развитие индивидуальных особенностей ученика на уроках химии.
статья по химии по теме

Свинина Лариса Юрьевна

Я работаю в МКОУ СОШ№12 около 5 лет. Моя тема по самообразованию-это развитие индивидуальных способностей ученика на уроках химии.Высокий темп реализации учебной программы по химии, уровень сложности самого предмета, требуют от преподавателя своеобразных методов и приемов,направленных на обучение интеллектуально способных школьников,которые могут не только самотоятельно овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.Влюбом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных, но также ,есть и дети,которые обладают менее богатыми задатками, но развивающиеся в пределах возрастной нормы.Именно поэтому я считаю,что методы, способы, приемы и формы обучения химии( в целом как и сама технология) должны быть направлены не на класс в целом,а на каждого отдельного ученика с его индивидуальными способностями,психологией, наклонностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_tema_po_samoobrazovaniyu.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Мой педагогический стаж работы 10 лет, имею первую квалифицированную категорию. Моя тема по самообразованию-«Развитие индивидуальных особенностей ученика на уроках химии». Высокий темп реализации учебной программы по химии, уровень сложности самого предмета,  требует от преподавателя своеобразных  методов и приемов, направленных на обучение интеллектуально способных школьников, которые могут не только самостоятельно овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. В преподавании химии существуют такие  проблемы, которые  связаны  с неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным возможностям. В любом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных, но также, есть и дети,  которые обладают менее богатыми задатками, но развивающиеся в пределах возрастной нормы. Именно поэтому я считаю что методы, способы, приемы и формы обучения химии( в целом как и сама технология) должны быть направлены не на класс в целом, а на каждого отдельного ученика с его индивидуальными способностями, психологией, наклонностями. Для осуществления эффективного образовательного процесса необходимо применять такие технологии, которые бы позволяли учитывать разный уровень развития обучающихся, а так же психологические особенности учеников (характер, тип мышления, темперамент, устойчивость внимания, восприятие и запоминание учебного материала, а так же некоторые возрастные особенности и характер межличностных отношений в классе).  Именно поэтому я считаю, что наилучшему восприятию и усвоению учебного материала учениками способствуют такие формы организации учебного процесса, как коллективная и парная, так как поведение подростков по своей сути является коллективно – групповым, а одним из самых значимых видов деятельности в этот период является общение. Даже самый скучный материал будет интересен учащимся, когда они сами добывают знания, из пассивных слушателей превращаются в активных участников урока.  Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабых  учащихся, у них возникает желание быть не хуже других

 В своей работе лично  я использую различные формы организации учебной деятельности, в том числе групповую технологию обучения. При составлении групп я  широко использовала рекомендации, которые предлагают  психологи:

  1. Не включать в одну группу учеников, взаимно отвергающих друг друга;
  2. Учеников с низким статусом определяла в такие группы, где отношение к ним было бы нейтральным, что даёт возможность улучшения взаимоотношений учащихся в процессе групповой работы.

3. Главными особенностями организации групповой деятельности учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Хотя бы один из членов группы должен обладать чертами лидера, чтобы организовать обсуждение вопроса или проблемы, и вовлекать в этот процесс всех членов группы.

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий получает не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Такой смешанный состав учащихся предполагает интенсивный обмен мнениями между сильными, слабыми и средними учениками, что способствует укреплению межличностных отношений учащихся. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных и работ – практикумов. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

При изучении отдельных тем я провожу практикумы с использованием коллективного способа обучения. Отличительная черта этой технологии – использование уроков в форме практикума, когда весь класс делится на группы (или пары переменного состава), которые обмениваются заданиями в определённой последовательности. На таких занятиях каждый ученик по очереди работает с каждым. От каждого ученика требуется, чтобы он научился самостоятельно изучать любую новую тему, то есть был готов к непрерывному самообразованию, а так же передавать полученные знания другим.

Коллективные учебные занятия позволяют в рамках выделенного времени всем без исключения обучающимся успешно усвоить необходимый минимум знаний по теме. При коллективных учебных занятиях ученики могут осваивать программу своим темпом в зависимости от способностей, трудолюбия, предшествующей подго товки; увеличивается время на индивидуальную работу.  Работа в парах сменного состава способствует развитию речи, умения слушать и ставить вопросы, проводить обсуждение. Кроме того, развиваются организаторские умения, формируется навык делового общения, повышается самооценка учащихся, т.е. коллективные занятия способствует личностному росту ребёнка, а это очень важно. Качество обученности  при использовании коллективной системы обучения возрастает, так как изменяется мотивация к учению: каждый обязан всему, что он знает, научить других. Изучение нового материала, проверка ЗУН, анализ и оценка – всё делает коллектив. При таком подходе в результате обучения заинтересованы все участники этого процесса. Современный мир предъявляет высокие требования  к выпускникам школ. Необходимо расстаться с принципом, что в школе главной «добродетелью является послушание, причем доведенное до такой степени, что очень немногие её выпускники во взрослой жизни способны бросить серьезный вызов хоть чему-нибудь» (А. Нилл). Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а так же уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.

Для успешного выполнения обязательного минимума и требования уровню подготовки выпускников по химии, которые содержат федеральный компонент содержания общего, полного химического образования, необходимо оптимально использовать современные приемы и технологии обучения. В наше время люди все в большей мере понимают, что именно творчество -одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Я придерживаюсь мнения тех ученых,  которые считают, что творческие способности можно развить, создав для этого специальные условия. Именно поэтому организация учебного процесса, связанная с развитием индивидуальных особенностей ученика, представляется мне инструментом, который позволит в большей степени реализовать те педагогические задачи, о которых было сказано выше.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности

В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...

Особенности развития творческих способностей учеников на уроках русского языка

Очень поможет в работе начинающим педагогам. Выступление на методсовете,...

Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением новых образовательных технологий.

Данная статья об особенностях обучения детей навыку аудирования с учетом их индивидуальных способностей и типа интеллекта....

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроках технологии. Из опыта работы

учет индивидуальных особенностей на уроках технологии...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроке (план-конспект урока биологии)

Стиль учения – индивидуально-своеобразный способ учебной деятельности - образуется комплексом познавательных УУД с учетом особенностей восприятия и обработки информации разными сенсорными канала...