Главные вкладки

    «Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»
    методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

    Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие "Электроотрицательность", "Ковалентность", "Полярность связи".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_himicheskaya_svyaz.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ №29 «Университетская»

    Морозова Инна Олеговна

    8 класс, общеобразовательный

    УМК Новошинский И.И. Учебник

    Тема урока: «Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

    Цель урока: ввести понятие «химическая связь»;  

    Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. изучить механизм образования ковалентной химической связи;
    2. научиться составлять электронные формулы молекул веществ;
    3. ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.

    Развивающие:

    1. закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
    2. формировать умения написания электронных формул веществ;
    3. формировать умения определять вид ковалентной связи.

    Воспитательные:

    1. воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование и реактивы:

    1. периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
    2. учебник;
    3. презентация
    4. компьютер

    Ход урока:

    Этапы урока

    Содержание урока

    Актуализация знаний

    Постановка цели

    Введение понятия ЭО

    Выводы по этапу

    Закрепление по этапу

    Введение понятия химическая связь

    Введение понятия ковалентная связь

    Введение понятия ковалентная неполярная связь

    Введение понятия ковалентная полярная связь

    Подведение итогов по этапу

    Закрепление

    Задание на дом

    1. Химический диктант (устно, фронтально)
    2. решить задачу (у доски)

    Cl2O3 – формула оксида, которую мы с вами сейчас составили на основе валентности. Что такое валентность?

    Следовательно, атомы в молекуле связаны. Возникает вопрос: Как   атомы  соединяются в молекулы? Вот на этот вопрос мы с вами и постараемся найти ответ. Но для этого необходимо познакомиться с еще одной характеристикой атома – электроотрицательностью.

    это способность атомов элемента притягивать к себе электроны, связывающие их с другими атомами.

    Рассмотрим значение электроотрицательности химических элементов второго периода.

    Перед вами таблица, в которой показаны значения ЭО элементов второго периода. Посмотрите внимательно:

    1. Как изменяется значение электроотрицательности в этом ряду?
    2. Почему значение ЭО увеличивается слева на право?

    Чтобы ответить на второй вопрос, нам нужно рассмотреть строение их атомов, т.к. строение определяет свойства.

    Определите заряды ядра и нарисуйте электронные конфигурации атомов 2 периода.

    В чем сходство в строении всех этих атомов?

    В чем различие в строении всех этих атомов?

    Итак, мы с вами видим, что у всех атомов элементов 2 периода имеется два энергетических уровня и разное кол-во электронов на внешнем энергетическом уровне.

    Как это может повлиять на значение ЭО?

    Атом лития находится в начале периода: на внешнем слое – 1 е, в ядре – 1р, радиус атома R1. (рассматриваю все элементы до конца периода)

    1. Что вы сейчас наблюдали?
    2. От чего может зависеть изменение электроотрицательности элементов в периоде?

    А) от атомного радиуса;     

     Б) от заряда ядра;

    В) от количества электронов на внешнем энергетическом уровне

    Теперь рассмотрим как изменяется ЭО в подгруппах.

    1. Как изменяется значение электроотрицательности у атомов элементов главных подгрупп в направлении сверху  вниз?
    2. Нарисуйте электронные конфигурации атомов элементов главной подгруппы I группы
    3. Как связано проявление атомами элементов металлических и неметаллических свойств со значением электроотрицательности?

    ЭО зависит от радиуса атома и количества е на внешнем энергетическом уровне. Чем меньше R и больше ∑ валентных е, тем больше ЭО.

    1. Обозначьте с помощью знака >, какой из двух элементов обладает большим значением электроотрицательности. (фронтально по таблице Менделеева)

    2. Расположите предложенные химические элементы в порядке возрастания их электроотрицательности.

    Мg, B, O, K, P, Ca, S, Ag, Al, H.

    (индивидуально, письменно с последующей проверкой)

     Итак, мы выяснили, что одни элементы могут стягивать электроны на себя от других элементов, но  с разной силой. Т.к. каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.

    Следовательно, в молекулах наблюдается такое явление, когда е соседних атомов могут принадлежать сразу двум атомам. Значит атомы связаны и между ними возникает какая-то сила, которая и удерживает эти атомы внутри молекулы.

    Эта сила взаимодействия называется химической связью.

