Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

 

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить,  выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakon_avagardo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме

 «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Формирование прочных и глубоких знаний неразрывно связано с эмоциональной активностью учащихся, которая побуждает их к активной познавательной деятельности.

Предмет химии серьезен, поэтому задача каждого учителя преподать предмет так, чтобы не упускать возможности делать его занимательным.

 На уроках я стремлюсь использовать занимательные опыты, проблемные задания, сложные понятия представлять к усвоению в форме сказок, ассоциативных историй, для  создания позитивного эмоционального настроя  хорошо воспринимаются учащимися стихотворные строки, инсценировки.

Все это способствует созданию атмосферы доверия, сотрудничества, приобщает учащихся к  самостоятельной творческой деятельности, позволяет раскрыть резервный потенциал детских душ, испытать радость познания.

Особенно актуален  в этом смысле - коллективно-групповой подход на уроках изучения нового материала, обобщения, отработки основных знаний, умений и навыков. На  подобных занятиях организация работы учащихся  должна учитывать принципы:

Коллективная деятельность приводит к обогащению знаниями, обмену опытом, спорные вопросы вызывают дискуссию, в  которой рождается истина.

Молодое поколение азартно, ему присущ дух соревнования, желание победить, в итогах заинтересованы все участники, равнодушных нет.

Правильно подобранные задания развивают познавательную активность и самостоятельность, сообразительность, логику и оригинальность мышления.

          Уроки коллективно-групповой деятельности имеют большое значение в усвоении и углублении знаний, развивают творческие способности, познавательный интерес к предмету и  интеллектуальные  способности учащихся.

«Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Тема урока: Молярный объем газов. Закон Авогадро.

Цели: образовательная – систематизировать знания учащихся о понятиях количество вещества, число Авогадро, молярная масса, на их основе сформировать представление о молярном объеме газообразных веществ; раскрыть сущность закона Авогадро и его практического применения;

развивающая – формировать способность к адекватному самоконтролю и самооценке; развивать умение логически мыслить,  выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы.

Тип урока: комбинированный

Метод проведения: коллективно-групповая деятельность.

Характер деятельности: репродуктивный, частично-поисковый,  с элементами исследования.

Оформление: портрет А.Авагадро, «Долина пирамид», таблицы 1,2,3, рисунок 1.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверьте готовность, все  в порядке?

   Готов ли учебник, дневник и тетрадка?

                                        Своим одноклассникам ты улыбнись,

         И к знаниям стойким, дружочек, стремись!

2.Объявление  темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний.

3.1. Беседа с учащимися:

В теме нашего урока фигурирует фамилия ученого А.Авогадро.

При изучении какого понятия мы уже встречались с этой фамилией?

Какой физический смысл имеет число Авогадро и его числовое значение?

В какой формуле (из изученных) применяется эта величина?

Давайте совершим прогулку по «Долине пирамид»

        N        m

n        NA        n        M

 

                   «Долина пирамид» ( использовано в оформлении доски)

        V

        m

        n        Vm

        ρ        V

        

3.2.Решение задач

3.2.1. Давайте освежим в памяти применение этой формулы, заполнив пропуски в таблице (групповая работа- 3 группы).

Таблица 1.

Число частиц

Число Авогадро

Количество вещества

1.

6.02 * 10 1/моль

2 моль

24.08 * 10

2.

3 моль

6.02* 10

3.

1.5 моль

60.2* 10

(после выполнения  осуществляется самопроверка, обратная связь, сверка с таблицей, на которой предварительно были закрыты, а теперь появились правильные ответы)

3.2.2. В теме урока  проговаривается новое понятие – «молярный объем», а мы уже знакомы с понятием «молярная масса», давайте вспомним, какое принято обозначение для массы 1 моль вещества, в каких единицах измеряется, с какой величиной совпадает численное значение? (обсуждение с учащимися)

Чтобы нам было немного легче при изучении нового материала, предлагаю вычислить молярные массы веществ в различных агрегатных состояниях (групповая работа)

1 группа – находит молярную массу твердых веществ,

2 группа – жидких,

3 группа – газообразных (из таблицы 2)

(после выполнения взаимопроверка, сверка с данными таблицы)

3.2.3. Подведем итоги закрепления материала:

 C помощью каких физических величин можно охарактеризовать порцию вещества?

4.Изучение нового материала.

4.1.На сегодняшнем уроке у вас будет возможность сделать то, что в 1811 году удалось итальянскому ученому Амедео Авогадро – сформулировать один из газовых законов.

4.1.1.Сегодня мы повторили многие количественные характеристики вещества – масса, молярная масса, количество вещества, число структурных единиц, объем, из курса  физики - плотность.

Плотность=масса/объем (переводим запись в символическую).

Выразим из формулы, чему равен объем – V = m/ρ

4.1.2.Обратите внимание на рисунок 1, он демонстрирует нам расстояние между молекулами в веществах разных по агрегатному состоянию, давайте  вместе выясним, какова зависимость плотности и объема (зависимость обратно пропорциональная)

Рисунок 1.

