Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение» 10 класс
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Предельные углеводороды, гомологический ряд, гомологи, их строение, изомерия углеродного скелета, номенклатура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_predelnye_uglevodorody_.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Предельные углеводороды. Изомерия, номенклатура, строение»  

  10 класс

Использованные технологии:

Информационно-коммуникативные, исследовательские методы, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве, игровые технологии

Цель урока: формирование у учащихся представлений о предельных углеводородах.

Задачи урока:

Образовательные: проверить степень усвоения знаний по теме «Теория химического строения» и «Природные источники углеводородов»;

закрепить понятие об явлениях изомерии и гомологии; на примере предельных углеводородов продолжить формирование умений составлять формулы гомологов и изомеров; сформировать представления о строении предельных углеводородов;

Развивающие: продолжить формирование учебных компетенций:

а) учебно-познавательных: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умение ставить задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы;

б) коммуникативных: развивать навыки работы в группах, парах, взаимодействие с другими людьми, умение отвечать на поставленные вопросы;

в) информационных проводить знаковое моделирование, выделять главное, извлекать необходимую информацию при выполнении практических заданий, оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: ПК с программным обеспечением, мультимедийный проектор,  шаростержневые модели молекул, таблица «Метан», дидактический материал,  образцы предельных углеводородов.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы работы: словесные, наглядные, поисковые.

Ход урока

1. Организационный момент.  

Актуализация знаний и умений.

                                          Вопросы к фронтальной беседе

  1. Кто разработал теорию химического строения?
  2. Сформулируйте основные положения теории.
  3. Что такое изомеры?
  4. Какие соединения называются гомологами?
  5. Какова валентность углерода в органических соединениях?
  6. Какие соединения называются углеводородами?
  7. Что такое гибридизация ?
  8. Что является природными источниками углеводородов?

2. Изучение новой темы.

    Мотивация: демонстрация горения парафиновой свечи, нерастворимости парафина в воде, наблюдение за каплями расплавленного парафина.

    Вопрос: как вы думаете о чём мы будем  говорить на уроке? (о веществах, которые входят в состав парафина и других, похожих на них соединениях).

Учитель сообщает тему урока «Предельные углеводороды ( Алканы)», учащиеся записывают тему в тетради. (слайд 3). Знакомство с планом урока.

А. Гомологический ряд и общая формула алканов.

    Постановка проблемы. Учащимся предлагается решить задачи на установление молекулярной формулы вещества (работа по вариантам) и составить структурные формулы полученных соединений:

Вариант 1                                  Вариант 2                                 Вариант 3

Ŵ(С)=83,3%                           ŵ (С)=82,8%                               ŵ (С)=81,8%

ŵ (Н)=16,7%                           ŵ (Н)=17,2%                              ŵ (Н)=18,2

D(Н  )=36                                   D(возд.)=2                                      D(N)=1,57

(Ответы: С5Н12      С4Н10       С3Н8)

Учитель:

  1. Что объединяет эти соединения? (Все атомы углерода до предела насыщены водородом).
  2. Чем отличаются по составу полученные вещества? (на группу СН2)  
  3. Какова общая формула этих соединений?  (СпН2п+2)

Вводится понятие гомолога и гомологического ряда для предельных углеводородов. (слайд 4,5).

Учащиеся выполняют задание для закрепления.

Задание №1. Составьте формулы алканов, содержащих в своём составе атомов углерода: а)  7      б) 10       в) 16         г) 20

Задание №2. Среди предложенных формул алканов укажите формулы гомологов (слайд 6).

        Б. Изомерия и номенклатура алканов.

Учитель: для чего нужно изучать номенклатуру?

Составьте структурные формулы изомеров пентана. Какими знаниями нужно обладать, чтобы выполнить это задание? (вспоминаем понятия «изомерия», «изомер»).

Учащиеся составляют формулы соединений.

Учитель: назовите все соединения.

Проблемная ситуация: названия, которыми пользовались до сих пор оказываются недостаточными.

Учитель знакомит учащихся с правилами систематической номенклатуры (слайд 8-10):

  1. выбрать наиболее длинную цепь атомов углерода;
  2. пронумеровать их с того конца, к которому ближе расположены заместители, если заместители равно удалены, то нумеруют с того конца, к которому ближе более простой заместитель;
  3. указать номер атома от которого отходит ответвление, затем через дефис записать название радикала-заместителя;
  4. если заместителей несколько групп, то цифрой отмечают каждую из них, перечисляя радикалы в алфавитном порядке
  5. если в молекуле есть одинаковые радикалы, то сначала через запятые перечисляют числа, указывающие их  местоположение, затем их количество (греческими приставками  ди-, три-, тетра- );
  6. если с одним и тем же атомом углерода связаны два одинаковых заместителя, то цифру повторяют дважды;
  7. к названию последнего радикала добавляют название алкана.

Учащиеся выполняют задание по закреплению новых знаний.

Задание №3. Напишите структурные формулы по названию:

а) 2,2-диметилпентан                  б) 2,2,3-триметилгексан  

в) 2-метил-4-этилоктан                г) 2-метил-3,4-этилгептан

В. Строение алканов.  

  1. электронные схемы строения атома углерода и соответствующее им      

     состояние атома (слайд 13,14)

  1. пространственное строение молекулы метана, валентный угол и длина

связи между углеродными атомами в алканах (слайд 15).

Задание для учащихся (работа в группах): используя шаростержневые модели, соберите молекулы метана, этана пропана.

Г. Физические свойства алканов. Работа с книгой:

  1. прочитайте внимательно текст на с.25
  2. составьте по полученной информации 2 вопроса своему товарищу

Игра «Ты мне – я тебе».

III.Закрепление по вопросам (слайд 19)

     IV.Подведение итогов урока. Что нового узнали на уроке. С чем справились, что не получилось?

V. Домашнее задание: §3, с.32 № 7,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Предельные углеводороды

Можно познакомится с конспектом и мультимедийной презентацией по данной теме...

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»

Обобщающий урок по теме «Предельные углеводороды»...

Разработка урока по теме "Ароматические углеводороды (арены). Бензол. Строение молекулы"

Тип урока изучения нового материала. Урок даётся в виде лекции....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....

Урок по теме: Предельные углеводороды - алканы.

Тема урока:  Предельные углеводороды -алканыЦель урока:  Познакомить учащихся с классом предельных углеводородов  -алканов. Повысить заинтересованность в изучении нового раздела химии....

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления...

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением.

Конспект урока химии в 9 классе Урок изучения нового материала по теме «Предельные углеводороды» с мультимедийным сопровождением. Цели урока: Дидактическая цель: создать усл...