школьная олимпиада по химии 10 класс
олимпиадные задания по химии (10 класс) по теме

Артемьева Елена Юрьевна

В документе представлены 9 заданий с решениями, которые можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_olimp._po_himii_10.docx59.68 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

2012-2013 уч. год

10 класс

10-1     Какие газы можно получить, имея в своем распоряжении следующие вещества:

хлорид натрия, серную кислоту, нитрат аммония, воду, нитрит аммония, соляную кислоту, перманганат калия, гидроксид натрия, карбид алюминия, карбид кальция и сульфит натрия?

Напишите все уравнения возможных реакций, укажите условия их протекания.

10-2. В органических соединениях атом углерода называют первичным, вторичным, третичным или четвертичным в зависимости от того, с каким числом соседних углеродных атомов (с одним, двумя, тремя или четырьмя) он связан. В таблице приведены сведения о некоторых предельных углеводородах.

Алкан

Число первичных атомов

Число вторичных атомов

Число третичных атомов

Число четвертичных атомов

А

2

0

0

0

B

2

1

0

0

C

2

2

0

0

D

3

0

1

0

E

2

3

0

0

F

3

1

1

0

G

4

0

0

1

H

5

0

1

1

Напишите структурные формулы углеводородов А–Н и приведите их названия.

10-3     В 1928 году американскому химику корпорации «Дженерал Моторс»

(«General Motors Research») Томасу Мидглей младшему удалось синтезировать и выделить в своей лаборатории химическое соединение, состоявшее на 23,53% из углерода, 1,96% водорода и 74,51% фтора. Полученный газ был в 3,52 раза тяжелее воздуха и не горел. Выведите формулу соединения, напишите структурные формулы органических веществ, соответствующих полученной молекулярной формуле, дайте им названия по номенклатуре ИЮПАК. Где применяются в наше время подобные соединения?

10-4      Для трех химических элементов А, В и С известно, что они принимают участие в следующих превращениях:

С2 + 3В2 2СВ3

4СВ3 + 5А2 4СА + 6В2А

4СВ3 + 3А2 = 2С2 + 6В2А

С2 + А2 = 2 СА

4СА2 + 2В2А + А2 = 4ВСА3

О каких элементах идет речь в задании? Запишите уравнения реакций.

10-5   При растворении 11,5 г смеси алюминия, магния и меди в соляной кислоте выделилось 5,6 л (н.у.) газа. Нерастворившийся остаток переведен в раствор концентрированной азотной кислотой. При этом выделилось 4,48 л (н.у.) газа. Определите массовые доли (в%) компонентов исходной смеси.

10-6. В пяти пробирках находятся растворы гидроксида кальция, соляной кислоты, карбоната натрия, нитратов аммония  и серебра. Предложите способ определения содержимого каждой пробирки, не прибегая к использованию других реактивов. Напишите уравнения протекающих реакций.  

10-7. Смесь этана, этилена и ацетилена объемом 2,8 л (н.у.) может прореагировать с 17,4 г оксида серебра (в аммиачном растворе) или присоединить 28 г брома. Напишите уравнения реакций. Вычислите объемные доли углеводородов в исходной смеси.

10-8*. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения: пропан → 2-хлорпропан → пропен → 1,2-дихлорпропан → пропин →   → пропен → пропанол-2 → 2-бромпропан → 2,3-диметилбутан.

10-9*. Газ, выделившийся при действии 3,0 г цинка на 18,7 мл 14,6 %-ной (по массе) соляной кислоты (плотностью 1,07 г/мл), пропущен при нагревании над 4,0 г оксида меди (II). Определите, каким минимальным объемом 19,6 %-ной (по массе) серной кислоты (плотность 1,14 г/мл) надо обработать полученную смесь, чтобы выделить из нее металлическую медь.

