Главные вкладки

    Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в периодической системе
    презентация к уроку по химии (9 класс) на тему

    Фонштейн Екатерина Юрьевна

    Разработка урока по теме "Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в Периодической системе". Цели данного урока: сформировать умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на основе их положения в Периодической системе.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока, таблица: «Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева», бланки оформления лабораторных работ № 3,4.  Реактивы: этиловый спирт, бензин, KBr, KI, хлорная вода, KCL, бромная вода, крахмальный клейстер, штатив с пробирками.

    Этапы урока:

    1.      Организационный момент (1 минуты).

    2.      Изложение нового материала (37 минут).

    План общей характеристики элементов подгруппы:

    Галогены – химические элементы:

    ·        Записать символы элементов, входящих в подгруппу галогенов.

    ·         Рассмотреть распространенность галогенов в природе.

    ·        Составить электронные схемы атомов галогенов на примере фтора и хлора. Определить число валентных электронов в атомах галогенов. Определить, на примере атома хлора, максимальную и минимальную степени окисления.

    ·        Дать общую характеристику галогенов на основе строения их атомов и положения в Периодической системе: отметить сходства и различия в строении атомов галогенов,  изменения в подгруппе радиусов их атомов; записать общие формулы высших оксидов и гидроксидов, указать характер их свойств, а так же общую формулу летучих водородных соединений;

    Галогены как простые вещества:

    • Указать состав молекул галогенов: рассмотреть общие молекулярные, электронные и структурные  формулы). Определить вид химической связи и строение веществ (молекулярное или немолекулярное).
    • Рассмотреть физические свойства галогенов: усиления интенсивности окраски. направление температур плавления и кипения. роста плотности; рассмотреть растворимость галогенов в воде и органических растворителях. Лабораторный опыт № 3 Растворимость иода в органических растворителях.
    • Изучить химические свойства галогенов и их соединений с водородом и металлами. Лабораторный опыт № 4 Вытеснение одних галогенов другими из  соединений (галогенидов). Отметить противоположное направление усилений окислительных и неметаллических свойств галогенов и восстановительных свойств их соединений в степени окисления -1.
    • Объяснить, чем обусловлено сходство и различие свойств галогенов.

    3.      Заключение урока: домашнее задание, анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок (2 минуты).

    Использование на уроке метода проблемного обучения позволяет создать проблемные ситуации и активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Форма проведения урока: беседа с элементами самостоятельной работы учащихся. Такая  форма проведения урока  позволяет творчески овладеть знаниями, развить мыслительные способности учащихся. Применение  лабораторных опытов  на уроке позволяет школьникам овладеть умениями самостоятельно добывать новые знания. Использование  компьютерных технологий  на данном уроке показывает положительные результаты при объяснении нового материала, при сборе нужной информации, дает возможность изложить  большой объем информации за короткое время, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, тем самым усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon galogeny.ppt2.96 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Общая характеристика галогенов на основе положения химических элементов в периодической системе » Цель урока: Сформировать умения учащихся давать общую характеристику элементов подгруппы на основе их положения в Периодической системе 26 октября 2011 год

    Слайд 2

    Галогены- ( в переводе с греческого – «рождающие соли» ) - элементы главной подгруппы VII группы Периодической системы элементов Д.И. Менделеева

    Слайд 3

    F CL Br I At фтор хлор бром иод астат Символы химических элементов, входящих в подгруппу галогенов встречаются в природе в виде соединений искусственно синтезирован, поэтому в природе не встречается из- за высокой химической активности галогены в свободном виде не встречаются

    Слайд 4

    F CL +9 +17 2 е - 2 е - 7 е 8 е 7 е - - - В атомах галогенов на внешнем уровне находится по 7 валентных электронов Электронные схемы строения атомов фтора и хлора

