Металлы-простые вещества
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Исаева Татьяна Павловна

Урок - путешествие. Открытый урок на семинар по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistovik_otkrytogo_uroka.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

http://nsportal.ru/isaeva-tatyana-pavlovna

http://nsportal.ru/user/93236

Урок-путешествие:   Металлы - простые вещества

Эпиграф : «Металлом называется твердое, непрозрачное и светлое тело, которое в огне плавится и холодное ковать можно». М.В.Ломоносов.

Вид урока: изучение нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ

Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;

Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;

Обобщить знания учащихся о распространении металлов в окружающей среде;

Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических  знаний;

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;

Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).

Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность  целеустремленность учащихся;

 

Оборудование урока:

1) Задания – инструкции для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"  

2) наборы металлов и неметаллов   для проведения лабораторных опытов "Физические свойства металлов"  

3) ПСХЭ Д.И.Менделеева;

5) Компьютер, мультимедийный проектор, Презентация  

 ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Приветствие

2.Актуализация знаний

 Ребята , сегодня мы с вами будем изучать тему без знаний которой не обходятся люди многих профессий: врачи,  фармацевты, биологи, химики, физики, минерологи, геологи, агрономы, ветеринары, инженеры, повара, и список этот можно продолжать до бесконечности.

Вы не догадались, о чем пойдет речь? Тогда отгадайте ребусы, ответы   будут темой сегодняшнего урока.

 3.   Этап усвоения новых знаний

Задумывались ли вы когда– нибудь о том, какими материалами человек пользуется чаще всего? Давайте оглянемся вокруг.  Мебель в классе деревянная держится на металлических шурупах.  К  каждой парте подведена вода, которая течёт по металлическим трубам. Краны в классе, детали компьютера, провода по которым течет электрический ток  металлические.

   Из металла сделаны ложки, ножи ,вилки, кастрюли, сковородки, детали телевизоров и, автомобили. Кроме того, металлы входят в состав живых организмов.

   Знания о металлах имеют огромное значение для каждого из нас. Дело в том, что здоровье человека напрямую зависит от наличия или отсутствия в нашем организме некоторых металлов. В крови человека найдено 76 химических элементов из них 62 металла. К металлам – “элементам жизни” относят 10 химических элементов металлов - K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо    Значение их огромно.

   При недостатке ионов Na+ появляется головная боль, потеря памяти, а при избытке – развивается гипертония.

Са - участвует в свёртываемости крови ,способствует росту зубов, образованию молока у кормящих женщин, входит в состав скелета.

Недостаток К - приводит к аритмии,

 Zn - к повреждению кожи, нарушению волосяного покрова, замедлению полового созревания,

Mg – к повышению возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное состояние.

Говорить об этом можно много, но переходим к теме.

Таблица 1 с образование

Перед вами периодическая таблица. Из 110 элементов представленных в ней 88 приходится на долю металлов. Если провести диагональ В – At, то в левом нижнем углу мы  видим, располагаются только металлические элементы. За пределами этой диагонали есть еще металлы – это элементы побочных подгрупп.

2.Изучение нового материала.

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ  25 мин

1.Историческая

В древности было известно людям только 7 металлов. Их считали      посланниками космоса на Земле и связывали с планетами, приписывали чудодейственные свойства.

2.1Энциклопедическая

Представляю подборку интересных фактов  о золоте и обо всем, что с ним связано. Но сначала небольшая сценка

Сценка (профессор и студент)

Профессор спрашивает студента:
- Если бы вам предложили ум или золото, что бы вы выбрали?
- Конечно, золото.
- А я ум, и знаете почему?
- Знаю, каждый берет то, чего ему не хватает.

А теперь 7 фактов  о золоте!

Слово «gold» появилось из Индо-Европейского корня «желтый», отражающий наиболее заметную характеристику этого металла. Этот факт находит свое отражение в том, что произношение слова золота gold на разных языках похоже, например Gold (по-английски), Gold (по-немецки), Guld (по-датски), Gulden (по-голландски), Gull (по-норвежски) и Kulta (по-фински).

В конце XVIII века модно было украшать зубы золотыми коронками, которые ставили на совершенно здоровые зубы. Это требовала не только мода. Наличие блестящих зубов должно было подчеркнуть и высокое положение хозяина.  

Если сплавить воедино весь мировой запас золота, который составляет 32 тыс. тонн, то в результате получится куб со стороной лишь в 12 метров

Кусочек золота размером со спичечный коробок можно раскатать в лист площадью в теннисный корт.  

В Таджикистане гражданским чиновникам запрещено иметь золотые зубы.  

Абсолютно чистое золото очень мягкое, его можно мять руками

В ЮАР добывается почти 2/3 всего мирового золота

Учитель : Самый большой смородок,котырый был найден весил 112 кг.

2.2  Серебро

Знания, получаемые в школе по химии, мы не часто используем в повседневной жизни. Но именно химия может стать источником знаний о нашем здоровье. Благодаря химии, мы узнаем, как вещества влияют на процессы жизнедеятельности организма, жизнь в целом, что полезно человеку и в каких количествах, что вредно и до какой степени.

