Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

пояснительная записка, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_vvedenie_v_mir_himii_.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по химии

8 класс

Факультативный  курс

                          «Введение в  мир химии»

        Всего часов на изучение программы: 36

        Количество часов в неделю:1

                     Выполнила:

Клименок Ольга Викторовна

                                                         учитель химии,  биологии

 

2011-2012г.

Рабочая  программа

разработанная  на  основе  Примерной  программы  А. Г.  Даниловой  «Введение  в  мир  химии»  и  государственного  образовательного  стандарта.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Рассчитана  на  36  часов  (1  час  в  неделю)

Лабораторных  опытов — 10

Практических  работ — 3

        В  программе  достаточно  полно  реализуется  идея  формирования  прочных  первоначальных  теоретических  сведений  о  веществах  и  их  превращениях.

        Курс  построен  по  принципу  «от  простого  к  сложному»,  в  логике  формирования  химического  мышления.

        Экспериментальная  направленность  курса  позволяет  сформировать  у  учащихся  умение  правильно  обращаться  с  веществами,  грамотно  проводить  простейшие  химические  опыты.  Практические  работы  и  лабораторные  являются  и  средством  развития  специальных  умений  и  одновременно  средством  контроля  и  оценки  уровня  сформированности  этих  умений.  Система  специально  подобранных  домашних  заданий  разного  уровня  сложности  обеспечивает  успешное  их  выполнение  каждым  учащимся,  формирует  положительную  самооценку  школьников,  укрепляет  их  веру  в  свои  силы.  Задания  исследовательского  и  творческого  характера  показывают  привлекательность  химической  науки,  прививают  навыки  самостоятельной  исследовательской  работы,  учат  грамотно  и  безопасно  проводить  химический   эксперимент.

        С  целью  развития  интереса  учащихся  8 — го  класса  к  химии  и  повышения  качества  знаний  используются  различные  методики  развивающего  обучения:  проводятся  уроки-исследования,  уроки  разрешения   учебной  проблемы,  деловые  игры.  Практикуются  такие  активные  формы  организации  учебной  деятельности,  как  групповая  работа  и  работа  в  парах  сменного  состава.

Тема  1.  Введение.

        Краткие  сведения  по  истории  возникновения  и  развития  химии.  Период  алхимии.  Понятие  о  философском  камне.  Основоположники  отечественной  химии:  М. В. Ломоносов,  А. М. Бутлеров,  Д. И. Менделеев.  Химия  как  наука.  Химия  и  охрана  окружающей  среды.

        Физические  тела  и  вещества.  Свойства  веществ.  Физические  и  химические  явления.

        Чистые  вещества  и  смеси.  Смеси  однородные  и  неоднородные.  Разделение  смесей.  Смеси  в  быту  и  бытовые  отходы

        Демонстрационные  опыты.  

1.  Занимательные  химические  опыты:  образование  осадков  различного  цвета  (гидроксид  меди (II),  гидроксид  меди  (III),  сульфат  бария);  «Дым  без  огня»  (получение   хлорида  аммония);  превращение  воды   в  «вино»  (реакция  фенолфталеина  на  раствор  щёлочи),  «Вулкан»  (разложение  дихромата  аммония)  и  т. д.  

2.  Определение  твёрдости  минералов  по  шкале  Мооса.

3.  Сгибание  стеклянной  трубки.

4.  Испарение  и  конденсация  воды.                                                                                        5.  Горение  лучины.

        Лабораторные  опыты. 

1.  Рассмотрение  веществ  с  различными  физическими  свойствами.                            2. Примеры  физических  и  химических  явлений:  нагревание  парафина  до  плавления  и  нагревание  сахара  до  обугливания.                                                                       3.  Разделение  смеси.

        Практические  работы.

 1.  Ознакомление  с  правилами  безопасности  при  работе  в  химическом  кабинете  и  приёмами  обращения  с  веществами.  Работа  с  лабораторным  оборудованием,  лабораторным  штативом  и  спиртовкой.  Изучение  строения  пламени.                                                                                                                                     2.  Разделение  выданной  смеси.

Планируемые  результаты  обучения.

        Учащимся  необходимо  знать:  отличие  веществ  от  физических  тел;  свойства  веществ  (физические  и  химические:  горение  и  брожение);  примеры  смесей;  способы  разделения  смесей  и  свойства  веществ,  на  которых  основано  разделение.

        Учащимся  необходимо  уметь:  приводить  примеры  веществ  и  тел  из  повседневной  жизни;  характеризовать  вещества;  описывая  их  свойства;  проводить  простейшие  исследования  веществ;  отличать  физические  явления  от  химических;  сравнивать  свойства  веществ.

Тема  2.  Химические  элементы.

