Шаги к успеху: система многовариантного дифференцированного контроля знаний по химии
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Королева Елена Евгеньевна

Методическая разработка по химии для 8 класса включает в себя:

1. Система самостоятельных работ базового уровня.

2. Корректирующий уровень "Шаги к успеху"

3. Повышенный уровень: "Тетрадь для пятерок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura.doc340.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»

г. Печора, Республика Коми

ШАГИ К УСПЕХУ:

система многовариантного

дифференцированного

контроля знаний

 по химии для 8 класса

Автор: учитель химии

МОУ «Гимназия №1» города Печоры

 Республики Коми

Королева Елена Евгеньевна

г. Печора 2007 г.



СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………… 3

Пояснительная записка………………………………………………….4

1. Система многовариантных самостоятельных работ……………. …5

2. Программа «Шаги к успеху»……………………………….. ……...24

3. Программа «Тетрадь для пятерок»…………………………………29

Список литературы…………………………………………………...29


ВВЕДЕНИЕ

Уменьшение учебного времени, отводимого на изучение химии, и профилизация школьного образования остро ставит проблему формирования устойчивых знаний и умений на первоначальном этапе обучения химии. Вашему вниманию предлагается разработка многовариантных самостоятельных работ по химии для 8 класса, которая способствует формированию знаний и умений у каждого ученика, независимо от его способностей. Система работы предусматривает выполнение базовых самостоятельных работ, программу для учеников, испытывающих затруднения «Шаги к успеху» и программа для работы с одаренными учениками «Тетрадь для пятерок».

Данная методическая разработка направлена, прежде всего, на преподавание химии  по программе Кузнецовой Н.Е. (Программа курса химии для общеобразовательных учреждений  8- 11 класс, Вентана-Граф, 2007 г.), но может быть использована и в соответствии с другими программами и учебниками.

Предложенная методика  апробирована на протяжении нескольких лет в МОУ «Гимназия №1» города Печоры Республики Коми в классах естественнонаучного, физико-математического и гуманитарного профиля. Результатом является оптимальный уровень качества знаний, высокая мотивация к изучению химии в старших классах.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На начальном этапе обучения химии важнейшей задачей является формирование у учащихся устойчивых знаний химической терминологии, умений составлять формулы по  валентности, составлять уравнения реакций, производить расчеты по уравнения реакций, характеризовать химические свойства основных классов неорганических веществ. Только усвоение данных знаний позволит ученику успешно изучать химию в старших классах.  Поэтому необходимо систематическое отслеживание уровня усвоения материала и своевременная коррекция.

Предлагаемая система многовариантного дифференцированного контроля знаний учащихся на начальном  этапе изучения химии (8 класс) включает три программы: многовариантные самостоятельные работы базового уровня, программа «Шаги к успеху» и программа «Тетрадь для пятерок».

Предлагаемая система многовариантных самостоятельных работ позволяет успешно справиться с поставленными задачами. На протяжении учебного года учащимся предлагается выполнить 25 самостоятельных работ. Преимуществом данной формы работы является рациональное использование учебного времени, возможность оперативного отслеживании уровня усвоения материала каждым учеником, построение индивидуальной образовательной траектории ученика.

Самостоятельные работы выполняются учениками в отдельной тетради, которая хранится у учителя и выдается во время проведения работ. Каждому ученику присваивается номер, которому будут соответствовать номера карточек с заданиями на протяжении всего учебного года. Карточки с заданиями работ вклеиваются в тетрадь. В  самостоятельных работах  идентичные задания повторяются через определенное число карточек от 4 до 12. Каждый раз повторяемость карточек меняется, что исключает элемент списывания и заставляет учащихся систематически выполнять домашние  задания. Большинство работ составлено с использованием пособий «Задачник по химии: 8 класс» (авторы Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.) и «Малый химический тренажер», это побуждает учеников выполнять дома не только то, что задано на дом учителем, но и другие задания из пособий.

В начале учебного года основная цель – формирование у учащихся умения отвечать на конкретный вопрос, выделять существенные признаки явлений. С этой целью работы №1, 2, 4 предусматривают табличное оформление ответа. Систематическое использование данной методики сводит к минимуму время на инструктаж перед выполнением работы.

При выполнении работ следует обращать внимание учеников на соблюдения правил оформления. Единообразное оформление значительно сокращает время на проверку работ и приучает учеников грамотно  и в соответствующей последовательности выполнять задания. Перед проверкой учитель  группирует одинаковые работы в соответствии с таблицей. Выполнение этих несложных требований позволят свести до минимума время на проверку работ.

 Предлагаемая система многовариантных самостоятельных работ успешно реализуется  при преподавании химии МОУ «Гимназия №1» города Печоры  на протяжении 2006-2007 и  текущем учебном году.


  1. Система

многовариантных самостоятельных работ

Самостоятельная работа №1

Тема: Физические и химические явления.

