Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей
статья на тему

Бялая Любовь Николаевна

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бялая Любовь Николаевна

Педагог дополнительного образования

Статья по теме: 

Особенности формирования социальной компетентности подростков в системе дополнительного образования детей

Активное стремление общества и государства, связанное с решением задач воспитания детей и подростков, детерминирует необходимость разработки воспитательной системы, призванной реализовать педагогическую поддержку и защиту ребенка, его самоопределение и развитие, предоставить ему самые благоприятные условия для творческого самовыражения, социального становления и индивидуально-личностного самоопределения. Решение этих задач должно осуществляться во всех образовательных учреждениях, на всех этапах развития человека. Поэтому в последнее время значительная роль в формировании социальной компетентности детей и подростков отводится системе дополнительного образования детей как одному из важнейших звеньев непрерывного образования.

Дополнительное образование – это особая образовательно-воспитательная среда, ориентированная на «зону ближайшего развития» личности ребенка, где объективно создается множество отношений и включений личности в специальные образовательные, социально-педагогические виды деятельности по расширению практического опыта ребенка, творческого освоения новой информации и самоосмысления, формирования новых жизненных умений и способностей.  

Основу педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей составляет педагогика сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых. Это создает ситуацию успеха как для ребенка, так и для педагога в процессе воспитания и формирует у детей потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. В УДОД сохраняют силу и эффективность воздействия такие воспитательные средства, как первичный и общий детские коллективы, строящиеся на основе индивидуального и коллективного творчества, что позволяет каждому ребенку удовлетворить не только потребности в знаниях, умениях и навыках, но и в общении, самовыражении, саморазвитии. Они определяют своей целью социально-педагогическую поддержку личности в развитии, являются приоритетно важным фактором формирования социальных навыков ребенка, его возможности раскрыть и реализовать свой потенциал.

Уникальный опыт разновозрастного детского взаимодействия накоплен в системе учреждений дополнительного образования, во временных внешкольных объединениях, разновозрастных сообществах, где имеются условия, обеспечивающие взаимодействие поколений, передачу опыта старших младшим, накопление традиций, формирование таких качеств личности, как внимание к человеку, забота о людях, великодушие, ответственность, требовательность. К особенностям социализации подростков следует отнести новизну социальной позиции, динамику социальных ролей, возможности самореализации в системе быстро меняющихся отношений, многообразие «социальных проб»

Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций.

 Своеобразие этого вида образования связано с инновационными идеями:

  • гуманистической направленностью образования;
  •  построением индивидуальных систем обучения;
  • превращением знаний в инструмент творческого освоения мира;
  • включением научно-исследовательской, творческо-поисковой деятельности в процесс обучения.

Отличительными чертами педагогической деятельности в системе учреждений дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход - создание ситуации успеха для каждого;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.

Важной особенностью учреждений дополнительного образования детей является содействие профессиональному самоопределению подростков, которое осуществляется через организацию совместной практической деятельности, в ходе которой у подростков формируются умения, навыки, развиваются способности, психологическая готовность к труду, ответственность и осознанное отношение к выбору профессии.  Являясь благоприятной почвой для профессиональной ориентации, учреждение дополнительного образования содействует развитию личностных качеств обучающихся (гуманизм, профессиональный долг, ответственность, профессиональная гордость, этика и т.д.), становлению его как субъекта собственной жизни, формированию профессиональных мотивов и ценностей

В учреждениях дополнительного образования складывается совокупность возможностей для более полной самореализации и самоопределения личности на основе создания добровольных объединений детей и взрослых, выступающих как продуктивные общности, моделирующие различные социальные и профессиональные роли и отношения людей, положительно эмоционального фона сотрудничества детей и взрослых. Данный подход адекватен возможностям учреждений дополнительного образования, так как спектр выполняемых функций педагога здесь намного шире, чем в общеобразовательной школе, а спектр социальных ролей выполняемых учащимися намного разнообразнее.

Педагогическое сопровождение социального самоопределения подростка в дополнительном образовании - это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на взаимодействие с ребенком в процессе оказания ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения в избираемой деятельности и самоутверждения в ней. Это процесс формирования личностью своего отношения к социальной и трудовой сферам и способ ее самореализации, когда согласовываются внутриличностные и социально-профессиональные потребности на всех этапах жизненного пути. Педагогическое сопровождение призвано расширить и углубить возможности самореализации растущей и развивающейся   личности,  помочь  ей  осознать  свое  призвание   и  обрести

социальную компетентность.

Педагогическое сопровождение социального самоопределения в детско-юношеских объединениях осуществляется на основе принципов дифференциации, индивидуализации, непрерывности, гибкости, открытости.   Принцип дифференциации и индивидуализации означает направленность на организацию совместной деятельности с учетом личностных особенностей и запросов учащихся и ориентацией на расширение их социальных контактов в соответствии с общекультурными, социальными и индивидуальными запросами. Принцип непрерывности предполагает обеспечение последовательного, нефрагментарного, своевременного (оперативного или превентивного) содействия подросткам в личностном продвижении. Принцип гибкости позволяет педагогу включать подростков в жизнедеятельность сообщества, используя инновационные подходы, развивающие диагностические процедуры, индивидуальные и групповые мини-программы, обучающие модули, оказывая консультативную помощь в соответствии с индивидуальными потребностями, мотивами, ценностными ориентациями. Принцип открытости позволяет субъектам взаимодействия гибко  реагировать  на  изменившуюся  ситуацию, освоить новые социальные

роли, сменить позицию и т.д.

Результатом педагогического сопровождения является овладение подростками ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями; стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей; готовность к социально значимой деятельности, преодолению трудностей; умение налаживать социальные и деловые контакты; овладение правовой    грамотностью   в   области   регулирования    социально-трудовых

отношений между людьми

Одной из основных функций деятельности учреждения дополнительного образования детей является культурно-досуговая. Ее реализация предполагает создание условий для развития личности ребенка в свободное время через общение: обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности; разрядки индивидуальных и групповых напряжений, восстановления, возмещения, уравновешивания сил. Ее отличают свобода выбора, добровольность, активность инициатива как отдельного ребенка, так и отдельных социальных групп детей, что немаловажно в формировании социального опыта подростков.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. 

Творческое самоосуществление личности подростка – актуализация
генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Детский досуг это своеобразная «зона невмешательства» так необходимая для самопроверки, оценке собственного «Я». Досуг для подростков – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи своеобразно, в органичном сочетании познавательной творческой деятельности с культурным отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего поколения.

Литература

  1. Веселкова, И.В. Социальная компетентность взросления /И.В. Веселкова, Е.В. Прямикова. – Екатеринбург: Изд-во Урал, 2005. – 290 с.
  2. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. – 2001. № 4. – С. 16-21
  3. Ромм, Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов / Т.А. Ромм. – Новосибирск: Наука; Из-во НГТУ. – 2007. – 380 с.
  4. Самойленко, Э.В. Педагогические возможности учреждений ДОД как микрофакторы социализации / Э.В. Самойленко // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. – №2.
  5. Социальная компетентность: режиссура совместных действий/ Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Гратис», 2006.- 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Формирование социально-трудовой компетенции в учреждении дополнительного образования детей.

В статье описан личный опыт работы Дома детского творчества, направленной на формирование социально-трудовой компетенции обкчающихся в системе дополнительного образования....

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...