Главные вкладки

    конспект урока "Игры у периодической системы" (обобщение)
    методическая разработка по химии (8 класс) на тему

    Урок разработан  для УМК Новошинской, но может быть использован для любого учебника. Это урок-игра, сопровождающийся музыкой и красочной презентацией. При проведении урока, являющимся обобщающим в теме "ПЗ и ПС Д.И. Менделеева", использованы загадки. шарады. ребусы, интересные вопросы, требующие знания названий химических элементов. Кроме этого использованы межпредметные связи: литература, биология, физика. Построение урока позволяет нетоько проверить и обобщить знания обучающихся, но и повысить интерес к предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_igry_u_periodicheskoy_sistemy.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Игры у периодической системы

    Цель: В занимательной форме обобщить и закрепить знания о периодическом законе и периодической системе Д.И. Менделеева и строении атома.

    Задачи:

    1. Образовательная - обобщение, закрепление и расширение знаний учащихся о периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строении атома, отдельных элементах.
    2. Развивающая - развитие познавательного интереса учащихся, естественнонаучного мышления и мировоззрения.
    3. Воспитательная - воспитание стремления к получению знаний, трудолюбия, чувства патриотизма и коллективизма.

    Тип урока: урок обобщения (урок-игра)

    Оборудование: презентация, бочонки лото (для жеребьевки и подсчета баллов), компьютер, проектор, музыка.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Добрый день! Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Мы совершим увлекательное путешествие в необычную страну, открытую удивительным человеком – Д.И. Менделеевым. Эта страна находится совсем рядом. Несколько уроков мы с вами знакомились с жителями этой страны, изучали их имена и законы.

     

    Учитель:  Что это за страна?

    Ученики:  Мы изучали Периодическую систему Д.И.Менделеева.

    Учитель:  Совершенно верно. И так как вы старательно вникали во все подробности их жизни, то сегодня Периодический Закон приглашает вас на ежегодный праздник «Игры у Периодической системы».

    (Звучит музыка и демонстрируется 1 слайд)

    Учитель: Ежегодные игры проводятся под девизом: (демонстрация слайда №2 и дети хором читают  «Делу время – потехе час» (деление на команды: две или три)

    Задание №1 « Составь фразу – отгадай ребус»

    И первое задание для нас:

    (слайд 3)

    Ответ: Менделеев – великий русский химик.

    Слайд 4: За какие заслуги Д.И. Менделеев назван великим русским химиком?

    Задание №2 «Угадай-ка» Слайды 5 – 9

    Отгадай ребусы и назовите элементы.

    Другого ничего в природе нет
    Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
    Все - от песчинок малых до планет -
    Из элементов состоит единых
    .

    Ответы:

    1. кислород
    2. сера
    3. селен
    4. теллур
    5. полоний

    Слайд 11

    1. 7 группа главная подгруппа
    2. 7 электронов на внешнем энергетическом слое
    3. металлические свойства увеличиваются, неметаллические уменьшаются.

    Задание №3 «В поисках сокровищ»

    Слайд 12 - 19

    Ответы:

    1. железо
    2. азот
    3. свинец
    4. магний
    5. олово
    6. натрий
    7. золото

    Какой элемент здесь лишний? Почему?

    Задание №4 «Составьте названия элементов»

    Слайд 20

    Задание №5 «Из глубины веков»

    Слайд 21 – 29

    Ответы:

    1. Химики увековечили память Бора не так как память других ученых. В чем отличие?     ( В его честь назван элемент - нильсборий, который содержит только фамилию, но и имя ученого)
    2. Какой элемент образует и очень мягкое и очень твердое вещество (Углерод)
    3. Какой элемент называют элементом жизни? Элементом мысли? (Азот, фосфор)
    4. Он есть и в зданиях и костях. О каком элементе идет речь? ( О кальции)
    5. Какой химический элемент алхимики изображали в виде змеи (Мышьяк, т.к. он ядовит)
    6. Какой металл может “болеть чумой”? (Олово)
    7. Название какого химического элемента состоит из названия двух млекопитающих? (Мышьяк)
    8. В романе А.Дюма “Королева Марго” король Карл был отравлен своей матерью и скончался в страшных мучениях. Чем он был отравлен, и какое противоядие ему давали? (Яд - мышьяк, противоядие - яичный белок)

    Задание №6 «Литературная гостиная»

    Слайды 30 - 36

    1. Он по всюду и везде: в камне, воздухе, воде,
    Он и в утренней росе, и в небес голубизне. (Кислород)

    2. Он в белом песке и кварце, в составе стекла и сплавах.
    А если в резину войдет, то стойкость к жаре и морозу ей придает. (Кремний)

    3. Менделеев меня впервые предсказал,
    Французский ученый название дал.
    Если в нем первую букву заменишь,
    Место в системе сразу изменишь, (галлий, таллий)

    4. К восьмой группе отнесен,
    В честь России назван он. (Рутений)

    5. Я - металл, меня ты знаешь, мощь огромная во мне.
    Если букву “б” добавишь, землю скрою я во мгле. (Уран - буран)

    6. Название от слова “цвет”. Бесцветных соединений нет,
    И весь секрет названья в том. Элемент тот будет .... (Хром)

    Задание №7 «Путешествие к центру атома»

    Слайд 37 – 47

    Ответы:

    38 – электрон

    39 – протон

    40 – нейтрон

    41 – гелий

    42 – (беседа по вопросам слайда)

    43 – зачитывается стихотворение

    44 – группа (дать определение)

    45 – период (дать определение)

    46 – электрон

    47 - (беседа по вопросам слайда)

    Задание №8 «Черный ящик»

    Слайд 48 – 52

    Ответы:

    49 – золото

    50 – медь

    51 – хром

    52 – платина

    Подведение итогов

    Урок заканчиваем следующими словами

    Слайд 53 – 54

    Зачитывают ученики

    Учитель:

    Периодический закон был открыт Д.И.Менделеевыми в 1869 году. С того времени было открыто огромное количество новых химических элементов, изучено строение атома, но все эти открытия основываются на периодическом законе. Каким гением нужно быть, каким умом должен обладать ученый, чтобы при открытии закона предвидеть его огромное значение в будущем, и недаром Д.И.Менделеев говорил:

    “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются” (слайд 53)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева.

    Обощающий урок по данной теме проводится в виде игры, с использованием элементов технологии педагогических мастерских....

    Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

    Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

    Приложение к внеклассному мероприятию "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

    Открытию закона предшествовала длительная и напряженная научная работа Д.И. Менделеева в течение 15 лет, а дальнейшему его углублению было отдано еще 25 лет....

    урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менднлеева. Группы и периоды."

    Конспект открытого урока по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы". Программа Н. Е.  Кузнецовой....

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

    Обобщение материала по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 11 класс...

    Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

    ЦЕЛИ.Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко ф...

    Опорный конспект по теме "Периодическая таблица Д.И.Менделеева"

    Опорный конспект по теме "Периодическая таблица Д.И.Менделеева"...