Решения 10 класс

10-1

 1) 2NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.)  Na2SO4 + 2HCl↑

     или NaCl(тв.) + H2SO4 (конц.)  NaHSO4 + HCl↑

NH4NO3 = N2O↑ + 2H2O

NH4NO2 = N2 + 2H2O

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

2KMnO4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O

или 2NaCl + 2H2O 2NaOH + H2 + Cl2

Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2

2H2O 2H2+ O2

NH4NO3 + NaOH = NaNO3 + NH3 + H2O

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + SO2 

За каждое уравнение реакции    1 балл

Итого: 10 баллов

10-2. Соединения:

 А – СН3–СН3                        этан

 В – СН3–СН2–СН3                пропан

 С – СН3–СН2–СН2–СН3        н-бутан

 D – СН3–СН(СН3)–СН3        2-метилпропан (изобутан)

 Е – СН3–СН2–СН2–СН2–СН3        н-пентан

 F – СН3–СН(CH3)–СН2–СН3        2-метилбутан (изопентан)

 G – СН3–С(CH3)2–СН3                2,2-диметилпропан (неопентан)

 H – CH3–C(CH3)2–CH(CH3)–CH3                2,2,3-триметилбутан        

        За каждое правильно составленную структурную формулу – по 0,75 балла.

 За каждое правильно составленное название соединения – по 0,5 балла.

 Всего – 10 баллов.

10-3  

Формула вещества CxHyFz -  1 балл

Относительная молекулярная масса 29*3,52=102 - 1 балл

x : y : z = 23,53/12 : 1,96/1 : 74,51/19 -  1 балл            C : Н : F = 1 : 1 : 2 -  1 балл

Простейшая формула СНF2   Мr= 51 - 1 балл          Отсюда истинная формула С2Н2F4  - 1 балл  

Или: 12 x+ y+19 z=102 -1 балл

12 x – 23,53%

102 – 100%         x =2

Y – 1,96%

102 – 100%         y=2  

19 z – 74,51%

102 – 100%            z =4      расчеты  - 1 балл

Отсюда  формула С2Н2F4  - 1 балл        Это фреон.

Возможны 2 структурных изомера: 1,1,2,2-тетрафторэтан

И 1,1,1,2-тетрафторэтан - каждая структурная формула и название по 1 баллу

 (всего – 4 балла)

 Области применения: в качестве рабочего вещества — хладагента в холодильной технике; раньше применялись в парфюмерии и медицине для создания аэрозолей;

в пожаротушении на опасных объектах (например, электростанции, корабли и т. д.);

как вспенивающий реагент при производстве полиуретановой продукции.

 (хотя бы 1 пример)  -  1  балл

  Всего -  10 баллов

10-4

N2 + 3H2 2NH3

4NH3 + 5O2 4NO + 6H2O

4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

N2 + O2 = 2NO

4NO2 + 2H2O + O2 = 4HNO3

Составлена система уравнений с тремя неизвестными:

  А – кислород, В – водород, С – азот.

За каждое уравнение реакции                       1 балл

Всего – 5 баллов.

10-5

1)  Медь не взаимодействует с соляной кислотой.

                                                                     4,48 л

Cu + 4 HNO3 = Cu(NO3)2 +2NO2 + 2H2O

n(NO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль;

 n(Cu) = 0,1 моль; m(Cu) = 64 x 0,1 = 6,4 г                                     1 балл

        х моль                                           1,5  х моль

2) 2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

      y моль                                           y моль    

    Mg + 2HCl = MgCl2 + H2                                                                                        2  балла

3) Определение количества вещества водорода: n(H2) = 5,6/22,4 = 0,25 моль;      1 балл

4) Составлена система с двумя неизвестными:

x + 1,5y = 0,25

24x + 27y = 5,1                                                                                                              2 балла

5) Решена система с двумя неизвестными (определены значения «х» и «y»)      2 балла

  х = 0,1;  у = 0,1

6) Определены массы и массовые доли компонентов смеси.

    m(Al) = 2,7г;  m(Mg) = 2,4г                                                                                       1 балл

  ώ (Al) =  2,7/11,5 = 0,2348 или 23,48%

  ώ(Mg) =   2,4/11,5 = 0,2087 или 20,87%.                                                                       1 балл

  ώ (Cu) = 6,4/11,5 = 0,5565 или 55,65%

Итого: 10 баллов

10-6. 