        Исторические  сведения  о  составе  веществ.  Структурные  частицы  вещества:  атомы,  молекулы.  Размер  атомов  и  молекул.  Атом — сложная  система.  Ядро  атома.  Электронная  оболочка  атома.  Заряд  ядра  атома.

        Химический  элемент  как  вид  атомов  с  одинаковым  зарядом  ядра.  Изменение  числа  протонов  в  ядре — образование  новых  химических  элементов.  Распространённость    химических  элементов  в  природе.

        Абсолютная  и  относительная  массы  атомов.  Периодическая  система  химических  элементов  Д. И. Менделеева.  Порядковый  номер  химического  элемента — заряд  ядра  его  атома.

Демонстрационный  опыт.  6.  Демонстрация  моделей  атомов  и  молекул.

Планируемые  результаты  обучения.

        Учащимся  необходимо  знать:  состав  атома,  молекулы,  вещества;  понятия  «химический  элемент»,  «относительная  атомная  масса химического  элемента»,  классификацию  химических  элементов.

        Учащимся  необходимо  уметь:  записывать  знаки  тридцати  химических  элементов  и  называть  их;  определять  металлический  и  неметаллический  характер  химического  элемента  по  его  положению  в  периодической  таблице;  округлять  значение  относительной  атомной  массы  химического  элемента  до  целого  числа.

Тема  3.  Химические  формулы.

        Классификация  веществ.  Органические  и  неорганические  вещества.  Простые  вещества — металлы  и  неметаллы.  Сложные  вещества — оксиды,  основания,  кислоты  и  соли.  Общие  формулы  оксидов,  оснований,  кислот  и  солей.

        Закон  постоянства  состава  вещества.  Химические  формулы.  Молекулы  простых  веществ.  Индексы  и  коэффициенты.  Абсолютные  и  относительные  массы  молекулы.  

        Понятие  о  валентности.  Составление  формул  веществ  по  валентности.  Определение  валентности  химических  элементов  по  формуле  вещества.

        Оксиды.  Классификация  оксидов.  Названия  оксидов.  Составление  формул  оксидов.  Формулы  и  названия  оксидов,  встречающихся  в  быту.          Основания.  Классификация  оснований.  Название  оснований.  Составление  формул  оснований.  Действие  растворов  щелочей  на  индикаторы.  Формулы  и  названия  оснований,  встречающихся  в  быту.

        Кислоты.  Классификация  кислот.  Названия  кислот.  Кислотные  остатки,  их  названия  и  валентность.  Действие  растворов  кислот  на  индикаторы.  Кислотные  дожди.  Формулы  и  названия  кислот,  встречающихся  в  быту.

        Соли.  Классификация  солей.  Названия  солей.  Составление  формул  солей.  Формулы  и  название  солей,  встречающихся  в  быту.

        Вещества,  используемые  человеком  в  жизни:  в  медицине,  сельском  хозяйстве,  строительстве,  парфюмерии  и  других  областях.

        Демонстрационные  опыты.  

7.  Демонстрация  образцов  оксидов.

8.  Демонстрация  образцов  основания.

9.  Демонстрация  образцов  кислот.                                                                                                    

10.  Демонстрация  образцов  солей

11.  Демонстрация образцов  веществ  основанных  классов  неорганических  соединений.

        Лабораторные  опыты.

4.  Обнаружение  растворов  щелочей  с  помощью  индикаторов.

5.  Обнаружение  растворов  кислот  с  помощью  индикаторов.

6.  Ознакомление  с  образцами  простых  и  сложных  веществ,  разделение  их  на  группы.

Планируемые  результаты  обучения.

        Учащимся  необходимо знать:  классификацию  веществ;  закон  постоянства  состава  вещества;  понятия  «относительная  молекулярная  масса»,  «оксид»,  «основание»,  «кислота»  и  «соль»,  общие  формулы  оксидов,  оснований,  кислот  и  солей;  действие  растворов  щелочей  и  кислот  на  растворы  индикаторов.

        Учащимся  необходимо  уметь:  устанавливать  принадлежность  сложных  веществ  к  определённым  классам  по  их  составу;  составлять  химические  формулы  по  известной  валентности  элементов;  объяснять  сущность  закона  постоянства  состава  вещества;  вычислять  по  химическим  формулам  относительную  молекулярную  массу;  распознавать  растворы  кислот  и  щелочей  с  помощью  индикаторов;  брать  пробы  веществ.

Тема  4.  Уравнения  химических  реакций.

        Химические  явления  в  природе  и  в  жизни  людей.  Химические  реакции.  Условия  возникновения  и  протекания  химических  реакций.  Признаки  химических  реакций.  Закон  сохранения  массы  веществ.  Значение работ  М. В.  Ломоносова  и  А.  Лавуазье.  Уравнения  химических  реакций.  Классификация  химических  реакций  по  составу  и  числу  исходных  и  образовавшихся  веществ.  Типы  химических  реакций — реакции  разложения,  соединения,  замещения,  обмена.  Химические  реакции  вокруг  нас.