Организм человека – это сложная химическая система, которая не может функционировать самостоятельно, без взаимосвязи с окружающей средой. Трудно представить, но наше самочувствие, настроение, аппетит зависят от...металлов. В таблице Д.И.Менделеева трудно найти химический элемент – металл, который был бы не связан с нашей жизнью.

Серебро пользовалось особым уважением в средние века. Алхимики считали, что серебро входит в число семи металлов, которые они наделяли целительной силой. Серебро использовали для лечения эпилепсии, невралгии, холеры, гнойных ран. В водах священной индийской реки Ганга повышено содержание серебра. Высокие дезинфицирующие свойства серебра превосходят такие же свойства карболки, хлорной извести. Специально приготовленное серебро применяется при головных болях, потере голоса у певцов, страхах, головокружении.

Наиболее эффективно и безопасно действует серебро в сверхмалых дозах. В нашей стране оно существует в виде препарата «Серебряный дождь». Лечебное действие этого препарата наблюдают при поражении голосовых связок, возникающих в результате перегрузок у певцов, лекторов и учителей.

Во время вторжения войска Александра Македонского в IV в. до н. э. в Индию на берегах р. Инд в войске разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний. Но она не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры – серебряной. Невесомых количеств растворенного серебра оказалось достаточно для дезинфекции воды и пищи.

Учитель:  Самый большой смородок,котырый был найден весил 13,5 тонн.

3.Экспериментальная (выполняют в парах лабораторную работу)

Сегодня нам необходимо также познакомиться с физическими свойствами металлов. На с.69 черным шрифтом выделены основные свойства.

Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по

Инструкционной карточке и заполняете таблицу

Об-ца

Вещество

      2

Аграрное состояние

       3

Цвет

   4

Блеск

    5

Пластич-

Ность

       6

Тепло-

Проводность

            7

Электропроводность

       8

1.

Железо

2.

Сера

3.

Алюминий

4.

Графит

5.

Медь

6.

Цинк

Инструкционная карточка

Исследование физических свойств простых веществ» 

Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.

Заполните колонку 3 и 4 таблицы.

Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».

Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.

 Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.

Специфические свойства: учитель

 ртуть жидкий.(показать ртутный градусник)

Магнитные свойства железо(показать опыт)

Металлы самые самые(на доске)

Тяжёлый- осмий

Твёрдый- хром

Пластичный- золото

Тугоплавкий- вольфрам (3420)

Электропроводный -серебро

 4.Литературная (читают стихи ученики)

1.Называем в честь металлов

Иногда наперебой

Если нервы, то стальные,

А характер – золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег – скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льет, как из ведра.

2.А у рыжих –  медный волос

Или просто медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век.

Золотая лихорадка

Губит душу у людей

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей.

3. Металл – это точность.

Металл – это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

 Он в проводах несет нам свет,

  Металл – коньки, велосипед,

  Метро, трамвай, будильник,

  Утюг и холодильник…

Загадки (учитель)

В состав  какого металла входит дерево? (Никель.)

 Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина.)

Частью  какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото.)

5.Практическая

 Выпишите номер правильного ответа

Вариант 1

Простое вещество – металл у элемента

1)Ar;   2) As;   3) C;   4) Ag

Нехарактерное свойство для металлов

1)пластичность   2) ковкость   3)хрупкость 4)блеск

При комнатной температуре жидкий металл

1)Zn;   2) Al;   3) Ag;   4)Hg

Наиболее пластичный металл

1)Fe;   2) Au;   3) Cu;   4) Cr

В каком ряду элементов свойства металлов усиливаются?

1)Al, Mg, Na;   2) Sr, Ca, Mg;   3) K, Mn, Rb;   4) Cs, Ba, Al.

Вариант 2

Простое вещество – металл у элемента

1)Hg;   2) He;   3) S;   4) Ne

Нехарактерное свойство для металлов

 1)электропроводность   2)тягучесть   3)теплопроводность  4)прозрачность

Наиболее тугоплавкий металл

1)Au;   2) Al;   3) W;   4)Fe

Наиболее электропроводный металл

1)Ag;   2) Al;   3) Fe;   4) Zn

Электронная формула 1s2 2s 22p6  3s1

Fe;   2) Na;   3) Cu;   4) Cr.

3.Заключение

Над какой темой мы сегодня работали?

Что нового мы узнали о металлах?

В чём отличие  металлов от неметаллов?

К каким выводам пришли?

Д.З  § 13 Упр. 2-5

                                                                       

                                                                 Самоанализ

                                                  Тема: «Металлы – простые вещества»

Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках  биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении тем «Бинарные соединения», «Оксиды», «Химические свойства металлов  », «Гидролиз солей», «Электролитическая диссоциация» и др.

Реальные учебные возможности учащихся мной учитывались – учащиеся 8 класса  знают  знаки химических элементов, умеют по периодической таблице определять металл и неметалл. В соответствии с возрастом им были предложены задания –  В ходе лабораторной работы на практике определить отличие металлов от неметаллов по физическим свойствам.

