Использование элементов здоровьесбережения на уроках химии
статья по химии по теме

Полякова Ирина Владимировна

Одним из способов повышения мотивации обучения какому - либо предмету является использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий при изучении химии как способ повышения мотивации учащихся.

        В динамично развивающемся обществе и в мире высоких технологий и конкуренции на всех уровнях существования человека как личности в последние годы очень остро встает проблема здоровья нации, которая напрямую зависит от здоровья подрастающего поколения.

        Актуальность этого вопроса прослеживается на каждом этапе развития ребенка и во многом зависит не только от стараний родителей, но и от деятельности школы, конкретно каждого педагога, который в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. В связи с этим работа учителя должна быть построена так, чтобы обучение ребят в образовательных учреждениях не наносило вреда их главной ценности – здоровью, а также не снижало уровень мотивации обучения, повышало интерес к творчеству.

        Что может быть важнее здоровья? Исходя из слов одного мудрого человека: «Здоровье – это еще не все, но все – ни что без здоровья», главной целью своей деятельности в школе считаю создание условий для формирования бережного и ответственного отношения учащихся к своему здоровью.

                Единой классификации образовательных технологий и, в частности, здоровьесберегающих, в отечественной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой насущной научно-практической проблемы различные авторы подходят по своему. Поэтому, проведя анализ научно – методической литературы, , обобщая собственный практический опыт и опыт педагогов – новаторов, выделяю виды педагогических технологий, которые соответствуют принципам здоровьесбережения:

- развивающие технологии;

- технологии адаптивной системы обучения;

- технологии, построенные на интегративной основе.

        Данные технологии легко дополняют и сочетают друг друга, однако каждая конкретная образовательная ситуация требует принципиально отличающихся  педагогических средств. В своей работе успешно применяю элементы здоровьясбережения во внеклассной работе, непосредственно на уроках химии при выполнении конкретных заданий или выстраивая уроки таким образом, чтобы они носили проблемный характер с фрагментами исследования. В качестве примера рассмотрим внеклассное мероприятие для 9 классов «Что мы едим , или о вреде чипсов и кока – колы». Это занятие нацелено на формирование бережного отношения учеников к своему здоровью и повышает мотивацию к процессу обучения. По своей структуре его можно условно разбить на четыре блока или этапа:

Обозначение проблемы.

Информация к размышлению.

Практическая часть с элементами исследования.

Дискуссия.

Подведение итогов. Выводы.

На этапе обозначения проблемы с вступительным словом вы ступают четыре ученика, раскрывая значение пищи для человека, отношение к пищи в древности и нацеливая класс на присутствие вредных веществ в чипсах и кока – коле. Далее учитель озвучивает цели и задачи занятия и ставит проблему: «Как вы думаете, есть ли вредные вещества в чипсах и кока-коле? Давайте рассмотрим этикетку кока-колы и пакетик из под чипсов». Ребята активно включаются в работу, изучая надписи на упаковках и выделяя следующие вредные вещества: углекислый газ, ортофосфорная кислота, сахароза, кофеин, соль и жиры. Высказывают по желанию свои предположения о влиянии этих веществ на организм человека.

        На этапе «Информация к размышлению» заранее подготовленные ученики рассказывают: 1) об отрицательном влиянии излишнего потребления сахара, называя его «белой смертью» и разъясняя негативные последствия для растущего организма в случае избыточного применения легко усвояемых углеводов (кариес, угревая сыпь, агрессивность ит.д.);   2) о кофеине, котрый содержится  в кока-коле и вызывает нарушение сна (ребенок, выпив на ночь стакан кока-колы, трудно засыпает) и ускоряет выведение минеральных веществ из костной ткани. Обращается здесь особое внимание на то, что это вещество по своему воздействию близко к наркотическим;    3) об углекислом газе – как веществе, раздражающем желудочно-кишечный тракт, вызывая слабость клапана, который находится между пищеводом и желудком, провоцируя изжогу;     4) об ортофосфорной кислоте, разрушающей зубную эмаль и плохо воздействующей на желудок, особенно при повышенной кислотности;   5) о соли;   6) о жирах, содержащихся в чипсах.

        На этапе «Практическая часть с элементами исследования» ребята работают в парах, проводя химические эксперименты.

Опыт №1. Качественная реакция на углеводы (сахар). С помощью измельченных таблеток активированного угля ребята обесцвечивают кока-колу. В пробирку наливают 1-2 мл напитка, добавляют одну-две капли дифениламина. Затем с помощью стеклянной палочки по стенке пробирки осторожно приливают 1-1,5 мл концентрированной серной кислоты. Тяжелый слой кислоты опускается на дно. На границе слоев образуется синее кольцо. При взбалтывании смесь разогревается и окрашивается по всему объему.

Опыт №2. Качественная реакция на углекислый газ. Обнаружение  СО в растворе при помощи известковой воды:

Ca(OH) + CO CaCO₃ + H₂O

Опыт №3. Качественная реакция на ортофосфорную кислоту. Один – два миллилитра обесцвеченной кока –колы наливают в пробирку, чуть – чуть подкисляют азотной кислотой и приливают несколько капель раствора нитрата серебра. При этом наблюдается выпадение желтого осадка:

HPO + 3AgNO → AgPO + 3HNO₃ .

Опыт №4. Универсальная лакмусовая бумага при опускании в кока-колу указывает на наличие кислой среды, изменив свой цвет на розовый.

