Д.И. Менделеев - великий русский ученый
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Дьякова Лариса Валерьевна

Здесь собран подробный материал о жизни великого ученого: о детстве, учебе, семье, открытиях, увлечениях. Все сопровождается красочной презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение школа-интернат №2 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

Учитель химии и биологии Дьякова Лариса Валерьевна

Тема урока «Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева»

Цели.   Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского ученого Д.И.Менделеева.

Задачи. 

                      Образовательные.

  1. Закрепить  знания о  естественных семействах химических элементов и об открытии периодического закона.
  2. Сформировать знания о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, о его вкладе в развитие естественных наук.

                                 Развивающие.

  1. Развивать память, познавательную активность и творческую деятельность.
  2. Расширение кругозора обучающихся.

                      Воспитательные.

  1. Воспитывать самостоятельность, любознательность.
  2. Развивать нравственное и патриотическое воспитание.
  3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Оборудование.

  1. Компьютер
  2. Мультимедиапроектор
  3. Слайдовая презентация
  4. Костюмы для сценки.

Методы.

  1. Словесный (рассказ).
  2. Наглядный (слайдовая презентация).

Тип урока: комбинированный

Вид урока: компьютерная презентация с элементами театрализованного представления.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово.

Выдающиеся люди жили, любили, страдали и радовались, как и все остальные люди. У одних жизнь складывалась благополучно уже с детства, другие часто испытывали невзгоды, но не падали духом, преодолевали, казалось бы невозможное. Одни из них сохраняли чистую совесть и доброе имя до конца своих дней, другие поддавались корысти, зависти, суетному тщеславию, оказывались "придворными подхалимами" из-за орденов и званий, страха перед сильными мира сего, а иногда - и авантюристами.

 Слайд 1.

      Д.И.Менделеев родился 8 февраля (по новому стилю) 1834 года в Тобольске и прожил 73 года. За это время произошли большие изменения как в жизни страны, где он жил, так и в науке, которой он служил. Со временем менялся и сам ученый: он становился мудрее, чего-то достигал и от чего-то отказывался, но в главном - в своих устремлениях, правилах, привычках - он почти не менялся. Это была натура цельная и самобытная.

Д.И.Менделеев был знаком со множеством людей: знаменитыми и не проявившими себя в науках и искусстве, бедными и богатыми, с детьми и взрослыми. Великим ученым и простым в обращении человеком, отличным педагогом, интересным собеседником, знатоком искусства предстает Дмитрий Иванович в многочисленных воспоминаниях друзей, учеников и знакомых. Изучая химию, часто научную деятельность Д.И.Менделеева сводят к Периодическому закону и его применению к различным областям химии и физики. Но такая точка зрения искажает истинную картину и сужает размах научной деятельности Д. И. Менделеева.

2. Презентация.

Слайд 2.

Итак, тема нашего урока: «Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева».

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова английского химика Торпа:

Слайд 3.

 

Слайд 4.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (по старому стилю) 1834 года в Тобольске

Слайд 5.

                 

семнадцатым и последним ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.

Слайд 6.

Ко времени рождения Мити в семье Менделеевых осталось в живых два брата и пять сестер, восемь детей умерли еще в младенческом возрасте и троим из них родители не успели дать даже имени.

У Дмитрия Ивановича, как известно, фамилия Менделеев, хотя дед его звался Соколов.

Слайд 7.

Отец Д.И. - Иван Павлович родился в 1783 г. в семье священника Павла Максимовича Соколова. Четырем его сыновьям, как это было принято тогда у священнослужителей, были даны разные фамилии. Отец Д.И. получил фамилию соседских помещиков Менделеевых, один из братьев сохранил фамилию Соколов, два других стали именоваться Тихомандрицким и Покровским.  

В том же 1834 году (т.е. в год рождения младшего сына) отец Менделеева ослеп и вскоре лишился места (умер в 1847 году). Вся забота о семье перешла тогда к матери Менделеева, Марии Дмитриевне, урождённой Корнильевой, женщине выдающегося ума и энергии, происходившей из старинного, но обедневшего купеческого рода.

