Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Шульгина Елена Сергеевна

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно выполняют задания по темам: 1. Виды химической связи. 2. Электролиты и неэлектролиты. 3. реакции ионного обмена. 4. Типы кристаллических решеток. После этого проводится "Конкурс капитанов". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_shulgina_e.s.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема «Обобщение знаний по теме «Строение вещества. Теория электролитической диссоциации»

(Урок-игра)

9 класс

 

Автор: учитель химии гимназии № 1274

г. Москвы

Шульгина Елена Сергеевна

Цель урока: Обобщить и систематизировать в игровой форме знания учащихся о видах химической связи, физических свойствах веществ с различными типами химической связи, теории электролитической диссоциации. Подготовиться к контрольной работе.

Оборудование.  Таблицы растворимости. Набор разноуровневых карточек (дифференцированы по сложности вопросов на две группы) с заданиями по темам повторения. На каждой станции свой набор карточек двух цветов – голубые с простыми заданиями (1 балл), розовые с более сложными заданиями (2 балла). Карточек должно быть много - из расчета, что ученик выполнит по 3 карточки на каждой станции. Задания на карточках нескольких вариантов.

Каждый ученик имеет зачетную книжку, каждый судья (ученики 10 классов) – красную ручку. Оцениваются индивидуальные  и командные достижения и конкурс капитанов.

Предполагаемые результаты обучения:

- личностные: сформировать умение работать в команде, умение реально оценить свои знания, быстро ориентироваться в нестандартной ситуации.

- метапредметные: развить умение составлять программу действий для достижения поставленной цели, быстро оценивать  задачу, четко выполнять задания, верить в победу команды.

- предметные: повторить основные вопросы изученной темы, проверить знания, закрепить и применить знания по изученной теме.

        Ход урока.

    На предыдущем уроке класс разбивается на 4 команды по 5 человек. Команды выбирают капитана, придумывают название команды (например, «Протон»), знакомятся с условиями игры.  Ребята получают вопросы для повторения и подготовки к игре. После уроков придумывают эмблему команды.

   За время игра каждая команда по заданному маршруту должна побывать на четырех станциях: «Виды химической связи», «Типы кристаллических решеток», «Электролиты и неэлектролиты», «Реакции ионного обмена». Каждый ученик в соответствии со своими возможностями выбирает на станции карточки голубого или розового цвета, выполняет задания в карточке в течение 7-8 минут. Карточек он может взять столько, сколько успеет выполнить за это время.

  1. Станция «Виды химической связи»

Вариант 1 (1 балл за правильный ответ)

  1. Какое из указанных веществ имеет ковалентную полярную связь?

1) P4    2)  CaS   3) HI   4)  BaBr2

1) CH4   2)  S8   3)  CuO   4)  Zn

1)  H2O  2)  KF  3)  O3    4)  LiF  

1)  H2S    2)   NaCl  3)  Li2SO4   4)  N2 

1)  Na3N  2)  N2O  3)  O2   4)  C

      2.   Какое из указанных веществ имеет ковалентную неполярную связь?

      1)  MgCl2  2)  SO3   3)  PH3  4)  Br2

      1)  Ag  2)  Si  3)  P2O5  4)  NH3

      1)  ZnO  2)  O3  3) H2O2  4)  Ba

      1)  C2H6  2)  H2  3)   KCl   4)   Au

      1)  NaBr   2)  P4   3)  AlCl3  4)  HCl

      3.   Какое из указанных веществ имеет ионную связь?

      1)  CS2  2)  NaI   3)  Fe   4)  SO2

      1)  Ca(NO3)2   2)  SiO2   3)  PCl5   4)  C

      1)  Br2O7   2)  NaBr   3)  FeO   4)  F2

      1)  CrCl3   2)  H2O   3)  SiH4   4)   Mg

      1)  H2SO4  2)  KOH   3)  HF   4)   N2

      Вариант 2 (2 балла за правильный ответ).

