кубка Республики Беларусь» в классе моделей «Воздушный бой» радиоуправляемых моделей-копий Второй мировой войны СОЮЗ-500 (EPA);  Открытый кубок Минской области по авиамодельному спорту в классах моделей «Воздушный бой» в классе Союз-500 (международный уровень);  Соревнования по авиамодельному спорту в классах: Кубок России ACES WW2 (Вторая мировая война) (всероссийский уровень).

Обучающиеся объединения «Студия графического дизайна «Деловые детки»  Савченко Елизавета, Бугров Данила заняли 1 место в Первой Всероссийской 3D-олимпиаде по 3D-технологиям в направлении «Объемное рисование» и «Командный инжиниринг».

Обучающиеся ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга являются победителями городских и районных конкурсов по робототехнике, электронике, фотоискусству, швейному делу и др.

Заключительные выводы.  Одним из результатов реализации Концепции развития дополнительного образования детей является: повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [1]. Для достижения данного результата профессиональную ориентацию обучающихся в системе дополнительного образования необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, так как она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всесторонне развитой личности, подготовкой к жизни, к труду и осуществляться планомерно.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство. 

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. – М.: Проспект, 2016. – С. 89.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155088

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. − М.: Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения)

5. Методические рекомендации по развитию движения JuniorSkills [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.irorb.ru/files/WS/met_rek_po_razvitiyu_juniorskills.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в условиях дополнительного образования детей

Понятие «творческое мышление»охватываетмыслительныепроцессы, приводящиек получению решений, созданию необычныхи оригинальных идей, обобщений, теорий, а такжехудожественных форм.У многих из нас творчес...

Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Эффективные подходы к успешной профориентации и социализации детей и подростков в системе дополнительного образования

В статье раскрыты проблемы и пути развития системы дополнительного образования, как фактора успешного профессионального самоопределения школьников....

Методическое пособие "Практикоориентированные подходы к организации личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в системе дополнительного образования (из опыта работы МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым)"

В настоящем пособии представлен опыт работы педагогического коллектива МОУ ДО «Центр детского творчества» г.Надым по организации личностного и профессионального самоопределения детей и под...