 Цели:

  1. Совершенствовать умение различать физические и химические явления.
  2. Расширить представления о химических явлениях.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 5 минут

Задание:

Вариант 1:

  1. В ряду явлений выпишите «лишнее»: горение спички, ржавление железа, притяжение железа за магнитом, взрыв динамита, помутнение известковой воды при пропускании через нее углекислого газа.
  2. Мы последовательно провели следующие операции:
  1. сконденсировали водяной пар в жидкую воду;
  2. полученную воду разлили в две пробирки;
  3.  воду в одной из пробирок заморозили, образовался кусочек льда;
  4. лед уронили, он разбился, и получилось несколько ледышек;
  5. в другую пробирку добавили соду (для увеличения электропроводности) и пропустили электрический ток, в результате чего произошло разложение воды на водород и кислород.

Укажите среди осуществленных нами: физические и химические явления.

Вариант 2:

  1. В ряду явлений выпишите «лишнее»: горение бензина, испарение воды, потемнение серебряных предметов при хранении, взрыв динамита, скисание молока.
  2. Мы последовательно провели следующие операции:
  1. кусочек свинца зубилом разделили на два кусочка;
  2. один из кусочков расплавили;
  3. расплавленный свинец вылили в алюминиевую ложку;
  4. дали свинцу затвердеть и сделали из него рыболовное зубило.
  5. другой кусочек свинца бросили в азотную кислоту, и он «исчез», при этом выделился бурый газ.

Укажите среди осуществленных нами: физические и химические явления.

Образец карточки (вклеивается в тетрадь):

Самостоятельная работа №1

Физические и химические явления.

Вариант

1.

2.

Физические процессы

Химические процессы

Самостоятельная работа №2

Тема: Химические элементы

 Цели:

  1. Проверить знание названий, символов и произношения символов химических элементов.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Тип работы: Работа с индивидуальной таблицей.

Задание: Заполнить таблицу, вписав в пустые ячейки символы, названия элементов и произношение символов элементов.

Образец карточки:

Самостоятельная работа №2

Знаки химических элементов

символ

элемент

Произношение

P

Медь

Хлор

C

Магний

Ag

Феррум

Кремний

S

Аш

Кислород

Бром

Νa

кальций

алюминий

эн

Самостоятельная работа №3

Тема: Химические знаки и формулы

 Цели:

  1. Закрепить понятия: химический элемент, химическая формула, индекс.
  2. Совершенствовать умение различать понятия: химический элемент, простое вещество, атом химического элемента
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание: Используя химический тренажер ДМ №2 определить, что обозначают записи.

Образец карточки:

Самостоятельная работа №3

Химические знаки и формулы

Карточка №1

Определить, что означают записи, приведенные в тренажере (ДМ №2) вариант №1.

Самостоятельная работа №4

Тема: Химические формулы

 Цели:

  1. Закрепить понятия: химический элемент, химическая формула, индекс.
  2. Совершенствовать умение определять количественный и качественный состав веществ.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

Вариант 1

  1. Из приведенных формул выпишите формулы простых веществ: Zn, HCl, Cl2, CaCO3, SO2, O2, O3, ZnO, Νa2SiO3.
  2. Опишите качественный и количественный состав вещества: CaCO3 - карбонат кальция.

Вариант 2

  1. Из приведенных формул выпишите формулы сложных веществ: ΝaCl, K2CO3, O2, MgO, Cu, S8, Fe2O3, FeSO4, K.
  2. Опишите качественный и количественный состав вещества: AgΝO3 – нитрат серебра.

Образец бланка ответа:

Самостоятельная работа №4

Химические формулы

Вариант 1

1.

2. Качественный состав

Количественный состав

Самостоятельная работа №5

Тема: Относительная молекулярная масса

 Цели:

  1. Первичное закрепление расчета относительной молекулярной массы.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.
  3. Закрепить знания о химических элементах.
  4. Развивать умение работать с периодической системой.

Время выполнения: 5-7 минут

Задание:

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-34, 1-35

№ карточки

задание

вещество

ответ

1

9

17

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-34 а)

SO2

88

2

10

18

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-34 б)

SO3

160

3

11

19

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-34 в)

SCl2

103

4

12

20

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-34 г)

SF6

146

5

13

21

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-35 а)

FeO

88

6

14

22

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-35 б)

Fe2O3

160

7

15

23

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-35 в)

Fe3O4

232

8

16

24

«Задачник по химии 8 класс» стр. 10 №1-35 г)

FeS2

120

Образец карточки:

Самостоятельная работа №5

Относительная молекулярная масса

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 10 №1-34 а)

Самостоятельная работа №6

Тема: Массовая доля элемента в веществе

 Цели:

  1. Совершенствовать умение рассчитывать относительную молекулярную массу соединения, массовую долю элемента в веществе.
  2. Закрепить знания о химических элементах.
  3. Развивать умение работать с периодической системой.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

№ карточки

задание

вещество

ответы

1

9

17

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-40 а)

