Тема урока Физические явления в химии.
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Панарина Елена Анатольевна

Продолжить формирования понятий  «чистого вещества» , «смеси», «физические явления»; отличительных признаков физических и химических явлений, изучить способы разделения смеси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pananrina_khimiya_urok_konkurs_uchitel_goda.doc974 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Физические явления в химии.

Тип урока изучение нового материала

Цели урока:

Образовательная : Продолжить формирования понятий  «чистого вещества» , «смеси», «физические явления»; отличительных признаков физических и химических явлений, изучить способы разделения смеси.

Развивающая: создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом; развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни формировать навык выполнения лабораторного опыта, углубить навыки пользованием лабораторным оборудованием;

Воспитательная: создать условия для формирования культуры практического труда, умений проводить само- и взаимооценку. воспитывать бережное отношение к питьевой воде;  аккуратное обращение с лабораторным  оборудованием,  стимулировать  развитие познавательного интереса.

Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Методы обучения: Проблемный; Частично-поисковый; Исследовательский.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная,  групповая и индивидуальная.

Оборудование и вещества: компьютер, проектор, магнитная доска, презентация к уроку, карточки с заданиями для каждой группы, пластилин, проволока, мел, ступка с пестиком, железо, сера, вода, сульфат меди(II), песок, спиртовка, спички, магнит, чашки петри для смеси, фильтры, воронки, стеклянные палочки, шпатель, асбестовая сетка, держатель, колбы для фильтрования.

ХОД

Организационный момент. Приветствие Здравствуйте, ребята, садитесь! Как ваше настроение сегодня, все ли здоровы? Я думаю, что вы уже полюбили эту удивительную науку.  

ИНДУКЦИЯ

Сегодня мы продолжим с вами постигать тайны природы на очередном уроке химии, который  будет проходить в необычной форме- форме мастерской, где вы будет работать в группах и самостоятельно. В нашей мастерской я не буду вам ставить оценки, вы сами себя будете проверять и давать оценку своей работы. Чтобы сформулировать тему мастерской посмотрите на слайд

Что общего в картинках на слайде?  

Формулируем тему урока «Физические явления»,  записываем в тетрадь

СЛАЙД тема урока«Физические явления»

СЛАЙД  В природе с момента ее зарожденья:

 Все время с телами идут превращенья.

 Про эти природные изменения

 Мы с вами сказали бы: “Это явления!”

 Явления бывают различными,

 Рассмотрим сегодня физические.

 Должны научиться мы их наблюдать,

 А главное самое – уметь различать.

Учитель приглашает к демонстрационному столу по одному школьнику и просит продемонстрировать следующие явления, прокомментировать увиденное:

– из пластилина скатать шарик (изменилась форма);

– выпрямить спираль медной проволоки (изменилась форма);

– растереть кусочек мела в порошок в ступке (изменилась форма).

Какой мы можем сделать вывод из опытов, которые вы проделали?( Вывод делают учащиеся: Таким образом, в проделанных опытах изменяется форма тела или же его агрегатное состояние, но не произошло образование новых веществ.)

 А это признаки какого явления?

СЛАЙД  Давайте вспомним определение (ОПРЕДЕЛЕНИЕ НА СЛАЙДЕ) Физические явления – явления, при которых нового вещества не образуется, а лишь меняется агрегатное состояние, форма, размер.        

А теперь посмотрите на следующий слайд

СЛАЙД Задание № 1: Разделите эти явления  на две группы и объясните, по какому признаку  вы это сделали.

СЛАЙД : (где явления разделены эти на две группы для проверки)

Отгадайте где речь идет о физическом, а где о химическом явлениях?

  • Что за звездочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

  • Когда металл в крутые формы льем,

Мне верится, что оживут в металле

Горячие полдневные поля.

Кипит металл и ждут его поля.

  • И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко.

Освещая тьму ночную

Далеко и жарко!

Прежде чем приступить к изучению нового материала давайте вспомним ключевые понятия, которые нам пригодятся на сегодняшнем уроке

 СЛАЙД с понятиями и их определениями

Давайте пофантазируем и представим, что вас приглашают принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове – это питьевая вода. Воду вы сможете добыть из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся) содержит примеси. Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.  Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся) Таким образом, какую мы определим цель в сегоднешней работе

СЛАЙД Изучить способы разделения смесей

(познакомиться со способами разделения смесей( добиваться четкой формулировки цели про разделение смесей). Полученные знания помогут вам выжить на этих островах.