    Слайд 5

    На примере атома хлора определите максимальную и минимальную степени окисления +17 CL 2 е - 8 е - 7 е - 0 +7 +17 CL CL +17 2 е - 2 е - 8 е - - - 8 е 8 е -1 Максимальная степень окисления Минимальная степень окисления

    Слайд 6

    F CL Br I Сходства: 7 валентных электронов на внешнем уровне Максимальная степень окисления +7, минимальная степень окисления -1 Различия: Радиус атомов увеличивается от фтора к иоду Радиус атомов увеличивается Значение электроотрицательности уменьшается от фтора к иоду Значение электроотрицательности уменьшается Общая характеристика галогенов на основе строения их атомов и положения в Периодической системе:

    Слайд 7

    Общая формула высшего оксида: Г 2 O 7 Г - галоген Общая формула летучего водородного соединения: H Г Общая формула высшего гидроксида: H Г O 4 F CL Br I Кислотные свойства оксидов и их гидроксидов уменьшаются Общая характеристика соединений галогенов на основе их положения в Периодической системе: +7 +7

    Слайд 8

    .. .. :Г : Г: .. .. Г 2 Общая молекулярная формула галогенов Г- Г Общая структурная формула галогенов Общая электронная формула галогенов Галогены – простые вещества.

    Слайд 9

    Химическая связь и строение галогенов Молекулярная кристаллическая решетка иода F 2 CL 2 Br 2 I 2 Связь между атомами в молекулах галогенов – ковалентная неполярная Галогены имеют молекулярную кристаллическую решетку в газообразном, жидком и твердом состоянии

    Слайд 10

    С увеличением атомной массы галогенов окраска становится более темной, возрастают температуры плавления и кипения, а также плотность F 2 Cl 2 Br 2 I 2 Ядовитый газ светло-зеленого цвета Ядовитый легко сжижающийся газ желто-зеленого цвета Токсичная тяжелая жидкость красно-бурого цвета Твердое кристаллическое вещество с металлическим блеском, даже при слабом нагревании легко переходит в пар интенсивно фиолетового цвета, который при охлаждении снова превращается в кристаллы T пл .=-219,47 С ° ; Т кип = -187,99С ° ;  =1696кг/м 3 Т пл =-100,83С ° ; Т кип = -33,82С ° ;  =3214кг/м 3 Т пл. = -7,1С ° ; Т кип = 58,93С ° ;  = 3123кг/м 3 Т пл. = 113,7С ° ; Т кип = 184,5С ° ;  = 4930кг/м3 Физические свойства галогенов Переход веществ при нагревании из твердого состояния в газообразное, минуя жидкое, называется возгонкой фтор хлор бром иод

    Слайд 11

    Все галогены обладают очень резким запахом. Вдыхание их даже в небольших количествах вызывает сильное раздражение дыхательных путей и воспаление слизистой оболочки. Более значительные количества могут вызвать тяжелое отравление Галогены малорастворимы в воде F 2 CL 2 Br 2 I 2 растворимость в воде уменьшается Бром и иод лучше растворяются в органических растворителях (бензин, хлороформ, спирт и т. д.)

    Слайд 12

    Лабораторный опыт № 3. Растворимость брома и иода в органических растворителях В выводе: Объясните наблюдаемые изменения № п Реактивы и оборудование Описание опыта Наблюдения 1 Br 2 , I 2 , спирт В одну пробирку внесите несколько капель бромной воды, а в другую несколько кристаллов иода. В каждую пробирки прилить 2-3 капли спирта и энергично взболтайте содержимое пробирок 2 Br 2 , I 2 , бензин В одну пробирку внесите несколько капель бромной воды, а в другую несколько кристаллов иода. В каждую пробирки прилить 2-3 капли бензина и энергично взболтайте содержимое пробирок