Al2O3

102

52.94%, 47.06%

2

10

18

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-40 б)

P2S5

222

27.93%,72.07%

3

11

19

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-40 в)

Fe3O4

232

72.41%, 27.59%

4

12

20

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-40 г)

Al4C3

144

75%, 25%

5

13

21

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-41 а)

FeS2

120

46.67%, 53.33%

6

14

22

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-41 б)

Ag2O

232

93.10%, 6.90%

7

15

23

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-41 в)

CuCl2

135

47.41%, 52.59%

8

16

24

«Задачник по химии 8 класс» стр. 11 №1-41 г)

Ca3Ν2

148

81.08%, 18.92%

Образец карточки:

Самостоятельная работа №6

Массовая доля элемента в веществе

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 10 №1-40 а)


Самостоятельная работа №7

Тема: Валентность химических элементов

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять валентность элементов в бинарных соединениях и составлять формулы по валентности.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

  1. Используя химический тренажер ДМ №3 составить формулы веществ (одна из строк тренажера - 4 вещества).
  2. Используя химический тренажер ДМ №4 определить валентности элементов в веществах (одна из строк тренажера - 5 веществ).

№ карточки

Задание №1

Задание №2

1

11

21

ДМ №3 первая строка

ДМ №4 десятая строка

2

12

22

ДМ №3  вторая строка

ДМ №4 девятая строка

3

13

23

ДМ №3 третья строка

ДМ №4восьмая строка

4

14

24

ДМ №3 четвертая строка

ДМ №4 седьмая строка

5

15

25

ДМ №3 пятая строка

ДМ №4 шестая строка

6

16

26

ДМ №3 шестая строка

ДМ №4 пятая строка

7

17

27

ДМ №3 седьмая строка

ДМ №4 четвертая строка

8

18

28

ДМ №3 восьмая строка

ДМ №4 третья строка

9

19

29

ДМ №3 девятая строка

ДМ №4 вторая строка

10

20

30

ДМ №3 десятая строка

ДМ №4 первая строка

Образец карточки:

Самостоятельная работа №7

Валентность химических элементов

Карточка №1

1. Составить формулы веществ, приведенных в первой строке ДМ №3.

2. Определить валентность элементов в веществах, приведенных в десятой строке ДМ №4.

Самостоятельная работа №8

Тема: Химические уравнения

 Цели:

  1. Совершенствовать умение расставлять коэффициенты в уравнениях реакций.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание:

№ карточки

Задание 1

Задание 2

1

13

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 б), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-5 а)

2

14

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 в), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-6а)

3

15

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 б), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-7а)

4

16

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 в), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-5 б)

5

17

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 б), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-6 б)

6

18

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 в), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-7 б)

7

19

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 б), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-5 а)

8

20

«Задачник по химии 8 класс» стр. 22 №2-3 в), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-6а)

9

21

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 22 №2-3 б), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-7а)

10

22

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 22 №2-3 в), реакции 1-4

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-5 б

11

23

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 22 №2-3 б), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-6 б)

12

24

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 22 №2-3 в), реакции 5-8

«Задачник по химии 8 класс» стр. 23 №2-7 б)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №8 Химические уравнения

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

1. стр. 22 №2-3 б), реакции 1-4

2. стр. 23 №2-5 а)

Самостоятельная работа №9

Тема: Соотношение количеств веществ в реакциях

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять соотношение количеств веществ в реакциях.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 7 минут

Задание:

№ карточки

задание

1

9

17

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 27 №2-29 а)

2

10

18

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 27 №2-29 б)

3

11

19

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 27 №2-29 в)

4

12

20

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 27 №2-29 г)

5

13

21

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 28 №2-30 а)

6

14

22

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 28 №2-30 б)

7

15

23

«Задачник по химии 8 класс» стр. 28 №2-30 в)

8

16

24

«Задачник по химии 8 класс» стр. 28 №2-30 г)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №9 Соотношение количеств веществ в реакциях

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 27 №2-29 а)

Самостоятельная работа №10

Тема: Расчеты по уравнениям реакций

 Цели:

  1. Совершенствовать умение решать расчетные задачи.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

№ карточки

Исходное вещество 1

Продукт

формула

ν, моль

M, г/моль

m, г

формула

ν, моль

M, г/моль

m, г

1, 8, 15, 22, 29

Ca

0.3

40

12

CaO

0.3

56

16.8

2, 9, 16, 23, 30

Cu

0.25

64

16

CuO

0.25

80

20

3, 10, 17, 24

Li

1.2

7

8.4

Li2O

0.6

30

18

4, 11, 18, 25

Mg

0.7

24

16.8

MgO

0.7

40

28

5, 12, 19, 26

C

0.65

12

7.8

CO

0.65

28

18.2

6, 13, 20, 27

P

0.9

31

27.9

P2O5

0.45

152

68.4

7, 14, 21, 28

Al

1.2

27

32.4

Al2O3

0.6

102

61.2

Пример задачи: Какова масса оксида кальция, образовавшегося при взаимодействии 12 г кальция с кислородом?