IIэтап- Социоконструкция (реконструкцию)

 Задание (индивидуально) в тетради:

СЛАЙД  Выберите из списка чистые веществ,

IIIэтап-СОЦИАЛИЗАЦИЯ обсуждают в парах и сверяют со слайдом

СЛАЙД с правильными ответами самопроверка они сами корректируют

(слайд )ВСПОМНИТЬ ТБ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ( работа со стеклом, спиртовками, жидкостями)

IV этап РАЗРЫВ

(слайд  )Задание № 1групповая работа 4 группы(10 минут) Каждая группа получает задание.

СЛАЙД  задание № 2 групповая работа

АФИШИРОВАНИЕ  группы рассказывают о применяемых способах и помещают лист в схему. Которую мы составим после их рассказа.

Какие вы использовали способы разделения смесей?

(СЛАЙД)Существуют и другие способы, которые не рассмотрены в учебнике, но которые применяют в  лабораториях для разделения смесей.

Какими способами мы бы могли еще дополнить схему?

 СЛАЙД(Основные способы разделения неоднородных смесей: отстаивание, фильтрование, действие магнитом. Основные способы разделения однородных смесей: выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хромотография)- в тетрадь

Отвечают каждая группа на вопрос задания № 2

Подведем итог нашей сегодня работы мастерской!

Что мы делали сегодня в ходе нашей мастерской?(мы разбирали разные способы разделения смесей). Различать физические и химические явления, различать понятия «чистое вещество» и «смесь».

В том числе мы говорили об очистке воды( вопросы в задании) из естественных водоемов. А скажите актуальны ли сегодня проблема чистой воды. А для п. Увельского?

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

1. Сегодня я понял …

2. Теперь я могу…

3. Я приобрел….

4. Меня удивило …

5. Я попробую …

6. Мне захотелось…        

Ребята отвечают на вопросы, оценивают полноту полученных знаний, проводят самооценку своей работы.

Пишут на листочках и оставляют на своих столах

СЛАЙД Домашнее задание

  1. Творческие задания для каждой группы.
  2. Заполнить до конца таблицу.
  3. Параграф 25

СЛАЙД Урок окончен. Досвидание.

Таблица №1 Смеси. Способы разделения смесей

Компоненты смеси

Вид смеси                  (однородная или неоднородная)

Способ разделения

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Применение в быту и хозяйстве

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУППД/З)

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Найдите  простые способы разделения смеси бытового мусора, состоящего из поваренной соли, песка, железных опилок, гранул полиэтилена и предложите способы его утилизации.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ

Опишите химическую лабораторию средних веков. Попробуйте определить,  какие способы разделения смесей были известны в те времена. На старинных гравюрах часто встречается изображение реторты. Для каких целей ее использовали.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ

Перечислите название сказок, рассказов ит.д. где есть упоминание о смесях и предложите реальные способы их разделения.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ

В день аварии на Саяно-Шушенской ГЭС  в реку вылилось около 40 тонн машинного масла, но сегодня его в Енисее значительно больше. С тех пор, как из машинного отделения стали откачивать воду, спасатели едва успевают подвозить к реке сорбент – химикат, впитывающий нефтепродукты.

В районе Майнской ГЭС, где скопилось огромное количество отработанных нефтепродуктов, люди, боятся пользоваться водопроводом. Питьевой воды, которую привозят на специальных машинах, хватает ненадолго. Пока с поверхности Енисея собирают тонны масла, а ГЭС не работает, жители добывают воду в горных речушках и родниках. Вода, конечно, не кристальная, но пить можно.

КАК ОЧИСТИТЬ ВОДЫ ЕНИСЕЯ ОТ НЕФТЕПРОДУКТОВ?

Задания для групп

Приложение №4

1  группа

Задание № 1

1.Разделите смесь железа и серы, используя оборудование, которое у вас на столе. В ходе выполнения работы заполните таблицу №1 (запишите только тот способ, который использовали для разделения выданной вам смеси) и в тетради составьте план(алгоритм) разделения данной смеси. Запишите на листе название способа, который применили для разделения данной смеси.

2. Вода загрязнена бензином. Укажите, каким способом вы будете очищать воду. Ответ запишите в тетради.

2 группа

Задание № 1

1.Разделите смесь песка и соли, используя оборудование, которое у вас на столе. В ходе выполнения работы заполните таблицу №1 (запишите только тот способ, который использовали для разделения выданной вам смеси) и в тетради составьте план(алгоритм) разделения данной смеси. Запишите на листе название способа, который применили для разделения данной смеси.

