Главные вкладки

    Опыт преподавания пропедевтического курса химии в 5-7 классах
    статья по химии по теме

    Афанасьева Маргарита Николаевна

    В статье приводится анализ возможностей и условий для обучения детей 5-7 классов основам химии

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опыт преподавания пропедевтического курса химии

    в 5 – 7 классах школы

    Афанасьева М. Н.

    МБОУ «Средняя общеобразова-

                                                            тельная школа с углубленным

     изучением отдельных предметов

     № 53» города Курска

    Химия – удивительная наука. С одной стороны, она очень конкретна и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна всем: повару, шоферу, садоводу, строителю. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.

    Если считать первыми химиками древнеегипетских жрецов, то химия – наука – старушка, ей несколько тысяч лет. Вместе с тем постоянно открываются новые области этой старой науки, синтезируются новые вещества, появляются новые методы их получения и исследования. И старая наука молодеет…

    Изучать химию в школе трудно. Если с самого начала это дело не ладится, то вскоре все становится непонятно, а значит, скучно.  Другое дело, когда возникает интерес – тогда дело идет на лад, у человека развивается особая, химическая смекалка, растет кругозор. Тогда и захочется узнать  больше, разобраться в проблемах химии глубже. Это понятно: ведь нас повсюду окружают химические вещества, которые могут подвергаться необыкновенным превращениям и задавать нам удивительные загадки.

    Одной из главных проблем преподавания химии в школе является сокращение количества часов в основной (до 2-х в неделю) и старшей (до 1 часа в неделю) школах, и как следствие снижение интереса у детей к предмету. В связи с этим необходимость введения пропедевтического курса в 5- 7 классах является одним из вариантов выхода в сложившейся ситуации. И еще один довод в пользу раннего введения курса химии: переход на государственные образовательные стандарты 2 поколения и как следствие -  введение внеурочной деятельности в школе 2 ступени.

    Итак, что такое пропедевтика. Пропеде́втика (от др. греч. προπαιδεύω — предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.  [Википедия].

    Вопрос 1: нормативная база. У нас государственный образовательный стандарт, в котором изучение предмета «Химия» предполагается в течение 140 часов (класс не указывается, есть темы изучения). То есть, теоретически изучение химии может начинаться в любом классе основной общей школы (5 – 9 класс, но не менее 140 часов). Государственный образовательный стандарт говорит что изучать, но не говорит когда изучать.

    Вопрос 2: учебный план. Федеральный базисный учебный план предполагает изучение химии в 8 и 9 классах по 2 часа в неделю. Но есть компонент образовательного учреждения и химию можно поставить хоть с 5 класса, но предмет будет в учебном плане называться «Химия», а не «Химия. Пропедевтический курс» и тогда химию по стандарту можно начинать изучать не с 8 класса, а хоть с 5 – естественно сделав пояснения к учебному плану образовательного учреждения.

    Вопрос 3: учебники. Да, есть учебное пособие Габриеляна «Химия. Вводный курс», есть учебник «Физика. Химия» Гуревича для 5- -6 классов, но в федеральном перечне учебников на 2012 – 2013 учебный год этих учебников нет, и нет вообще ни одного  учебника, по которому можно официально работать в 5 – 7 классах.

    Таким образом, учитывая все вышесказанное, я считаю, что пропедевтический курс химии возможен только в рамках внеурочной деятельности (кружковые занятия).

    Для обучающихся 5 класса разработан курс «Химия и человек», в котором предполагается ознакомление с первоначальными химическими понятиями, химической символикой, важнейшими веществами; отработка простейших экспериментальных умений, формирование умений обращаться с простейшими приборами.

    У детей есть диск с учебным пособием (CD – RW). В течение года ребенок может добавлять информацию на этот диск и пользоваться данным материалом при выполнении домашних заданий и работы в классе. Программа выполнена в формате электронного пособия и очень просты в применении.

    Что изучается:

    п\п

    Тема раздела

    Количество часов

    Теоретическая часть

    Практическая часть

    1

    Введение

    3

    2

    1

    2

    Тела и вещества

    10

    5

    5

    3

    Химические явления

    9

    6

    3

    4

    Земля – место обитания человека

    10

    8

    2

    5

    Заключение

    1

    1

    -

    Итого

    33

    22

    11

    В 6 – 7 классах  - курс «История химии» (68 часов) – формирование знания основ химической науки через изучение истории химии, химических знаков и теорий; понимание обучающимися химической стороны явлений окружающего мира, роль этих явлений в жизни человеческого общества.

    п\п

    Тема раздела

    Количество часов

    1.

    Введение

    2

    2.

    Химическая практика в древности (до н.э.)

    6

    3.

    «Химические теории» до начала новой эры

    4

    4.

    Алхимия

    4

    5.

    Развитие химических ремесел до начала промышленной революции

    4

    6.

    Искусство эксперимента

    2

    7.

    Формирование представлений о составе и химических свойствах веществ.

    4

    8.