Она успевала одновременно и вести небольшой стеклянный завод, доставлявший (вместе со скудной пенсией) более чем скромные средства к существованию, и заботиться о детях, которым дала прекрасное по тому времени образование. Младший сын особенно обращал на себя ее внимание своими необыкновенными способностями; она решила сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований, поместив его сначала в тобольскую гимназию, затем в Главный Педагогический институт в Петербурге. Она умерла в 1850 г.; Менделеев сохранил до конца своих дней благодарную о ней память.

Слайд 8.

Вот что пишет он в 1887 г., посвящая ее памяти свое сочинение "Исследование водных растворов по удельному весу". "Это исследование посвящается памяти матери ее последышем. Она могла его возрастить только своим трудом, ведя заводское дело; воспитывала примером, исправляла любовью и, чтобы отдать науке, вывезла из Сибири, тратя последние средства и силы. Умирая, завещала: избегать латинского самообольщения, настаивать в труде, а не в словах и терпеливо искать божескую или научную правду, ибо понимала, сколь часто диалектика обманывает, сколь многое еще должно узнать, и как при помощи науки, без насилия, любовно, но твердо устраняются предрассудки и ошибки, а достигаются: охрана добытой истины, свобода дальнейшего развития, общее благо и внутреннее благополучие. Заветы матери считает священными Д. Менделеев". В гимназии Менделеев учился неважно. Не по душе ему была гимназическая рутина, в которой "латинское самообольщение" играло видную роль. Охотно он занимался только математикой и физикой. Отвращение к классической школе осталось у него на всю жизнь. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел только в Главном Педагогическом институте. Здесь он встретил выдающихся учителей, умевших заронить в души своих слушателей глубокий интерес к науке. В числе их были лучшие научные силы того времени, академики и профессора Петербургского университета:

Слайд 9.

М.В. Остроградский  (математика), Э.Х. Ленц  (физика), А.А. Воскресенский  (химия), Ф.Ф. Брандт  (зоология), М.С. Куторга  (минералогия). Сама обстановка института, при всей строгости режима закрытого учебного заведения, благодаря малому числу студентов, крайне заботливому к ним отношению и тесной связи их с профессорами, давала широкую возможность для развития индивидуальных склонностей. По окончании курса в институте Менделеев вследствие пошатнувшегося здоровья занял место учителя сначала в Симферополе, затем в Одессе, где он пользовался советами Пирогова. Пребывание на юге поправило его здоровье, а в 1856 г. он возвратился в Санкт-Петербург, где защитил диссертацию на степень магистра химии: "Об удельных объемах".

Слайд 10.

23 лет от роду он делается доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. В январе 1859 г. Менделеев был отправлен в двухгодичную командировку за границу. Он поехал в Гейдельберг, куда привлекали его имена Бунзена, Кирхгофа и Коппа, и где он работал в собственной частной лаборатории, преимущественно по вопросу о капиллярности и поверхностном натяжении жидкостей, а часы досуга проводил в кругу молодых русских ученых:

Слайд 11.

С.П. Боткина, И.М. Сеченова, И.А. Вышнеградского, А.П. Бородина  и др. В 1861 г. Менделеев возвращается в Санкт-Петербург, где возобновляет чтение лекций по органической химии в университете и издает замечательный по тому времени учебник: "Органическая химия".

Слайд 12.

В 1867 г. получил в университете кафедру неорганической (общей) химии, которую и занимал в течение 23 лет. С этим периодом времени совпадает наиболее полный расцвет научного творчества и педагогической деятельности Менделеева. Он открывает периодический закон (1869)

 Слайд 13.

и излагает его в ряде мемуаров, выпускает "Основы химии" (1869 - 71).

Слайд 14.

Слайд 15.

2. Театрализованное представление: «Из истории открытия Периодического закона».

Мир сложен.                                            Жара и стужа,

Он полон событий, сомнений               Планет круженье, свет зари -

И тайн бесконечных,                             Все то,

И смелых догадок.                                 Что видим мы снаружи,

Как чудо Природы,                                Законом связано внутри.

Является гений                                      Найдется ль правило простое,

И в хаосе этом                                         Что целый мир объединит?

Находит порядок...                                 Таблицу Менделеев строит.

Весь мир большой:                                  Природы ищет алфавит

(Санкт-Петербург, 1868 - 1869гг.).

Случилось в Петербурге это.                          Мир состоит из элементов.