        Демонстрационные  опыты.

12.  Примеры  химических  реакций:  горение  лучины,  действие  соляной  кислоты  на  мел, взаимодействие  щёлочи  и  сульфата  меди (II),  изменение  цвета  белого  хлеба  при  действии  йодной  настойки.

13.  Опыт,  иллюстрирующий  закон  сохранения  массы  веществ.

        Лабораторные  опыты.

7.  Признак  химической  реакции — изменение  цвета.  Изменение  цвета  индикатора  в  реакции  нейтрализации.

8.  Признак  химической  реакции — выделение  газа.  Действие соляной  кислоты  на  карбонат  натрия  или  уксусной  кислоты  на  питьевую  соду.

9.  Признак  химической  реакции — образование  осадка.  Взаимодействие  гидроксида  натрия  с  хлоридом  меди  (II).

 10.  Признак  химической  реакции — появление  запаха.  Растирание  в  ступке  хлорида  аммония  и  гидроксида  кальция.

                        Планируемые  результаты  обучения.

        Учащимся  необходимо  знать:  признаки  химических  реакций,  условия  их  возникновения  и  протекания;  закон  сохранения  массы  веществ;  смысл  уравнения  химической  реакции;  классификацию  химических  реакций  по  изменению  числа  и состава  исходных  и  образующихся  веществ.

        Учащимся  необходимо  уметь:  узнавать  химические  явления  в  природе  и  повседневной  жизни;  объяснять  сущность  закона  сохранения  массы  веществ;  читать  уравнения  химических  реакций;  определять  тип  химической  реакции;  составлять  уравнения  реакций  горения  простых  веществ.

Примерное  тематическое  планирование.

Тема  1.  Введение.  «Знакомство»

Встреча  1.  окно  в  мастерскую  природы.  Предмет  химии.  Демонстрационный  опыт  1.

Встреча  2.  Будем  грамотными  экспериментаторами.

Практическая  работа  1

Встреча  3.  Строительный  материал  природы.  Физические  тела  и  вещества.  Свойства  веществ.  Физические  и  химические  явления.

Демонстрационные  опыты  2, 3, 4, 5.

Лабораторные  опыты 1,2.

Встреча  4.  Имена  смесей. Чистые  вещества  и  смеси.  Типы  смесей.  Разделение  смесей.

Лабораторный  опыт  3.

Встреча  5.  От  слов  к  делу.  

Практическая  работа  2.

Тема  2.  Химические  элементы.  «Буквы».

Встреча  6.  Первокирпичики  вселенной.  Атомы  и  молекулы.

Демонстрационный  опыт   6.

Встреча  7.  Заглянем  внутрь  атома.  Строение  атома.

Встреча  8.  Составные  части  целого. Химические  элементы.

Встреча  9, 10.  Химическая  азбука.  Знаки  химических  элементов.

Встреча  11.  Первый  шаг  в  большую  химию.  Абсолютная  и  относительная  массы  атома.

Встреча  12.  Зашифрованная  таблица.  Периодическая  система  химических  элементов  Д.И.  Менделеева.

Встреча  13.  Проверь  себя.  Контрольная  работа  1.  

Проверка  знаний  по  темам  «Введение»  и  «Химические  элементы».

Тема  3.  Химические  формулы.  «Слова».

Встреча  14.  Разложим  всё  по  полочкам.  Классификация  веществ.  

Общие  формулы  основных  классов  неорганических  соединений.

Встреча  15. Язык  химии — химические  формулы.

Закон  постоянства  состава  вещества.  Химические  формулы.  Индексы,  коэффициенты.

Встреча  16.  Шаг  в  большую  химию.  Относительная  масса  молекулы.

Встреча  17.  Загадка  валентного  штриха.  Валентность.

Встреча  18.  Уча  другого,  учусь  сам.  Составление  формул  бинарных  соединений  по  валентности  и  определение  валентности  по  формулам

Встреча  19.  Самые  простые  из  сложных  веществ.  Оксиды.  Демонстрационный  опыт  7.

Встреча  20.  «Они  имеют  два  названия  -  гидроксиды,  основания».  Основания.  Демонстрационный  опыт  8.  Лабораторный  опыт  4.

Встречи  21,  22.  «В  начале  каждой  кислоты  водород  увидишь  ты».  Кислоты.  Демонстрационный  опыт  9.   Лабораторный  опыт  5.

Встреча  23.  «Соли  бывают  разные:  жёлтые,  белые,  красные,  синие  и  зелёные,  кислые  и  солёные».  Соли.  Демонстрационный  опыт  10.

