Рабочие программы по химии (автор программы О.С.Габриелян)
рабочая программа по химии на тему

Канева Людмила Григорьевна

Представлены рабочие программы для 8-11 классов (8 класс - 3 ч. в неделю, 9 класс - 2 часа в неделю, 10 класс - 1 час в неделю, 11 класс - 2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_himiya.rar193.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Белоярского района

«Общеобразовательная средняя (полная) школа №1 г. Белоярский»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

естественно-математического цикла

Протокол от 29.08. 2012 года № 5

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы________Е.А. Пакулев

Приказ от 31.О8. 2012г. №567

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора школы

________________/Т.Г.Ефименко_/

29.08.2012 г.

ПРИНЯТО на заседании педагогического совета школы года.

Протокол от 31.08.2012г. № 11

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ХИМИЯ

8 КЛАСС

                                                                                                                    Составитель:

                                                                                                                 Л.Г.Канева,

                                                                                                                      учитель химии

                                                                                                               МОСШ№1

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса химии для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений автора О. С. Габриеляна (2010 года).

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные и практические работы.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и авторской программой учебного курса.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность

которого состоит в вычленении дидактической единицы (в данной программе таковой является «химический элемент») и дальнейшем усложнении и расширении ее (здесь таковыми выступают формы существования (свободные атомы, простые и сложные вещества). Данный принцип построения Рабочей программы обусловил необходимость внесения изменений в логику изложения учебного материала, предусмотренной авторской

программой учебного курса. Так, в Рабочей программе тема «Практикум № 1.Простейшие операции с веществами» является последующей по отношению к теме «Соединения химических элементов» (в авторской программе она рассматривается на этапе, следующим за темой «Изменения, происходящие с веществами»). Тема «Практикум № 2. Свойства растворов электролитов» была внесена в содержание темы «Изменения, происходящие с веществами» и является логическим ее завершением. Это позволило высвободить 2 часа, которые были перераспределены (по 1 часу) на изучение тем «Соединения химических элементов» (12 + 1 час) и «Изменения, происходящие с веществами» (10 + 1 час).

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект,

включающий: учебник (Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 270 с.) и методическое пособие для учителя (Габриелян О. С.. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2005. – 78 с.).   

  1. Цели и задачи изучения предмета

Изучение  химии  на  базовом  уровне  на ступени основного  общего  образования  в 8 классе направлено  на  достижение  следующих  целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  1. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  1. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  1. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  1. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  1. Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  2. Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  3. Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  4. Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
  5. Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  6. Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.  
  7. Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  8. Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

2) Концепция, заложенная в содержании учебного предмета 

Данная программа построена по концентрической концепции.

3) Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской 

В  инвариантной  части  учебного плана  на  учебный  предмет  федерального  значения «Химия»  в 8  классе  выделено  2 часа  в  неделю. Мы проводим 3 часа в неделю за счёт вариативной части.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

Поурочно-тематический  план  по  объему  скорректирован  в  соответствии  с  федеральным  компонентом  государственного  образовательного  стандарта  основного общего  образования  и  требованиями,  предъявляемыми  к  уровню  подготовки  выпускников  основной  школы и включает вопросы  теоретической  и  практической  подготовки  учащихся.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

4) Сроки реализации.

Данная рабочая программа по предмету рассчитана на реализацию в 2011-2012 учебном году.

5) Формы, методы, технологии обучения

При преподавании курса химии я использую следующие технологии обучения:  технологии сотрудничества, разноуровневого обучения, деятельностного подхода,  метод  проекта, метод ОК В.Ф. Шаталова, ИКТ, здоровьесберегающие технологии и игровые технологии.

При использовании ИКТ учитываются здоровьесберегающие аспекты урока.

Авторские цифровые образовательные ресурсы: презентации  PowerPoint к урокам, презентации к интерактивной доске SMARTBoard  

Оборудование:

- компьютеры;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Используемое программное обеспечение:

- Cyberlink Power DVD

- Word

- PowerPoint

- SMARTNotebook

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыт и практические работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. Программа О.С. Габриеляна включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой.

 Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

6) Предполагаемые результаты обучения

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация поурочно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов.   Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение  учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Формы текущего контроля и промежуточной аттестации

Текущий контроль -  позволяет дать оценку результатам повседневной работы. В процессе данного вида контроля устанавливается не только результат предшествующей работы, качество усвоения знаний, умений, навыков, но и готовность учащихся к восприятию нового материала. Текущий контроль как наиболее оперативная и динамичная проверка результатов позволяет выяснить сдвиг в развитии учеников и содействует организации ритмичной работы учащихся. Основная цель данного контроля – анализ хода формирования ЗУН, что дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины, принять необходимые меры к устранению, возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

  1. Устный контроль – предназначен для проверки умения воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия, законы, явления.

            При фронтальной работе опрашивается весь класс. Желающие отвечают на вопросы с места, уточняя, дополняя друг друга.

   Индивидуальная форма представляет ответы на серию вопросов. Ученики следят за ответами друг  друга, расширяют, углубляют их, дают про себя оценку уровню сформированности знаний

Беседа — форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.

  1. Письменный контроль -  осуществляется в конкретные отрезки времени. Находясь в жестком лимите времени, ученики должны проявить готовность мобилизовать усилия, знания и умение на безошибочное выполнение работы. Уроки письменного контроля обладают большой мобилизирующей силой, требуя от каждого ученика проявления наибольшей активности в выполнении предложенных заданий, что содействует формированию ответственного отношения к учебе.

Контрольная работа – используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы.

              Предлагая проверочные контрольные работы, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Учащимся предлагаются учебные задания в соответствии с их учебными возможностями, уровнем подготовки. Например, учащиеся могут решить более простую или сложную задачу, если рассчитывать трудность заданий таким образом, чтобы они были ориентированы на зону ближайшего развития учащегося.

Практическая работа, лабораторная работа – используется для формирования практических умений по проведению и описанию опытов, наблюдений, исследований с целью закрепления теоретических знаний

Формами  промежуточной аттестации являются задания, нацеленные на проверку трех уровней усвоения.

      1 уровень воспроизведения (вопросы репродуктивного характера). Обучаемый может воспроизвести (повторить) информацию, операции, действия, решить типовые задачи, рассмотренные при обучении. Он обладает знанием-копией.

      2 уровень умений и навыков (вопросы на  установление последовательности,  соответствия, задачи на применение ЗУН в стандартной ситуации). На этом уровне усвоения обучаемый умеет выполнять действия, общая методика и последовательность (алгоритм) которых изучены на занятиях, но содержание и условия их выполнения новые.

    3 уровень применения ЗУН в нестандартной ситуации,  прогнозирования, творчества (проблемные, исследовательские задачи).

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии  ученик должен

знать/понимать

основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

Уметь

а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

б) разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических  соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;

в) обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

Использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

темы/раздела

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Контроль

Введение

6

5

1

1

Атомы химических элементов.

13

12

1

2

Простые вещества.

9

8

1

3

Соединения химических элементов

16

13

2

1

4

Изменения, происходящие с веществами.

13

7

5

1

5

Практикум №1.

5

5

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

26

19

6

1

7

Практикум №2

4

4

8

Портретная галерея великих химиков (Повторение)

6

1

9

Учебные экскурсии

4

4

10

Заключение

3

3

Итого

105

68

26

10

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (6 ч)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

ТЕМА 1  Атомы химических элементов (13 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2 Простые вещества (9ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный  объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

ТЕМА 3 Соединения химических элементов (16 ч)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др. их состав и названия. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

ТЕМА 4  Изменения, происходящие с веществами (13 ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 2. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 3. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 4. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 5. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

ТЕМА 5 Практикум № 1

Простейшие операции с веществом (5ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

ТЕМА 6 Растворение. Растворы.  Свойства растворов электролитов (26 ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для  природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 1. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 6. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

ТЕМА 7 Практикум № 2

Свойства растворов электролитов (4 ч) 

6. Ионные реакции. 7. Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.8. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 9. Решение экспериментальных задач.

ТЕМА 8 Портретная галерея великих химиков (6 часов)

Повторение материала 8 класса

ТЕМА 9 Учебные экскурсии (4 часа)

Заключение (3 часа) Решение тестов ГИА

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

В 8 классе проводится 9 практических  работ согласно инструктивным карточкам, изложенным в учебнике: Габриелян О. С.. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2008. – 266 с.

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Запланировано проведение  6 письменных контрольных работ.