  1. Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:
  1. негашеная известь, каменная соль
  2. озон, железняк
  3. сероводород, аммиак
  4. метан, бронза
  1. Веществами с ковалентной полярной и ковалентной неполярной связью являются соответственно:
  1. фтор и хлорид калия
  2. водород и хлор
  3. сера и водород
  4. вода и кислород
  1. Одинаковый вид химической связи имеют углекислый газ и
  1. белый фосфор           3)  кремний
  2. ацетилен                    4) кислород
  1. Одинаковый вид химической связи имеют оксид натрия и

1)  сероводород                3) натрий

2)  сульфид кальция       4) озон  

  1.  Одинаковый вид химической связи имеют бромид кальция и

1)  оксид калия           3)  оксид азота (I)

2)  бром                       4)  натрий

6.  Одинаковый вид химической связи имеют вода и

  1. водород                 3)  латунь
  2. метан                     4)  серебро

                  7.В гидрате оксида серы (IV) связи

1) ионные                                               3)  ковалентные неполярные

  1.  ковалентные полярные                   4) металлические

8. Ионная связь характерна для каждого из двух веществ:

1) хлорид натрия и сероводород

2) оксид калия и водород

3) аммиак и железо

4) хлорид магния и оксид калия

9. Вещества только с ковалентными полярными связями приведены в ряду:

1) вода, фосфин

2) карбид кальция, известняк

3) хлор, иодоводород

4) железо, озон

10. В гидроксидах металов связи:

1) только ионные

2) только ковалентные полярные

3) как ионные, так и ковалентные полярные

4) как ионные, так и ковалентные неполярные

10. В соединении фтора с кальцием химическая связь:

1) ионная                                  2)  металлическая

3) ковалентная неполярная    4)  ковалентная полярная

11. Какой вид химической связи в угарном газе?

12. Какой вид химической связи в молекуле сульфида натрия?

13. Какой вид химической связи в  оксидах неметаллов?

14. Какая связь в молекуле фосфина?

15. Какой вид химической связи в молекуле хлорной кислоты?

  1. Станция   «Электролиты и неэлектролиты»

Вариант 1 (1 балл).

  1. К хорошо растворимым электролитам относится:

1) бромид натрия   2)  карбонат меди (II)   3)  гидроксид магния   4)  сульфид цинка

2. Электролитом является каждое из двух веществ:

1) глюкоза и этиловый спирт

2) уксусная кислота и сахароза

3) серная кислота и поваренная соль

4) бензин и кислород

3. Электролитом является:

1) соляная кислота                                3) глицерин

2) этиловый спирт                                4) фруктоза

4. Электрический ток проводит:

1) расплав хлорида кремния

2) расплав глицерина

3) расплав хлорида калия

4) расплав сахарозы

5. Электрический ток не проводит:

1) раствор хлороводорода

2) раствор азотной кислоты

3) раствор нитрата цинка

4) раствор метилового спирта

6. В водном растворе наибольшее количество анионов образуется при диссоциации 1 моль:

1) Al2(SO4)3     2)  FeS2   3)   BaSO4   4)  Al2(SO3)3

1) CaCl2             2)  KClO3   3)  HBr    4)  Na2S

1) NaOH            2) Cu2SO4   3)  H3PO4  4)  FeCl3

1) K3PO4          2)  Cr(OH)3      3)  ZnCl2   4)  H2SiO3

7. В водном растворе наибольшее количество катионов образуется при диссоциации 1 моль:

1)  H2SO4     2)  СrCl3   3)  HNO3  4)   BaBr2

1)  FeCl3       2)  Al2(SO4)3     3) K3PO4    4)  Zn(NO3)2

1)  NaOH      2)  Na2SO3       3) FeCl2   4)  LiCl

8. Вещество, при диссоциации которого образуется сульфит-ион:

1) K2S     2)   H2SO4     3)    Na2SO3     4)    H2S

9. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:

1)  гидроксид натрия         2)  азотная кислота

3)  карбонат калия                    4)  кремниевая кислота

10. С образованием катионов водорода и анионов кислотного остатка диссоциирует:

1)  гидроксид кальция          2)   хлорид алюминия

3)  силикат калия                  4)   раствор бромоводорода

Вариант II (2 балла)

  1. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации фосфата калия:

1)    4            2)   3            3)  5        4) 6

2.  В водном растворе необратимо взаимодействует пара ионов:

1)  K+  и   Cl -     2)   Ba2+   и   NO3-

3)  H+  и  OH-     4)   Cu2+   и   SO42-     

            3.  В водном растворе, содержащем 1 моль нитрата кальция, содержится … моль ионов кальция:

            1)  1      2)   2   3)   3     4)    4

            4. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации в правой части уравнения диссоциации сульфата железа (III)  равна:

            1)  5           2)   4        3)      3       4)    2

            5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации  хлорида никеля (II) равна:

            1)  1   2)  2   3)  3   4)

6. В водном растворе нитрата кальция количество катионов кальция относится к количеству нитрат- анионов как:

1)  1:1   2)  1:2   3)  2:1   4)  3:1

7.  В водном растворе баритовой воды количество катионов бария относится к количеству гидроксид- анионов как:

1)  1:1   2)  1:2   3)  2:1   4)  3:1

8.  Коэффициент перед анионом в уравнении диссоциации сульфита калия равен:

1)  1   2)  2   3)  3   4)  4

9.  В качестве анионов только ОН- образуется при диссоциации:

1)  CaOHCl   2)   Ba(OH)2    3)  C2H5OH   4)  HOCl

10. В качестве анионов только хлорид-ионы образуются при диссоциации:

1) HClO      2)  AgCl    3)  SCl6   4)   BaCl2

11.  Какие утверждения о диссоциации верны:

А. Соли – сильные электролиты.

