Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Медведева Любовь Александровна

Урок химии по теме "Общая характеристика галогенов"

 

Цели урока: Изучить строение, физические и химические свойства галогенов, их биологическое значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_galogeny.rar395.22 КБ

Предварительный просмотр:

Фтор

Агрегатное состояние  при   200С - газ светло-желтого цвета, плотность 1,11 г/см3. Температура плавления -219,60, температура кипения -188,10С. Содержание в организме 0,0001 %. Входит в состав зубной эмали. Фтор - сильное ядовитое вещество.

Фтор участвует в построении зубной эмали и костей, является необходимым элементом в процессах обмена веществ в железах, мышцах, нервных клетках.

Химическая активность фтора исключительна высока. Щелочные металлы, свинец, железо сгорают в атмосфере фтора при  комнатной температуре. На некоторые металлы (Cu, Ni) фтор не действуют, так как на их поверхности образуется защитный слой фторида. Однако при нагревании фтор реагирует со всеми металлами, в том числе  золотом и платиной.    

Cо многими неметаллами (водород, йод, бром, сера, фосфор, мышьяк, сурьма, углерод, кремний, бор) фтор взаимодействуют на холоду с образованием соответствующих соединений; реакция протекает со взрывом или с образованием пламени.

                                    H2 + F2 = 2HF + 129,4 ккал

                                   

Непосредственно фтор не реагирует только с кислородом, азотом и углеродом (в виде алмаза). Очень энергично реагирует со сложными веществами. В его атмосфере горят такие устойчивые вещества, как стекло (в виде ваты) и водяной пар. Фтор не может быть растворим в воде, так как энергично разлагает её.

                                    SiO2 +2 F2 = SiF4 + O2 + 157 ккал

                                    2H2 O + 2F2 = 4 HF + O 2+ 143 ккал

Фтор является самым сильным окислителем.

Об уменьшении окислительных и увеличении восстановительных свойств галогенов от фтора к иоду можно судить по их способности вытеснять друг друга из растворов солей. Для фтора эта реакция не характерна, так как она протекает в растворе, а фтор взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород.

Хлор.

Агрегатное состояние: желто-зеленый газ, плотность 1,56 г/см3. Температура плавления -101,30 С, температура кипения -34,10 С. Содержание в организме 0,05-0,1%.

Хлор – это один из элементов, без которых немыслимо существование живых организмов. Поступает в организм с хлоридом натрия, который стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Соляная кислота, содержащая элемент – хлор, входит в состав желудочного сока.

Свободный хлор проявляет высокую химическую активность, хотя и меньшую чем фтор. Он непосредственно взаимодействует со всеми простыми веществами за исключением кислорода, азота и благородных газов. Такие неметаллы как фосфор, мышьяк, сурьма и кремний при высокой температуре реагируют с хлором с выделением большого количества тепла. Энергично протекает взаимодействие хлора с активными металлами – натрием, калием, магнием.

                                                       Сl2 + 2Na = 2 NaCl

 При комнатной температуре без освещения хлор практически не взаимодействует  с водородом, но при нагревании или на ярком солнечном свету реакция протекает со взрывом

                                                        Cl2 + H2 = 2HCl

Хлор реагирует с водой и на свету образует с ней соляную и хлорноватистую кислоту:

                                                        Cl2 + H 2O = HCl + HClО

Хлор взаимодействует с растворами галогенидов:

Cl2 + 2NaBr → 2NaCl + Br2

Cl2 + 2NaI → 2NaCl + I2

БРОМ

      Физическое состояние при обычных условиях красно-бурая жидкость. Плотность 3.12г/см3. Температура  плавления -7,3,, а кипения 57,9,. Содержание в организме 0.001%.       Бром ядовитое вещество.

Элемент – бром регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Его активно накапливают некоторые растения, и в том числе морские водоросли.

        Химическая активность брома меньше, чем у хлора, но все же велика. Со многими металлами и неметаллами (например с фосфором) они реагируют в обычных условиях. При этом бром по активности мало уступает хлору. Соединение брома с водородом происходит лишь при нагревании.

