Школьная олимпиада по химии 10 класс
олимпиадные задания по химии (10 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Школьный тур олимпиад 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_etap_himiya_10.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по химии 

2017-2018 учебный год 10 класс

Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома фосфора в возбуждённом состоянии равно

1) 5

2) 4

3) 3

4) 6

2. Окислительные свойства серы выражены сильнее, чем свойства элемента, имеющего электронную конфигурацию

1) ls22s22p4 

2) ls22s22p5

3) ls22s22p63s2 

4) ls22s22p63s23p5

3. В гидроксиде кальция связи

1) только ионные

2) только ковалентные полярные

3) как ионные, так и ковалентные неполярные

4) как ковалентные полярные, так и ионные

4. Значения высшей и низшей степени окисления серы соответственно равны

1) +2 и -6

2) +6 и -2

3) +6 и -3

4) +5 и -2

5. Амфотерным и кислотным оксидами соответственно являются

1) ZnO, Na2O

2) SO3, CaO

3) P2O5, Na2O

4) ZnO, Сl2О3

6. Верны ли следующие суждения?

А. Выделение тепла и света всегда является признаком протекания химических реакций.

Б. При взаимодействии веществ всегда изменяется их агрегатное состояние.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

7. С образованием катионов металла в растворах диссоциируют

1) основные оксиды

2) кислотные оксиды

3) основания

4) кислоты

8. Осадок не образуется при смешивании растворов

1) карбоната натрия и серной кислоты

2) сульфата калия и нитрата бария

3) карбоната кальция и фосфорной кислоты

4) сульфита калия и хлорида бария

9. При взаимодействии хлора с раствором гидроксида натрия при обычных условиях преимущественно образуются

1) → NaCl + Н2

2) → NaCl + NaClO3 + Н2O

3) → NaCIO + NaCl + Н2O

4) → NaCl + H2 ↑ + O2 ↑

10. Сколько веществ из указанных в ряду: H2SO3, Ва(ОН)2, СаО, Н2O — реагируют с оксидом углерода(IV) при комнатной температуре?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

11. Верны ли следующие суждения?

А. Все кислоты — жидкие вещества.

Б. Фенолфталеин в растворах кислот имеет малиновую окраску.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба утверждения неверны

12. Соль образуется при

1) разложении известняка

2) растворении натрия в воде

3) фотосинтезе

4) взаимодействии аммиака с хлороводородом

13. Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях?

А. Сталь является смесью веществ.

Б. Латунь является чистым веществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14. Только восстановительные свойства проявляет

1) азот

2) цинк

3) йод

4) сера

15. На какой диаграмме распределение массовых долей элементов отвечает качественному составу нитрита аммония?

1) 60%, 35%, 5%

2) 39%, 51%, 10%

3) 50%, 41,8%, 8,2%

4) 50%, 43,8%, 6,2%

Задание 2.  При выполнении заданий 1 и 2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 4 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. В ряду химических элементов Be → С → N:

1) уменьшается число протонов в ядре

2) уменьшается электроотрицательность

3) увеличивается число электронов на внешнем электронном слое

4) увеличивается радиус атомов

5) усиливаются неметаллические свойства

2. Как с бромной водой, так и с водой могут взаимодействовать

1) метан

2) этилен

3) этан

4) этин

5) гексан

Задание 3.  При выполнении заданий 1 и 2 к каждому элементу первого первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в ответе могут повторяться. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 6 (по 1 баллу за каждый правильный ответ: 1 задание – 3 балла, 2 задание – 3 балла).

1. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.

ВЕЩЕСТВА                                                            РЕАКТИВ

А) Н3РO4(р-р) и КОН(р-р)                                      1) метилоранж(р-р)

Б) HNO3(p-p) и Na2SO4(p-p)                                    2) NaOH(p-p)

В) КОН и Ва(ОН)2(р-р)                                           3) Na3PO4(p-p)

                                                                                   4) NH3(p-p)

2. Установите соответствие между названием оксида и формулами веществ, с которыми он может взаимодействовать.