Опыт №5. Качественная реакция на присутствие хлорида натрия. 2-3 штучки чипсов помещают в колбу, добавляют 2-3 капли воды, встряхивают. Содержимое колбы фильтруют и добавляют к фильтрату раствор нитрата серебра. Выпадает белый осадок:

NaCl + AgNO → AgCl↓ + HNO

Опыт №6. Обнаружение жира. Чипсы помещаются на фильтровальную бумагу и раздавливаются. В результате появляется большое жирное пятно.

        Заключительный этап занятия «Дискуссия»построен по принципу «мозгового штурма». Учитель озвучивает объект обсуждения: «Скажите, пожалуйста, почему, зная, что чипсы и кока-кола вредны для здоровья, все-таки их покупают?» В результате дискуссии выдвигается несколько версий. Оставляют, на взгляд учащихся, самую достоверную: «Чипсы и кока – кола – атрибут молодежи».

        Заключительное слово за учителем: «Поднимите руки те, кто прослушав сегодняшнюю информацию, откажется от покупки чипсов и кока – колы?» (большинство учащихся поднимает руки). «Я надеюсь, что после нашего занятия, вы будете более ответственно и бережно относиться к своему здоровью».

        Воспитанию здорового образа жизни способствуют также уроки химии, носящие проблемный характер с элементами исследовательской деятельности. В качестве примера можно рассмотреть проблемный урок в 10 классе»Щелочность мыла». Данный урок нацеливает учащихся на решение проблемы правильного подбора мыла для конкретного типа кожи. Решение данного вопроса реализуется через исследовательскую деятельность учащихся, где они самостоятельно знакомятся с различными типами мыла жидкой и твердой консистенции, готовят мыльные растворы заданной концентрации и определяют реакцию среды для каждого вида мыла. В результате своей работы на уроке дети приходят к выводу о необходимости постоянного использования средств гигиены для человека и выясняют, какому типу кожи соответствует определенная разновидность жидкого или твердого мыла.

        Заранее подготовленное выступление ученицы в роли косметолога нацеливает воспитанниц на бережное  и осмысленное отношение к своей коже. Рекомендации врача-специалиста и те химические знания, которые получены девочками на уроке, призывают правильно очищать и ухаживать за своей кожей, чтобы сохранить ее на долгие годы в хорошем состоянии.

        Немаловажную роль в формировании правильного отношения подростков к своему здоровью и мотивации к процессу обучения непосредственно на уроках химии играют разнообразные задания, особенно если такой тип работы применяется регулярно. К примеру, это могут быть расчетные задачи, в условии которых явно прослеживается тема медицины или здоровья. Вот несколько примеров таких полезных задач:

- «Препарат номер один» в домашней аптечке – перманганат калия KMnO - (марганцовка). В медицине применяют водные растворы перманганата калия разной концентрации. Для обработки ожогов используют ярко – фиолетовые 2-5% растворы. Кристаллический перманганат калия, который почти всегда имеется в домашней аптечке, хорошо растворим, и из него легко приготовить раствор нужного состава. Рассчитайте массу перманганата калия и объем воды, которые требуются для приготовления 100 г 3% раствора марганцовки.

- Полоскание полости рта и горла растворами пероксида водорода помогает справиться с инфекцией и избавиться от неприятного запаха . Особенно удобно использовать для этой цели гидроперит – комплексное соединение  пероксида водорода с карбамидом состава (NH)CO∙HO. Рассчитайте массовую долю пероксида водорода в гидроперите.

- В человеческом организме в общей сложности содержится около 25 мг йода (входящего в состав различных соединений), причем половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной железе; б) в человеческом организме в целом.

- За полторы тысячи лет до нашей эры египетские жрецы уже умели извлекать из верблюжьего навоза бесцветные кристаллы, названные ими «нушадир». Позднее это слово превратилось в «нашатырь»  так назвали алхимики хлорид аммония NHCl. В смеси с гидроксидом кальция хлорид аммония служит для получения газообразного аммиака в лаборатории. Какой объем аммиака (при н.у.) может быть выделен таким способом из 25 г хлорида аммония?

- Прозрачные зубные пасты на основе геля диоксида кремния и некоторых полимеров могут содержать любые лечебные и вкусовые компоненты. Для получения геля диоксида кремния SiO  газообразный диоксид углерода пропускают через раствор, содержащий ортосиликат натрия NaSiO. Определите количество моль выделившегося диоксида кремния, если на реакцию пошло 44,8 л СО (н.у.), а потери диоксида  углерода составляют 10%.

При построении уроков использую в работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесбережением:
1.  Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

        Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы еще раз отметить, что деятельность педагога химика должна быть обязательно нацелена: 1) помочь ребенку осознать свою сущность и значимость для других людей; 2) способствовать успешной реализации полученных знаний и опыта в различных жизненных ситуациях и, в частности, при выборе будущей профессии. Изучение предмета химии не возможно без донесения до сознания учащихся такой простой истины,  как  «Здоровье – это самая главная ценность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение на уроках химии

В презентации рассматриваются здоровьесберегающие  технологии на уроках химии....

Методическая разработка "Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии"

Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащи...

статья Использование системы здоровьесбережения на уроках физической культуры

В статье описана система работы учителя на уроках физической культуры по сохранению и укреплению здоровья учащихся....

«Технология использования интеллект - карт на уроках химии с использованием приложения XMind»

Интеллект-карта (на англ. Mind maps) – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как  изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, само...

Элементы игры на уроках химии в 8-9 кл.

Играем на уроках химии в 8-9 кл...