2.Вода загрязнена илом. Укажите, каким способом вы будете очищать воду. Ответ запишите в тетради.

3 группа

Задание № 1

1.Разделите смесь сульфат меди и вода, используя оборудование, которое у вас на столе. В ходе выполнения работы заполните таблицу №1 (запишите только тот способ, который использовали для разделения выданной вам смеси) и в тетради составьте план(алгоритм) разделения данной смеси. Запишите на листе название способа, который применили для разделения данной смеси.

2.Морская вода. Укажите, каким способом вы будете очищать воду. Ответ запишите в тетради.

4 группа

Задание № 1

Примечание: физические свойства серы – легче воды, желтого цвета.

1.Разделите смесь железа и серы, используя оборудование, которое у вас на столе. В ходе выполнения работы заполните таблицу №1 (запишите только тот способ, который использовали для разделения выданной вам смеси) и в тетради составьте план(алгоритм) разделения данной смеси. Запишите на листе название способа, который применили для разделения данной смеси.

2. Доступна морская вода. Надо добыть соль. Укажите, каким способом вы будете ее добывать. Ответ запишите в тетради.

Задание №2

1 группа

Перед вами пластиковая бутылка. Придумайте прибор для фильтрования.

Задание №2

2 группа

Полярная экспедиция попала в неприятную историю. Преступники насыпали сахар в бензин для вездехода. Как очистить бензин. Выберите рисунки, которые подходят для решения этой проблемы.

Рисунок 1          Рисунок 2      Рисунок 3         Рисунок 4                    Рисунок 5

Задание №2

3 группа

В поваренную соль попал песок. Помогите повару приготовить обед. Выберите рисунки, которые подходят для решения этой проблемы.

Рисунок 1          Рисунок 2      Рисунок 3         Рисунок 4                    Рисунок 5

Задание №2

4 группа

Как, в походных условиях из соленой воды получить пресную? Выберите рисунки, которые подходят для решения этой проблемы.

Рисунок 1          Рисунок 2      Рисунок 3         Рисунок 4                    Рисунок 5


Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. В пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа, эта же таблица на слайде. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием интерактивной доски.

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

  • Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Если мы возьмем стакан с водой, смешенной с песком, через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (рисунок). Подобным методом можно осадить грубые компоненты.  Этот метод называется отстаиванием (запись на слайде). А если взять две несмешивающиеся жидкости, например, бензин и воду, то более легкая (бензин) будет отстаиваться сверху, более тяжелая (вода) – внизу. Это тоже отстаивание.
  • Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго, например, мел с водой. Частицы мела очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование (запись на слайде). Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры (рисунок). Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

  • Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация (запись на слайде). Выпаривание известно человеку с древних времен, его можно считать первым, освоенным человеком. На севере Урала, в Соликамске сохранились соляные варницы, в которых получали соль.
  • Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество (рисунок). Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты. Так получают дистиллированную воду, бензин из нефти и т.д.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

Проверяем таблицу (2,3 колонки). Слайд.

Уточним, насколько вы разобрались в теории. В инструкциях есть приложение № 3, в нем список различных смесей. Ваша задача распределить примеры в 4 колонку таблицы (3 минуты).

Проверим правильность работы друг у друга, поменяйтесь тетрадями. Эталон ответа на слайде. Подсчитайте количество совпадений, эту сумму прибавьте к баллам за термины. Максимум баллов – 15. Поднимите руку, кто набрал 15 баллов. Вы назначаетесь командирами групп.

1 группа: «Разделение неоднородной смеси железа и серы». (Примерный ответ: смесь железа и серы - неоднородная; её можно разделить с помощью магнита, т.к. железо намагничивается, а сера нет. Также эту смесь можно разделить отстаиванием (если дополнительно растворить в воде), т.к. сера и железо - твёрдые вещества не растворимые в воде. Если высыпать эту смесь в воду - сера всплывёт на поверхность, а железо утонет)

2 группа: «Разделение неоднородной смеси речного песка с водой». (Примерный ответ: смесь песка с водой -  неоднородная смесь, её можно разделить фильтрованием).

3 группа: «Разделение однородной смеси сульфата меди (II) с водой».(Примерный ответ: предложен раствор соли голубого цвета в воде - это однородная смесь; её можно разделить выпариванием).

Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Где такие вещества просто необходимы?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

Урок  «ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ХИМИИ»

Тип урока

Изучение нового материала

Главная цель

Сформировать представление о способах раздела смесей

Учебно-воспитательные задачи

Обучающие:

Развивающая:

Воспитывающая:

Главные вопросы содержания

Физические явления. Способы разделения смесей как примеры физических явлений.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:  примеры физических явлений; физические способы разделения смесей, их практическое применение. четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь»,

Учащиеся должны уметь: приводить примеры физических явлений, встречающихся в повседневной жизни; уметь определять тип смеси и практически осуществлять разделение однородной и неоднородной смеси. Уметь работать с химическим оборудованием, соблюдая при этом правила техники безопасности.

Личностная значимость

Осознание того, что вокруг происходят явления.

Методы и приемы организации обучения

Технология:мастерские

Методы: словесные, наглядные, практические.

Форма организации занятий: самостоятельная работа, групповая, фронтальная, индивидуальная, парная работа, лабораторная работа.

Опорные знания

Явления физические и химические. Чистые вещества и смеси.

Новые понятия и представления

Дистилляция или перегонка, кристаллизация, выпаривание, фильтрование, отстаивание, возгонка или сублимация, адсорбция, хроматография, флотация.

Учебно-наглядный комплекс

Химический эксперимент

Лабораторные опыты «Разделение смесей разными способами»

Рекомендуемая

литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2005.
  2. Энциклопедический словарь юного химика. М., Педагогика, 1990.
  3. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают. М., Просвещение, 1990.
  4. Энциклопедия для детей. Химия. ООО «Издательство Мир энциклопедий Аванта+». Москва.2008г.

Развитие компетенций и личностных качеств учащихся

в процессе подготовки и проведения урока

Компетенции

Развитие личностных качеств и психических процессов

Способы и приемы деятельности

Коммуникативная

Аудиальный и визуальный каналы восприятия;

чувство прекрасного (художественное, звуковое оформление электронной презентации урока);

умение вести диалог, слушать и слышать.

Развитие речи, общение с одноклассниками и старшеклассниками, учителем, проговаривание возможных вариантов ответов.

Кооперативная

Развитие внимания, памяти;

уважительное и критичное отношение к партнеру;

дисциплинированность, трудолюбие;

самореализация в коллективном творческом деле.

Целенаправленное взаимодействие с группой учащихся, распределение ролей в команде, обмен идеями, материалами, поиск оптимальных решений.

Проблемная

Развитие мышления;

анализ, синтез, обобщение, конкретизация в процессе выполнения заданий;

воля, упорство, концентрация внимания.

Теоретическое объяснение реальных физических явлений, установление связей и зависимостей реальных процессов, поиск и проверка решения, анализ примеров, применение знаний в новых ситуациях;

самостоятельное выдвижение и решение учебной задачи.

Информационная

Все мыслительные операции, включение всех каналов восприятия, воображения, образность мышления, его критичность, умение ориентироваться в потоке информации, повышение информационной культуры, мобильности личности.

Сбор информации из разных источников в процессе выполнения исследовательской работы (литература, учебник, дополнительная информация);

её обработка и оформление (составление плана ответа, теоретическая подготовка по теме);

использование компьютера на уроке.

                   Памятка 1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

                                 ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТОВКАМИ

  1. 1.Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний осмотр и удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и достаточно распушен, а горловина и держатель фитиля совершенно сухие.

2. Если спиртом смочены держатель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение целостности корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар.

3.  Поэтому ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку с остатками жидкости, а следует выждать некоторое время и дать ей обсохнуть.

4.Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу держателя, иначе не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки

5. Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

6.Гасить спиртовку можно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Физические явления в химии. Разделение смесей

Урок-игра по химии в 8 классе.На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик осваивает  понятия «чистое вещество», «смесь», знкомится со способами раз...

Урок-конференция по теме: "Загадочные физические явления"

Урок-конференция: Тема: «Загадочные физические явления» Цели:Учебно-познавательная: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»Развивающая: Углубление изучения материала...

Урок-конференция по теме: "Загадочные физические явления"

Урок-конференция: Тема: «Загадочные физические явления» Цели:Учебно-познавательная: «Развитие познавательного интереса учащихся при изучении физики»Развивающая: Углубление изучения материала...

Тема урока Физические явления в химии.

Продолжить формирования понятий  «чистого вещества» , «смеси», «физические явления»; отличительных признаков физических и химических явлений, изучить способы разделения смеси....

Презентация к уроку "Физические явления в химии"

Данная презентация предназначена для учащихся 8 класса базового уровня. На слайдах презентации представлены физические явления в процессах очистки веществ и смесей. Расположение  слайдов соответс...