Для идентификации соединений в пяти пробирках необходимо провести реакции их попарного взаимодействия. Наблюдаемые в каждом случае эффекты следует занести в таблицу (сетку Плетнера), которую затем необходимо построчно сравнить с аналогичной таблицей эффектов попарного взаимодействия заданных веществ, составленной теоретически:

Аg NO3

HCl

Na2CO3

NH4NO3

Сa(ОН)2

Аg NO3

а)↓ бел

   б) ↓ бел

–––

в)↓ сер

HCl

а)↓ бел

г)↑ СО2

–––

д)┼(нет призн)

Na2CO3

б)↓ бел

г)↑ СО2

е)↑ ?

ж)↓ бел

NH4NO3

––––

––––

е)↑ ?

з)↑ NH3

Сa(ОН)2

в)↓ сер

д)┼ (нет призн)

ж)↓бел

з)↑ NH3

Уравнения реакций:

Д)  2 HCl + Сa(ОН)2  = СaCl 2  +  2 H2O;                H+  +  OH  =  H2O  

(нет внешнего эффекта).

З)   2NH4NO3  +  Сa(ОН)2    = Сa(NO3)2   +  2NH3↑  +  2H2O;         

NH4+  +  OH  =  NH3  +  H2O

(выделяется газ с резким неприятным запахом).

Г)  Na2CO3  + 2 HCl =  2NаCl  +  H2O  +  CO2↑;         

CO32–  +  2 H+  =  H2O  +  CO2   (выделяется газ без запаха).

 В)  2АgNO3 + Сa(ОН)2 = Сa(NO3)2 + 2АgОН (выпадает серый  осадок).

 Б)   2Аg NO3    +  Na2CO3  =  2Nа NO3  + Аg2CO3   (выпадает белый осадок).

А)    Аg NO3    +  HCl =  АgCl + Н NO3   (выпадает белый хлопьевидный осадок).

   Е)   возможно протекание реакции совместного гидролиза:  

2 NH4NO3  +  Na2CO3  =  2 NaNO3  +  2 NH3  +  CO2  +  H2O;

2 NH4+  +  CO32–  =  2 NH3  +  CO2  +  H2O,   в результате чего содержимое пробирки будет пахнуть аммиаком.

Ж)  Сa(ОН)2  +  Na2CO3  =  2Nа ОН  + СaCO3     (выпадает белый кристаллический осадок)

Проведем анализ полученной таблицы.

Комбинация «один осадок + один газ без запаха» соответствует пробирке с раствором соляной  кислоты.

Комбинация «2 осадка (бел и сер) + один газ с резким неприятным запахом» отвечает пробирке с раствором гидроксида кальция.

Сочетание « 2  белых осадка  + один газ без запаха  + возможно, газ с резким неприятным запахом» дает пробирка с раствором карбоната натрия..

Три  осадка образует нитрат серебра.

Только газ с резким неприятным запахом  (один или два раза) выделяется из пробирки с раствором нитрата аммония.

При затруднении в идентификации содержимого отдельных пробирок можно использовать качественные реакции с участием веществ в уже известных пробирках.

Составление таблицы – 5 баллов.

Уравнения реакций – 8 баллов.

Указание на определение каждого из веществ – 5 баллов.

Всего – 18 баллов.

10-7. Уравнения реакций:

        HC≡CH  +  Ag2O(аммиачн.р-р)  →  Ag–C≡C–Ag↓  +  H2O                (1)

        CH2=CH2  +  Br2  →  CH2Br–CH2Br                                        (2)

HC≡CH  +  2Br2  →  CHBr2–CHBr2                                        (3)

Реакция радикального бромирования этана не используется при решении этой задачи, поскольку представляет собой реакцию замещения, а не присоединения.