Самостоятельная работа №11

Тема: Способы выражения концентрации растворов

 Цели:

  1. Совершенствовать умение рассчитывать массовую долю растворенного вещества и молярную концентрацию.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание:

№ карточки

вещество

данные

ответы

Промежуточные расчеты

m(Н2О), г

mр.в., г

, г/мл

, %

с, моль/л

Мр.в

m(р-ра)

1, 9, 17, 25

AgΝO3

60

15

1.1942

20

1.40

170

75

2, 10, 18, 26

AlCl3

134

24

1.1491

16

0.77

240

150

3, 11, 19, 27

BaCl2

85.4

30

1.2793

26

1.60

208

115.4

4, 12, 20, 28

CaCl2

237

52

1.1982

18

1.94

111

289

5, 13, 21, 29

CuSO4

675

75

1.107

10

0.69

160

750

6, 14, 22, 30

FeSO4

330

45

1.1220

12

0.89

152

375

7, 15, 23

KCl

226

60

1.1623

24

3.74

74.5

250

8, 16, 24

K2CO3

48

32

1.4141

40

4.10

138

80

Образец карточки:

Самостоятельная работа №11

Способы выражения концентрации растворов

Карточка №1

Дано: AgΝO3 m(Н2О)=60 г; mр.в. =15 г;  =1.1942 г/мл

Найти: , %; с, моль/л

Самостоятельная работа №12

Тема: Решение расчетных задач с применением закона Авогадро

 Цели:

  1. Совершенствовать умение решать расчетные задачи с применением закона Авогадро.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 12 минут

№ карточки

Исходное вещество 1

О2

СО2

формула

ν, моль

V, л

ν, моль

m, г

ν, моль

V, л

1, 8, 15, 22, 29

CH4

1,25

28

2,5

80

1,25

28

2, 9, 16, 23, 30

C2H6

2,75

61,6

8,25

264

5,5

123,2

3, 10, 17, 24

C2H4

4,15

92,96

12,45

398,4

8,3

185,92

4, 11, 18, 25

C2H2

2,80

62,72

7

224

5,6

125,44

5, 12, 19, 26

C3H8

0,85

19,04

4,25

136

2,55

57,12

6, 13, 20, 27

C3H6

3,25

72,8

14,625

468

9,75

218,4

7, 14, 21, 28

C3H4

2,30

51,52

9,2

294,4

6,9

154,56


Образец карточки:

Самостоятельная работа №12

Решение расчетных задач с применением закона Авогадро

Карточка № 1

Горению газа метана соответствует схема реакции:

СН4 + О2  СО2 + Н2О.

Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Вычислите массу кислорода и объем оксида углерода (IV), участвующих в реакции, если было сожжено 28 литров метана (н.у.).

Самостоятельная работа №13

Тема: Классификация и номенклатура неорганических веществ

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять, к какому классу относятся вещества.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание: Работа с химическим тренажером ДМ №6. Определить, к каким классам относятся вещества вашего варианта, назвать вещества.

Образец карточки:

Самостоятельная работа №13

Классификация и номенклатура неорганических веществ

Карточка №1

Для веществ, приведенных в  варианте №1 ДМ №6 определить класс, к которому относятся вещества.

Самостоятельная работа №14

Тема: Названия кислот и кислотных остатков

 Цели:

  1. Проверить знание названий кислот и кислотных остатков.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Индивидуальная карточка вклеивается в тетрадь.

Задание: Заполнить таблицу, вписав формулы, названия кислот и кислотных остатков в пустые ячейки.

Образец карточки:


Формула кислоты

Название кислоты

Название соли

HΝO3

Фосфорная

Сульфат

HBr

Соляная

Карбонат

HI

Сернистая

Фторид

H2SiO3

Самостоятельная работа №15

Тема: Номенклатура солей. Вывод формул солей.

 Цели:

  1. Совершенствовать умение составлять формулы солей.
  2. Проверить знание названий кислотных остатков.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут. Индивидуальная карточка вклеивается в тетрадь.

Задание: Вывести формулы солей образованные металлами, записанными в первой строке и кислотными остатками, приведенными в первом столбце.

Образец карточки:

Самостоятельная работа №15

Номенклатура солей. Вывод формул солей.

Νa

Al

Ca

Cl

SO4

CO3

Самостоятельная работа №16

Тема: Химические свойства оксидов

 Цели:

  1. Совершенствовать умение составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства оксидов.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Образец карточки:

Самостоятельная работа №16

Химические свойства оксидов

Карточка №1

Продолжить уравнения возможных реакций, назвать все вещества.

