Методическая разработка урока по органической химии "Амины"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

 

Цели урока:

- знать строение предельных алифатических аминов;

- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;

- уметь объяснять основные свойства в свете протолитической теории;

- уметь сравнивать свойства аммиака и аминов как производных аммиака.

Урок включает фронтальный опрос (мозговой штурм), выполнение теста, изложение нового материала в сравнении с со свойствами аммиака. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aminy.doc67.5 КБ
Office presentation icon aminy.ppt691.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Методическая разработка урока

по органической химии

«АМИНЫ»

Подготовила

 учитель химии  МОУ СОШ №3

 Е.А.Труженникова

Курганинск

2010 г.

Цели урока (слайд 2):

- знать строение предельных алифатических аминов;

- уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов;

- уметь объяснять основные свойства в свете протолитической теории;

- уметь сравнивать свойства аммиака и аминов как производных аммиака.

Оборудование:

компьютер, мультимедийная установка,  шаростержневые модели молекул аммиака и метильной группы, реактивы , тесты.

Ход урока

I.Организационный момент. Озвучивание темы урока, постановка цели.

II.Фронтальный опрос (мозговой штурм). Повторение некоторых вопросов по теме «Кислородсодержащие соединения» (слайд 3-5).

  1. Какие классы кислородсодержащих соединений мы изучили?
  2. Назовите функциональную группу спиртов.
  3. Назовите функциональную группу карбонильных соединений.
  4. Назовите функциональную группу карбоновых кислот.
  5. Назовите качественную реакцию на одноатомные спирты.
  6. Назовите качественную реакцию на многоатомные спирты.
  7. Назовите качественную реакцию на альдегиды.
  8. Название древесного спирта по систематической номенклатуре.
  9. Происхождение названия «альдегиды».
  10. Усиление кислотных свойств фенола по сравнению со спиртами объясняется мезомерным или индуктивным эффектом?
  11. Снижение химической активности в ряду формальдегид H-CHO, ацетальдегид CH3 - CHO, ацетон CH3 – CO - CH3 объясняется мезомерным или индуктивным эффектом?
  12. «Затухание» характерно для мезомерного или индуктивного эффекта?
  13. В чем проявляется двойственность муравьиной кислоты?
  14.  Назовите продукты гидролиза жиров.

III.Выполнение теста:

1.Метиловый эфир пропановой кислоты можно получить при взаимодействии

1) муравьиного альдегида и пропановой кислоты

2) пропанола – 1 и уксусной кислоты

3)муравьиной кислоты и пропанола -2

4) метанола и пропановой кислоты

2.Жиры –

1) сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот

2) простые эфиры многоатомных спиртов

3) сложные эфиры карбоновой кислоты и одноатомного спирта

4) простые эфиры, образованные одноатомными спиртами

3. Для распознавания фенола используют

1) аммиачный раствор оксида серебра

2) раствор хлорида железа (III) или бромную воду

3) свежеприготовленный  гидроксид меди (II)

4) металлический цинк или калий

4. Уксусная кислота реагирует с

1) СаСО3           2) СН3 ОН       3) СН3 СН2 СООН       4) Аg       5) Мg       6) Cl2

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

5. Установите  соответствие

Название вещества                                        Класс соединения

   А) метилацетат                                                1) алканолы

   Б) пентантриол                                                2) многоатомные спирты

   В) пентанон – 2                                                3) альдегиды        

   Г) пентаналь                                                4) сложные эфиры        

                                                                5) кетоны        

6) алкадиены

А

Б

В

Г

Ответы (слайд 6):  1.4           2.1                    3.2                     4.1,2,5,6                      5. 4,2,5,3

IV. Изложение нового материала.

В органической химии имеются вещества, содержащие в своем составе азот. Встречались ли нам раньше органические соединения, содержащие азот?  (нитропроизводные УВ, например, тринитротолуол,  сложные эфиры спиртов и азотной кислоты, например, тринитроглицерин).