Профессор университета                               (В то время знали шестьдесят).

Писал учебник для студентов...                      А сколько их всего? На это

Задумался невольно он:                                  Нельзя ответить наугад.

«Как рассказать про элементы?                     Но не гадал, а верил он:

Нельзя ли тут найти закон?»                          «Тут должен, должен быть закон!»

Искали многие решенье,                                  Упрямо он искал решенье -

Но, проходя лишь полпути,                              Был труд, надежда и терпенье,

Бросали. Мучило сомненье:                            И вера в то, что он найдет!

«А можно ли закон найти?»                            Он так работал целый год.

(Университетская квартира Менделеева, 17 февраля 1869г.)

Но вот дела отложены,                              

Расчеты прерываются.                          

С утра в поездку дальнюю              

Ученый собирается.                            

Все чемоданы собраны,                  

На козлах кучер мается:                      

«Поспеть бы надо к поезду,                

А барин все копается!»                          

А барин одевается                          

И к двери направляется.                  

Он к двери на-прав-ля-ет-ся...            

И вдруг!!!

Шляпа брошена в углу!

Он бросается к столу

И строчит карандашом.

Наконец-то! Он нашел!

Он на чем попало пишет,

Ничего вокруг не слышит.

Наконец-то понял он,

В чем разгадка, в чем закон!

В любом труде,

В любом творенье

Необходимо вдохновенье.

И озарения момент

Порой - важнейший элемент!

Из кабинета не выходит:

«Не упустить бы мысли той!»

Он элементы ставит в строй,

Но все же таблица не выходит.

Тогда усталостью сражен,

Лег на диван и видит сон...

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое пребывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, Бериллий, Водород...

Перепутались все свойства,

Недалеко до беды.

Вдруг команда:

- Стройся войско!

Стали строиться в ряды.

Во втором ряду волненье:

 Все боятся окисленья.

- Поглядите! -Злится Литий -

Фтор - ужасный окислитель!

Я не встану в этот ряд!

Пусть другие в нем горят! -

И Бериллий

Мрачно мыслит:

Кислород нас всех окислит

И, простите за повтор:

Как несносен этот Фтор! -

Бор

Кивает головой,

Но не рвется сразу в бой!

И Азот

Не лезет в спор.

Но зато взорвался Фтор:

- Ах! Так мы для вас не пара!

 Кислород!

Поддай им жару!

Окисляй!

За мной!

Вперед!

- Стойте! –

Крикнул углерод.

-Я и уголь,

И алмаз.

И за них я и за вас!

Я сражаться

Не горю,

Я вас лучше помирю!

Встану я посередине!

Третий ряд! Трубите сбор!

Натрий,

Магний,

Алюминий,

Кремний,

Фосфор,

Сера,

Хлор!

По порядку,

По закону

Элементы встали в ряд

И выходит, что в колонку

Все похожие стоят!

Кремний

Встал под углеродом.

Сера

Схожа с кислородом.

Алюминий

Встал под Бор -

Замечательный подбор!

Ряд пристраивается к ряду,

А рядов-то десять кряду.

Металлы под металлами,

Едкие

Под едкими,                                                    А Менделееву - таблица

Ковкие                                                              Приснилась. Он открыл Закон,

Под ковкими                                                   А также правило простое:

Идут своими клетками.                                 «Ученый должен отдыхать,

По порядку все стоит -                          Но и во сне не знать покоя,

Вот Природы Алфавит!                        Тогда открытие любое

Кому-то сон веселый снится,                      Вовек не сможет он проспать».

Кому-то страшный снится сон.

О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна.

Был четвертый ряд нарушен.                       Три элемента предсказал,

Элемент не обнаружен.                                   Как будто их в глаза видал!

Элемент не обнаружен -                                 Быть может, раз в тысячелетье

Тот, что в этом месте нужен.                         Свершить подобное дано,

Но напрасно беспокойство,                           Но мир открытья не заметил

Существует где-то он!                                    Иль не поверил, все равно.

«Я найду сначала свойства,                             И кто-то говорил по-свойски:

И поможет мне закон!»                                    «Забудь об этой ерунде!

Удельный вес назвал и цвет,                            Как можно обнаружить свойства

Летуч на воздухе иль нет,                               Веществ,

Как плавится, в чем растворим...                 Не найденных нигде!»