  1. Νa2O + H2O →
  2. CO2 + H2O →
  3. Al2O3 + HCl →
  4. ΝaOH + CO2 →

Самостоятельная работа №17

Тема: Химические свойства кислот

 Цели:

  1. Совершенствовать умение составлять уравнения реакций.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание:

№ карточки

Задание

1

4

7

10

13

16

19

22

25

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 61 № 5-88, а)

2

5

8

11

14

17

20

23

26

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 61 № 5-88, б)

3

6

9

12

15

18

21

24

27

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 61 № 5-88, в)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №17

Химические свойства кислот

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 61 № 5-88, а)

Самостоятельная работа №18

Тема: Химические свойства оснований

 Цели:

  1. Совершенствовать умение составлять уравнения реакций.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

№ карточки

Задание

1

10

19

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-51, 1 столбик

2

11

20

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-51, 2 столбик

3

12

21

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-51, 3 столбик

4

13

22

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-52, 1 столбик

5

14

23

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-52, 2 столбик

6

15

24

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-52, 3 столбик

7

16

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-53, 1 столбик

8

17

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-53, 2 столбик

9

18

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 58 №5-53, 3 столбик

Образец карточки:

Самостоятельная работа №18

Химические свойства оснований

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 58 №5-51, 1 столбик

 

Самостоятельная работа №19

Тема: Способы получения солей

 Цели: - Совершенствовать умение составлять уравнения реакций.

  1. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание: Как можно большим числом способов получить соль:

№ карточки

соль

1

8

15

22

29

Νa2CO3

2

9

16

23

30

CaSO4

3

10

17

24

FeCl2

4

11

18

25

K3PO4

5

12

19

26

CuSO4

6

13

20

27

K2S

7

14

21

28

ZνCl2

Образец карточки:

Самостоятельная работа №19

Способы получения солей

Карточка №1

Как можно большим числом способов получить соль карбонат натрия.

Самостоятельная работа №20

Тема: Генетическая связь между классами неорганических веществ

 Цели:

  1. Совершенствовать умение составлять уравнения реакций.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание:

№ карточки

Задание

1

10

19

28

«Задачник по химии 8 класс», стр. 65 №5-123 а)

2

11

20

29

«Задачник по химии 8 класс», стр. 65 №5-123 б)

3

12

21

30

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-123 г)

4

13

22

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-123 д)

5

14

23

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-123 е)

6

15

24

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-124 а)

7

16

25

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-124 б)

8

17

26

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-124 в)

9

18

27

«Задачник по химии 8 класс», стр. 66 №5-124 г)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №20

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»,

стр. 65 №5-123 а)

Самостоятельная работа №21

Тема: Решение расчетных задач

 Цели:

  1. Совершенствовать умение проводить расчеты по уравнению реакции.
  2. Совершенствовать умение составлять уравнения реакций.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 15 минут

Задание:

№ карточки

задание

1

5

9

13

14

21

25

29

«Задачник по химии 8 класс» стр.60 № 5-74

2

6

10

14

18

22

26

30

«Задачник по химии 8 класс» стр.62 № 5-97

3

7

11

15

19

23

27

«Задачник по химии 8 класс» стр.60 № 5-75

4

8

12

16

20

24

28

«Задачник по химии 8 класс» стр.62 № 5-98

Решения задач:

№ 5-74

К 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия прибавили в стехиометрическом соотношении азотную кислоту. Вычислите массу образовавшейся соли.

ΝaOH + HΝO3  ΝaΝO3 + H2O

m(ΝaOH)=40 г

M(ΝaOH)= 40 г/моль

ν(ΝaOH)= 1 моль

ν(ΝaΝO3)= 1 моль

M(ΝaΝO3)= 85 г/моль

m(ΝaΝO3)= 85 г

№ 5-75

К 126 г 25%-ного раствора азотной кислоты добавили в стехиометрическом соотношении гидроксид калия. Вычислите массу образовавшейся соли.

KOH + HΝO3  KΝO3 + H2O

m(HΝO3)= 31.5 г

M(HΝO3)= 63 г/моль

ν(HΝO3)= 0.5 моль

ν(KΝO3)= 0.5 моль

M(KΝO3)= 101 г/моль

m(KΝO3)= 50,5 г

№ 5-97

К 65 г 10%-ного раствора азотной кислоты добавили гидроксид калия в стехиометрическом соотношении. Вычислите массу образовавшейся соли.

KOH + HΝO3  KΝO3 + H2O

m(HΝO3)= 6,5 г

M(HΝO3)= 63 г/моль

ν(HΝO3)= 0,103 моль

ν(KΝO3)= 0,103 моль

M(KΝO3)= 101 г/моль

m(KΝO3)= 10,42 г

№ 5-98

К 365 г 5%-ного раствора соляной кислоты прибавили гидроксид лития в стехиометрическом соотношении. Вычислите массу образовавшейся соли.