К азотсодержащим относятся также амины, аминокислоты, белки.

Амины широко распространены в природе, так как образуются при гниении живых организмов. Например, с триметиламином вы встречались неоднократно. Запах селедочного рассола обусловлен именно этим веществом. Обиходное словосочетание “трупный яд”, встречающиеся в художественной литературе, связано с аминами.

(Слайд 7). Амины - это производные аммиака, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы.

(Слайд 8). Классификация аминов.

1-ый  признак. Число замещенных атомов водорода в аммиаке:

а) первичные  СН3 – NН2  ,  СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –NН2  

б) вторичные  СН3 – NН  -  С2 Н5   

в) третичные  СН3 – N (СН3) - СН3 

2- ой  признак. Природа радикала.

а) предельные (смотри выше)

б) непредельные СН2 = СН – NН2  

в) ароматические  С6 Н5 – NН2                        

2а) + 2б)   - это  алифатические амины

Номенклатура.

Названия даются путем перечисления радикалов с добавлением слова амин. Другой вариант: называется цепь с указанием положения аминогруппы.

СН3 – NН2   (метиламин), СН3 – СН2 – СН2 – СН2 –NН2  (1-аминобутан)

СН3 – NН  -  С2 Н5   (метилэтиламин)

СН3 – N (СН3) - СН3  (триметиламин)

СН2 = СН – NН2  (виниламин)

С6 Н5 – NН2   (фениламин, или аминобензол)            

Изомерия:

  1. цепи;
  2. положения аминогруппы;
  3. между классификационными группами аминов.

Строение:

Изучаем материал по странице  учебника: строение азота, аммиака, аминов. Используем модели молекул аммиака и амина.

Сходство в строении аммиака и аминов обусловливает сходство в их свойствах. (Слайд 9).

Аммиак

Амины

Бесцветный газ  с резким запахом, хорошо растворим в воде.

Низшие: газообразные вещества с запахом  аммиака, хорошо растворимы в воде; средние: жидкости с запахом тухлой рыбы; высшие: твердые, нерастворимые, не имеющие запаха.

Согласно протолитической теории аммиак – основание.

1.Взаимодействие с водой:

NH3 + HOH = NH4 OH = NH4 + + OH-

            (гидроксид аммония)

2.Взаимодействие с кислотами:

NH3 + HCl = NH4 Cl

            (хлорид аммония)

NH3 + H3 PO4 = NH4 H2 PO4 

            (дигидрофосфат аммония)

Аммиак – восстановитель.

1.Горение.

4NH3 + 3O2 = 2N2  +3 H2 O

Согласно протолитической теории амины – основания.

1.Взаимодействие с водой:

CH3 – NH2 + HOH = CH3 – NH3 OH = CH3 – NH3 + + OH-

            (гидроксид метиламмония)

2.Взаимодействие с кислотами:

CH3 – NH2 + HCl = CH3 – NH3 Cl

            (хлорид метиламмония)

CH3 – NH2 +H3 PO4 = CH3 – NH3H2 PO4 

         (дигидрофосфат метиламмония)

Амины – восстановители.

1.Горение.

4CH3 – NH2 +9O2 =2N2 +10H2 O +4СО2  

Из-за запаха низшие амины долгое время принимали за аммиак, пока в 1849 году французский химик Шарль Вюрц не выяснил, что в отличие от аммиака, они горят на воздухе с образованием углекислого газа. Он же синтезировал метиламин и этиламин.

Амины – органические основания, обладающие большими основными свойствами, чем аммиак. Рассматривая строение аммиака и аминов, мы отметили, что основные свойства определяет свободная электронная пара атома азота, а, поскольку, углеводородный радикал обладает положительным индуктивным эффектом, то повышает электронную плотность  на атоме азоте. Исходя из сказанного, расположите следующие вещества в порядке усиления основных свойств: метиламин, диметиламин, триметиламин, аммиак. В триметиламине электронная плотность на азоте максимальна, но менее доступна для присоединения протона, так как экранируется тремя радикалами.