Б.  плавиковая кислота – слабый электролит

1. Верно только А

2. Верно только В

3. Оба утверждения верны

4. Оба утверждения неверны.

12. Диссоциация по трем ступеням возможна в растворе

1) хлорида железа (III)         3)  гидроксида железа (III)

2) нитрата железа (III)          4)  фосфорной кислоты

13. К электролитам относятся все вещества ряда:

1)  CaCl2,  C2H5OH,  NaNO3,  H3PO4

2)  C4H6,  Ba(OH)2,  H2SO3,  MgSO4

3)  NaOH,  H2SO4,  KF,  HCOONa

4)  PbCO3,  FeBr3,  H2CO3,  AgCl

14. сильными электролитами  являются все вещества ряда:

1)  H2S,   CH3COOH,  H2SO3

2)  MgCl2,  CH3OH,  NaOH

3)  H2S,  H2SO3,  H2SO4

4)  KOH,  HNO3,  CH3COOH

  1. Какие утверждения об электролитах верны:

А.  При растворении в воде электролиты диссоциируют на ионы.

Б.  Ионы не отличаются от атомов.

1. Верно только А

2. Верно только В

3. Оба утверждения верны

4. Оба утверждения неверны.

III. Станция   «Реакции ионного обмена»

Вариант 1 (1 балл)

  1. К реакциям ионного обмена относятся реакции:

1) замещения     2)   разложения   3)  соединения    4)  обмена

2. Необратимо протекает реакция ионного обмена между растворами:

1) хлорида натрия и бромида цинка

2) серной кислоты и хлорида бария

3) сульфата калия и хлорида железа (II)

4)  нитрата калия и фосфорной кислоты

3. Протекает до конца реакция ионного обмена между растворами:

1) серной кислоты и хлорида калия

2) соляной кислоты и нитрата серебра

3) фосфорной кислоты и сульфата калия

4) карбоната калия и гидроксида натрия

4. Осадок не образуется при смешивании растворов:

1) хлорида натрия и нитрата меди(II)

2) хлорида калия и нитрата серебра

3) серной кислоты и гидроксида цезия

4) сульфата калия и хлорида бария

5. Газообразное вещество образуется при взаимодействии растворов:

1) сернистой кислоты и гидроксида бария

2) карбоната калия и серной кислоты

3) гидроксида калия и азотной кислоты

4) нитрата кальция и сульфата калия

6. При добавлении к раствору карбоната натрия раствора хлорида кальция:

1) выпадает осадок   2)  выделяется газ  3)  выпадает осадок и выделяется газ   4) видимый изменений не происходит

7.При сливании растворов карбоната калия и соляной кислоты в реакции участвуют ионы:

1) CO32-  Cl-  2)  CO32-  K+   3)  H+  CO32-   4)  H+   K+

           8. Не могут одновременно находиться в растворе:

           1)  Na+,  Fe2+,  SO42-,  NO3-

           2) H+,  SO42- , Cl-,  OH- 

           3) Ca2+,  K+,  Cl-,  NO3-

                4) Cu2+, Cl- ,  Br-,  Li+

                 9. Нерастворимая соль образуется при сливании растворов:

           1) гидроксида калия и хлорида алюминия

           2) сульфата меди и сульфида калия

           3) серной кислоты и гидроксида лития

           4) карбоната натрия и хлороводородной кислоты

          10. При взаимодействии каких ионной в растворе не образуется осадок:

           1) H+  и SiO32 -     2)  Fe3+  и OH-    3)   H+  и CO32-     4)   Ba2+  и  SO42-         

Вариант 2 (2 балла)

  1. Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- соответствует левая часть уравнения химической реакции:

1)  BaCl2  +  H2SO4      2)  BaO +  SO3

3)  BaCO3  +  Na2SO4   4)  Ba  +  H2SO4

2. Веществом, вступившим в реакцию, сокращенное ионное уравнение которой     …   +  2H+  =  Cu2+  +  2H2O     является:

1) нитрат меди (II)        2)  гидроксид меди (II)

3) карбонат меди (II)    4) хлорид меди (II)

3. Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении реакции между серной кислотой и оксидом железа (III):

1) 12     2)   9     3)   8     4)  4

4. При добавлении раствора карбоната натрия к раствору гашеной извести:

1) выпадает осадок

2) выделяется газ

3) выпадает осадок и выделяется газ

4) видимых изменений не происходит

5. Суммы коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария соответственно равны:

1)   10 и  3   2)  12  и 3  3)  10  и 4   4)  12  и 6

6. Сокращенное ионное уравнение   Al3+  +  3OH-  =   Al(OH)3 соответствует взаимодействию

1) алюминия с водой

2) алюминия со  щелочью

3) оксида алюминия и азотной кислоты

4) сульфата алюминия со щелочью

7. Укажите вещество Х  в сокращенном ионном уравнении

                    Х   +  2H+  =  Zn2+  +  H2O

1)  Zn   2)  ZnCl2   3)  ZnO    4)   Zn(NO3)2

8. Слили два раствора, содержащих  по 1 моль хлорида бария и сульфата     калия. После реакции в растворе будет  …  вода ионов

1)  1     2) 2  3)  3    4)  4

9.  Процесс разрыхления теста с применением питьевой соды отражен в сокращенном ионном уравнении:

1)  CO32-  +  Ca2+  =   CaCO3

2)  HCO3-   +  H+  =  CO2  +  H2O

3) CO32-  +  2H+  =   CO2  +  H2O

4) CaCO3  +  2H+  =   Ca2+  +  CO2  +  H2O

10.Сокращенному ионному уравнению  Н+  +  ОН- =  Н2О   соответствует взаимодействие между растворами

1) серной кислоты и гидроксида натрия

2) гидрокисда железа (III)  и соляной кислоты

3) гидрокисда калия и кремниевой кислоты

4)  гидроксида меди (II) и азотной кислоты

  1.  Станция  «Типы кристаллических решеток»

            Вариант  1 (1 балл)

  1. Молекулярную кристаллическую решетку имеет соединение:

1) H2S   2)   NaCl    3)   SiO2   4)   Cu

1)  Na2SO3   2)  CaO  3)   S8   4)  Mg2Si

1)  оксид фосфора (V)    2) хлорид бария  

3)   алмаз                         4)  гидроксид калия

   

2. Немолекулярное строение имеет каждое из соединений

1) вода и серная кислота

2) иод и угарный газ

3) бром и железо

4) латунь и сульфид калия

3. Металлы имеют кристаллическую решетку

1) ионную

2) молекулярную

3) атомную

4) металлическую

4. Атомную кристаллическую решетку имеет

1) поваренная соль

2) графит

3)  соляная кислота

4) кислород

5. Ионную кристаллическую решетку имеет

1) углекислый газ

2) свиней

3) карбонат калия

4) азот

6. Вода имеет кристаллическую решетку

1) ионную

2) молекулярную

3) атомную

4) металлическую

7. Кристаллическая сера имеет кристаллическую решетку

1) ионную

2) молекулярную

3) атомную

4) металлическую

8. Наиболее высокую температуру плавления имеет вещество

1) HI   2)  C12H22O11  3)  N2   4)  NaOH

9. Термин «молекула» неприменим к веществу

1) Na3N    2)  SO2   3)   O3    4)  P4

10. Термин «молекула» неприменим к веществу

1) H2O2   2)   KCl   3)  CH3OH    4)  CO

11. Атомную кристаллическую решетку имеют каждое из двух веществ

1)  хлорид натрия и алмаз

2)  оксид углерода (II) и кремний

3) алмаз и графит

4) серная кислота и сера

12. Термин «молекула» применим к веществу

1) H2O   2)  NaCl   3)  Na2O2   4)  Al4C3

1) BaCl2   2)  N2   3)   CrCl3    4)   SiO2

1)  HNO3   2)   CuS   3)  NaOH    4)  C

1)  CaCl2    2)   O3   3)   K2CO3   4)  PbCl2

Вариант 2 (2 балла)

  1. Вещества молекулярного строения не характеризуются

1) низкой температурой кипения

2) постоянством состава

3) высокой твердостью

4) невысокой электропроводностью

2. Молекулярное строение имеет каждое соединение

1) H2O,  K2SO4                2)  C6H12O6, NH3

3) HCl,  KNO3                4)  BaO,  Na2CO3

3. Ионную кристаллическую решетку имеет каждое вещество ряда

1) NaCl, H2S   2)  KF,  H2O   3)  HNO3,  CS2S   4)  Na2CO3,  BaS

2) SiO2,  Co(NO3)2    2)  HBr,  AlCl3   3)   Na2O2, K2SiO3  4)  MgO,  CH4

4. Какие из утверждений верны

А. Вещества с молекулярной решеткой имеют низкие температуры плавления

Б. Вещества с атомной решеткой обладают электрической проводимостью.

