Урок по химии: Соли, классификация, физические и химические свойства.
план-конспект урока химии (8 класс) по теме

 

Урок «Соли, классификация, физические и химические свойства» проводится в 8 классе. Является уроком повторения ранее пройденного и изучения нового материала в разделе «Важнейшие классы неорганических соединений».  Он позволяет систематизировать имеющиеся и получить новые знания о солях. На уроке используются разные формы, методы и приемы организации учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_soli.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

8-й класс

Урок по теме:  Соли, классификация, физические и химические свойства.

Цель:

  1. Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;

Задачи: 

Образовательные:

  1. Развивать у учащихся способность легко различать формулы оксидов, оснований, кислот и солей.
  2. Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
  3. Познакомить со свойствами и применением солей.

Развивающие:

  1. Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
  2. Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;
  3. Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

  1. Формирование всесторонне развитой личности;
  2. Воспитывать любовь к родному краю;
  3. Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, проектор.

Реактивы: нитрат бария, серная кислота, хлорид меди, гидроксид натрия, пробирки со штативом.

На демонстрационном столе образцы:

  1. мел (карбонат кальция)
  2. сода техническая (карбонат натрия)
  3. медный купорос (сульфат меди)
  4. поваренная соль (хлорид натрия

Ученикам (на каждый стол): реактивы железо, сульфат меди, карбонат натрия, 2 пробирки; в штативах по 2 пробирки с различными солями (разного цвета и разной растворимости в воде), стеклянные палочки по 2 шт, 2 стакана с водой.

Инструкционные карты по проведению лабораторного опыта.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Слайд 1

Эпиграфом нашего урока я взяла такие слова: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»

2. Проверка знаний.

1) Интерактивное задание  с использованием мультимедиа.

А) расставь по местам (номера 1,2,3)

Б) найди соответствие

2) Работа по дидактическим материалам

Определите  класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:

N2O5, CaCl2, Fe(OH)2, Li2O, NaOH, HPO3, Zn3(PO4)2, BaO, ZnO, K2O, AlI3, FeO, HBr, H2SiO3, Mn2O7.

 

3) Тестирование на компьютере.

3. Активизация знаний.

(Записать тему урока и сообщить цель урока)

Что вы знаете о солях?

Какие вы знаете соли (формулы, названия, свойства, применение)?

Послушайте несколько выдержек из литературных произведений.

Слайд 2,3

Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты

Слайд 4

Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.

Слайд 5,6,7

У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие–то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его.

Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее.

Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным.

 

А теперь запишем формулы солей, которые нам встретились в рассказах и проанализируем их состав.

Известняк-CaCO3 – металл + кислотный остаток.

Пищевая сода -NaHCO3- металл + водород + кислотный остаток.

Малахит -(CuOH)2CO3 – металл + гидроксо группа + кислотный остаток.

Мы подошли с вами к классификации солей.

Слайд 8

 Составляем схему.

Интерактивное задание расставь по местам средние, кислые, основные соли.

Определите  класс, дайте классификацию внутри класса, назовите вещества, формулы которых приведены:

 Li2SO4 , MgOHNO3, NaHSO4, Al(NO3)3, KH2PO4, AlOH SO3, Na2HPO4, CaOHBr, CuOH, ZnCl2, Na2SO3, FeS.

Так как соли очень важны, мы должны знать их свойства.

Рассмотрим физические свойства солей

Слайд 9

Проведем лабораторный опыт.  Инструктаж по Т.Б.

Определите агрегатное состояние и цвет солей. Проверьте их растворимость в воде. Высыпьте соль в воду и размешайте стеклянной палочкой. Результаты запишите в тетради. (Обсуждаем цвет солей и растворимость в воде).

Слайд 10

Химические свойства

  1. соль + кислота =др. соль + др. кислота            Ba(NO3)2 + H2SO4 = (Д.О.)
  2. соль + щелочь = др. соль + др.основание        CuCl2 + NaOH = (Д.О.)
  3. соль1 + соль2 = соль3 + соль4                          CuSO4 + Na2CO3 = (Л.О.)
  4. соль + металл =др.соль + др. металл               CuSO4 + Fe = (Л.О.)

Слайд 11 -21

Соли имеют большое практическое значение.

Слайд 22

Выводы:

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.

По составу соли классифицируют на средние, кислые, основные.

Соли твердые вещества различного цвета и различной растворимости в воде.

Соли реагируют с кислотами, щелочами, солями, если выпадает осадок, выделяется газ.

Соли широко распространены в природе, человек их использует в своей  жизни.                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Домашнее задание: § 33, упр.1,2,3,4.

Видеосюжет о поваренной соли.