        Количество вещества Ag2O:        n(Ag2O) = 17,4 г / 232 г/моль = 0,075 моль.

        Количество вещества Br2:                n(Br2) = 28 г / 160 г/моль = 0,175 моль.

        В соответствии с уравнением реакции (1)          n(C2H2) = n(Ag2O) = 0,075 моль.

        Объем ацетилена:                 V(C2H2) = 0,075 моль · 22,4 л/моль = 1,68 л.

        В соответствии с уравнением реакции (3) с 0,075 моль ацетилена прореагирует 0,075 · 2 = 0,150 моль брома. Значит, в реакцию с этиленом вступает                  0,175 – 0,150 = 0,025 моль Br2.

В соответствии с уравнением реакции (2)          n(C2H4) = n(Br2) = 0,025 моль.

Объем этилена:                 V(C2H4) = 0,025 моль · 22,4 л/моль = 0,56 л.

Объем этана:                        V(C2H6) = 2,8 л – 1,68 л – 0,56 л = 0,56 л.

Объемные доли газов в смеси:

φ(С2Н2) = (V(C2H2) / V(смеси)) · 100%;          φ(С2Н2) = (1,68/2,8) · 100% = 60%;

φ(С2Н4) = (V(C2H4) / V(смеси)) · 100%;          φ(С2Н4) = (0,56/2,8) · 100% = 20%;

φ(С2Н6) = (V(C2H6) / V(смеси)) · 100%;          φ(С2Н6) = (0,56/2,8) · 100% = 20%.

 Уравнения реакций – 3 балла.

 Рассуждения и расчеты – 7 баллов.

 Всего – 10 баллов.

Итого за комплект заданий 10 класса – 73  балла.

10-8*. Уравнения реакций:

1. CH3–CH2–CH3  +  Cl2  →  CH3–CHCl–CH3  +  HCl   (hν, to)

2. CH3–CHCl–CH3  +  KOH(спирт.р-р)  →  СН3–СН=СН2  +  KCl  +  H2O

3. СН3–СН=СН2  +  Cl2  →  СН3–СНCl–СН2Cl

4. СН3–СНCl–СН2Cl  +  2 KOH(спирт.р-р)  →  СН3–С≡СН  +  2 KCl  +  2 H2O

5. СН3–С≡СН  +  H2  →  СН3–СН=СН2  (to, p, kt)

6. СН3–СН=СН2  +  HOH  →  СН3–СН(OH)–СН3  (to, p, kt)

7. СН3–СН(OH)–СН3  +  HBr  →  СН3–СНBr–СН3  +  H2O  (при to)

8. 2 СН3–СНBr–СН3  +  2 Na →  СН3–СН(CH3)–CH(CH3)–СН3  +  2 NaBr  

    (рекция Вюрца)

За каждое правильно написанное уравнение реакции – по 1,25 балла.

Всего – 10 баллов.

10-9*. Уравнения реакций:

Zn  +  2 HCl  =  ZnCl2  +  H2                 (1)

CuO  +  H2  =  Cu  +  H2O (при to)                (2)

CuO  +  H2SO4  =  CuSO4  +  H2O                (3)

Cu  +  H2SO4 (разб.) ≠

Количество вещества цинка:          n(Zn) = 3,0 г / 65 г/моль = 0,046 моль.

Масса раствора HCl:                m(р-ра HCl) = 18,7 мл · 1,07 г/мл = 20 г.

Масса HCl:                                m(HCl) = 20 г · 0,146 = 2,92 г.

Количество вещества HCl:        n(HCl) = 2,92 г / 36,5 г/моль = 0,08 моль.

В соответствии с уравнением реакции (1)    n(Zn) : n(HCl) = 1 : 2, поэтому в данном случае Zn взят в избытке, а HCl – в недостатке. Расчеты проводим по HCl.

По уравнению реакции (1):   n(H2) = ½n(HCl);   n(H2) = ½ · 0,08 моль = 0,04 моль.