LiOH + HCl  LiCl + H2O

m(HCl)= 18,25 г

M(HCl)= 36,5 г/моль

ν(HCl)= 0,5 моль

ν(LiCl)= 0,5 моль

M(LiCl)= 42,5 г/моль

m(LiCl)= 21,25 г

Образец карточки:

Самостоятельная работа №21 Решение расчетных задач

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 60, № 5-74

Самостоятельная работа №22

Тема: Состав атома

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять состав атома.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 7 минут

Задание:

№ карточки

Задание

1

11

21

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 а), к)

2

12

22

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 б), и)

3

13

23

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 в), ж)

4

14

24

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 г), з)

5

15

25

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 д), е)

6

16

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 е), а)

7

17

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 ж), б)

8

18

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 з), в)

9

19

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 и), г)

10

20

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 73, № 6-1 к), д)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №22 

Состав атома

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 73, № 6-1 а), к)

Самостоятельная работа №23

Тема: Распределение электронов в атомах элементов

 Цели:

  1. Совершенствовать умение записывать электронную формулу атома.
  2. Проверить знание последовательности заполнения электронами орбиталей.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 7 минут

Задание: Изобразить электронную конфигурацию атома, укажите тип (s-, p-, d-) элементов.

№ карточки

Задание

1

9

17

25

Νa

2

10

18

26

Cl

3

11

19

27

Mg

4

12

20

28

S

5

13

21

29

Al

6

14

22

30

Ar

7

15

23

P

8

16

24

Si

Образец карточки:

Самостоятельная работа №23

Распределение электронов в атомах элементов

Карточка №1

Изобразите электронную конфигурацию атомов, укажите тип (s-, p-, d-) элемента № 11


Самостоятельная работа №24

Тема: Степень окисления

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять степень окисления элемента в соединении.
  2. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 7 минут

Задание:

№ карточки

Задание

1

6

11

16

21

26

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 1.

2

7

12

17

22

27

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 2.

3

8

13

18

23

28

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 3.

4

9

14

19

24

29

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 4.

5

10

15

20

25

30

«Задачник по химии 8 класс» стр. 86 № 7-24 строка 5.

Образец карточки:

Самостоятельная работа №24 

 Степень окисления

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

стр. 86 № 7-24 строка 1.

Самостоятельная работа №25

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

 Цели:

  1. Совершенствовать умение определять степень окисления элемента в соединении.
  2. Совершенствовать умение описывать сущность ОВР методом электронного баланса.
  3. Проанализировать уровень усвоения материала.

Время выполнения: 10 минут

Задание:

№ карточки

Задание 1

Задание 2

1

9

17

25

«Задачник» стр. 90 № 7-36 а)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 д)

2

10

18

26

«Задачник» стр. 90 № 7-36 б)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 в)

3

11

19

27

«Задачник» стр. 90 № 7-36 в)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 б)

4

12

20

28

«Задачник» стр. 90 № 7-36 г)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 а)

5

13

21

29

«Задачник» стр. 90 № 7-36 а)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 а)

6

14

22

30

«Задачник» стр. 90 № 7-36 б)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 б)

7

15

23

«Задачник» стр. 90 № 7-36 в)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 в)

8

16

24

«Задачник» стр. 90 № 7-36 г)

«Задачник» стр. 91 № 7-42 д)

Образец карточки:

Самостоятельная работа №25

Окислительно-восстановительные реакции

Карточка №1

«Задачник по химии 8 класс»

  1. стр. 90 № 7-36 а)
  2. стр. 91 № 7-42 д)

В приложении 1 приведены раздаточные карточки и бланки ответов для проведения самостоятельных работ по предлагаемой методике.


2. ПРОГРАММА  «ШАГИ К УСПЕХУ»

Направление «Шаги к успеху» служит для коррекции и систематизации знаний учеников, отсутствовавших из-за болезни, или испытывающих затруднения при изучении учебного материала. Ученику по его желанию выдается инструктивный лист, на котором поэтапно изложены темы, требования к усвоению и примерные задания, направленные на ликвидацию пробелов. Выполнение всех шагов гарантирует усвоение материала на базовом уровне.

Разработаны и активно применяются «Шаги к успеху» по следующим темам:

  1. «Первоначальные химические понятия»
  2. «Классы неорганических веществ»
  3.  «Строение атома»

Инструктивный лист сопровождается инструкцией по выполнению и пожеланиями успеха:

Полное и тщательное выполнение всех шагов обязательно приведет к успеху любого ученика. Переходить к следующему шагу можно лишь после того, как хорошо усвоен предыдущий.

Желаю успехов.

ПРОГРАММА «ВОСЕМЬ ШАГОВ К УСПЕХУ»  ПО ТЕМЕ  

«ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ»

Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Символы химических элементов

Знать наизусть символы химических элементов, названия и произношение (стр. 24 учебника)

Записать символы, названия и произношение элементов.

Шаг 2

Простые и сложные вещества.

Различать простые и сложные вещества. Знать наизусть формулы простых веществ двухатомных молекул: H2, Cl2, F2, N2, O2, Br2, I2.