Законом пользуясь своим,

(Париж. Квартира Лекока де Буабодрана, 1875 год).

Вот как-то раз узнали                                   Еще пять лет назад!

Ученые всех стран:                                       Глаза его сверкали,

Металл чудесный Галлий                           Топорщились усы.

(В честь Франции назвали)                         Но вот металл свой Галлий

Открыл Буабодран.                                       Он кинул на весы...

Довольный и счастливый,                              Ответ в Россию мчится:

Рассматривал металл,                                -  Прекрасная таблица!

Но писем из России                                         Я вами восхищен!

Никак не ожидал.                                           Проверен мной практически

Он взял письмо, прочел его.                       Закон периодический,

От русского ученого?! -                                 И я категорически приветствую Закон!

Француз был удивлен. -                              У химиков  переполох!

В глаза не видел Галлии,                                Ведь  Галлий был одним из трех,

А свойства знает он!                                    Предсказанных заранее!..

Вес высчитал удельный                                И следом, как из под земли,

Точней, чем я, стократ                                Вдруг Скандий в Швеции нашли,

Какой-то Менделеев

На свет Германий извлекли

(Естественно в Германии)

Потом дополнилась Таблица,

Узнали новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен.

Слайд 16.

Вот так выглядели расчеты Д.И. Менделеева.

Слайд 17.

Это один из первых вариантов таблицы химических элементов.

Слайд 18.

Современные варианты периодических таблиц химических элементов.

Слайд 19.

3. Калейдоскоп удивительных фактов из жизни великого ученого.

Слайд 20.

С 1861 г. Менделеев читает лекции в Петербургском университете. В этом же году публикует свой первый русский учебник. За него автор удостоен Демидовской премии.

Слайд 21.

 При Деятельном участии Д.И.Менделеева было создано Русское химическое общество (ныне Всесоюзное химическое общество имени Д.И. Менделеева).

В 1866 г. А.И.Шпаковский изобрел форсунку с паровым распылением для сжигания мазута. В результате этого мазут получил широкое применение в качестве топлива. Д.И.Менделеев первым предложил перевести на нефтяное топливо морской флот.

 Слайд 22.

В 1887 г. на Черном море были проведены испытания на миноносцах "Сова" и "Лука". Они дали весьма положительные результаты.

Слайд 23.

Д.И.Менделеев интересовался воздухоплаванием. Он понимал, что для этого необходимо изучить как нижние, так и верхние слои атмосферы. В 1875 г. он изобрел стратостат, а в 1887 г. во время солнечного затмения в возрасте 53 лет он один поднялся на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при затмении. В таком возрасте это был действительно героический поступок. 19 августа 1887 Менделеев на военном аэростате совершил полёт из г. Клина длительностью 3 ч 36 мин на высоте 3350 м для наблюдения солнечного затмения.

Слайд 24.

В 1892 г. под Москвой по проекту Д.И. Менделеева была построена установка непрерывного действия по переработке нефти.

Слайд 25.

В 90-х годах Д.И.Менделеев был избран членом Совета Академии художеств в Петербурге. Он любил живопись, даже публиковал рецензии о картинах.

Менделеев был редактором нескольких энциклопедий (технической, библиотеки промышленных знаний, энциклопедии Брокгауза и Ефрона).

Слайды 26 - 27.

По средам Д.И.Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П.Бородин, Н.Н.Зинин, И.Н. Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А. Ярошенко и другие. Это были "менделеевские среды".

Слайд 28.

Менделееву были вручены медали Коплея (эта награда сравнима с Нобелевской премией, введенной позже), медали Деви, Фарадея. 

Слайд 29.

Диплом Д. Менделеева – почетного члена Королевского института Великобритании, июль 1891г.

Диплом Д. Менделеева – почетного члена общества естествознания в Брауншвейге (Германия), 20 ноября 1887 г.

Слайд 30.

В 1894 г. Дм. Иванович получил приглашение из Кембриджа и Оксфорда, где ему присудили докторскую степень /в Эдинбурге, он получил ее раньше/. Докторскую степень в Кембридже и Оксфорде дают как исключение - это университеты противоположных направлений. Получивший докторскую степень в Кембридже, не получает ее в Оксфорде, и наоборот. Менделеев получил обе. Д.И.Менделеев первый русский ученный, получивший докторскую степень в Кембридже.