3. Цель урока:

 изучить,  расширить знания учащихся о металлах ,какое влияние они  имеют на здоровье человека

4.Задачи урока:

Обучающие:

Познакомиться со строением и общими свойствами металлов, исходя из их положения в периодической системе;

Обобщить и расширить знания учащихся об общих и отличительных физических свойствах металлов;

 Расширить и углубить знания учащихся о роли металлов в организме и жизни человека;

Формирование знаний учащихся об основах здоровья на основе интеграции химических и валеологических  знаний;

Развивающие:

1.Развивать память, речь, логическое мышление; расширение кругозора и повышение интереса к изучению химии;

2.Формирование у учащихся устойчивой мотивации к познанию;

 Воспитательные

«Знания без воспитания – меч в руках сумасшедшего» (Д.И.Менделеев).

1.Использую технологию групповой работы, развивать самостоятельность  целеустремленность учащихся;

5.Тип урока:  .  изучение нового материала

 Структура урока характерна для данного типа и рациональна для достижения поставленных целей.

В организационном моменте я постаралась создать спокойную психологическую обстановку в  классе. Во вступительном слове подчеркнула значение материала изучаемой темы, сообщила цели и план урока.

  Выполнение заданий обобщающего характера –  лабораторной,  устных и письменных  с использованием опорных обобщающих схем позволило сформулировать выводы.  На основе обобщения фактов и явлений, а также с помощью проблемных вопросов  удалось подвести учащихся к пониманию важности изучения темы .

  При планировании  урока « Металлы - простые вещества» обращала внимание на  практическую направленность, доступность, выделение главного в содержании, высокую информированность, быстрый темп, использование технических средств обучения.

Главный акцент на уроке делался на закрепление знаний учащихся о металлах, на значимости этих веществ   для жизни .

Методические приемы в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: проблемный, словесный, наглядный, практический.

                       Формы обучения: работа в парах, индивидуальная, коллективная классно-урочная форма

обучения

 Контроль усвоений знаний осуществлялся в  ходе лабораторной,  тестового задания.

На уроке целесообразно использовались возможности химического кабинета, мультимедийного проектора,  и сделанной мной презентации урока.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера и интерес на уроке поддерживался за счет разнообразия заданий, за счет демонстрации  интересных  фактов, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока.

Я думаю, что время на различных этапах урока использовалось рационально. Для эмоциональной разгрузки и снятия напряжения учащимся было предложены ребусы, загадки ,стихи, сценка.

Были продуманы следующие запасные варианты для непредвиденных ситуаций: интерактивные задания  по программе 1 с образование.

 13.   Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке.

 

Лабораторная работа      ( работа в парах) 

Вам даны вещества: Определите какие из них металлы, а какие неметаллы. Работаете по

Инструкционной карточке и заполняете таблицу

Об-ца

Вещество

      2

Аграрное состояние

       3

Цвет

   4

Блеск

    5

Пластич-

Ность

       6

Тепло-

Проводность

            7

Электропроводность

       8

1.

Железо

2.

Сера

3.

Алюминий

4.

Графит

5.

Медь

6.

Цинк

Инструкционная карточка

Исследование физических свойств простых веществ» 

Задание 1. Рассмотрите образцы веществ и заполните колонки таблицы.

Заполните колонку 3 и 4 таблицы.

Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте в колонке 5 «+» или «-».

Согните образец. Сгибается? Поставьте в колонке 6  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Положите алюминии на сгиб локтя. Тепло? Поставьте в колонке 7  «+» или «-».

Проделайте аналогичные действия с другими образцами. Заполните соответствующие колонки таблицы.

Отметьте образцы которые проводят электрический ток, опираясь на знания из курса физики.

 Задание 2. Распределите представленные вещества на две группы, выбрав ключевой признак. Запишите в тетради получившиеся группы веществ, указав признак(и) распределения.

   

   

  76         62

элементы  жизни”   K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn,Мо   

САМЫЕ,

          САМЫЕ…..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по программе О.С.Габриеляна. Тема: "Металлы - простые вещества". Разработан с помощью технологии критического мышления.

Конспект урока "Металлы - простые вещества" с презентацией для 8 класса. Урок разработан с помощью технологии критического мышления....

Открытый урок в 8 классе «Металлы – простые вещества. Роль металлов в организме человека»

Урок проводится в 8 классе, когда химических знаний еще недостаточно, поэтому, опираясь на ранее полученные знания учащихся необходимо подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах...

Металлы-простые вещества

Урок - путешествие. Открытый урок на семинар по активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии....

презентация к уроку металлы простые вещества

в презентации рассмотрены общие физические свойства металлов...

Урок с элементами исследовательской деятельности "Металлы-простые вещества"

Урок позволяет сформировать знания учащихся о металлах в свободном состоянии, о характерных для них свойствах. Урок позволяет включить учащихся в активный познавательный процесс, заинтересовать пассив...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....