Cu + Br2 → CuBr2 

Br2 + H2 → 2HBr (при нагревании, без взрыва)

Бром взаимодействует с растворами галогенидов – иодидами:

Br2 + 2NaI → 2NaBr + I2

         

                                                             ЙОД

Йод при комнатной температуре представляет собой темно-фиолетовые кристаллы со слабым блеском. При нагревании под атмосферным давлением он сублимируется (возгоняется), превращаясь в пар фиолетового цвета; при охлаждении пары йода кристаллизируются, минуя жидкое состояние. Этим пользуются на практике для очистки йода от нелетучих примесей. Температура плавления 113,6 С°, температура  кипения 185С0.  В организме человека 0,0001%.

      Химическая активность выражена слабее, чем у других галогенов. Активность йода меньше, чем у хлора, но все же со многими металлами он  способен взаимодействовать при обычных условиях, образуя соли (название «галоген» происходит от слов рождать соль)

                                J2 +2Na = 2NaJ

      Йод с водородом реагирует только при достаточно сильном нагревании, и не полностью, т.к. начинает идти обратная реакция-разложение жидкого водорода:

                                H2 + J2  ⇄ 2HJ -12, 7 ккал.

            Йод ядовитое вещество. В небольших дозах регулирует работу щитовидной железы. При недостатке йода возникает базедова болезнь (эндемический зоб).

Фтор

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

 F2

 Газ

 светло-желтый

 -219,60

 -188,10С

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

 F2

 Щелочные металлы, свинец, железо сгорают в атмосфере фтора при  комнатной температуре. На некоторые металлы (Cu, Ni) фтор не действуют, так как на их поверхности образуется защитный слой фторида

 Не реагирует

 взаимодействуют на холоду,       реакция протекает со взрывом

H2 + F2 = 2HF + 129,4 ккал  

        Энергично ее ра

 Реакция не характерна

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

 F2

 0,0001 %.

 участвует в построении зубной эмали и костей, является необходимым элементом в процессах обмена веществ в железах, мышцах, нервных клетках

Хлор

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

 СI2

 Газ

 желто-зеленый

101,30 С

-34,10 С

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

 СI2

Энергично

 Сl2 + 2Na = 2 NaCl

Не реагирует

при нагревании или на ярком солнечном свету реакция протекает со взрывом

на на свету  свету

Взаимодействует с иодидами и бромидами

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

  СI2

 0,05-0,1%.

       Стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Соляная кислота, содержащая элемент – хлор, входит в состав желудочного сока.

Бром

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

Br2

жидкость

красно-бурая

-7,3

57,9

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

 Br2

реагируют в обычных условиях

Не реагирует

при нагревании, без взрыва

на Не реагирует

Взаимодействует с иодидами

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

 Br2

 0.001%.      

регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.

     

       

Иод

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

J2

кристаллы со слабым блеском.

темно-фиолетовые

113,6 С°,

185С0

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

 J2

реагируют в обычных условиях

Не реагирует

при достаточно сильном нагревании

на Не реагирует

Не реагирует

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

 J2

 0.0001%.      

регулирует работу щитовидной железы

Составьте сравнительную характеристику галогенов по каждому блоку, используя заполненные таблицы и учебник стр.105 – 106.

Инструкция проведения физического расследования.

Цель: выяснить физические свойства галогенов.

Порядок действий:

  1. Прочитать тексты.
  2. В блоке «Физика» своей «карты расследования» внесите сведения о физических свойствах галогенов.
  3. Подготовьте устный ответ.

Инструкция проведения химического расследования.

Цель: Выяснить химические свойства галогенов.

Порядок действий:

  1. Прочитайте тексты.
  2. В блоке «Химия» своей «карты расследования» внесите сведения о химических свойствах галогенов и укажите условия химических реакций.
  3. Подготовьте отчет у доски.

Инструкция проведения «биологического анализа».