    Существует несколько видов химической связи. Озвучиваю схему, изображенную на слайде. Отмечаю, что вид химической связи зависит от полярности связи, т.е. от разности ЭО и проч. Но в основе любой связи лежит образование общих электронных пар.

        И сейчас мы рассмотрим механизм ковалентной связи.

    Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называется атомной или ковалентной

     

    Возьмем атом водорода. У него на внешнем энергетическом уровне находится 1е. До завершения уровня не хватает 1е. Следовательно, Н, чтобы перейти в стабильное состояние должен где-то взять этот е. Поэтому он берет его у другого атома Н.

    Н : Н

    Но Δ Э.О. = 2,1 – 2,1 = 0

    Значит, когда е оказываются между атомами, то они с одинаковой силой притягиваются к ядрам обоих атомов. И в какой-то момент е одного атома переходит на орбиталь другого атома и наоборот. Между атомами возникает химическая связь.

    Можно ли сказать, что е принадлежит одному атому?

    Вот такой вид связи называется ковалентной неполярной связью.

    Аналогично происходит образование связи в молекулах О2, N2 и др.

    Рассмотрим образование связи в молекуле кислорода. Для этого нам нужно научиться писать электронные формулы Льюиса. (ввожу правило октета)

    Составляю на доске электронную формулу кислорода, показываю 2 неспаренных е и объясняю образование кратной связи. Для закрепления прошу составить схему образования молекулы азота.

    Мы сейчас рассмотрели случай, когда образуется молекула простого вещества. Но вокруг нас множество веществ сложного строения. Как в этом случае происходит образование связи?

    Возьмем молекулу хлороводорода. Молекула хлороводорода образована элементами, отличающимися по своей ЭО.

    Δ Э.О. = 2,83 – 2,1 = 0,82

    Что можно сказать о поведении е в этом случае?

    Большая часть электронной плотности смещена к атому хлора. Следовательно,  атом хлора получает заряд частично +, водород – . Значит молекула полярная и мы имеем дело с ковалентной полярной связью.

     

    По схеме обобщаю понятие ковалентная связь.

    Какой тип связи в молекулах веществ?

    1. H2
    2. H2O
    3. NH3
    4. Cl2
    5. H2S

          Напишите электронные формулы этих веществ.

    Составьте электронную схему строения атома серы. Подчеркните валентные электроны и обозначьте их точками вокруг символа элемента. Укажите , сколько электронов атома серы могут участвовать в образовании связей с атомами водорода. Какой тип связи при этом образуется?

    Из следующего ряда:

    F2, NO, NH3, H2O, O2, FeCl3, CO2, Cl2, NaCl, SO2  выпишите формулы соединений, образованных:

    1. Ковалентной полярной связью
    2. Ковалентной неполярной связью

    §14-16

    Упр.3,4 стр.52

    Слайд 2, 3

    Слайд 4

    Слайд 5

    Слайд 6

    Индивидуально в тетрадях

    Слайд 7

    Слайд 8

    Формулируется детьми

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Слайд 12

    Вопрос к классу

    фронтально

    Индивидуально, письменно

    Слайд 13

    Слайд 14

    Слайд 15

    Фронтально, устно

    Слайд 16

    Парная работа с последующим комментированием

    Индивидуальная работа с последующей проверкой в паре

    Слайд 17

    Приложение: презентация http://ifolder.ru/30525743


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»

    Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь"....

    Конснпект урока:"Ковалентная полярная связь 8 класс"

    Методическая разработка урока "Ковалентная полярная связь" 8 класс, в условиях ФГОС....

    Технологическая карта урока по химии 8 класс ФГОС "Ковалентная полярная связь"

    ПредметхимияКласс 8 Тема урока«Ковалентная полярная связь» Тип урокаизучение  и первичное закрепления нового материала.Целиl Сформировать понятия о механизме образования ковалентно...

    Презентация "Ковалентная полярная связь"

    Ковалентная полярная химическая связь. Презентация....

    «Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».

    Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир - сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Зад...

    Конспект урока химии 8 класс "Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная"

    Конспект урока химии по учебнику Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс "Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная"...

    Урок по теме "Ковалентная неполярная связь"

    Рассматривается краткое содержание урока по этапам и видам деятельности...