Д.И.Менделеев - почетный член более 90 академий наук, научных обществ университетов и институтов разных стран мира. Российская Академия наук забаллотировала кандидатуру Менделеева в академики из-за его прогрессивных взглядов.

Слайд 31.

  1. В Эдинбурге на торжественном заседании университета Дм. Иванович прочел свою лекцию, как полагается новому доктору, в средневековом костюме доктора - в тоге и угольчатой шапочке, но по-русски. Никто, конечно, не понимал, но все слушали с уважением.
  2. Трепетно относился к своей работе педагога. Д.И.Менделеев стоял у истоков высшего женского образования в России. Он был в числе первых лекторов на Высших женских курсах.
  3. Менделеев считал, что человек должен активно вмешиваться в химический режим почвы. Приобретя небольшое имение под Москвой, он ввел многопольное хозяйство с рациональным внесением минеральных удобрений. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии.

Слайд 32.

Наиболее полно Д.И.Менделеев предсказал свойства галлия, германия, скандия. Эти химические элементы были открыты позже, соответственно Лекоком де Буабодраном, К.Винклером, Л.Нильсоном.

Слайд 33.

С ноября 1882 г. Д.И.Менделеев принял предложенную ему должность хранителя Депо образцовых мер и весов, впоследствии названное Главной палатой мер и весов. Множество остроумных способов соблюдения высочайшей точности измерений обеспечили то, что Менделеев мог с гордостью заявить: "Допустимая Главной палатой точность взвешивания превосходит точность, достигнутую при других возобновлениях в Англии и Франции".

Менделеев (в центре) и сотрудники Главной палаты мер и весов.

А еще он придумал способ верно взвешивать на неправильных весах.

Слайд 34. 

Золотая медаль им. Д.И.Менделеева присуждается Президиумом Академии наук России 8 февраля за выдающиеся работы в области химической науки и технологии, имеющие важное практическое значение. Впервые эта награда была вручена академику А.В.Кирсанову в 1965 г. в Киеве на IX менделеевском съезде.

Слайд 35.

Книга "Основы химии" при жизни Д.И. переиздавалась 8 раз. На французский язык "Основы химии" были переведены еще при жизни ученого основателем журнала "Научное обозрение" русским ученым и литератором М.М.Филипповым.

Слайд 36.

Д.И. Менделеев был не только выдающимся химиком и мастером по изготовлению чемоданов. Но известен и как физик. Вспомните закон Менделеева – Клапейрона.

Слайд 37.

Менделеев участвовал в праздновании 200-летия Берлинской Академии наук.

На фотографии слева-направо стоят: А. Леденбург, С. Йоргенсон, Э. Гельд, Г. Ландольт, К. Винклер, Т. Торп; сидят: Я. Вант-Гофф, Ф. Бельштейн, У. Рамзай, Д. Менделеев, А. Байер, А. Косса.

Слайд 38.

Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам.

Слайд 39.

У Дмитрия Ивановича и Анны Ивановны было четверо детей. Дочь - Любовь Дмитриевна (1881 -1939) окончила Высшие женские курсы в Петербурге. В 1903 г. вышла замуж за поэта Александра Блока. В сезон 1907-1908 г. играла в труппе Мейерхольда и в театре Комиссаржевской. Впоследствии Блок посвятил Любе "Стихи о Прекрасной Даме".

Звучат отрывки из стихотворения.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

Слайд 40.

У Д.И.Менделеева был полный тезка – племянник Менделеев Дмитрий Иванович /1851-1911/ сын брата Менделеева Ивана Ивановича /1826-1862/. Племянник окончил Казанский университет, служил железнодорожным врачом во многих местах России, часто встречался со своим знаменитым дядей. Поскольку дядя и племянник были полными тезками, их нередко путали.

Слайд 41.

Менделеев любил музыку. Друзья даже прозвали его "Леонорой" за то, что он часто напевал увертюру из оперы Бетховена "Леонора". Одно из своих писем к Менделееву композитор Бородин заканчивает шутливыми словами: "Прощай, Леонора!".

Слайд 42.