Основные свойства аммиака и аминов докажем экспериментально с помощью индикатора.

Получение:

Допишите самостоятельно уравнения реакций получения аминов:

1.Алкилирование аммиака  и аминов:

а) CH3 – CH2 – Cl + 2 NH3 =        б) CH3 – CH2 – Cl + CH3 – NH2  +  NH3 =

2.Взаимодействие аммиака и аминов  со спиртами:

а) CH3 – ОН +  NH3 =                 б) CH3 – CH2 – NH2   + CH3 – ОН =

Закрепление:

Решение устных задач по уравнениям реакций.

№1. Какое количество вещества  кислорода потребуется для полного окисления 10 моль метиламина.( 22,5 моль)

№2.Какой объем азота (н. у.) образуется при горении 20 л метиламина.(10 л)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

 Параграф 23.2, упражнения, повт. параграф 11

Подготовить сообщение  «Применение аминов и загрязнение окружающей среды».

Тест.    1.Метиловый эфир пропановой кислоты можно получить при взаимодействии

1) муравьиного альдегида и пропановой кислоты    3)муравьиной кислоты и пропанола -2

2) пропанола – 1 и уксусной кислоты                        4) метанола и пропановой кислоты

2.Жиры –

1) сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот

2) простые эфиры многоатомных спиртов

3) сложные эфиры карбоновой кислоты и одноатомного спирта

4) простые эфиры, образованные одноатомными спиртами

3. Для распознавания фенола используют

1) аммиачный раствор оксида серебра            3) свежеприготовленный  гидроксид меди (II)

2) р-р хлорида железа (III) или бромную воду        4) металлический цинк или калий

4. Уксусная кислота реагирует с

1) СаСО3           2) СН3 ОН       3) СН3 СН2 СООН       4) Аg       5) Мg       6) Cl2

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

5. Установите  соответствие

Название вещества                                        Класс соединения

   А) метилацетат                                     1) алканолы                                   4) сложные эфиры

   Б) пентантриол                                     2) многоатомные спирты      5) кетоны        

   В) пентанон – 2                                     3) альдегиды                             6) алкадиены

   Г) пентаналь                                                                                        

А

Б

В

Г

Тест.    1.Метиловый эфир пропановой кислоты можно получить при взаимодействии

1) муравьиного альдегида и пропановой кислоты    3)муравьиной кислоты и пропанола -2

2) пропанола – 1 и уксусной кислоты                        4) метанола и пропановой кислоты

2.Жиры –

1) сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и карбоновых кислот

2) простые эфиры многоатомных спиртов

3) сложные эфиры карбоновой кислоты и одноатомного спирта

4) простые эфиры, образованные одноатомными спиртами

3. Для распознавания фенола используют

1) аммиачный раствор оксида серебра            3) свежеприготовленный  гидроксид меди (II)

2) р-р хлорида железа (III) или бромную воду        4) металлический цинк или калий

4. Уксусная кислота реагирует с

1) СаСО3           2) СН3 ОН       3) СН3 СН2 СООН       4) Аg       5) Мg       6) Cl2

(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.)

5. Установите  соответствие

Название вещества                                        Класс соединения

   А) метилацетат                                     1) алканолы                                   4) сложные эфиры

   Б) пентантриол                                     2) многоатомные спирты      5) кетоны        

   В) пентанон – 2                                     3) альдегиды                             6) алкадиены

   Г) пентаналь                                                                                        

А

Б

В

Г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Амины учитель: Труженникова Е.А.