Контрольная работа №1

по теме: Атомы химических элементов.

I вариант

  1. Распределить по четырём столбикам в зависимости от вида химической связи:

      NaBr, Ti, Br2,MgCl2, SiO2, N2, Li2S, Ca, Fe, H2S

  1. Написать схему образования веществ, формулы которых подчёркнуты в первом задании.
  2. Дать характеристику элемента № 17 согласно положению в Периодической системе Д.И.Менделеева и строению атома.
  3. Что такое электроотрицательность? Атомы каких элементов проявляют это свойство? Привести примеры.
  4. Определите относительную молекулярную массу (Мr) вещества, имеющего формулу HNO3. 

II вариант

  1. Распределить по четырём столбикам в зависимости от вида химической связи:

BaBr2, Hg, Cl2, CH4, KJ, O3, F2, Na2O, Mg, SO3

  1. Написать схему образования веществ, формулы которых подчёркнуты в первом задании.
  2. Дать характеристику элемента № 19 согласно положению в Периодической системе Д.И.Менделеева и строению атома.
  3. Какой вид химической связи называется металлической? Какие свойства имеют вещества с металлической связью? Почему?
  4. Определите относительную молекулярную массу (Мr) вещества, имеющего формулу КNO3.     

Контрольная работа №2

по теме: Соединения химических элементов.

I вариант

  1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, солей и кислот. Дайте им названия. Укажите степень окисления каждого элемента.

      NaOH, Cu2O, FeCl3, HNO3

2.  Задача.

     В 300г воды растворили 150 г серной кислоты. Найдите массовую долю

           кислоты в полученном растворе.

3.  Задача.

           Слили два раствора соляной кислоты: 120г 15%-го и  200г 5%-го.  

           Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.

II вариант

  1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, солей и кислот. Дайте им названия. Укажите степень окисления каждого элемента.

      LiOH, CaO, AlCl3, H2SO4

  1. Задача.

      В 40 г воды растворили 15г соли. Найдите массовую долю соли в полученном  

      растворе.

  1. Задача.

Слили два раствора фосфорной кислоты: 350г 20%-го и 100г 10%-го.

            Рассчитайте массовую долю кислоты в полученном растворе.

Контрольная работа №3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

K. (8) -3. 1

Задание 1

▲ Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите их тип:

      а) Cu + O2 → CuO;                      б) CaCO3 → CaO + CO2;

      в) Zn + HCL → ZnCL2 + H2;       г) CuO + HCL → CuCL2 + H2O.

▄    Даны схемы реакций: а) гидроксид железа (III) → оксид железа (III) + вода;

      б) нитрат бария + сульфат железа (III) → сульфат бария + нитрат железа (III);

      в) алюминий + серная кислота → сульфат алюминия + водород;

      г) оксид фосфора (V) + вода  → фосфорная кислота.

      Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

●    Даны схемы реакций: а) гидроксид алюминия  → оксид алюминия + вода;

       б) нитрат бария + сульфат  натрия → …;

       в) соляная кислота + алюминий → …;

       г) оксид серы (VI) + вода → …

       Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

Задание 2. Решить задачу:

▲ Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии цинка массой 13 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции: Zn + 2HCL  = ZnCL2 + H2

▄   Технический цинк массой 7 г, содержащий 7 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

●   Технический цинк массой 650 мг, содержащий 20 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

Задание 3

       Запишите уравнения реакций переходов:

       S → SO2  → H2SO3

К.(8) – 3.2.

Задание1

▲ Расставьте коэффициенты в приведённых ниже схемах химических реакций, укажите их типы: а) Cu(OH)2 → CuO + H2O;          б) HCL + Na2O → NaCl + H2O;

                 в) KBr + CL2 → KCL + Br2;        г) Zn + O2 → ZnO.

▄  Даны схемы реакций: а) гидроксид меди (II) → оксид меди (II) + вода;

     б) хлорид бария + сульфат натрия → сульфат бария + хлорид натрия;

     в) серная кислота + магний → сульфат магния  + водород;

     г) оксид углерода (IV) + вода → угольная кислота.

     Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

●  Даны схемы реакций: а) гидроксид цинка → оксид цинка + вода;

     б) нитрат бария + сульфат калия → …;

     в) соляная кислота + магния → …

     г) оксид азота (V) + вода →…

     Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

Задание 2. Решить задачу:

▲ Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии магния массой

     12  г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:

     Mg + 2HCL  = MgCL2 + H2

▄ Технический магний массой 40 г, содержащий 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

● Технический цинк массой 240 мг, содержащий 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

Задание3. Запишите уравнения реакций переходов:    P  → P2O5 → H3PO4

К.8 (3) – 3.

Задание1

▲ Расставьте коэффициенты в приведённых ниже схемах химических реакций, укажите их типы: а) H2О → O2 + H2;          б) КОН + Н3 РO4 → К3РО4+ H2O;

                 в)  Fe + CL2 → FeCL3;        г) Zn O + H2 → Zn + H2O.

▄  Даны схемы реакций: а) карбонат кальция → оксид углерода (IV) + оксид кальция;

     б) сульфат меди (II) + гидроксид натрия → гидроксид меди (II) + сульфат натрия;

     в) соляная кислота + цинк → хлорид цинка + водород;

     г) оксид серы (VI) +  вода → серная кислота.

     Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

●  Даны схемы реакций: а) карбонат магния → оксид магния + углекислый газ;

    б) оксид кальция + вода → …;

    в) серная кислота + цинк →…;

    г) гидроксид натрия + фосфорная кислота → …

Задание 2. Решить задачу:

▲ Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии железа массой

     112  г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:

     Fe + 2HCL  = FeCL2 + H2

▄ Техническое железо массой 21 г, содержащее 20 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

● Техническое железо массой 560 мг, содержащее 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

Задание 3. Запишите уравнения реакций переходов:

  Li → Li2O → LiOH.


К.(8)-3. 4.

Задание 1.

Расставьте коэффициенты в приведённых ниже схемах химических реакций, укажите

 их типы: а) BaCL2 + AgNO3 → AgCl + Ba(NO3)2;    б) Al(OH)3 → AL2O3 + H2O;

                 в) H2 + CL2 → HCL;      г) Fe + CuSO4 → FeSO4 + Cu.

▄ Даны схемы реакций: а) гидроксид железа (II) → оксид железа (II) + вода;

     б) хлорид цинка + нитрат серебра → хлорид серебра + нитрат цинка;

     в) сульфат меди (II) + железо → сульфат железа (II) + медь;

     г) оксид лития + вода → гидроксид лития.

Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

● Даны схемы реакций: а) гидроксид железа (II) → оксид железа (II) + вода;

   б) гидроксид натрия + азотная кислота → …;

   в) оксид серы (IV) + вода → …;

   г) нитрат ртути (II) + медь →….

Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.

Задание2. Решить задачу:

▲ Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии алюминия массой

     5,4 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:

    2 AL+ 6HCL  = 2 ALCL3 +  3 H2

▄ Алюминий  массой 13,5 г, содержащий 20 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

● Алюминий массой 270 мг, содержащий 10 % примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Рассчитайте объём выделившегося водорода (н.у.).

Задание 3. Запишите уравнения реакций переходов:

  Ca → CaO → Ca(OH)2

Контрольная работа № 4 по теме:

«Электролиты. Электролитическая диссоциация».

                                                                  ( 8  класс)

  ▲ 1.Составьте формулы указанных веществ:

1 вариант                                                                           2 вариант

хлорид алюминия, оксид магния,                                      гидроксид натрия, хлорид железа (II),

кислород, серная кислота, нитрат железа(III),                 оксид азота (IV), азотная кислота,

оксид углерода (II), гидроксид калия;                               сульфат алюминия, оксид натрия, цинк.

Составьте уравнения электролитической диссоциации сильных электролитов.

 ▲ 2. Допишите уравнения реакций в молекулярном виде, составьте уравнения в ионном в

           виде:    

1 вариант                                                                            2 вариант

а) MgCL2 + NaOH →                                                              a) NaOH + H2SO4 →

б) K2CO3 + HNO3→                                                                б) ZnSO4 + KOH →

в) Ba(OH)2 + HCL →                                                               в) Na2CO3 + HCL →

         ▄ 3. Растворы каких электролитов можно взять для получения указанных веществ?

          1 вариант                                                                            2 вариант

а) MgCO3;                                                                               а) Н2О;

б) Н2О.                                                                                     б) Cu(OH)2.

Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.

        ▄  4. Напишите молекулярные уравнения, соответствующие данным сокращенным  

                        ионным уравнениям.

          1 вариант                                                                              2 вариант

 а) Zn2++ 2 OH- → Zn(OH)2↓;                                                 a) CO32- + 2 H +→ CO2↑+ H2O;

 б) 2 Н++ S2-→ H2S↑.                                                               б) Ba 2+ + SO4 2-→BaSO4↓.

        ●   5. Какие из ионов не могут одновременно находиться в растворе? Почему? Ответ подтвердите уравнениями реакций в ионном виде.

          1 вариант                                                                             2 вариант

Ba 2+, H+, CL-, OH-, SO4 2-.                                                     H+, CL-, OH-, Mg 2+, NO3-.

На отметку «5» необходимо выполнить 1,2, 3 (или 4) и 5-е задания;

на  отметку «4»  необходимо выполнить 1, 2 и 3-е (или 4-е) задания;

на отметку «3» необходимо выполнить 1-е и 2-е задания.

 Также запланированы уроки обобщения и контроля знаний, на которых учащимся предлагается выполнять задания подобного типа:

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества»

I вариант

1. Сколько молекул содержат:

    а) 4 моль вещества

    б) 2 кмоль вещества

    в) 3 ммоль вещества?

2. Сколько молекул содержится в 32г кислорода (О2) ?

3. Найдите массу 30 ∙ 1023 молекул кислорода (О2)  .

4. Какая масса 4 моль воды (Н2О)?

5. Сколько моль составляют 40 г гидроксида натрия (NaOH)?

6. Найдите массу 44,8 л кислорода (О2)

7. Какой объём при нормальных условиях займут:

    а) 3 моль водорода (Н2)

    б) 3 г  водорода (Н2)  ?      

На «3» - любые две задачи

На «4» - любые пять задач

На «5» - все задачи

Разрешается пользоваться справочником формул

II вариант

1. Сколько молекул содержат:

    а) 3 моль вещества

    б) 6 кмоль вещества

    в) 1 ммоль вещества?

2. Сколько молекул содержится в 64г кислорода (О2) ?

3. Найдите массу 12 ∙ 1023 молекул водорода (Н2)  .

4. Какая масса 4 моль оксида азота (NО)?

5. Сколько моль составляют 80 г гидроксида натрия (NaOH)?

6. Найдите массу 22,4 л кислорода (О2)

7. Какой объём при нормальных условиях займут:

    а) 3 моль кислорода (О2) ?

    б) 3 г  кислорода (О2) ?    

На «3» - любые две задачи

На «4» - любые пять задач

На «5» - все задачи

Разрешается пользоваться справочником формул

Тестовая проверка знаний:

Тест по химии   «Основные химические понятия»  

1. Относительная молекулярная масса воды

А) 18    В)  46  С)  2   Д)  21

2. Относительная масса кислорода

А)16   В)2 5  С)  34   Д) 24

3.Относительная масса азотной кислоты

А)  234  В) 98  С)63  Д) 56

4. Реакция,  протекающая  между двумя сложными веществами, где их атомы меняются местами называют

А) синтез   В)  анализ  С) обмен  Д)  замещение

5.  Вещества, состоящие из атомов ме и гидроксогруппы ОН называют

А) простыми  В)  основаниями  С)  солями  Д)  изотопами

6. Вещества, состоящие из разных видов атомов называют

А) сложными В) простыми  С)  изомерами  Д) гомологами

7. Формулы   оксидов  находятся в ряду

А)H2CO3, H3PO4   MgSO4       В)  CuO,  HNO3 ,CaCO3        

  С) H2S,  H3BO3, H2SiO3         Д)   H2O,  Fe2O3, MgO

8. Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков называют

А) кислоты   В)   соли    С)   основания     Д) оксиды

9. Выберите формулы оснований  ряду

А)    MgO, SO3                                С)   Ca(OH)2, Al(ОН)3

В)     H2S,  CaSO3                           Д)    F2O,   HF

10. Автор закона «Один моль любого газа при н.у. занимает объем 22,4 литра»

А)  Менделеев                                    В) Лавуазье

С) Авогадро                                        Д) Бекетов

11. Характерным физическим свойством ме   не является

А) металлический блеск, электропроводность     В)  взаимодействие с кислотами

С) проводимость тока                                Д)  ковкость

12. Единица измерения количества вещества называется

А) килограмм                                                В) моль

С) литр)моль                                                  Д) ампер

13. Сколько литров содержится в 1 моль кислорода при н.у.