Количество вещества CuO:        n(CuO) = 4,0 г / 80 г/моль = 0,05 моль.

В соответствии с уравнением реакции (2)   n(CuO) = n(H2), поэтому в данном случае CuO взят в избытке, а водород – в недостатке. Расчет ведем по Н2.

По уравнению реакции (2) с 0,04 моль Н2 прореагирует (и превратится в Сu) 0,04 моль CuO, а 0,05 – 0,04 = 0,01 моль CuO останется непрореагировавшим. Для растворения этого количества CuO в соответствии с уравнением реакции (3) потребуется такое же (0,01 моль) количество H2SO4.

Масса H2SO4:        m(H2SO4) = 0,01 моль · 98 г/моль = 0,98 г.

Масса раствора H2SO4:        m(раствора H2SO4) = 0,98 г / 0,196 = 5 г.

Объем раствора H2SO4:        V(раствора H2SO4) = 5 г / 1,14 г/мл = 4,4 мл.

 Уравнения реакций – 3 балла.

 Рассуждения и расчеты – 7 баллов.

 Всего – 10 баллов.

Как определять вещества и анализировать полученные результаты.

В четырёх пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната натрия, сульфата калия и хлороводородная кислота. В вашем распоряжении имеется необходимое число пустых пробирок. Не пользуясь никакими другими реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.

Решение

оригинальность предлагаемой задачи заключается в том, что для ее решения требуется мысленный эксперимент. В решениях таких задач обычно представлена таблица, иллюстрирующая возможность взаимодействия между веществами попарно, уравнения химических реакций и  отдельные комментарии.

Проведём мысленный эксперимент. Рассмотрим содержимое пробирок. Вещества визуально неразличимы – это бесцветные прозрачные растворы. (Помните, что есть окрашенные растворы – Cu +2 (голуб.), Fe +2 (песочн.), Fe +3 (рыжеватого)  

Составим таблицу возможных попарных взаимодействий веществ (табл. 2), в результате которых мы будем (или не будем) наблюдать определённые признаки реакций.

Таблица 1

BaCl2

Na2CO3

K2SO4

HCl

BaCl2

выпадает осадок белого цвета

выпадает осадок белого цвета

без изменений

_____

Na2CO3

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

_______

выделяется газ без цвета и запаха

K2SO4

выпадает осадок белого цвета

Без изменений

______

Без изменений

_____

HCl

Без изменений

______

Выделяется газ без цвета и запаха

Без изменений

______

Уравнения реакций: (составим все возможные – см. таблицу)

BaCl2 + Na2CO3 = BaCO3↓ + 2NaCl;                        (1)

BaCl2 + K2SO4 = BaSO4↓ + 2KCl;                                (2)

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O.                        (3)

Возьмём пробирку 1. Из остальных пробирок отольём примерно по 2 мл растворов в три пустые пробирки и добавим в каждую из них по 5–6 капель раствора из пробирки 1.и т.д.    Рассмотрим 4 возможных варианта (см. табл.). Для наглядности в каждом случае приведены схемы распознавания веществ. В решении желательно изображать схему в виде представленной выше таблицы .

Описание рассуждений

Комбинация 2 белых осадка дает в-во хлорид бария

Один белый осадок и газ без  цвета  и запаха дает карбонат натрия

Один осадок (а в остальных пробирках видимых изменений нет) – сульфат калия

А один бесцветный газ – соляная кислота.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса....

Школьная олимпиада по химии 10 класс.

данные   задания  могут  быть  использованы  для  проведения   школьной   олимпиады, а   так  же  на  уроках    для  любознат...

Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.

Данные   задания  можно  предложить  в  качестве   школьной   олимпиады,  а   так  же    учащимся   9-11 классов,  которые ...

Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса

Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....

Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах

Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...

Школьная олимпиада по химии 10 класс

Школьный тур олимпиад 10 класс...

Школьная олимпиада по химии 10 класс

Школьный этап олимпиад по химии 10 класс...