Слайд 2

Цели урока Знать строение предельных алифатических аминов Уметь объяснять зависимость свойств органических соединений от их строения на примере аминов Уметь сравнивать свойства аммиака и аминов как производных аммиака

Слайд 3

Повторение Какие классы кислородсодержащих соединений мы изучили? Назовите функциональную группу спиртов. Назовите функциональную группу карбонильных соединений. Назовите функциональную группу карбоновых кислот. Назовите качественную реакцию на одноатомные спирты.

Слайд 4

Повторение Назовите качественную реакцию на многоатомные спирты. Назовите качественную реакцию на альдегиды. Название древесного спирта по систематической номенклатуре. Происхождение названия «альдегиды». Усиление кислотных свойств фенола по сравнению со спиртами объясняется мезомерным или индуктивным эффектом?

Слайд 5

Повторение Снижение химической активности в ряду формальдегид H - CHO , ацетальдегид CH 3 - CHO , ацетон CH 3 – CO - CH 3 объясняется мезомерным или индуктивным эффектом? Для какого эффекта характерно «затухание»? В чем проявляется двойственность муравьиной кислоты? Назовите продукты гидролиза жиров.

Слайд 6

Ответы А Б В Г 4 2 5 3 1 . 4 2. 1 3. 2 4. 1 2 5 6

Слайд 7

Определение Амины - это производные аммиака, в молекулах которого один, два или три атома водорода замещены на углеводородные радикалы.

Слайд 8

Классификация аминов 1. Число замещенных атомов водорода в аммиаке: а) первичные СН 3 – N Н 2 б) вторичные СН 3 – N Н - С 2 Н 5 в) третичные СН 3 – N (СН 3 ) - СН 3 2. Природа радикала. а) предельные (смотри выше) б) непредельные СН 2 = СН – N Н 2 в) ароматические С 6 Н 5 – N Н 2 2а) + 2б) - это алифатические амины

Слайд 9

Сравнение аммиака и аминов Аммиак Амины Аммиак – основание. 1.Взаимодействие с водой: NH 3 + HOH = NH 4 OH = NH 4 + + OH - (гидроксид аммония) 2.Взаимодействие с кислотами: NH 3 + HCl = NH 4 Cl (хлорид аммония) NH 3 + H 3 PO 4 = NH 4 H 2 PO 4 (дигидрофосфат аммония) Аммиак – восстановитель. 1.Горение. 4 NH 3 +3 O 2 = 2 N 2 +3 H 2 O

Слайд 10

Получение аминов 1.Алкилирование аммиака и аминов: а) CH 3 – CH 2 – Cl + 2 NH 3 = б) CH 3 – CH 2 – Cl + CH 3 – NH 2 + NH 3 = 2.Взаимодействие аммиака и аминов со спиртами: а) CH 3 – ОН + NH 3 = б) CH 3 – CH 2 – NH 2 + CH 3 – ОН =

Слайд 11

Домашнее задание Параграф 23.2, упражнения, повторить параграф 11 Подготовить сообщение «Применение аминов и загрязнение окружающей среды».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Взаимосвязь неорганических и органических веществ"

Методическая разработка урока с разновозрастной группой учащихся. Данный урокВ условиях профильного обучения учителя химии использу­ют нетрадиционные методики. Сре­ди них урок для разно­возрастной гру...

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Методическая разработка урока "Прощание с органической химией"

Методическая разработка урока "Прощание с органической химией" предназначена для обобщения материала по органической химии в игровой форме для 10 класса. Подробно описаны пять конкурсов , необходимое ...

Методическая разработка урока по дисциплине химия по теме «Углеводороды и кислородосодержащие органические соединения»

Данная разработка содержит урок-викторину по химии по темам: предельные и непредельные углеводороды, кислородосодержащие органические соединения....

Методическая разработка урока биологии по теме « Органические вещества. Нуклеиновые кислоты»

Обобщение и углубление знаний учащихся о строении и функциях нуклеиновых кислот; рассмотреть эволюцию представлений о строении ДНК, развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов ...

Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"

Методическая разработка урока химии в 10 классе "Кислородсодержащие органические соединения"...