Записать формулы простых веществ, образованных элементами: сера, железо, натрий,  азот, калий, кислород, водород.

Шаг 3

Металлы и неметаллы.

Запомнить важнейшие неметаллы (отметить себе в периодической системе):

H, B, C, N, O, F, Si, P, S, Cl, I.

Распределите элементы на металлы и неметаллы: калий, фосфор, алюминий, железо, сера, кальций, водород, никель. Запишите формулы простых веществ, образованных этими элементами.

Шаг 4

Валентности элементов.

Запомнить валентности важнейших элементов: водород - I, кислород – II.

Составить таблицу-памятку «валентности элементов».

Уметь пользоваться памяткой.

Шаг 5

Определение валентности элементов по формуле.

Изучить алгоритм на стр. 53 учебника. Научиться применять его для расчетов.

Определить валентности элементов в веществах (задачник №1-69).

Шаг 7

Составление химических формул по валентности.

Изучить алгоритм на стр. 54 учебника. Изучить и понять правила составления формул веществ на стр 53-54.

Составить формулы веществ по валентности (задачник №1-70)

Шаг 8

Расстановка коэффициентов в уравнениях реакций.

Изучить алгоритм составления уравнений химических реакций стр. 65-66 учебника. Научиться применять алгоритм.

Преобразуйте схемы в уравнения реакций (расставьте коэффициенты) задачник № 2-3, 2-5, 2-6 и т.д. (чем больше, тем лучше).

ПРОГРАММА «ШАГИ К УСПЕХУ»

ПО ТЕМЕ «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Номенклатура кислот и кислотных остатков

Знать наизусть названия кислот и кислотных остатков.

Записать формулу, название кислоты и название кислотного остатка.

Шаг 2

Классификация  неорганических веществ.

1. Знать отличительные признаки классов.

2. Уметь определять класс веществ по формулам и по названию.

Определить класс, к которому относятся вещества, назвать их (Химический тренажер, учебник стр. 123-124)

Шаг 3

Составление формул неорганических веществ.

Уметь составлять формулы оксидов, солей и оснований с учетом валентности.

Составить формулы веществ:  гидроксид калия, нитрат цинка, сульфат кальция, фосфат натрия, хлорид алюминия и т.д.

Шаг 4

Составление генетических рядов металлов и неметаллов.

Простое вещество → оксид → гидроксид → соль. Уметь составлять генетические ряды для металлов и неметаллов.

Составить генетический ряд, основоположником которого является: сера, натрий, цинк, фосфор, углерод, алюминий.

Шаг 5

Составление уравнений реакций, подтверждающих превращения внутри генетических рядов.

Уметь оставлять уравнения реакций:

1. Простое вещ-во + О2 → оксид

2. Оксид + Н2О → гидроксид (кислота или основание)

3. основание + кислота → соль + Н2О

Для ранее составленных генетических рядов уметь составлять уравнения реакций.

Шаг 6

Составление уравнений реакций, протекающих между представителями разных генетических рядов.

Уметь составлять уравнения реакций:

1. Ме + кислота

2. осн. Оксид + кислота

3. основание + кислота

4. осн. Оксид + кисл. оксид

5. основание + кисл. оксид

Знать условия протекания данных реакций.

Получить соль, используя уравнения реакций между представителями разных генетических рядов: карбонат калия, фосфат натрия, сульфат алюминия.

Шаг 7

Составление уравнений реакций обмена.

1. Знать условия протекания реакций обмена: осадок или газ.

2. Уметь составлять уравнения реакций:

Кислота + соль →

Соль + соль →

Щелочь + соль →

Знать условия их протекания.

Составить уравнения реакций между:

а) нитратом меди (II) и гидроксидом калия

б) хлоридом алюминия и нитратом серебра

в) серной кислотой и сульфитом калия.

Шаг 8

Свойства неорганических веществ.

Иметь целостное представление о возможности протекания реакций между веществами.

Составить уравнения реакций между веществами, взятыми попарно: магний, соляная кислота, гидроксид калия, сульфат меди (II), оксид углерода (IV),  оксид калия.


ШАГИ К УСПЕХУ по теме  «Строение атома»

Тема

Требования к усвоению

Примерные задания

Шаг 1

Состав атома

Знать частицы, входящие в состав атома и уметь, используя периодическую таблицу определять число протонов, нейтронов и электронов в атоме.

p+=Z, e-=Z, n0=A-Z (Z – порядковый номер, А – атомная масса)

Определить число протонов, нейтронов и электронов в атомах Al, K, Zn, P.

Шаг 2

Атомные орбитали

Знать определение атомной орбитали, знать типы орбиталей (s-, p-, d-, f-орбиталь) и формы s–, p- орбиталей. Знать число электронов на орбитали и уметь изображать орбитали графически (клеточками).

Что означают записи: s1, p4, d7, s2, p2?