А)  22,4 л.                                             В) 44,8л.

С) 4,48 л.                                               Д) 12,6 л.

14. Какое количество атомов находится в 2моль  азотной кислоты

А) 6,02*10 23 частиц                                       В) 3,02 *10*23 частиц

С)  12,04*10*23 частиц                                    Д) 0 частиц

15. 4  моль водорода прореагировало с кислородом.Сколько грамм воды получили

А)  18 гр.                                                            В)36 гр.

С) 34 гр.                                                              Д) 72 гр

16. 23 г натри вступило в реакцию с серной кислотой.Сколько литров газа получили

А) 22,4 л.                                                      В)       44,8 л.

С) 11,2л                                                        Д)       87 л.

17. Назовите ме , которые не реагируют с  соляной кислотой

А)Au,Cu, Ag                                  В)  Ca, Fe, Mg

 С) Na, Li, Ra                              Д)  Ba, Ra, Al  

18. Выберите только неактивные ме

А) алюминий, цинк, железо                          В) натрий, калий. литий

С) золото, ртуть, платина                             Д) натрий, цезий, магний

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Используемый учебник: Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 267с. (имеется в федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год)

Для учащихся:

ГабриелянО.С.. Химия.8: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия.8». – М.: Дрофа, 2009

Для  учителя:

Рябов М.А. Тесты по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриелян «Химия.8». – М.: изд-во «Экзамен», 2009

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс. Поурочные разработки к учебникам химии. – М.: ВАКО, 2004

MULTIMEDIA – поддержка курса:

www.him.1september.ru  www.edios.ru   www.km.ru/educftion

Приложение

Характеристика цифровой отметки и словесной оценки.

         Итоговая отметка не может быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Следует не допускать тенденции формального «накопления» отметок, ориентировки на «среднюю» отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Она  выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик имеет право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость.

         С учетом современных требований к оценочной деятельности в школе вводится четырехбальная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо»                  (отметка «1»).

Нормы оценок (итоговые и текущие) по предметам  соответствует общим требованиям.

Критерии оценки ЗУН учащихся

Балл «5»  ставится, когда  ученик обнаруживает  усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебной программы; выделяет главные положения  в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных работах,   выполняет их уверенно и аккуратно.

Балл «4» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательно и частично повышенного уровня сложности учебной программы; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.

         Знания, оцениваемые «5» и «4» баллами, как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них обобщений.

Оценка «3» ставится, когда ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебной программы, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом «3», зачастую, находятся на уровне представлений, сочетающихся с элементами научных понятий.

Балл «2»  ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебной программы не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 9 кл.О.С.Габриелян

Программа рассчитана на 68 ч /год и 2 ч/нед, содержит пояснительную записку, тематичекое и календарно-тематическое планирования, содержание курса, требования к знаниям выпускников, список литературы....

рабочая программа по химии в 8-11 классе,Габриелян О.С.

рабочие программы по химии в 8-11 классах, по программе О.С.Габриеляна...

Рабочая программа по химии.8 класс.(О.С.Габриелян)

Необходимо каждому учителю систематизировать  материал,создать рабочую программу,которая оптимально систематизирует и объединит всю деятельность учителя в единое целое.Рабочие программы для 8,9,1...

Рабочая программа по химии (11 класс) О.С. Габриелян

Календарно- тематическое планирование по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна (1 час в неделю). Базовый уровень.Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, ...

рабочая программа по химии 11 класс, О.С.Габриелян.

 Рабочая программа по химии составленана основе авторской , к учебнику О.С.Габриеляна ,хмиия 11 класс.Рассчитана программа на 34 часа в год, 1 час в неделю . ...

Рабочая программа по химии 10 класс О.С. Габриелян

Рабочая программа по химии разработана на основе примерной программы курса химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна, 2011г. В основе УМК л...

Рабочая программа по химии 8 класс О.С. Габриелян 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит в себе пояснительную записку, тематическое планирование, планируемые результаты обучения...