Урок Физические явления в химии. Разделение смесей
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Желудкова Марина Васильевна

Урок-игра по химии в 8 классе.

На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик осваивает  понятия «чистое вещество», «смесь», знкомится со способами разделения смесей, находить причинно-следственные связи, учится устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizicheskie_yavleniya_v_himii._razdelenie_smesey_1.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Физические явления в химии. Разделение смесей

Желудкова Марина Васильевна,

учитель химии, высшая категория,

МОУ «Гимназия», г. Александровск

8 класс

Программа курса химии для 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Сост. О. С. Габриелян, Москва: Дрофа, 2005

Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-игра

Цели урока        

Для учителя        

Для ученика

1. Образовательная        

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

1.Знать смысл понятия «чистого вещества» и «смеси»;

2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая

Создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни

Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку.

Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности

Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Методы обучения:

Проблемный;

Частично-поисковый;

Исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная,  групповая и индивидуальная.

Оборудование и вещества:

Компьютер, проектор, интерактивная доска

Презентация к уроку

Пакет с инструкциями для каждой группы (приложения №1, №2, №3, №4)

Стаканы со смесями:

  1. вода + бензин
  2. вода + почва
  3. вода + NaСl
  4. вода + NaСl

Ход урока

Приглашение в игру

Ролик «Последний герой»

У: Ребята вы узнали позывные? Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой.  Главное вещество для жизни: вода Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся) содержит примеси. Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.  Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся) Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Игра состоит из трех этапов: 1. подготовка на тренировочной базе; 2. собственно выживание на острове; 3. Возвращение в Город.

1 этап игры «Тренировочная база». Для участия в игре вы получаете пакет инструкций, в ходе работы на базе мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров. Кроме того, во время тренировки вы можете стать лидером своей группы. Ведь при изучении теории вы набираете определенные баллы, набравший большее количество баллов возглавит группы.

Установка: На базе мы должны получить информацию, которая поможет решить эту проблему.

Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить  основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Работа с понятиями. Слайд

 Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Эти понятия находятся на слайде.

Я зачитываю определения, они одновременно появляются на экране. Ваша задача записать в тетради понятия, соответствующие определениям.

Проверьте по следующему слайду правильность своих ответов. За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу. Отметьте на полях тетради общую сумму.

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. В пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа, эта же таблица на слайде. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием интерактивной доски.

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  1. Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (рисунок). Подобным методом можно осадить грубые компоненты.  Этот метод называется отстаиванием (запись на слайде). А если взять две несмешивающиеся жидкости, например, бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.
  2. Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго, например, мел с водой. Частицы мела очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование (запись на слайде). Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры (рисунок). Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  1. Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация (запись на слайде). Выпаривание известно человеку с древних времен, его можно считать первым, освоенным человеком. На севере Урала, в Соликамске сохранились соляные варницы, в которых получали соль.
  2. Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество (рисунок). Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты. Так получают дистиллированную воду, бензин из нефти и т.д.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Смеси

Неоднородные

Однородные

Отстаивание

Фильтрование

Выпаривание

Кристаллизация

Перегонка

Дистилляция

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

Проверяем таблицу (2,3 колонки). Слайд.

Уточним, насколько вы разобрались в теории. В инструкциях есть приложение № 3, в нем список различных смесей. Ваша задача распределить примеры в 4 колонку таблицы (3 минуты).

Проверим правильность работы друг у друга, поменяйтесь тетрадями. Эталон ответа на слайде. Подсчитайте количество совпадений, эту сумму прибавьте к баллам за термины. Максимум баллов – 15. Поднимите руку, кто набрал 15 баллов. Вы назначаетесь командирами групп.

2 этап игры «Остров»

Итак, пора высаживаться на Острова. Готовы?

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить (приложение №4) и образец загрязненной воды. Время на решение проблемы 3 минуты. Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение».

3 этап игры «Город»

Игра закончилась.  Все группы смогли выжить, справились с поставленной задачей. Из первобытной природы мы возвращаемся в родной город. Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Ролик.

Могут ли горожане использовать такую  воду? (Нет, ее надо очищать). Я предлагаю проблему очистки воды решить самостоятельно. И домашнее задание будет следующим

  1. §25
  2. Разработать основные этапы очистки сточных вод (слайд)

Рефлексия.

Прием незаконченного предложения. Слайд

  1. Игра окончена, но я…

Спасибо за совместный труд.


Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые компетенции

Дидактические материалы и средства

Мотивационный этап

Приглашение к участию в игре «Последний герой»

Готовность к совместной деятельности

Компетентность разрешения проблем

Идентификация (определение) проблемы

Ролик «Последний герой»

Презентация, слайд №1

Этап целеполагания

Главное вещество для жизни: вода Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.  Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей, используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Игра состоит из трех этапов:

1. подготовка на тренировочной базе;

2. собственно выживание на острове;

3. возвращение в Город.