Шаг 3

Энергетические уровни

Знать определение энергетического уровня, уметь рассчитывать по формуле число орбиталей на уровне (N=2n2). 

Сколько электронов может располагаться на втором уровне?  Какие орбитали они занимают? Что означают записи: 2s, 3d, 5p, 4s, 1s.

Шаг 4

Принцип заполнения электронами орбиталей

Уметь формулировать принцип наименьшей энергии. Наизусть знать порядок заполнения электронами орбиталей.

1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d10 4p6 5s2 4d10 5p6 6s2

Записать порядок заполнения электронами орбиталей, уметь объяснять, почему именно так располагаются орбитали в ряду.

Шаг 5

Электронная конфигурация атома

Уметь записывать электронную конфигурацию атома в соответствии с порядком заполнения электронами орбиталей.           S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p4

Записать электронную конфигурацию атома Na, P, O, Li.

Шаг 7

Распределение электронов по энергетическим уровням

Зная максимально возможное число электронов на уровне, и используя электронную конфигурацию атома, уметь рассчитывать число электронов на уровне для конкретного атома.

S +16 )   )   )

          2  8  6

Записать распределение электронов по энергетическим уровням в атомах Na, P, O, Li.

Шаг 8

Характер элемента: металл - неметалл

Знать что у атомов металлов на внешнем уровне 1-2 электрона, у неметаллов 3 и более.

У атома S на внешнем уровне 6 электронов, значит сера – неметалл.

Определить характер элементов  Na, P, O, Li.

Шаг 9

Электронно-графическая формула атома

Уметь записывать электронно-графическую формулу атома.

Записать электронно-графическую формулу атомов Na, P, O, Li.

Шаг 10

Семейства элементов

Знать, что семейство элемента определяется типом орбитали, на которой располагается самый последний электрон.

В атоме S последний электрон располагается на р-орбитали, значит S это р-элемент

Определить семейство элементов  Na, P, O, Li.

Шаг 11

Конфигурации ионов

Знать, что отрицательный заряд означает избыток электронов по сравнению с атомом, а положительный заряд – недостаток электронов.

Ион S2-имеет на два электрона больше, чем атом серы, то есть в нем 16+2=18 электронов. Электроны располагаются в соответствии с принципом наименьшей энергии: S 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6

Определить конфигурации ионов  Na+, O2-, Li+.


3. ПРОГРАММА «ТЕТРАДЬ ДЛЯ ПЯТЕРОК»

Программа «Тетрадь для пятерок» позволяет осуществлять систематическую работу с учениками, успешно усваивающими программу. Непременным условием получения «Тетради для пятерок» является отличное выполнение базовой части программы. В отдельной тетради ученикам предлагается выполнять развивающие задания повышенной сложности. Любое выполненное задание из этой тетради может быть оценено только отличной оценкой. В тетради ведется диалог учителя и одаренного ученика, позволяющий осуществлять подготовку к олимпиадам, интеллектуальным марафонам, конференциям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / Кузнецова Н.Е., Титова И.М. и др. – 2-е изд., перераб. – Вентана-Граф, 2004.
  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. Задачник по химии: 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Титова И.М. Малый  химический тренажер.  М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. М.В. Зуева, Н.Н. Гара   Контрольные и проверочные работы по химии.  8 - 9 кл. Метод. пособие.  – М.: Дрофа, 2000.
  5. Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. «Сборник задач для проведения устного экзамена по химии за курс основной школы». 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
  6. Гольдфарб Я. Л. и др. Химия. Задачник. 8 – 11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1999.
  7. Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для средней школы. – М.: Оникс, 2000.
  8. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
  9. Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия: Сборник задач. 8-9 классы. – М. АСТ-ПРЕСС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов дистанционного обучения при использовании системы СИНТЕЗ для контроля знаний учащихся по химии

Среди проблем, которые оказывают существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают проверка и оценка знаний учащихся. Действительно, проверка и оценка зн...

Зачеты как форма дифференцированного контроля знаний учащихся

На зачетах осуществляется коррекция знаний, обобщение и некоторое углубление пройденного материала, осуществляется дифференцированный контрользнаний и умений обучающихся....

Индивидуальный дифференцированный контроль знаний учащихся

Рассматриваются примеры тематических индивидуальных разноуровневых контрольных работ по алгебре и началам анализа для классов естественно-научного профиля, предназначенных для организации дифференциро...

Дифференцированный контроль знаний обучающихся

в статье рассмотрены некоторые вопросы по дифференцированному контролю знаний учащихся...

Образовательный проект "Шаги к успеху" (Система подготовки к ЕГЭ)

Образовательный проект "Шаги к успеху"  (Система подготовки к ЕГЭ по физике) принял участие в конкурсе проектов "Мой любимый предмет".   Цель проекта: создание условий для  развити...

Карточка для дифференцированного контроля знаний по развитию речи 8 класс

Карточка для дифференцированного контроля знаний по развитию речи 8 класс...