Вкусы у Дмитрия Ивановича были непритязательны. Лишь чаю он придавал очень большое значение. Чай у Менделеевых имел почетную известность в кругу знакомых. Даже жена Анна Ивановна не сразу научилась заваривать чай со всеми тонкостями, Д.И. же сразу замечал, что чай заваривал кто-то другой, а не жена.

Слайд 43.

Научная работа отнимала много сил у Д.И.Менделеева, но он все же находил время и для своего досуга - игра в шахматы, литература, музыка, балет. Особенно ему нравился балет П.И.Чайковского "Лебединое озеро", опера М.И.Глинки "Иван Сусанин", байроновская
"Тьма", лирическая драма "Три смерти" Майкова и стихотворение Тютчева "Молчание!"

Менделеев очень не любил, когда при нем про кого-нибудь говорили плохо, и всегда прекращал этот разговор.

Умер Д.И.Менделеев 2 февраля 1907 года. На всех родных самое сильное впечатление произвела несметная толпа народа, провожавшая ученого в последний путь. Молодежь несла в руках периодические таблицы. Это было лучшим венком и лучшим украшением на похоронах ученого, трудившегося всю жизнь для своей страны.

Слайд 44. 

Д.И.Менделееву установлены памятники:

г. Тобольск - родина ученого;

г. Ленинград /ныне Санкт-Петербург/ - три памятника, один из них около института метрологии;

г. Москва - два памятника

Слайд 45.

Портреты Менделеева при жизни писали: И.Е.Репин, М.А.Врубель, Н.А.Ярошенко, И.Н.Крамской, А.И.Менделеева - жена ученого. Портреты, написанные Репиным и Ярошенко находятся в Третьяковской галерее.

Слайд 46.

К 100-летию Периодического закона в СССР была выпущена специальная марка.

Слайд 47.

Минерал менделеевит - редкий высокорадиоактивный серо-черного цвета с полуметаллическим блеском. Месторождение данного минерала открыто в Прибайкалье, со общение об его открытии было сделано 13 ноября 1913г., открыл минерал Вениамин Аркадьевич Зильберминц - ученик и друг академика В.И.Вернадского.

Слайд 48.

Именем ученого - химика названы:

  1. подводный хребет, расположенный в центральной части Северного Ледовитого океана, его протяженность
    1500 км.
  2. вулкан на о. Кунашир, расположенный к юго-западу от города Южно-Сахалинск.
  3. ледник, находящийся в массиве Вольта, 71°54' ю.ш. и 14°30'в.д.
  4. кратер на Луне, вблизи моря Москва,
  5. 101 химический элемент, открытый группой американских ученых - Г.Сиборгом, А.Джиорзо, Б.Харвеем, Дж.Чоппином и С.Томсоном.

Слайд 49.

"Опережать время" - этот девиз был лейтмотивом творчества Д.И.Менделеева.

III. Закрепление.

Слайд 50.

А теперь проведем зарядку для ума.

Слайд 51.

Здесь зашифрованы две строчки стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева». Разгадайте этот ребус.

IV. Домашнее задание.

Слайд 52.

Слайд 53.

Слайд 53.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра «Колесо фортуны» (шаблон) Определения Формулы Лабораторное оборудование и правила по т/б 1 2 3 Переход к теме по гиперссылке Если вопросы темы исчерпаны или Вы выбираете данную тему, щёлкните по прямоугольнику Возврат к барабану по данной теме

Слайд 2

Щелкайте по барабану. Меняющийся цвет прямоугольника означает выпавший вопрос. Переход к вопросу по гиперссылке. Следующий ход – снова щелчком по барабану . В главное меню игры

Слайд 3

Валентность - это Свойство атома химического элемента присоединять или замещать определенное число атомов другого хим. элемента. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры Эдуард Франкленд – английский химик, который ввел понятие о соединительной силе (позже получившей название валентность).