Ответы учащихся вода содержит примеси

Ответы учащихся: Необходимо изучить способы разделения смесей

Обсуждение основных этапов работы

Самоменеджмент – умение ставить цель

Информационная

Планирование информационного поиска

Слайд 2

Этап изучения нового материала

1 этап игры «Тренировочная база»

Составим общий план подготовки.

  1. обозначить  основные понятия темы, необходимые для работы (чистое вещество, смесь, виды смесей, способы разделения смесей). Оценить уровень имеющихся знаний.
  2. изучить и закрепить теоретический материал.

Работа с понятиями

Терминологический диктант

Мини-лекция «Разделение смесей» с использованием интерактивной доски.

Определение вида разделения смеси для конкретных примеров.

По предложенным определениям выбирают соответствующее понятие

Самопроверка по шаблону

Учащиеся во время рассказа заполняют 2 и 3 колонки таблицы.

Самопроверка заполнения таблицы по шаблону.

Заполнение 4 колонки таблицы

Взаимопроверка в парах

Информационная – представление информации

Компетентность разрешения проблем

Применение
технологий

Оценка деятельности

Информационная – перевод символьной информации в словесную, письменную

Компетентность разрешения проблем

Оценка деятельности 

Информационная Обработка информации

Компетентность разрешения проблем

Оценка деятельности, оценка результата

Слайд №3

Слайд №4-8

Слайд №9

Слайд №11

Приложение №2, Таблица

Слайд №14-18

Приложение №2, Таблица

Приложение №3, Примеры смесей

Слайд №19

Первичное закрепление изученного материала

2 этап игры «Остров»

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить и образец загрязненной воды. Время на решение проблемы 3 минуты. Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение».

Компетентность разрешения проблем

Применение
технологий, работа по алгоритму

Коммуникативная компетентность

Продуктивная групповая коммуникация

Информационная компетентность

Обработка информации,  изложение полученной информации в контексте решаемой задачи

Коммуникативная компетентность

Продуктивная групповая коммуникация

Приложение №4

Инструкция к действию

Стаканы со смесями:

  1. вода + бензин
  2. вода + почва
  3. вода + NaСl
  4. вода + NaСl

Домашнее задание

Мы сегодня говорили о разных способах разделения смесей, в том числе об очистке воды из естественных водоемов. Для Александровска проблема чистой воды очень актуальна. Давайте посмотрим, какова вода в естественных водоемах города.

Я предлагаю проблему очистки воды решить самостоятельно. И домашнее задание будет следующим

  1. §25
  2. Разработать основные этапы очистки воды естественного городского водоема (в тетради)

Просмотр видеофрагмента, определяют проблему естественных водоемов города

Информационная компетентность

Извлечение первичной информации

Информационная компетентность

Обработка информации

Слайд №21

Видеофрагмент «Загрязнение воды»

Слайд №22

Рефлексия

Закончите  фразу

  1. Игра окончена, но я…

Высказываются вслух.

Вариант: письменно на листке бумаги

Компетентность разрешения проблем

Оценка собственного продвижения (рефлексия)

Бумага


Приложение №1

Основные понятия темы

Чистое вещество это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств

Смесь  это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства

Однородная смесь  - смесь, в которой зрительно  нельзя обнаружить составные части

Неоднородная смесь – смесь, в которой  зрительно  можно обнаружить частицы отдельных  веществ


Приложение №2 Способы разделения смесей

Вид смеси

Способ

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Примеры

Неоднородные

1.

2.

Однородные

1.

2.

Приложение №3

Виды смесей

Добыча соли

Мел и вода

Разделение  нефти на фракции

Марлевая повязка

Нефть и вода

Получение дистиллированной воды

Масло и вода

Выделение кислорода из воздуха

Фильтр пылесоса

Чайное ситечко

Производство  сахара


Приложение №4

1  группа

Инструкция к действию

  1. Вода загрязнена бензином
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

2 группа

Инструкция к действию

  1. Вода загрязнена илом
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

3 группа

Инструкция к действию

  1. Морская вода
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

4 группа

Инструкция к действию

  1. Есть родниковая вода, но вода не содержит минеральных солей. Доступна морская вода. Надо добыть соль.
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока Физические явления в химии.

Продолжить формирования понятий  «чистого вещества» , «смеси», «физические явления»; отличительных признаков физических и химических явлений, изучить способы разделения смеси....

Тема урока Физические явления в химии.

Продолжить формирования понятий  «чистого вещества» , «смеси», «физические явления»; отличительных признаков физических и химических явлений, изучить способы разделения смеси....

Презентация к интегрированному уроку "Физические явления в поэзии. Иней"

Презентация к интегрированному уроку "Физические явления в поэзии. Иней"...

Презентация к уроку "Физические явления в химии"

Данная презентация предназначена для учащихся 8 класса базового уровня. На слайдах презентации представлены физические явления в процессах очистки веществ и смесей. Расположение  слайдов соответс...

Презентация к уроку "Физические явления. Разделение смесей"

Презентация выполнена в форме конспекта к уроку "Физические явления. Разделение смесей" Урок построен в соответствие с УМК для изучения курса химии в 7-9 классах, созданным авторским коллект...