    Развитие химической теории

    16

    9.

    Развитие экспериментальной химии

    8

    10.

    Промышленная химия

    14

    11.

    Заключение

    4

    Итого

    68

    Однако в этом учебном году мы скорректировали программу. Есть в школе долгосрочный химический проект, который длится более 10 лет – называется «Периодическая система Менделеева в картинках». Начался он с комикса: когда много лет назад в классе ИЗО в 9 классе изучали 5 группу таблицы Менделеева – я рассказала интересную историю открытия сурьмы (Интересное толкование этого слова приводит Ярослав Гашек в рассказе «Камень жизни»: Летом 1460 года игумен одного из немецких монастырей Леонардус в поисках мифического философского камня получил тяжелый порошок с металлическим блеском; случайно скормленный свиньям этот порошок будто бы оказался для них полезным. Отец – настоятель решил испробовать действие новооткрытого «камня жизни» на монахах своей обители. Измельченный в порошок этот камень был добавлен в тощую монастырскую кашу. Наутро все сорок подопытных монахов в страшных мучениях умерли. Уцелел только сам Леонардус, который той каши не ел. Так будто бы и была открыта сурьма. Не берусь судить, что в этой истории правда, что вымысел, однако и английское и немецкое название сурьмы (antimony, antimony) действительно можно перевести как «антимонахин», «средство против монахов») – один из учеников на следующий урок принес рисунок. Так началась коллективная работа.  Сначала появилась история открытия, потом рисунки, затем знак элемента, потом внешний вид элемента, и последний штрих – явление радиоактивности.

    Сейчас в 6 классе мы изучаем химические элементы, а история химии – немного позднее (со 2 полугодия) 6 класса.

    При изучении курса «История химии» конечно помогают презентации.

    И несколько слов о курсе природоведения 5 класса. Замечательный учебник Пакуловой, Ивановой является, на мой взгляд, первым пропедевтическим пособием по химии: там есть:

    Глава 2. Строение и свойства вещества 

    П.6 Тела и вещества

    П.7 Свойства твердых тел, жидкостей и газов

    П.8 Вещества и смеси

    П.9 Молекулы. Атомы. Элементы

    П.12 Разнообразие веществ

    П.14 Химические явления. Горение

    П.15 Окисление

    Глава 3. Воздух 

    П. 16 Воздух – смесь газов

    Глава 4. Вода 

    П. 23 Работа воды в природе

    Глава 5. Горные породы 

    П. 26 Полезные ископаемые. Металлы.  

    Подвести итог выступления я хочу историей: Когда – то давно, еще в начале XX века, два мальчика, два брата переселились со своей большой семьей в Петербург.

    Мальчики очень любили гулять вместе.

    Они покупали у торговки семечки и отправлялись в Румянцевский лес. И старший поэт и книгочей – рассказывал сочиняемые на ходу истории. Это были целые повести и романы, полные самых невероятных приключений и подвигов.

    Для младшего это была школа творчества. Вскоре он и сам принялся рассказывать своим друзьям такие истории, писать стихи, читать запоем. Но не меньше, чем литература, его влекла наука. А больше всего он интересовался тайнами превращения веществ – химией.

    Мальчик стал инженером – химиком, руководил лабораторией, создал проект первого в России завода эфирных масел.

    А старший брат стал одним из первых детских писателей страны:

    И вместе они издавали журнал для детей «Робинзон»: для будущих географов, физиков и химиков. Так, с виртуальных путешествий получилось серьезное дело.

    Очень хочется, чтобы пропедевтика заинтересовывала детей так, чтобы они понимали, что без химии современный человек не сможет прожить так, как не может он без воды и воздуха.

    И в финале говорят  дети:

    Химия – чудесная страна,

    Химия – прикольная наука.

    Много разного она изобрела

    Со времен, когда аборигены съели Кука.

          Менделеев, Нобель и Бертло

                 Ломоносов, Зинин, Пристли, Гук

    Химии конечно повезло

      Главная она у всех наук.

            Порох, краски, лаки и лекарство

            Химия придумала для нас.

            Химия – одно большое царство

            Помогает жить она сейчас.

                            Учим химию довольно мы уж много.

                   Много предстоит  нам впереди.

                             Не страшны нам формулы природы

                           Верим – мы  на правильном пути!!!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

    В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

    Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

    Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

    Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

    Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

    программа пропедевтического курса химии для 7 класса

    данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

    Программа пропедевтического курса химии в 7 классе

    Цель пропедевтики - дать возможность 7-классникам до изучения систематического курса химии в 8 классе, насыщенного понятиями, законами, фактологическим материалом постепенно освоить первичные, б...

    Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса

    Рабочая программа пропедевтического курса химии 7 класса по программе О.С. Габриеляна...

    Пропедевтический курс химии в 7 классе по О.С. Габриелян 1 час в неделю

    В пропедевтическом курсе реализуется идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевики, а как составной части школьного курса химии. Курс построен на идее реа...