НАЗВАНИЕ ОКСИДА                                                 ВЕЩЕСТВА

А) оксид калия                                                              1) H2O, LiOH

Б) оксид фосфора(V)                                                    2) Н2O, Si

В) оксид хрома(III)                                                       3) Н2, Fe3O4

                                                                                        4) Н2O, N2O5

                                                                                        5) NaOH, Al

Задание 4.  При выполнении заданий 1 – 3 запишите развернутый ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13 (1 задание – 5 баллов, 2 задание – 3 балла, 3 задание – 5 баллов).

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции

С + SiO2 + Са3(РO4)2 → Р + СО + CaSiO3.

Определите окислитель и восстановитель.

2. Техническую кальцинированную соду, массовая доля примесей в которой составляет 5%, обработали избытком соляной кислоты. При этом выделилось 2 моль оксида углерода(IV). Вычислите массу технической соды, вступившей в реакцию с кислотой.

3. Даны вещества: FeCl2, CuS, растворы H2SO4, HNO3, NaOH, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Ответы:

Задание 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

1

3

4

2

4

4

3

1

3

3

4

4

1

2

4

Задание 2.

  1. 35
  2. 24

Задание 3.

  1. 113
  2. 415

Задание 4.

  1. С0 + SiO2 + Са3+5O4)2 → Р0 + С+2O + CaSiO3

С0 – 2е = С+2       5                                                                                    (1)

Р+5 + 5е = Р0         2                                                                                    (1)                        

Р+5(Са3+5O4)2) — окислитель                                                              (1)

С0 — восстановитель                                                                            (1)

Молекулярное уравнение

5С + 3SiO2 + Са3(РO4)2 = 2Р + 5СО + 3CaSiO3                                     (1)

  1. 1) Уравнение реакции: Na2CO3 + 2НСl = 2NaCl + Н2O + CO2↑.         (1)

2) Рассчитываем массу Nа2СO3(чист):

а) по уравнению реакции n(Na2CO3) = n(СO2) = 2 моль M(Na2CO3) = 106 г/моль, m(Na2CO3) = 2 • 106 = 212 г.                                                   (1)

3) Рассчитываем массу технической соды: m(Na2CO3 + примеси) = 212 • 100/95 ≈ 223,16 г.                                                                                  (1)

  1. Схема эксперимента FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(NO3)2                         (1)
  1. FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + 2NaCl                                            (2)

Fe2++ 2OH-= Fe(OH)2 

Образуется осадок белого цвета. Реакция ионного обмена.

  1. Fe(OH)2 + 2HNO3 = Fe(NO3)2 + 2Н2O                                           (2)

Fe(OH)2 + 2Н+ = Fe2+ + 2Н2O

Осадок Fe(OH)2 растворяется и образуется бесцветный раствор. Реакция ионного обмена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная олимпиада по химии. 8 класс.

Задания и решения для 8 класса....

Школьная олимпиада по химии 10 класс.

данные   задания  могут  быть  использованы  для  проведения   школьной   олимпиады, а   так  же  на  уроках    для  любознат...

школьная олимпиада по химии 10 класс

В документе представлены 9 заданий с решениями, которые можно использовать для проведения школьного этапа олимпиады по химии в 10 классе....

Школьная олимпиада по химии 9-10 класс.

Данные   задания  можно  предложить  в  качестве   школьной   олимпиады,  а   так  же    учащимся   9-11 классов,  которые ...

Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса

Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....

Школьная олимпиада по химии в 9-х, 11-х классах

Материал подобран для олимпиады 9-х и 11-х классов, с целью углубления и расширения знаний учащихся по химии. Материал способствует развитию логического мышления, математических способностей при решен...

Школьная олимпиада по химии 10 класс

Школьный этап олимпиад по химии 10 класс...