Встреча  24.  Учителя  и  ученики.  Составление  формул  оксидов,  оснований  и  солей.  Демонстрационный  опыт  11.  Лабораторный  опыт  6.

Встреча  25.  Вещества  на  службе  у  человека.  Вещества,  используемые  человеком  в  своей  жизни.

Встреча  26.  Следствие  ведут  знатоки.  Практическая  работа  3.

Тема  4.  Уравнения  химических  реакций.  «Предложения».

Встреча  27.  Тайна  образования  новых  веществ.  Химические  реакции. Демонстрационный  опыт  12.  Лабораторные  опыты  7,  8,  9,  10.

Встреча  28.  Закон  природы.  Закон  сохранения  массы  веществ.  Уравнения  химических  реакций.   Демонстрационный  опыт  13.

Встреча  29.  Как  ведут  себя  вещества.  Типы   химических  реакций.

Встреча  30.  Умственная  гимнастика.  Составление  и  чтение  уравнений  химических  реакций.

Встреча  31.  Химический  характер  житейских  ситуаций.  Уравнения  химических  реакций,  встречающихся  в  быту.

Встреча  32.  Калейдоскоп  химических  уравнений.  Обобщение  и  систематизация  знаний  по  теме  «Уравнение  химических  реакций».

 Встреча  33.  Проверь  себя.  Контрольная  работа  2.  Проверка  знаний  по  темам  «Химические  формулы»   и  «Уравнения  химических  реакций».

Встреча  34.  Знаете  ли  вы,  что…  Химические  явления,  играющие  важную  роль  в  жизни  человека.  Проблемы  экологии.  Интересные  научные  открытия.  Загадочные  природные  явления,  связанные  с  химическими  реакциями.

Встреча 35- 36 Подведём  итоги.

Тема  занятия

Кол-во часов

Лабораторные,

практические

работы

Д/з

Дата  проведения

I

 Введение.

5

1

1

Предмет  химии.

1

2

2

Будем  грамотными  экспериментаторами.

1

Практическая  работа  1

3

3

Физические  тела  и  вещества.  Свойства  веществ.  Физические  и  химические  явления.

1

Лабораторные  опыты 1,2.

4

4

 Чистые  вещества  и  смеси.  Типы  смесей.  Разделение  смесей.

1

Лабораторный  опыт  3.

5

5

Практическая  работа  2.

1

Практическая  работа  2.

II

 Химические  элементы.

8

6

1

Атомы  и  молекулы.

1

7

2

Строение  атома.

1

8

3

Химические  элементы.

1

9

4

Знаки  химических  элементов.

1

10

5

Знаки  химических  элементов.

1

11

6

Абсолютная  и  относительная  массы  атома.

1

12

7

 Периодическая  система  химических  элементов  Д.И.  Менделеева.

1

13

8

Контрольная  работа  1.  

по  темам  «Введение»  и  «Химические  элементы».

1

III

Химические  формулы.

13

14

1

Классификация  веществ.  

Общие  формулы  основных  классов  неорганических  соединений.

1

15

2

Закон  постоянства  состава  вещества.  Химические  формулы.

1

16

3

Относительная  масса  молекулы.

1

17

4

Валентность.

1

18

5

Составление  формул  бинарных  соединений  по  валентности  и  определение  валентности  по  формулам

1

19

6

Оксиды.  

1

20

7

Основания.    

1

Лабораторный  опыт  4.

21

8

Кислоты.    

1

22

9

Кислоты.  

1

Лабораторный  опыт  5.

23

10

Соли

1

24

11

Составление  формул  оксидов,  оснований  и  солей.  

1

Лабораторный  опыт  6.

25

12

Вещества,  используемые  человеком  в  своей  жизни.

1

26

13

 Следствие  ведут  знатоки.  

1

Практическая  работа  3.

IV

Уравнения  химических  реакций.  

10

27

1

Химические  реакции.

1

 Лабораторные  опыты  7,  8,  9,  10.

28

2

Закон  сохранения  массы  веществ.  Уравнения  химических  реакций.  

1

29

3

Типы   химических  реакций.

1

30

4

Составление  и  чтение  уравнений  химических  реакций.

1

31

5

Уравнения  химических  реакций,  встречающихся  в  быту.

1

32

6

Обобщение  и  систематизация  знаний  по  теме  «Уравнение  химических  реакций».

1

33

7

Контрольная  работа  2.  Проверка  знаний  по  темам  «Химические  формулы»   и  «Уравнения  химических  реакций».

1

34

8

 Химические  явления,  играющие  важную  роль  в  жизни  человека.  

1

35

9

Итоговое  занятие

1

36

10

Итоговое  занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...