Цель: Выяснить содержание галогенов в организме человека и их значение.

Порядок действий:

  1. Прочитать тексты.
  2. В блок «Биология» своей «карты расследования» вместить сведения о содержании галогенов в организме человека и их значений.
  3. Подготовьте устный ответ.

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

F2

Газ

светло-желтый

-219,6 С°

-188,1 С0

СI2

Газ

желто-зеленый

101,3 С°

-34,1 С0

Br2

жидкость

красно-бурая

-7,3 С°

57,9 С0

J2

кристаллы со слабым блеском.

темно-фиолетовые

113,6 С°,

185С0

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

F2

0,0001 %.

участвует в построении зубной эмали и костей, является необходимым элементом в процессах обмена веществ в железах, мышцах, нервных клетках

СI2

0,05-0,1%.

Стимулирует обмен веществ, рост волос, придает бодрость и силу. Соляная кислота, содержащая элемент – хлор, входит в состав желудочного сока.

Br2

0.001%.

регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.

J2

0.0001%.

регулирует работу щитовидной железы

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

 F2

 Щелочные металлы, свинец, железо сгорают в атмосфере фтора при  комнатной температуре. На некоторые металлы (Cu, Ni) фтор не действуют, так как на их поверхности образуется защитный слой фторида

 Не реагирует

 взаимодействуют на холоду,       реакция протекает со взрывом

H2 + F2 = 2HF + 129,4 ккал  

        Энергично ее ра

 Реакция не характерна

 СI2

Энергично

 Сl2 + 2Na = 2 NaCl

Не реагирует

при нагревании или на ярком солнечном свету реакция протекает со взрывом

на на свету  свету

Взаимодействует с иодидами и бромидами

 Br2

реагируют в обычных условиях

Не реагирует

при нагревании, без взрыва

Не не

реагирует

Взаимодействует с иодидами

 J2

реагируют в обычных условиях

Не реагирует

при достаточно сильном нагревании

Нене реагирреагирует

Не реагирует

Блок «Физика» - таблица №1

Знак химического элемента

Агрегатное состояние при обычных условиях

Цвет

Температура плавления

Температура кипения

Блок «Биология» - таблица №3

Знаки химических элементов

Содержание галогенов в живых организмах

Значение галогенов для человека

F2

СI2

Br2

J2

Блок «Химия» - таблица №2

Галогены

Отношение к металлам

Отношение к кислороду

Отношение к водороду

Отношение к воде

Отношение к растворам галогенидов

F2

СI2

Br2

J2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сравнительная характеристика галогенов"

Презентация включает материал об открытии галогенов, строении атомов, физических и химических свойствах галогенов с видеоопытами , влиянии галогенов на организм человека, кроссворд по теме...

Конспект урока химии "Кислород, его характеристика. Получение кислорода"

Урок химии в 8 классе. это первый урок по теме "Кислород".  Цель: конкретизировать знания учащихся  о химическом элементе и простом веществе. Познакомить с историей открытия, физическими сво...

Урок по химии в 9-м классе на тему "Общая характеристика галогенов"

Данный урок является уроком усвоения новых знаний, строится на основе преезентации, выдержаны все этапы урока от проверки домашнего задания до рефлексии (закрепления нового материала). Также содержит ...

Урок химии на тему: Характеристика химического элемента.

Урок дается в 8 классе. Творческое задание воспринимается абсолютно всеми учащимися с удовольствием и дает каждому возможность реализации своих творческих способностей независимо от уровня подготовки....

Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"

Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения  представляют особенно широкие ...

Урок по теме: Сравнительная характеристика галогенов

Галогены (от греч. halos - соль и genes - образующий) - элементы главной подгруппы VIIгруппы периодической системы: фтор, хлор, бром, йод, астат.В свободном состоянии галогены...

Урок по теме "Сравнительная характеристика галогенов"

Разработка урока по теме "Сравнительная характеристика галогенов" , химия , 8класс.  Урок с презентацией...