4.1.3.Допустим, что мы имеем дело с веществами количеством вещества 1 моль, тогда  возможно заменить m  на М, а объем будет определяться, как молярный (который занимает 1 моль вещества).

4.1.4. Групповая работа

Вычислим эту величину для  соединений в различных агрегатных состояниях,  взятых при одинаковых условиях:

                                     Р = 1 атм = 760 мм рт.ст.

                                     t = 0 С, эти условия мы будем называть НОРМАЛЬНЫМИ

1 группа –  объем молярный газообразных веществ,

2 группа – твердых,

3 группа – жидких (из таблицы 2)

Таблица 2.

Формула

вещества

Агрегатное

состояние

Молярная масса,

г/моль

Плотность,

г/л

Молярный объем,

л/моль

Na2CO3

Твердое

106 г/моль

2500 г/л

0.04 л/моль

Al

Твердое

27 г/моль

2700 г/л

0.01 л/моль

H2SO4

Жидкое

98 г/моль

1860 г/л

0.053 л/моль

H2O

Жидкое

18 г/моль

1000 г/л

0.018 л/моль

CO2

Газообразное

44 г/моль

1.98 г/л

22.2 л/моль

H2

Газообразное

2 г/моль

0.09 г/л

22.2 л/моль

O2

Газообразное

32 г/моль

1.43 г/л

22.4 л/моль

( данные последней графы таблицы скрыты, открываются в ходе проверки выполнения задания)

     

    4.1.5. По числовым данным молярного объема для веществ в разных агрегатных состояниях делаем вывод, что значения этой величины для твердых и жидких веществ  - малые и разные. А для газообразных  соединений – величины большие и практически одинаковые.

     Вывод - При одинаковых условиях газообразные вещества количеством 1 моль занимают одинаковый объем – 22.4 л/моль.

(демонстрируем вещества количеством 1 моль – вода, сода, модель фигуры объемом 22.4 л)

4.1.6. По единице измерения выводим формулу для вычисления молярного объема (обращаемся к «Долине пирамид»).

 4.2.Промежуточное закрепление.

Заполним недостающие данные в таблице 3.

Таблица 3.

Объем, л

Объем молярный, л/моль

Количество вещества, моль


22.4 л/моль

1 моль

3 моль

44.8 л

2.24 л

4.3.В теме нашего урока фигурирует название закона. Я предлагаю вам почувствовать себя учеными и самостоятельно  сформулировать  закон Авогадро.

 Этапы рассуждения:

1.Выразим из формул 1, 4 «Долины пирамид» величину -  количество вещества

2.Приравняем правые части полученных выражений

3.Выразим, используя правило пропорции, чему будет равно  N

4.Используем полученное выражение для расчета N для двух газов

5.В формулах есть две постоянные величины – молярный объем и число Авогадро

Графическое отображение рассуждения:

1.    n = N/NA           n = V/Vm

2.    N/NA = V/Vm

3.    N = V*NA/ Vm

4.   N1 = V1*NA/ Vm  -  для газа 1.

        N2 = V2*NA/ Vm – для газа 2.

5.   Постоянные величины в обоих формулах – NA , Vm. ,  

                                                                                            отсюда, если N1 =  N2, то V1 = V2

Вывод – если брать одинаковые объемы газов при одинаковых условиях (Р и t), то они будут содержать одинаковое число молекул.

Следствие – при одинаковых условиях 1 моль любого газа занимает одинаковый объем (22.4 л/моль).

Обращаемся к учебнику, сверим полученные выводы с формулировкой А.Авогадро.

5.Закрепление материала (беседа по изученному – метод «Ты – мне, я – тебе»)

6.Подведение итогов урока.Рефлексия.

7.Домашнее задание (разноуровневое).

Достаточный уровень – аналогичное таблице 3 задание.

Высокий уровень – на отработку взаимосвязи величин, например – решите задачи и заполните пустые графы таблицы.

Формула вещества

Количество вещества, моль

Масса, г

Число молекул

Объем, л

44.8 л

Агрегатное состояние веществ

Твердое

Газообразное

Жидкое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Зачем мы изучаем законы Ньютона?"

На этом открытом уроке мы пытались ответить на вопрос "Зачем мы изучаем законы Ньютона?". Нам было интересно разобраться почему при поступлении в спортивные ВУЗы вступительный экзамен - физика. Как зн...

Методическая разработка урока химии 8 класс по теме: "Периодический закон Д.И. Менделеева"

Урок разработан для интерактивной доски в ПО SMART Notebook-11. Преобладают активные и интерактивные формы работы. Вопросы и задания учителя побуждают к мыслительной деятельности, поиску решения задач...

Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи»

Конспект урока в 8 классе по теме « Решение задач на закон Ома для участка цепи» в рамках практической части педсовета «Повышение качества обучения через реализацию принципов развивающего обучения дид...

Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро».

Урок химии в 8 классе по теме «Молярный объем газов. Закон Авогадро»....

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...

План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»

В рамках дистанционного обучения  возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....