    Слайд 13

    Бланк оформления лабораторного опыта № 3 . Растворимость брома и иода в органическом растворителе Вывод: __________________________________________________________________________________________________ Фамилия имяученика / цы____________________ класс___________________ Дата проведения____________________ № п Реактивы и оборудование Описание опыта Наблюдения 1 Br 2 , I 2 , спирт В одну пробирку внесите несколько капель бромной воды, а в другую несколько кристаллов иода. В каждую пробирки прилить 2-3 капли спирта и энергично взболтайте содержимое пробирок 2 Br 2 , I 2 , бензин В одну пробирку внесите несколько капель бромной воды, а в другую несколько кристаллов иода. В каждую пробирки прилить 2-3 капли бензина и энергично взболтайте содержимое пробирок

    Слайд 14

    Химические свойства галогенов и их соединений Атомы галогенов проявляют окислительные свойства: Г 2 + 2 е - = 2Г 0 -1 0 (восстановление, Г 2 - окислитель ) F 2 CL 2 Br 2 I 2 Окислительные и неметаллические свойства уменьшаются Галогены – типичные окислители и неметаллы 2KI + Br 2 2K Br + I 2 Но K Br + I 2 =

    Слайд 15

    Лабораторный опыт № 4. Вытеснение одних галогенов другими из соединений (галогенидов) № п Реактивы и оборудование Описание опыта. Наблюдения: отметьте, в каких пробирках изменилась окраска. Уравнения реакций Составьте схемы электронного баланса 1 KBr, KI, хлорная вода, крахмальный клейстер В пробирку № 1 внесите несколько капель раствора бромида калия, в пробирку № 2 – такой же объем раствора иодида калия. В обе пробирки добавьте по 2-3 капли хлорной воды. В пробирку № 2 добавьте крахмальный клейстер. KBr + CL 2 KI + CL 2 2 K CL , KI , бромная вода, крахмальный клейстер В пробирку № 1 внесите несколько капель раствора хлорида калия, в пробирку № 2 – такой же объем раствора иодида калия. В обе пробирки добавьте по 2-3 капли хлорной воды. В пробирку № 2 добавьте крахмальный клейстер. K CL + Br 2 KI + Br 2 В выводе: 1. Расположите галогены в порядке их способности вытеснять друг друга из соединений. 2. Объясните на основании радиуса атома и электроотрицательности галогенов их различную активность

    Слайд 16

    .. Н :Г: .. С водородом галогены образуют летучие водородные соединения НГ Общая электронная формула галогеноводородов Н - Г Водные растворы НГ являются кислотами Н F Н CL Н Br Н I радиус атомов растет, сила кислот растет, Устойчивость галогеноводородов уменьшается F CL Br I -1 -1 -1 -1 восстановительная активность увеличивается ионы галогенов являются восстановители -1 2 е - = 0 -1 (окисление, Г - восстановитель ) 2Г Г 2 - Общая электронная формула галогеноводородов Таким образом, самой сильной из всех бескислородных кислот является иодоводородная кислота

    Слайд 17

    Таким образом, сходство свойств галогенов определяется одинаковым строением внешнего уровня, а различия объясняется разным радиусом их атомов Домашнее задание: параграф 13, задание № 1 (письменно) страница 64


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по химии в 9-м классе на тему "Общая характеристика галогенов"

    Данный урок является уроком усвоения новых знаний, строится на основе преезентации, выдержаны все этапы урока от проверки домашнего задания до рефлексии (закрепления нового материала). Также содержит ...

    Общая характеристика галогенов.

    Урок изучения нового материала с  использованием элементов  технологии проблемного обучения. Урок соответствует основным требованиям ФГСОв, прилагается технологическая карта,  в к...

    Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева".

    Открытый урок по химии 8 класс " Характеристика элементов по Периодической системе Д.И. Менделеева"....

    Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

    Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"  Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение....

    общая характеристика галогенов

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ.  Решение задач и составление уравнений                                  ...

    Презентация к уроку химии "Положение элементов в периодической системе"

    Презентация к уроку химии "Положение элементов в периодической системе"...