1. Верно только А

2. Верно только В

3. Оба утверждения верны

4. Оба утверждения неверны.

5. Вещества молекулярного строения характеризуются

1) низкой температурой плавления и кипения

2) непостоянством состава

3) электропроводностью

4) высокой твердостью

6. Соединении с ионной связью образуется при взаимодействии

1) иода с водородом

2) кремния с азотом

3) лития с магнием

4) натрия с фтором

7. металлическая связь в простом веществе, образованном атомами с порядковым номером

1) 14   2)  15   3)  11  4)  6

8. Вещество с наименьшей температурой кипения

1) NaF   2)  H2O   3)   H2  4)   S

9. Вещество с наибольшей температурой плавления

1) CaCl2   2)  P4   3)  O2   4)   HCl

10.  Немолекулярное строение имеют все неметаллы ряда

1) углерод, бор, кремний        2)  фтор, бром, иод

3) кислород, сера, азот                4)  хлор, фосфор, аммиак

V. Конкурс капитанов (4 балла первому капитану, 3 балла – второму и т. д.)

Капитаны разгадывают кроссворд.

В это время жюри проверяет работы  и подсчитывает набранные баллы.

Кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация»

По горизонтали: 2. Ион, окруженный молекулами воды. 3. Процесс, обратный диссоциации. 4. Вещество, неэлектролит, раствор которого сладкий на вкус. 5. Химическая связь в солях. 7. Положительно заряженный ион. 8. Шведский ученый, основоположник теории электролитической диссоциации. 10. Вещество, проводящее в растворах и расплавах электрический ток.

По вертикали: 1. Распад молекул электролита в растворах и расплавах на ионы. 6. Отрицательно заряженный ион. 9. Величина диссоциации, определяющая силу электролита.

  1. Подведение итогов, объявление победившей команды.

Список использованной литературы.

1.. П.А. Оржековский и др. «Химия. 9 класс». «АСТ. Астрель» ОАО «Московские учебники».

  1. Книга для учителя «Я иду на урок. 5-11 классы» Издательство «Первое сентября» Москва. 2003 год.
  2. Л.Л. Чунихина «Тематические  тренировочные задания. 9 класс».  «Экзамен». Москва.  2011.
  3. В.Н. Доронькин «Химия. Тематические тесты для подготовки к ГИА. 9 класс» «Легион». Ростов – на - Дону. 2012 год.
  4. В.Н. Доронькин и др. «Химия. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 11 класс» «Легион». Ростов-на-Дону . 2012 год.
  5. Р. М. Чарушникова  «Кроссворд по теме «Электролитическая диссоциация». Казань.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Восхождение на Пик знаний о производной»

В ходе игры проверяются знания по теме "Производная"...

Урок-игра «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» - 5 класс

В игровой форме обобщается и систематизируется материал по теме "Синтаксис и пунктуация". Задания носят творческий характер, развивают логическое мышление, умение работать в группе. На протяжении урок...

Урок-игра по математике "Биржа знаний" в 6 классе.

Этот урок проводится в конце триместра для привития интереса к предмету, повторения пройденного материала.На данном уроке обучающиеся вынуждены применять свои знания для решения нестандартных задач.Ну...

Урок -игра "Путешествие на Планету знаний»

В иг               Цепь: углубить знания по химии и активизировать познавательную деятельность учащихся. Девиз: «И это чудо, что несмотря на поразительную ...

Урок игра-путешествие по островам знаний (2 класс)

Урок разработан в форме игры-путешествия, где учащиеся повторяют известные речевые образцы с помощью схем, рисунков, сигнальных карточек....

Урок-игра "Скелет человека" (проверка знаний)

Конспект урока по теме "Скелет человека" проверка знаний, в форме игры. Класс делится на команды. Каждой команде даются задания. Есть задания индивидуальные (для капитанов, для каждого члена команды в...

открытый урок-игра "Восхождение на пик знаний"

Обобщение знаний о действиях с обыкновенными дробями....