Слайд 4

Свойствами вещества называют … Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или сходны между собой. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 5

Какие смеси называют гомогенными? Это такие смеси, в любой точке объема которых состав одинаковый, т.е. это системы, не имеющие границы раздела фаз. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 6

Атомы – это … Мельчайшие химически неделимые частицы вещества Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 7

Какие вещества называют сложными? Вещества, образованные атомами разных видов (несколькими химическими элементами) Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 8

Сформулируйте закон постоянства состава веществ Каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный состав Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры Жозе Луи Пруст

Слайд 9

Химическим уравнением называют … Условную запись химической реакции посредством химических знаков и формул Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 10

Моль – это … Количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов углерода в 12 г углерода Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 11

Химическая формула – это … Условная запись состава вещества посредством хим. знаков и индексов. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 12

Химический элемент – это … Определенный вид атомов. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 13

Какие вещества называют простыми? Вещества, которые образованы атомами одного вида (состоят из атомов одного хим. элемента). Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 14

Молекулы – это … Мельчайшие частицы многих веществ, состав и хим.свойства которых такие же как у данного вещества. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 15

Химия – наука о … Веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 16

Какие вещества называют чистыми? Вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 17

Что показывает относительная атомная масса? Во сколько раз масса его атома больше 1 / 12 массы атома углерода. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 18

Молекулярной массой вещества называют … Массу молекулы, выраженную в атомных единицах массы. Вопросы темы исчерпаны Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 19

Щелкайте по барабану. Меняющийся цвет прямоугольника означает выпавший вопрос. Переход к вопросу по гиперссылке. Следующий ход – снова щелчком по барабану . В главное меню игры

Слайд 20

Сульфид железа ( II) FeS Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 21

Вода H 2 O Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 22

Хлорид меди ( II) CuCl 2 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 23

Оксид магния MgO Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 24

Оксид фосфора (V) P 2 O 5 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 25

Сероводород H 2 S Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 26

Оксид серы ( VI ) SO 3 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 27

Углекислый газ CO 2 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 28

Оксид серы ( IV ) SO 2 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 29

Аммиак NH 3 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 30

Оксид хрома ( III ) Cr 2 O 3 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 31

Метан CH 4 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 32

Оксид калия K 2 O Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 33

Хлорид железа ( III ) FeCl 3 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 34

Серная кислота H 2 SO 4 Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 35

Хлороводород HCl Вопросы темы исчерпаны Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 36

Щелкайте по барабану. Меняющийся цвет прямоугольника означает выпавший вопрос. Переход к вопросу по гиперссылке. Следующий ход – снова щелчком по барабану . В главное меню игры

Слайд 37

Как погасить пламя спиртовки? Закрыть колпачком. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 38

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Пробирка Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 39

Как нужно разбавлять кислоту? Кислоту медленно тонкой струей наливают в воду! Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 40

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Колба круглодоная Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 41

Покажите, как нужно нюхать незнакомые вещества. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 42

Куда нужно направлять отверстие пробирки при нагревании? В сторону от себя и соседей. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 43

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Штатив Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 44

Опишите свои действия перед работой с опасными веществами Составить план эксперимента, надеть защитный щиток или очки. Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 45

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Тигельные щипцы Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 46

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Воронка Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 47

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Выпарительная чаша Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 48

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Лапка штатива Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 49

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Ложечка для сжигания веществ Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 50

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Реторта Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 51

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Мерный стакан (мензурка) Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры

Слайд 52

Назовите этот предмет лабораторного оборудования Колба коническая Вопросы темы исчерпаны Ответ появляется при щелчке по вопросу В главное меню игры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В. Ломоносов – великий русский ученый

Интегрированный урок по физике, истории, литературе в форме устного журнала в 11 классе...

Интегрированный урок физики по теме “М.В. Ломоносов – великий русский ученый”, 10-11 класс

Интегрированный урок, направленный на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в форме устного журнала...

ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА (РАБОТА ПОСВЯЩАЕТСЯ 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО УЧЕНОГО)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА" МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "СЛОВАРИ" В 5-11 КЛАССЕ...

Вечер "М.В. Ломоносов - великий русский ученый"

Заочное путешествие по биографии ученого, конкурс юных путешественников-эрудитов...

Викторина о великих русских ученых

Викторина о великих русских ученых...

Мастер-класс "Математический журнал, посвященный великому русскому ученому М.В. Ломоносову"

Цели:  познакомить с основными этапами жизни  М.В. Ломоносова;  познакомить с открытиями этого великого учёного;  показать, что математика не является “сухой” нау...

Урок с использованием формирующего оценивания М.В. Ломоносов - великий русский ученый

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) с использованием формирующего оценивания.Методическая цель урока: обобщение основных этапов жизни и научной деятельности М.В....